Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Аптеки должны вернуться в медицину.



"
 
О том, почему правительственные меры не спасают положение и лекарства становятся не по карману большинству, корреспондент «АиФ-Саратов» поинтересовался у Владимира Марона, много лет возглавлявшего систему здравоохранения области.    
 
 
                                                                                                                                                              
- Владимир Михайлович, судя по всему, рынку лекарств нужна экстренная терапия?

- Регулировать этот рынок можно, действительно, лишь одним способом – постановлением правительства области. Но меня удивляет другое: на всех уровнях обсуждаются корректировки. А почему о дорожающих лекарствах не говорят? Это ведь жизненно важный вопрос! Да, мы слышим о цифрах, процентах. Но существенным для жителей является лишь одно – может он позволить себе приобрести необходимые лекарства или нет.

До апреля в области действовало постановление, принятое аж в 2001 году. Надо создавать систему контроля, принимать регламент, по которому будет работать вся область. По моему опыту могу сказать; на то, чтобы привести в порядок эту систему, надо не более трех месяцев. Но система эта должна работать постоянно. Пока же есть лишь разрозненные действия, эффективность которых близка к нулю.

- Аптеки – это бизнес. Выходит, все зависит от сознательности заинтересованных лиц?

- К сожалению, сегодня многие аптеки ушли от своего изначального предназначения – быть медицинским учреждением. Раньше любой провизор в аптеке был подобен семейному доктору. Здесь же готовились многие лекарства, что значительно снижало их стоимость. Да, в любой аптеке есть частный капитал, и желание получать прибыль объективно. Но делать это за счет здоровья людей, по меньшей мере, кощунство.

Думаю, здесь-то и должна подключаться власть. Например, идти навстречу тем компаниям, которые хотят работать в селах, проводить социальную программу. Элементарно можно снижать арендную плату таким компаниям и т.д.

- Что же выгоднее потребителю – сетевые аптеки или отдельные фармучреждения?

- На мой взгляд, в области должно быть 3-4 фармхолдинга. Во-первых, у крупных компаний будет ниже закупочная цена, более широкий ассортимент. Во-вторых, несколько компаний гораздо проще контролировать. В свое время в 90-х годах начали вводить систему лицензирования. Так вот фирм, поставляющих в область медикаменты, было более 500. Они все регистрировались по поддельным адресам, а лекарства привозили в багажниках «Жигулей». Но как проконтролировать 500 фирм? Поэтому от большинства мы просто отказались.

- Льготники сегодня предпочитают получать субсидии деньгами. Не проигрывают ли они?

- Могу сказать, что те документы, которые были приняты на уровне федерального правительства, отвечали всем требованиям и реально могли бы принести пользу людям.

Но неграмотное исполнение в регионах поставило все благие намерения под вопрос. А сейчас даже билборды по всему городу развесили: мол, верните себе льготу. Получается, в бюджете просто нет денег, чтобы расплачиваться со всеми льготниками. А это уже вопрос другой – об эффективности исполнения бюджета и рационального использования бюджетных средств всех уровней.

Языком цифр

По данным Саратовстата, на 19% выросли цены на медикаменты за прошедшие полгода. За год же лекарства подорожали на 28,4%.

 
Алена Егорова, “Аргументы и факты” (26.08.2009)
фото (бывший вице-губернатор области В.Марон): http://www.nvsaratov.ru/pimg/00002213_01.gif
 
 
 
КОНТЕНТ:
 
Жена Цезаря вне подозрений
 
Бедная овечка местной фармации

Неприятная сценав одной из саратовских аптек. Пожилая женщина, бедно одетая. Явно смущаясьи нервничая, роетсяв кошельке,а продавец за ней сочувственно наблюдает. Женщине не хватает каких-то 8-10 рублей за то ли корвалол, то ли валокордин: давно не покупала,а цены снова подросли…
…То, что пенсионерами бюджетникамс лекарствами сегодня очень туго- не секрет. Даи большинству работающих граждан огромный ассортимент медикаментов саратовских аптек часто не по карману.
К этому привыкли. Притерпелись. Дороговизна лекарств стала нормой.А вот аппетиты дельцов от фармакологии (и шире- здравоохранения) делают даже обычные лекарства для нас уже предметом не первой необходимости, но чуть ли не роскошью.
Кто считал, сколькоу насв Саратовской области умирает людей, не имеющих возможности приобрести необходимые лекарства?А сколько людей мучаются, болея, но не лечась- по той же причине?
Почему так? Неужели нет возможности привести цены на лекарствав соответствие со здравым смысломи покупательской способностью 90% небогатых россиян?
Оказывается, есть такая возможность.И недавно, вроде бы, прокуратура Саратовской области сделала смелый шаг на нелегком поприще разгребания… корыстных интересов чиновников, роящихся вокруг медицинских суперприбылей (да-да, естьи таковые при нашей, якобы нищей, медицине!).
Прокуратура решила всерьез урезонить некоторые беззаконные действия нашей исполнительной власти, для которой, похоже, существуетв медобслуживании народа только один главныйи «шкурный» вопрос: КТО будет выдавать лицензиии стричь «золотое руно» аптек области, облегчая попутно наши карманы?
Как мне стало известно из серьезного источника, прокуратурой было подано исковое заявлениеи выиграно делов первой судебной инстанциио признании не действующим постановления правительства Саратовской области, которое касалось проблем лицензирования фармацевтической деятельности.
Скажу сразу: за этим, скучным на первый взгляд, названием скрываются такие нешуточные страсти, такие деньгии властные интересы, что дух захватывает.
Ну, представьте себе, что вы- владелец, например, одного из 1008 аптечных предприятий области. Или одного из 483 учреждений, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. Или одной из 304 организацийс лицензией на фармацевтическую деятельность.
К вам приходят добрые люди из лицензирующего органаи ласково так говорят: «У тебя, братец, швабра нев том месте стоит, ценник упал, градусник не там закреплен, нет должностной инструкциии вообще витрина плохо помыта. Ты лишен лицензии. Нуа если не хочешь, чтобы мы пришлик тебе теперь только через полгода,а все это время ты нес убытки- то… сам понимаешь…»
Намеки понимали все, за редким исключением. За время действия ГУ «Информационный центр лицензирования министерства здравоохранения области» (это- главный герой моего повествования) за эти самые то выданные, то забираемые лицензии было столько денег уплачено…
И все затраты фармацевтических организаций на удовлетворение аппетитов лицензионщиков как рази «накручивались», закладывались, похоже,в конечную цену многихи многих лекарств.
Своя рука – владыка
Вообще ситуация «хочу- разрешу,а хочу- не разрешу» для чиновника- самая сладкая, вожделеннаяи прибыльная. Взяткоемкая.
Для того, чтобы эту ситуацию создать, как правило, предпринимаются самые невероятные усилия.И только очень сильными влиятельным фигурамв законодательной или исполнительной власти это удается.
Ну разве мог кто-либо ниже рангом, чем Владимир Марон (правая рука губернатора, второй человекв областной иерархии,с недавних пор чуть ли не официальный преемник Аяцкова), пролоббироватьв родном областном правительстве те самые документы (оспоренные прокуратуройи судом), которые привелик созданию упомянутого ГУ «Информационный центр лицензирования…»?
Почему именно Марон? Да тути гадать долго не надо- ведь госпожа Попкова Виктория, жена Владимира Михайловича,и есть директор этого самого ГУ, «страшного сна саратовских аптекарей».
И трудно поверить, что право лицензировать фармакологию, стричь «золотое руно», было полностью отдано на откуп попковскому ГУ без ведома беспристрастнейшего В.М.Марона, профессионального медика, не перестающего реально ни на минуту курировать саратовскую медицинуи особо- прибыльные ее отрасли…
Есть еще одно принципиальное обстоятельство, известное всему медицинскому сообществу. Ранее чета Маронов была представлена г-жой В.Попковойв учредителях фармацевтического предприятия «Эфедра». При назначении на должность Попкова формально вышла из учредителей, но Марон по-прежнему влияет на ход делв этом предприятии. Более того, говорят, что сотрудники лицензионной комиссии советуютсяс юристами ООО «Эфедра»- как им сделать те или иные нормативные акты,и подгоняют все нормы под состояние дел «Эфедры».
Постепенно «Эфедра» при лоббизме Марона становится главным монополистом на территории области по розничномуи оптовому обороту лекарственных средств.
Большинство муниципальных аптек таки не смогли приватизироваться через свои трудовые коллективы. Их приватизировали через ООО «Эфедра», минуя все законодательные нормы по сумме сделок на приватизациюи альтернативности торгов.
В медицинских кругах говорят, что специалисты ООО «Эфедра» «выкручивают руки» главным врачам, чтобы они покупали оптом лекарства толькоу них за счет бюджетных средств.И по каким ценам это делается! Если кто-то из аптек захочет получить право на отпуск лекарственных средств по льготным рецептам- то покупать он должен тольков ООО «Эфедра»и по их ценам.
Несколько аптек пробовали сопротивляться действиям лицензионной комиссии. Чтос ними стало? На месте аптеки на улице Горького, напротив кинотеатра «Ударник», после многочисленных лишений предыдущего предприятия лицензий, открылась аптека «Эфедра». На месте «Народной аптеки» на улице Московская также открылась аптека «Эфедра».А что открылось вместо аптеки «Зарядье» на углу Московскойи Радищева, вы уже, наверно, сами догадались.
Но главное все же нев келейностии семейственности решаемых государственных, по сути, вопросов. Хотяи это коробит народ,и порядком надоело ужев Саратовской области.
Делов том, что федеральные органы власти (Минздрав РФ,в частности) передали, согласно Конституциии законам государства, свои полномочия по лицензированию лишь только ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ субъекта РФ. Но никак не неким структурам, вроде ГУ «Информационный центр…», который совсем не чужд разного рода коммерции (оказанию платных консультационных услуг фирмам. Есть даже форма специального Договорас суммой 2106,46 за «консультацию». Это только по «безналу»…)и хотя бы по этим обстоятельствам органом исполнительной власти не является.
А значит-с какой стати отдавать этой структуре право «каратьи миловать» через выдачу-невыдачу лицензий на право обеспечивать население области лекарствами?! Только потому, что так хочетсяи выгодно семье Марона?
Вот как повествуето своей деятельностив правительственной газете, «которой можно верить», сама г-жа Попкова:
«Согласно действующему закону, лицензирование- это мероприятия, связанные не толькос предоставлением лицензий, ноис контролем за соблюдением лицензионных требований…». То есть она сама констатирует широту «профессиональных» интересов своего ГУ.И продолжает: «Можнос уверенностью говоритьо том, что на территории нашей области процессы лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности,а также деятельности, связаннойс оборотом наркотических средств, не пущены на самотек и, более того, имеют твердую законодательную… базу» («Саратовские вести» от 11.07.03,№ 28 (182)).
Итак, что же это за такая «твердая законодательная база», на основании которой довольно продолжительное время ГУ «Информационный центр…»и его высокие покровители (наделившие по своему разумению-хотению это ГУ властнымии исполнительно-распорядительными функциями) собираютс медициныи саратовцев как прямую, таки опосредованную (через высокие цены на лекарства) дань?
Самозваные мытари
Существует оспоренное прокуратуройи судом постановление правительства Саратовской области (от 18 сентября 2002 г.№ 85-п). Согласно п.2 этого постановленияи была создана комиссия по лицензированию фармацевтической деятельности при министерстве здравоохранения Саратовской области.
Комиссия составлена весьма хитро. Пятеро, то есть половина, из 10-ти ее членов- это работники попковско-мароновского ГУ… Согласно же Положениюо данной комиссии (п.9) заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов.А согласно п.10, «решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от присутствующих членов комиссии».
Проще говоря, прямов здании ГУ под руководством директора (и члена комиссии) Виктории Попковой собираются эти5 человек (между прочим, подчиненных Попковой по службе!)и решают судьбы аптеки другие вопросы.
Ав итоге, по сути получается, определяют: сколько денег мы отдадим за все дорожающие лекарства? Решают ВМЕСТО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ!?
А ведьв п.13 этого Положения четко сказано: «Лицензия подписывается министром здравоохранения области».
То есть получается императивно: подписывайте, госслужащий министр г-н Завалев, то, что «нарешали» вами за вас члены попковской комиссии!И ведь подписывает. Кудаж из-под Марона-то денешься…
Что же, этои есть, наверное, та самая «твердая законодательная база»? Видимо, чиновнику высшего уровня Владимиру Марону это кажется нормальным. Только не правоохранительным органам.
Не случайно Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда установила, что «Правительство области полномочия по лицензированию… фактически передало созданным комиссиям, которые не являются органами исполнительной власти».А ведь1 июля 2002 г. правительство РФ приняло постановление (№ 489 «Об утверждении Положенияо лицензировании фармацевтической деятельности»).И тамв п.3 есть указание, что лицензирование осуществляется Минздравом РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ.
Однако, что нашим местным правителям федеральные законыи постановления? Мы собственные сочинять можем,и не хуже, не так ли?И верховенством наделять их над законами страны- дело привычное.
А вот какв судебном заседаниио «работе» попковской комиссии рассказала Таева Т.В., свидетель, директор ООО «Дана» (которое было созданов целях открытия аптекив р.п.Турки).
Оказывается, документы на лицензирование Таева неоднократно сдавалав ГУ «Информационный центр…» председателю комиссии Бесчетновой Т.В.
Сначала несколько дней было невозможно получить опись документов, которая была, наконец, выдана после долгих настойчивых просьб.А далее г-жа Бесчетнова сказала свидетельнице, что документы подготовлены все, но они «не проходят». На вопрос «почему?» вразумительного ответа не давалось. Документы из ГУ неоднократно возвращались без какого-либо решения (к чему бы это?).
А после того, как женщина обратиласьк адвокату- попковской комиссией было вынесено решение об отказев выдаче лицензии (так карают непокорных!).И открылось любопытное: из содержания решения попковской комиссии свидетелю Таевой стало ясно, чтос ее документами на лицензию никто дажеи НЕ ЗНАКОМИЛСЯ, посколькув тексте решения были указаны «недостатки», которые фактически отсутствовали!
Аналогичные показанияв суде далии еще несколько свидетелей, пострадавших от самовластия комиссии. Вот вами образчик «законной деятельности» г-жи Виктории Попковойи ее конторы.
Кстати, упомянутую уже статьюв «СВ» Попкова заканчивает так: «…Лицензиаты понимают, что могут работать тольков соответствиис действующим законом».
То ли плохо понимают, увлеченные созданием «непреодолимых барьеров для нерадивых бизнесменов» (из попковской рекламной статьив другой уже газете), то ли законы для них отдельные писаны.
Не по-российски писаны,а по-саратовски…
P. S. 20 июня 2003 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда решила: заявление прокурора Саратовской области удовлетворить. Признать не действующими пункты2и3 Постановления правительства Саратовской области№ 85 от 18 сентября 2002 года.
То есть, по сути, судебная власть признала попковскую комиссию незаконной. Понятно, что правительственное ГПУ отправилов Москву кассационную жалобу (от 1.07.03 г.)- ведь обидно «главному куратору всегои вся» не только моральную оплеуху получить, нои такого «кормления» лишиться…
Впрочем, саратовская медицина, выстроеннаяс 1996 года под волю одного человека- Владимира Марона- много от этого пока не выгадает. Разве что есть надежда: цены на лекарствав аптеках области снизятся.А значит- общество еще может выигрыватьу своих зарвавшихся властителей.

 
 
Евгений АЛЕКСАНДРОВ