КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Два директора автотранспортных предприятий публично подтверждают, что давали взятки заместителю председателя постоянной комиссии Саратовской городской думы по промышленности, транспорту, связи и торговле Андрею Иващенко.



Сфера пассажирских перевозок – одна из наиболее напряженных в Саратове, конечно, если можно говорить о том, что в областном центре вообще существуют благополучные отрасли. Один за другим вспыхивают коррупционные скандалы, граждане жалуются на плохое обслуживание, все пеняют на дороги… Даже профсоюзы, которые на Саратовщине, да и в стране в целом, традиционно сохраняют инертное состояние, принялись выражать определенное недовольство. О том, насколько возможно ведение бизнеса по перевозке граждан в столице региона, мы беседуем с генеральным директором ООО «Альянс-авто» Алексеем Чибрикиным.

- Алексей, Вы уже много лет работаете в пассажирских перевозках, как можно оценить сегодняшнее положение сфере?
- Ситуация, прямо скажем, неважная, вести бизнес в пассажирском транспорте в Саратове сейчас крайне сложно. На это, как мне лично видится, существует две причины: политическая и экономическая.

- Что Вы имеете в виду?
- Во-первых, элементарно не дают работать. Сейчас каждый год проводятся тендеры, в результате которых в бизнесе остаются фирмы, близкие к определенным людям в городской администрации. То есть, нашу деятельность оценивают не по достижениям, а по способности «делиться» с чиновниками муниципалитета.

Вот возьмем пример нашей компании: мы создали собственную базу, предприятие находится на территории бывшей свалки – сейчас там облагороженная территория, полностью создали инфраструктуру – станции техобслуживания, на которых можно проводить полный комплекс ремонтных работ. Нам удалось сформировать профессиональный коллектив, причем, мы очень ответственно подходили к людям, вплоть до того, что ценных, но сильно пьющих сотрудников, с их согласия лечили. Имелись все необходимые лицензии, сами открыли маршруты, сами их накатали, никаких задержек зарплаты… На момент прохождения тендера у нас было 25 единиц своей техники и 70 машин привлекалось со стороны. Казалось бы, какие при такой позитивной работе к фирме могут быть претензии?

Тем не менее, выяснилось, что оценивают нас не по труду, а по наличию связей, без которых работать нельзя, несмотря на то, что вложены десятки миллионов рублей, закуплена техника, есть опыт. Это очевидная коррупция.

- Я слышал, что сейчас, вообще, условия получения тендера несколько изменились.
- Так я даже больше скажу: сейчас проводится не конкурс, а именно отбор. Что это значит? – нет практически никаких критериев, по которым компанию бы допустили на рынок, кого хотят, тех и «отбирают». Например, даже в изданном положении о тендере, в том разделе, где говорится о комиссии, обратите внимание, не предполагается наличие ни одного человека из профильной сферы: нет ни транспортников, ни гаишников, одни чиновники и депутаты, причем далеко не все даже из соответствующих комитетов.

Они собираются, голосуют за тех, кого считают нужными, и никакой ответственности за свои решения не несут, что почти черным по белому написано в положении. Почему в этой сфере не работают правоохранительные органы, мне также непонятно.

- Вы отсудили право выйти на рынок после того, как по результатам конкурса 2009 года закрыли несколько маршрутов. Уже начали работу?
- Де-юре, незаконно (и это признано судом) отобранные у нас маршруты должны вернуться в предприятие, де-факто, нам почти прямо объявили, чтобы мы даже и не рассчитывали на возвращение маршрутов.

Когда был проведен конкурс, нам заявили, что «Альянс-авто» тендера не получил. Но мы знали, что это невозможно, хотя бы, потому что предприятие действующее, работает без сбоев. Пришлось обратиться в суд, по запросу подняли бумаги, выяснилось, что конкурс мы все же выиграли, нам просто заявили в администрации обратное, чтобы получить возможность отнять маршруты. Это я называю беспределом. Суд постановил вернуть направления, но удастся ли это сделать на практике – большой вопрос.
Это привело к тому, что теперь мы не в состоянии платить налоги, люди, работавшие у нас, сидят без зарплат в вынужденных отпусках, ждут лучших времен, площадка хиреет, хотя до конкурса она была в идеальном состоянии. То есть, вместо того позитивного развития, что было раньше, мы занимаемся непонятно чем.

В 2009 году мы оформляли кредит на покупку 20-ти единиц новой техники, причем, сейчас уже приобретаем не устаревшие и засевшие у всех в зубах «ГАЗели», а автобусы «Isuzu». Это немного другого класса машина, везет больше пассажиров, но, соответственно, и требует другого обслуживания, в него нужно вкладываться, а средств нет. Поэтому пока, как ездили «ГАЗели», так до сих пор и ездят.

С одной стороны, удобно, когда на дорогах большие автобусы, с другой – у нас в городе такие пробки, что передвигаться совершенно невозможно. Что в этой ситуации делает власть? Вместо того, чтобы покупать, предположим, снегоуборочную технику, она приобретает автобусы. Зачем, спрашивается, они нужны в «Саратовгорэлектротранспорте», когда эту нишу уже полностью закрыли частные предприниматели?

- Кстати, еще по поводу маршрутов: в этом году планируется закрыть 12 направлений. С чем, на Ваш взгляд, это связано? На это действительно существуют объективные экономические причины?
- Скажем прямо, некоторые из них и открывать не нужно было, поскольку они заведомо были убыточными. Но создали их по социальным причинам, исходя из обращений граждан в городскую администрацию, хотя данные направления либо вообще не давали прибыли, либо она была минимальна, а кое-где – минимальный убыток. Однако, понятно же, что есть районы, особенно новые, откуда кроме как на автобусе не выехать. К тому же, открытие новых маршрутов – показатель того, что город живет и развивается. Поэтому все было сделано очень грамотно: между предприятиями распределили рентабельные и нерентабельные маршруты. То есть, засчет высокоприбыльных перекрывался убыток от социальных.

Что произошло на тендере? Прибыльные маршруты у многих фирм забрали, а социальные оставили. Но чудес не бывает и никто их не потянет. То есть, баланс нарушили и пришлось 12 маршрутов закрыть. Это очень плохой показатель и говорит о том, что сужается жизненное пространство граждан. От этого никто не выиграл, и при грамотной политике все маршруты можно было бы легко сохранить.

- Очень многие транспортники жалуются на очень низкие тарифы на проезд. Вы в начале нашего разговора тоже упоминали некие экономические причины. Неужели невозможно сохранить цену на билет на нынешнем уровне?
- Конечно, нет. У нас самый низкий тариф в России, работать с ним невозможно. Себестоимость проезда балансирует где-то в районе 14 – 15 рублей. Кто бы что ни говорил о низких зарплатах в регионе и уровне жизни в целом, на цене билета это никак не может отражаться. Приведу простой пример: в Москве «накатывают» точно такой же километраж, но при тарифе в 25 рублей. Расходы на обслуживание машины одинаковые, что в Москве, что в Саратове, а доходы совершенно разные.

В результате, в столице техника новая, у нас – старая. Это не потому, что мы такие жадные и безответственные, ремонтировать старые машины тоже тяжело, а это лишние расходы. Оригинальные запчасти ставить дорого, начинаем использовать кооперативные, которые на порядок ниже по качеству, или же вообще занимаемся «кулибинством». Это, в свою очередь, напрямую влияет на безопасность дорожного движения.

- Тем не менее, люди продолжают работать в сфере?
- В том-то и дело, что нет. Предприниматели начинают выходить из бизнеса: часто их специально «выдавливают», чтобы, как нам кажется, потом на рынок пришел какой-нибудь холдинг. Он уже монопольно установит собственные тарифы, ну и социальной направленность останутся одни воспоминания.

Я считаю, что мешать работе перевозчиков – это создавать социальное напряжение в Саратове. Не знаю, есть ли голова на плачах у власть имущих, но ощущение, что ее нет. Вообще, в городе нет хозяина, вдумчивого человека. По-хорошему же можно собрать круглый стол, прийти к общему мнению, но ведь нет, никому это не интересно.

Сейчас на рынке оставили 10 предприятий, из них три – живых (в них работает по 500 машин), два – аффилированные с гордепом Андреем Иващенко, пять оставшихся находятся на грани выживания. Фактически же, реально работают именно три компании. Хотя, на мой взгляд, 8 – 10 фирм можно было бы оставить, грамотно рассмотрев их расположение. Если бы каждое предприятие содержало в среднем по 200 – 300 машин, их все было бы можно качественно обслуживать. Я не поверю, что хотя бы у одной компании в Саратове есть мощности для ремонта 500 единиц техники. Просто нет столько специалистов – везде кадровый голод. В городе создано 3 «насоса», через которые утекают все деньги. Вот и вся картина.

Сейчас автопарк «просится» в поселок Юбилейный, но чтобы там работать, едут из Ленинского или Заводского районов. Холостой пробег от базы до пассажиров тоже влияет на себестоимость перевозок. Если бы предприятие было в самом Юбилейном, все бы выиграли. В областной центр приходили инвесторы, готовые открыть в поселке предприятие, но в нашем очаровательном городе бизнес не приветствуют, работать им не дают. Тот клан, что сидит у руля и выжимает из нас все соки, не заинтересован в развитии Саратова.

- Вы назвали зампредседателя постоянной комиссии городской думы по промышленности, транспорту, связи и торговле Андрея Иващенко. Сейчас назревает очередной транспортный скандал: генеральный директор ООО «АРиАЛ» Александр Антипанов заявил, что заплатил Иващенко около 3 млн. рублей за «помощь в организации графиков движения автобусов».
- А это и не секрет, ему много кто платил, просто пока не все в этом сознаются. Даже те фирмы, что сейчас ходят в фаворитах, тоже присылали ему денег. При этом у Иващенко, как у гуманитария, историка, глубинных знаний в транспортной сфере нет, зато хорошо подвешен язык.

Полтика «заточена» на следующее: отнять все маршруты, соединить их в два-три крупных предприятия, с директором которого была бы определенная договоренность, и затем сдавать направления предпринимателям в аренду. За это получать порядка 6 – 7 тысяч рублей в месяц с каждой машины. Легко и просто: у предприятия, к примеру, 500 машин, с него можно, не вкладывая ни рубля, получить 3 миллиона в месяц. Вот и вся схема. Развитие, закупки и прочее в нее не вписываются.

У нас, к примеру, 5 маршрутов, накатанных годами. Можно было бы нормально развиваться, но позволяют лишь в том случае, если за пользование направлениями платить по 6 – 7 тысяч ежемесячно с машины. Это лишняя финансовая нагрузка и денег на развитие просто не хватает. Потом, с какой стати, мы будем работать, а кто-то просто снимать сливки?

Мы же пытаемся поднимать рентабельность, контролируем время отправления, стараемся сделать все быстрее, потому что существует конкуренция – если не вывезти пассажира, это сделает другой перевозчик. Этим интересно заниматься и приятно, когда все получается. Но сейчас процесс обратный: конкуренция убита, техника не обновляется.

Когда Андрей Евгеньевич возглавлял МУ “Транспортное управление Саратова”, был какой-то шторм в море: постоянные проверки, маршруты ездили ни по кому не понятным временным договорам на два, на три месяца, передавались от предприятия предприятию. То есть, была полная вакханалия. Решить вопросы можно было простым способом – взять деньги, договориться с директором «Транспортного управления», получить маршрут на три месяца. Это же ересь! Серьезные перевозчики от всего этого отказывались. К примеру, при Иващенко работало 28 компаний. Это что-то!

- А что насчет Юрия Галушко? Он был признан судом невиновным в получении взятки.
- Если честно, работая с ним, лично я не платил ни копейки. И не знаю таких, кто бы платил. Если Иващенко «ободрал» всех, все об этом знают и говорят, а насчет Галушко, я уверен, что это было заказное политическое дело. Хорошо, что суд разобрался и восстановил его в должности.

Политика Галушко сильно отличалась от Иващенко, он собрал всех, сказал успокоиться и начать нормально работать. И так и было. Мы же все ответственные люди, пусть не считают, что предприниматель гонится исключительно за прибылью. Были отремонтированы все 15 остановок на нашем направлении, на конечных точках установлены туалеты, клали за свои деньги асфальт, то есть, максимально развивали инфраструктуру. Можно было строить планы, было желание расти. Сейчас же все коту под хвост. Администрация либо слабая, либо им просто ничего не нужно.

- Ну, а бороться с чиновничьим произволом как-то возможно в наших условиях?
- Обратите внимание, в составе Торгово-промышленной палаты области более 1000 компаний, она входит в «пятерку» крупнейших в России. Что это значит? С одной стороны, понятно, что палата развивается, живет, но, с другой стороны, это показатель того, что предприниматели ищут защиты, пытаются объединиться и решить проблемы сообща. Это говорит о том, что в городе крайне тяжело работать.

У меня уже готов транспарант «Местный беспредел – надоел», еще немного и я натяну его над воротами своего предприятия и пусть висит. Это мое личное мнение о ситуации в городе. Надоело. Цивилизованно работать не дают.

- Слышал, что у Вас была такая идея, как введение в городе «Автобусов здоровья». Как-то этот проект реализуется?
- Да, я хотел сделать нечто подобное советским «Поездам здоровья». Почему бы и нет, если позволяют средства? Если человек нормальный, он всегда будет участвовать в богоугодных делах. Можно было бы в выходной день возить лыжников на Кумысную поляну зимой, летом вывозить пенсионеров туда же в лес на прогулку, благо на Кумыске теперь все благоустроено, есть столики, скамейки, где отдохнуть. Не у всех же есть возможность выбраться из города. Но администрация город не пошла на это, в чем причина отказа, мне лично совершенно непонятно. Мы же не просили за это никаких преференций, денег… Ситуация абсурдная. Это еще раз подтверждает то, что муниципалитету ничего не интересно.

- Спасибо. Завершим традиционным списком любимых газет, книг, фильмов и ресторанов.
- Серьезные газеты, типа «Коммерсанта» удается читать крайне редко, хотя, если попадают в руки или я знаю, что там важная публикация, несомненно, интересуюсь. То же, чем заполнены газетные развалы, мне совершенно безразлично. Больше люблю читать книги – публицистика, чаще историческая. Нравится «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского, очень нравится Гоголь, проза Лермонтова, особенно там, где он описывает события на Кавказе того времени. Из кинематографа, обожаю фильмы с участием нашего земляка Евгения Миронова: «В круге первом», «В августе 44-го», «Апостол». А вот по ресторанам вообще не хожу, моя супруга очень хорошо готовит, поэтому предпочитаю есть дома. Если с компанией – то на природу. В любом случае, это лучше, чем в душной обстановке ресторана, да и гораздо вкуснее.

01.02.2010

фото (саратовский городской депутат А.Иващенко): http://www.kommersant.ru/Issues.photo/REGIONS/SARATOV/2009/034/KSA_000504_00001_1_t207.jpg

http://redcollegia.ru/24136.html