КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



«СЕНОМАН» ПРОТОРИЛ ДОРОГУ.



"

В городскую собственность вернулся первый из активов, разбазаренных когда-то за бесценок

3 марта Федеральный арбитражный суд Поволжского округа принял знаковое решение относительно будущих перспектив всей муниципальной собственности Саратова. Впервые городские власти при поддержке Областной прокуратуры сумели вернуть собственность, разбазаренную в прошлом в пользу предприимчивых бизнесменов, использующих для получения сверхприбылей не совсем традиционные схемы.
«Первой ласточкой» стало признание незаконным заключение сделки купли-продажи земельного участка «Сеноман» между комитетом по управлению имуществом области и ООО «Скарабей». Таким образом, федеральный арбитражный суд оставил в силе решение арбитражного суда Саратовской области от
17.09.2009 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
от 30.11.2009 г. Теперь следует ожидать — деприватизацию Колхозного рынка Волжского района города Саратова (известного в народе, как «Пешка»),
а также душевого павильона на углу улиц Радищева и Мичурина, входившего ранее в состав
МУП «Банно-прачечное хозяйство».

Наверное, даже ребенок знает, что приватизировать общественную собственность — государственная ли она или муниципальная — можно только в рамках проведения открытых торгов и аукционов.
Такой подход должен гарантировать честную конкурентную борьбу за получение в собственность приватизируемого имущества. И как следствие — справедливую компенсацию в бюджет.
Но, согласно логике бизнеса, такие методы способны принести только умеренную прибыль. Истинного же бизнесмена всегда манит идея сверхприбыли. На открытом аукционе такой подарок судьбы получить невозможно — на «халявный» актив всегда найдется много желающих. В итоге цена лота неизбежно подскочит, перестав быть по-настоящему «вкусной».
Поэтому, предприимчивые комбинаторы всегда искали и будут искать эксклюзивные, привилегированные подходы к общественной собственности. Такие, чтобы попользоваться всеми выгодами от приобретения нового имущества в одиночку и всласть — пусть и на грани закона.
Другими словами, задача дельца, желающего сколотить солидный капитал на небезупречных сделках с общественной собственностью — это разработать схему приватизации, законную по форме, но воровскую по сути. Так либеральное правительство Чубайса-Немцова в 90-х годах разрешило практику взаимозачетов, которая помогла сколотить состояние многим бизнесменам, готовым ради наживы поступиться щепетильностью и порядочностью в «бытовом» смысле этого слова.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
В саратовской мэрии была утверждена схема, согласно которой имущество муниципальных унитарных предприятий (МУПов) можно было продавать без аукциона и внесения объектов в перспективный план приватизации на будущий год. МУП — это коммерческая организация, учредителем которой выступает городская власть. То есть, по сути, собственность МУПа — это та же самая городская собственность.
Так вот, согласно вышеупомянутой схеме, для отчуждения имущества МУПа было достаточно заявки от его директора и резолюции Комитета по экономике городской администрации. Собственно, в этом самом комитете схема и была разработана. А руководство над комитетом тогда находилось в руках специалиста, пришедшего на работу в мэрию из банка «Экспресс-Волга», к которому тогда имел отношение скандальный предприниматель Леонид Фейтлихер. По странному совпадению структурам, публично аффилированным Фейтлихеру, стала сопутствовать удача в приобретении тех или иных кусков городской собственности.

ПРОБОЙ В ПАМЯТИ
Вот если бы написать книгу о том — кто, сколько и почем получил бывшей городской собственности по этой схеме — уверяем вас — вышло бы на редкость увлекательное чтиво. Но увы, черного пиарщика Александра Крутова, сделавшего своей специализацией занудные псевдожурналистские расследования (в которых обилие второстепенных мелких деталей и выдумок представляется как исчерпывающее изложение вопроса) совсем не трогают по-настоящему интересные для читателей темы. Судя по всему, потенциальные герои его ненаписанных публикаций, сумели таки достучаться до его сознания, чтобы отбить у него интерес к правде и справедливости. И вот результат — Крутов предпочитает теперь критиковать исключительно людей порядочных, которые точно не дадут ему дубиной по башке. Вот и остается история саратовской приватизации ненаписанной.
Возвращаясь к упомянутой схеме, для ее применения необходимо было занять только «ключевые высоты» – в первую очередь руководителя комитета по экономике. Ну и на особо перспективные МУПы расставить людей доверенных или договороспособных. Мэра города достаточно было держать в состоянии полуиспуга, кошмаря его с помощью средств массовой информации или угрозой вброса компромата. В итоге, немереное количество собственности ушло в руки удачливых покупателей без особой же выгоды для городского бюджета.
Так ушел из городской собственности и участок «Сеноман» – кусок земли площадью в 5 гектаров на подъеме к Октябрьскому ущелью. В этом случае, земля оказалась ненужной МУПП «Саратовводоканал» (обычно-то, в плане землицы первенствовало, по традиции, МУП «Садово-парковое»). Примерно так Саратов потерял и около половины муниципальных бань, в том числе и душевой павильон на углу улиц Радищева и Мичурина, и много чего другого.

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА
Залог успеха внеаукционных схем приватизации — в их глубокой конфиденциальности. К счастью, история с «Сеноманом» всплыла на свет божий в 2007 году — примерно через два года после начала реализации, когда еще было возможно аннулировать сделку. И хотя на первых порах прокуратура чуть-чуть, но опаздывала с обеспечительными мерами и подачей исков за ускорившимися действиями новых хозяев по закреплению собственности за собою – все же процесс, как говорится, пошел.
На счастье, в том же 2007 году обновился депутатский корпус Государственной Думы РФ, и борьбу за возвращение «Сеномана» городу неформально возглавил новоиспеченный госдеп Николай Панков. Общественность и средства массовой информации бурлили возмущением, переваривая известие о том, что 5 гектаров уникальной земли отданы в частные руки всего за 1,2 миллиона рублей — цену половины однокомнатной квартиры в этом районе. Панков и его коллеги направили депутатские запросы в правоохранительные органы и это возымело действие.
Прокуратура области взяла вопрос под свой исключительный контроль и борьба за «Сеноман» переместилась в залы арбитражных судов.
Новый собственник — фирма «Скарабей», оказалась, как и ожидалось, крепким орешком. Схема, по которой она заполучила участок была хоть и небезупречная, но почти легальная. Смехотворная цена не воспринималась приватизаторами, как нечто незаконное. Общественный резонанс их не пугал.
Вот, например, история в чем-то похожая на «сеноманскую» приключилась годом позже с Гагаринским аэроклубом, что близ поселка Дубки. Там тоже, некая фирма получила за долги права на ДОСААФ-овский аэродром. И хотя в том случае речь шла о сумме порядка десяти миллионов рублей, скандал, поднятый в прессе заставил коммерческую структуру вернуть аэродром обратно в общественную собственность «по-хорошему».
В случае со «Скарабеем» и «Сеноманом» все обстояло с точностью до наоборот. «Скарабей» сдаваться не желал (да и на сей момент пока не желает). Имея хорошую юридическую поддержку и практически безграничные финансовые возможности, «Скарабей» втянулся в арбитражный процесс, уповая на наличие достаточного числа необходимых правоустанавливающих документов. Немаловажен был и опыт работы с кассационной инстанцией арбитражного суда в Казани. Зная подходы и методы можно было с большей уверенностью пытаться склонить чашу весов Фемиды в свою пользу.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА В САРАТОВЕ
Однако, результат известен — в конце концов справедливость восторжествовала, хотя ей для этого и понадобилось два года изнурительной борьбы. На всех, кто боролся за интересы людей регулярно выливались ушаты грязи. В прошлом номере мы уже писали о том, что против начальника отдела прокуратуры области Ольги Бобровой за день до заседания Казанского арбитража была организована провокация в одном столичном интернет-издании. Ее начальник, областной прокурор Владимир Степанов, одно время также подвергался непрямому, но неприятному, а самое главное, несправедливому давлению со стороны СМИ, союзных Фейтлихеру.
Ну и конечно же, больше всех досталось главному герою — депутату Государственной Думы РФ Николаю Панкову. Скандальный предприниматель Леонид Фейтлихер, которого многие считают истинным вдохновителем и одним из возможных бенефициаров приватизации «Сеномана», даже создал в конце 2008 года специальную газету розового цвета. Если его предыдущий проект – «Новые времена» был направлен против губернатора и мэра, то в нынешнем, если подсчитать, основное давление, оказывалось прежде всего на Николая Панкова.
Впрочем, Николай Васильевич отнесся к инсинуациям недоброжелателей вполне стоически.
«Решение ФАС Поволжского округа поддерживаю, – говорит он, в частности. – Неоднократно говорил, что участок земли в городе Саратове площадью 5 га не должен продаваться коммерческой структуре за копейки. Подобные сделки должны проходить открыто с привлечением общественности, жителей города Саратова, которые сами решат, строить на том или ином месте торговый комплекс или, например, ФОК, школу и детский сад. Хорошо, что сегодня прокуратура области, администрация города и судебная система, невзирая на давление со стороны сомнительного бизнеса, оказываемое путем грязных информационных провокаций, объединились и встали на защиту государственных интересов, интересов жителей региона. Намерен и впредь отстаивать интересы населения Саратовской области».

http://na-vid.ru/info/187.php

фото: http://www.gazeta-parus.ru/uploads/posts/2009-06/1245928179_senoman.jpg