КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Аэропортная сага.



Оптимизация федерального бюджета сулит саратовцам серьезное разочарование. Вопреки неоднократно звучавшим обещаниям, строительство нового аэропорта в районе села Сабуровка в будущем году так и не начнется, несмотря на всю значимость этого проекта для нашего региона. На прошлой неделе стало известно, что в бюджете-2010 финансирование развития аэропортов будет сокращено на 64 процента по сравнению с запланированным. Это связано с общим сокращением бюджетных расходов по причине кризиса. Урезание финансирования «авиационной» статьи в той или иной степени уже затронуло интересы многих регионов.

 

Из-за нехватки средств в текущем году в одних аэропортах не были завершены работы по реконструкции взлетно-посадочных полос, в других не установлены системы светосигнального оборудования, в третьих существенно затягивается реконструкция.

Саратов сдвинули лет на пять
Разговоры о строительстве нового саратовского аэропорта, кажется, идут так давно, что многие жители региона уже успели запутаться в деталях. Поэтому напомним: в 2007 году министерство транспортного развития Саратовской области после проведенного конкурса подписало контракт на проведение изыскательских работ по выбору площадки под строительство нового аэропорта с ООО «Прогресстех». Весной 2008-го из трех рассмотренных вариантов была выбрана площадка у села Сабуровка (Саратовский район).
А осенью прошлого года губернские власти заявили, что объект в окрестностях Сабуровки будет сдан в эксплуатацию предположительно в 2014 году. На тот момент на конкурсной основе был определен автор будущего проекта – московское ЗАО «Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры». Помимо разработки проекта, за счет федеральных средств планировалось оборудовать взлетно-посадочную полосу, дорожки аэропорта, а также укомплектовать авиационно-техническую базу и установить метеорологическое оборудование. Остальные расходы, касающиеся строительства пассажирского и грузового терминалов, бизнес-центра с гостиницей, стоянки автотранспорта и железнодорожной станции, должны были лечь на плечи правительства области и частных инвесторов.
Далее эпопея развивалась следующим образом: в начале текущего года стало известно, что строительство нового саратовского аэропорта включено в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России». В рамках этой программы из федерального бюджета нам обещали выделить свыше 5 миллиардов рублей. Областная казна должна была пожертвовать на проект чуть больше 700 миллионов, еще 1,5 миллиарда предполагалось получить из внебюджетных источников. Строительство аэропорта в период кризиса было признано делом, выгодным вдвойне, поскольку помогло бы трудоустроить многих людей, лишившихся прежней работы, и обеспечить дополнительные поступления в бюджеты областного, городского и районного уровней. В текущем году областное министерство транспорта наметило срок сдачи объекта уже на 2015 год и уверяло, что кризис не помешает возведению аэропорта. Собственно, само строительство изначально планировалось начать в 2010-м. Саратовцам обещали, что наш аэропорт будет одним из самых современных в России и лучшим в Поволжье.
Но как ни хорохорились областные чиновники, а кризис все-таки спутал их планы. Заместитель главы Росавиации Константин Махов, выступая в прошлый вторник на заседании Общественного совета Федерального агентства воздушного транспорта, сообщил, что из-за оптимизации федерального бюджета из Проекта прогноза на 2010-2012 годы исключены аэропорты Анадыря, Архангельска, Петрозаводска, Перми, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Махачкалы, Краснодара, Оренбурга, Волгограда и Саратова. Иными словами, если аэропорт в Сабуровке когда-нибудь появится, то случится это как минимум на три года позже запланированного срока.

Хотя, как показывает российская действительность, где три – там может быть и четыре, и пять. В Росавиации уже уточнили, что в настоящее время проводится корректировка федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», предусматривающая перенос сокращенных в 2010-м объемов на 2014-2015 годы. Словом, срок введения в эксплуатацию нового саратовского аэропорта по самому оптимистичному прогнозу сдвинется на 2020 год.

Сочи – приоритет из приоритетов
Экономическая нестабильность заставила федеральных чиновников определить наиболее приоритетные, в том числе и авиационные, проекты, о реализации которых следует позаботиться в первую очередь. В 2009 году расходы на развитие российских аэропортов также были сокращены на 30 процентов по сравнению с первоначально запланированными – с 31 до 21 миллиарда рублей. По этой причине не были окончательно реконструированы взлетно-посадочные полосы в аэропортах Самары, Южно-Сахалинска, Калининграда, Махачкалы, Магадана, а в Минеральных водах и Сыктывкаре не завершены работы по установке систем светосигнального оборудования. Кроме того, из-за нехватки средств не удалось закончить реконструкцию московских аэропортов «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово». В новом году на развитие авиатранспортных систем будет выделено чуть больше 24-х миллиардов рублей. Несправедливость, проявленная в отношении столичных аэропортов, естественно, будет исправлена: они получат из федеральной казны почти 5 миллиардов.
Семь миллиардов рублей, по понятным причинам, достанется Сочи – это город занял первое место в списке приоритетов. На втором месте оказался Владивосток, где в 2012 году пройдет саммит стран АТЭС. Ему достанется 3,6 бюджетных миллиардов. К слову, строительные работы на владивостокском аэродроме не прекращаются даже в лютую непогоду. Также Росавиация выделит средства на развитие 13 аэропортов Дальнего Востока и Забайкалья – свыше 2 миллиардов рублей. Почти 3 миллиарда в общей сложности получат на свое совершенствование аэродромы Воронежа, Мурманска, Магаса, Анапы, Минеральных Вод, Пензы, Самары, Горно-Алтайска, Иркутска, Грозного. В целом в ближайшие три года объем госфинансирования развития авиационной инфраструктуры в России должен снизиться на 52 процента. В 2011 году на эти цели предполагается выделить из бюджета 21,5 миллиарда рублей, а в 2012 – только 18,5 миллиарда. Очевидно, что государство в таких условиях не склонно тратить деньги на те объекты, строительство которых нужно начинать с нуля, тем более на сверхсовременные аэропорты в провинции.
Напомним, что изначально в рамках федеральных целевых программ на 2010-2015 годы на развитие аэропортов планировалось выделить свыше 306 миллиардов рублей. Эти деньги должны были пойти на реконструкцию 127 аэропортов, в том числе модернизацию 103 взлетно-посадочных полос. По словам замглавы Росавиации, 62 процента российских аэродромов имеют взлетно-посадочную полосу с искусственными покрытиями. Почти все они были построены более 20 лет назад, и за последние 10 лет реконструкции подверглись только 24 процента из них. Примерно половина оставшихся требует срочного капремонта. Среди аэропортов, имеющих грунтовые взлетно-посадочные полосы, в реконструкции нуждаются 18 процентов. Помимо этого, примерно треть российских аэропортов до сих пор не оснащена системами светосигнального оборудования (ССО). Только 71 аэродром имеет ССО с огнями высокой интенсивности, еще 144 – с огнями малой интенсивности.

А как другие переживут «облом»?
Как уже было сказано выше, помимо Саратова, дотаций на развитие авиационной структуры лишились еще ряд регионов. В Росавиации уточнили, что средства будут выделены лишь 30 из 48 аэропортов, включенных в федеральную программу. Мы решили выяснить, много ли потеряли другие субъекты из-за сокращения объемов финансирования по данной ФЦП. Начнем с ближайших соседей. На реконструкцию международного аэропорта Волгограда в 2010-2011 году планировалось выделить порядка 1,5 миллиарда рублей. На эти деньги предполагалось модернизировать существующие и построить новые взлетные полосы, которые существенно расширили бы функциональность аэродрома. Власти Волгограда рассчитывали, что он будет использоваться в качестве дублирующего во время прохождения Олимпиады в Сочи в 2014 году. Другой наш сосед по ПФО, Оренбург, планировал получить из госказны порядка 1,4 миллиарда. Руководство местного аэропорта собиралось потратить их на строительство взлетно-посадочной полосы, реконструкцию аэровокзального комплекса, возведение ангара для обслуживания воздушных судов. Проведение работ было запланировано на 2012 год.
Дирекция международного аэропорта «Нижний Новгород» тоже рассчитывала на федеральные средства. По предварительным подсчетам, на его реконструкцию необходимо около 13 миллиардов рублей. Половину этих денег руководители аэропорта рассчитывали добыть из госказны в рамках программы «Развитие транспортной системы России». Кстати, нижегородский аэродром является одним из старейших в стране, и обе его взлетно-посадочные полосы давно требуют реконструкции. Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» в этом году получил допуск к приему нового типа воздушных судов – пассажирских дальнемагистральных самолетов А-330, а также завершил строительство четырехзвездочного гостинично-делового комплекса. Кроме того, «Кольцово» обзавелся новым аэровокзалом и в следующем году готовился получить средства на реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
Власти Архангельской области рассчитывали потратить на модернизацию местного аэропорта почти 8 миллиардов рублей из федерального бюджета. Деньги должны были поступить в регион в рамках все той же ФЦП. Однако из-за кризиса губернские чиновники не смогли даже согласовать проект концепции развития аэрокомплекса. Сходная ситуация сложилась и в Перми. Краевые власти планировали за счет госказны создать к 2013 году на базе аэропорта «Большое Савино» современный авиатранспортный узел с уровнем обслуживания пассажиров по категории «С» (по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта). Пока же в существующем пермском «международном терминале» пассажиры чувствуют себя не комфортнее, чем селедки в банке. Реконструкцию и техническое оснащение еще двух аэропортов, Анадыря и Махачкалы, в рамках упомянутой программы предполагалось произвести в течение ближайших нескольких лет, то есть завершить до 2012 года. Получается, что саратовский аэропорт оказался единственным исключенным из списка федеральной программы проектом, реализацию которого требовалось начать практически с нуля. В то же время от строительства новых аэропортов в Анапе и Иркутске Росавиация не отказалась.
В то время как провинция, понурив голову, подсчитывает суммы недополученных дотаций, аэропорты и ж/д вокзалы двух российских столиц наперебой доказывают, что переплюнут друг друга по части обслуживания пассажиров. В прошлую пятницу было объявлено, что московский «Домодедово» стал первым в России аэропортом, с двух параллельных полос которого одновременно могут взлетать самолеты. В тот же день петербургский «Пулково» похвастался, что отныне является самым современным аэропортом в стране: только он обладает сразу двумя «всепогодными» взлетно-посадочными полосами, приспособленными для приема всех известных типов авиалайнеров. Ввод в строй реконструированной взлетно-посадочной полосы №1 в «Пулково» стал ответом на запуск на московско-петербурской железнодорожной ветке сверхскоростного поезда «Сапсан», который начал курсировать по своему маршруту накануне. В связи с этим могу предложить саратовцам только порадоваться за жителей двух столиц, у которых теперь есть достойный выбор между «летать» и «ездить», поскольку нам такого выбора в ближайшие лет десять точно не видать.

Олеся ВЛАСОВА

http://www.rasklad.ru/articles/3353.html?PHPSESSID=5931dbe18fcef5f046204d4c6540dd3d

фото: http://www.photoshare.ru/data/0/146/1/3m0czb-7do.jpg?1