КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



За спичками.



Мировой кризис потрепал не только глобальную экономику и промышленное производство в России. Туго пришлось и потребительскому рынку, который впервые за последние десять лет «просел» на фоне финансовых проблем в стране и в губернии. Низкий уровень инфляции был достигнут во многом благодаря снижению покупательского спроса населения.

Вообще-то индекс потребительских цен – вещь очень коварная. К примеру, по данным Саратовстата, за прошлый год цены выросли на 8,5%. Это если считать данные прошедшего декабря по отношению к декабрю 2008 года. А в сравнении с позапрошлым годом за все 12 месяцев жизнь подорожала на 10,5%. Не правда ли, хитрые расчеты, позволяющие чиновникам говорить в ряде случаев о низкой инфляции?

Однако всем давным-давно известно, что реальный рост стоимости жизни далек от тех показателей, которыми нас потчует и официальная статистика, и чиновники.

Но в любом случае инфляция в минувшем году была ниже, чем за все годы капиталистических реформ в стране. Только легче от этого никому не стало – ни производителям товаров, ни покупателям…

В прошлом году оборот розничной торговли в Саратовской области (в товарной массе) оказался на 5,2% меньше, чем в 2008 году. Причем, если доля рынков в системе торговли в предшествующие кризису годы стремительно уменьшалась, то в 2009 году она вновь начала расти (8,8% против 7% в 2008 году). Народ снова пошел, как в былые годы, в «торговые ряды» в поисках более дешевой пищи. Кстати, более одной трети на потребительском рынке в Саратовской области сегодня формируется розничной торговой сетью. Доля «сетевиков» за прошедший год, несмотря на экономические трудности, выросла на 1,3%. А вот если подсчитать долю продажи товаров на ярмарках и рынках за 12 месяцев 2009 года по отношению к тому же периоду 2008 года, то получится, что она выросла на 18,6%. Это как в случае с инфляцией, когда одно сравнение с определенным периодом не идет ни в какое сравнение с другим.  

А что же покупали наши земляки в кризисный год? Почти половину приобретенных товаров составили продукты питания и табачные изделия (это на 2,4% больше, чем за год до этого).

Общественное питание губернии также потерпело фиаско в разгар мирового финансового кризиса: его объемы упали на 3,8%. Оно и неудивительно. Во-первых, в Саратове закрылось большое количество кафе и закусочных (не все выдержали натиска кризиса). Во-вторых, граждане стали чаще считать деньги в кошельке и реже посещать «ресторанные» заведения. Как говорится, копейка рубль бережет.

Динамика оборота саратовского общепита грустная. Даже в мае-августе прошлого года (в этот период в областном центре и крупных городах губернии открываются летние кафе) этот оборот оставался на отрицательном уровне по отношению к позапрошлому году. Некоторое оживление на этом сегменте рынка началось лишь в сентябре, когда кризис пошел на спад.

Единственным лучиком в темном царстве экономического хаоса стали платные услуги населению. Как ни странно, но здесь зафиксирован рост за 2009 год – на 1,3%. Все правильно, мы можем обойтись без излишеств в еде, отказать себе в дорогой импортной обуви или одежде, но мы не в состоянии обойтись без ремонта этой обуви.

Не стоит думать, будто жилищно-коммунальные услуги (они входят в данный перечень) сделали по итогам прошлого года «товарную массу», которая в целом и дала тот результат, о котором мы сказали. Доля ЖКУ в объеме, а также в индексе физического объема структуры платных услуг населению составила только 99,7% от уровня 2008 года. То есть налицо падение объемов, но не рост.

В Саратовской области в минувшем году наилучшим образом обстояли дела с бытовыми услугами, динамично развивался туризм (парадокс на фоне кризиса!), граждане продолжали все больше обращаться за платной и бесплатной медицинской помощью, на 4,8% выросли услуги связи (ну, это совсем не удивительно). Кроме того, саратовцы более настойчиво обращались к юристам и адвокатам. А вот объемы транспортных услуг упали на 6,2%.

Менее востребованными оказались услуги прачечных, фотоателье, бань и душевых (здесь падение объемов составило почти 15%), химчисток, швейных ателье. Зато росли объемы таких услуг, как ремонт автотранспорта, бытовой техники, саратовцы не снижали темпов ремонта своего жилья, исправно посещали парикмахерские.

На этом фоне в декабре 2009 года Саратовстат констатировал: темпы роста потребительских цен опережали изменение цен производителей промышленных товаров. Еще один парадокс эпохи кризиса? Мы просто отвыкли от аналогичных тенденций, которые господствовали в 90-е годы прошлого столетия. Тогда тоже на рынке доминировала торговля, а производство загибалось, при этом цены в магазинах росли как на дрожжах. Но страна не только выжила, но и сумела накопить миллиарды долларов. Правда, потратить их с умом в прошлом году у нас не получилось. Разве что спасли банковскую систему и стратегические предприятия в масштабах всей страны. Не более того. Анализ потребительского рынка Саратовской области говорит о том, что мы по-прежнему не умеем вести рыночное хозяйство. В то время, когда во всех развитых странах цены на многие продукты и товары падали, у нас они продолжали расти, невзирая на низкую покупательную способность населения. Есть подозрение, что это останется правилом для отечественной экономики еще много лет.

Сергей Щербаков, “Саратовский расклад” (11.02.2010)