Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Коллежский регистратор.



"

Так выглядит честное лицо регистрационной палаты
 
Три вещи в этом мире неизбежны: рождение, смерть и регистрация имущества (любимое изречение российских бюрократов)

Лето лучше, чем зима, во всех отношениях: зимой очередь на крыльце центрального офиса УФРС на ул. Кутякова.5, более известного как саратовская регпалата, занимали с шести часов yтpa, а сейчас можно даже прийти в восемь, простоять всего час и выбить талон на 9.30! По достоинству оценить эту неслыханную везуху могут только великомученики – те, кого уже много лет перемалывает бюрократическая машина, сработанная по чертежам федералов бесталанными руками главного государственного регистратора Саратовской области Сергея Тимошина.

Слияние трех лун

Более 10 лет назад, в 1997-м, вышел федеральный закон №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому права на недвижимость и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). Занимается этим полезным делом федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы – управления ФРС. В отделы этих терорганов на местах и устремляются ежедневно толпы жаждущих, но об этом – немного позже.

Отметим, что отечественное законотворчество в области организации бюрократических структур всегда было особенно буйным. В 2005-м по воле федералов областное Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество реорганизовано в Главное управление ФРС по Саратовской области, которое и возглавил г-н Тимошин. После очередных изменений в федеральном законодательстве УФРС в регионах превратились в надзирателей с широким кругом интересов: они регистрировали и проверяли деятельность НКО, партий, религиозных организаций, ТСЖ, частично контролировалась и деятельность ЗАГС.

В поле внимания ФРС попали также адвокаты, нотариусы, оценщики и арбитражные управляющие. Сегодня большая часть этих функций передана министерству юстиции и налоговым органам, но арбитражных управляющих и оценщиков УФРС контролирует до сих пор.

Однако бюрократия в России всегда стремится к абсолюту, так что в конце 2008 года появился Указ Президента РФ о переименовании федеральной регистрационной службы в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Процесс слияния «трех лун» должен завершиться в этом году. Например, в Самарской области новое ведомство – управление Росреестра – в мае уже заработало.    

У нас же, как всегда, наверняка будут свои нюансы. Ведь речь идет не просто о смене вывески. Новую суперструктуру должен кто-то возглавить, а кроме того, в единую казну сливаются три кармана. И это уже очень интересно, ведь объединенному ведомству разрешили вершить свои бумажные дела еще и на коммерческой основе – в рамках федеральных автономных учреждений.

Тимотехнологии

В таких случаях у каждого федерала местного разлива есть любимая песня для СМИ: граждане-де ничего не почувствуют, кроме новых удобств. Примерно в таком духе давал в прошлом году пресс-конференцию главный госрегистратор Саратовской области Сергей Тимошин, Но интересно узнать, а как клиенты регпалат Саратовской области оценивают удобства, уже созданные для них главным регистратором?

Отметим, что получить сколько-нибудь официальные данные на эту тему не представляется возможным. Вот на сайте Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю-(www.stavreg.ru) проводится анонимный опрос посетителей. В режиме онлайн можно дать оценку и уровню комфорта в подразделениях управления, и качеству предварительных консультаций, и уровню общения специалистов, и оценить работу управления в целом. Опять же онлайн через видеокамеры можно посмотреть, что происходит в залах регпалат в городах Ставропольского края. У нас же вместо этого на сайте www.sarfrs.ru размещается только скупая информация о рассмотренных претензиях, поступивших в ведомство, из которой можно узнать, что в среднем на деятельность специалистов госрегистрации жалуются по 10-15 раз в месяц.

Поэтому мы решили провести собственный опрос среди арбитражных управляющих, риелторов и юристов, работающих в крупных коммерческих структурах, где совершается много сделок, нуждающихся в регистрации. Подспорьем для нас стал приказ Минюста РФ от 14 сентября 2006г. №293 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Например, согласно этому удивительному документу, максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на государственную регистрацию прав не должно превышать 45 минут (п. 47 АР). Видимо, очередь, которая не один час и в зной, и в стужу томится на подступах к палате на Кутякова, 5, по мнению авторов регламента, вообще существовать не должна. А потом существует еще очередь к терминалам, где юридические и физические лица получают талоны на подачу своих документов регистраторам. Здесь тоже можно потерять и час времени, и более, потому что только в. терминале можно получить талон на прием в день обращения. Причем, по мнению представителей юрлиц, для «физиков» ситуация не такая плачевная: для них и талонов больше, и окон для приема.

Надо сказать, что электронная очередь (терминалы) появилась в отделах саратовского УФРС (т.е. все в тех же палатах по области) в 2008 году. Само собой, нововведение должно было облегчить жизнь клиентов, пресечь возможности сговора регистраторов с постоянными клиентами и бизнес отдельных граждан, продававших место в живой очереди. Что получилось на практике?

- Зимой этого года мы приходили на Кутякова, 5 в шесть часов утра, чтобы получить талон на сдачу документов, – рассказывает юрист крупной строительной компании. – Однако даже если вы попали к терминалу, еще не факт, что сумеете подать документы на несколько объектов. Например, вам нужно зарегистрировать сделку купли-продажи квартиры между компанией-застройщиком и физлицом-покупателем. В современном доме может быть и по 700 квартир, которые сначала регистрируешь на юрлицо, при этом за один заход планируешь подать документы квартир на 15. Однако сразу на 15 объектов терминал тебе талон не дает. И на 10 не дает, а дает только на два. И все прелести в виде дежурств по очереди затягиваются на месяцы!

Для физиков-покупателей юристы строительной компании сами формируют пакет документов для регистрации права, но нередко клерк на приеме заявляет физику, что такая-то справка не нужна. Через пять дней выясняется, что нужна. Клиент бежит в юридическую службу стройкомпании и начинает кричать. Выясняется, что справка была в пакете, а теперь ее нужно довложить. Но это – уже отдельная история. Потому что дополнением пакета занимаются клерки в определенных окнах регпалаты, и работают эти окна вовсе не по семь часов! В итоге человек тратит день, чтобы сдать бумага, и еще день, чтобы довложить недостающее. Если, конечно, ему повезет, и в первый же день у него примут недостающую бумагу…

Но, повторим, для физика ситуация все-таки проще.

- Для юрлиц в среднем на Кутякова, 5 работает три окна в день, а талонов в терминале для нас в среднем штук 30 на день, по моим подсчетам, – утверждает наш собеседник. – Вот и представьте, что творится в миллионном городе, где идет строительство, где горлица совершают тысячи сделок в день!

Отдельное «спасибо» – электронной очереди.

- Первые полгода после введения терминалов было очень сложно, – рассказывает юрист. – Раньше вы старались попасть к профильному специалисту, но теперь терминал вас послал к тому, кто пять лет регистрировал землю, а тут ему надо регистрировать здание. Естественно, документы у вас принимают очень долго, приемщик перестраховывается, требует еще какие-то справки, без которых раньше все прекрасно сдавалось. Но спорить не принято. – несешь документы. Потом стало попроще, видно, все набили руку, но и теперь можно «нарваться». Например, в УФРС тебе могут предложить написать заявление о приостановке регистрации на три месяца.

Тетя Маша думает за всех

Компания, которую возглавляет наш следующий визави, относится к среднему бизнесу. К несчастью, этой компании приходится обращаться в отделы УФРС в Энгельсе и Марксе. Отзывы – весьма критические. В Марксе, например, этой зимой живая очередь выстраивалась в 3 часа ночи, в Энгельсе часто требуют документы сверх перечня, указанного в регламенте, могут завернуть пакет потому, что не хватает печати, которая на самом деле не нужна. В этой компании сталкивались с ситуацией, когда информация от регистратора о недостаточности документов в уже сданном пакете поступала очень поздно, а потому регистрация права откладывалась на месяц. Еще одна претензия заключается в том, что, по мнению нашего собеседника, специалисты УФРС берут на себя несвойственные функции:

- Палата должна сделать вывод о достаточности представленных документов и, если документов хватает, провести регистрацию сделки. Она не должна брать на себя юридическую экспертизу, – убежден наш собеседник, – ведь ответственность по закону несут стороны сделки. Вместо этого орган, который только регистрирует, еще и высказывает мнение по любому вопросу! Такая тетя Маша, которая несет минимум ответственности, но делает выводы по поводу всего…

По мнению нашего собеседника, избыточный контроль не спасает собственника от разочарований:

- Нередко бывает так, что вместо целого здания регистрируется совокупность отдельных помещений. Палате выгодно регистрировать отдельные помещения, так как за каждое взимается пошлина, оценщику выгодно оценивать, потому что у него тоже материальный интерес. Но землю-то можно оформить только под зданием! Завтра ваше здание снесут при прокладке какой-нибудь дороги, ведь земля не ваша, а вы за помещения получите гроши как компенсацию.

Чем дальше в лес

Арбитражные управляющие тоже частые клиенты УФРС. Нередко в банкротство попадают предприятия, где право собственности на объекты не зарегистрировано. Чтобы внести такие объекты в конкурсную массу, а после продать с торгов, арбитражники формируют пакет правоустанавливающих документов, но нередко документы эти не выглядят убедительно в глазах ФРС. И тогда право собственности приходится устанавливать через суд. Но не это возмущает специалистов.

- Сегодня юрлица платят пошлину в размере 15 тыс. рублей за регистрацию одного объекта, а раньше было 7,5 тысячи. То есть стоимость услуги выросла в два раза, а доступность – упала раз в десять, потому что раньше для юрлиц в палате на Кутякова работал целый зал, а теперь – несколько окон.

Вместе с тем, квалификацию саратовских специалистов арбитражники оценивают высоко – «здесь не требуют документы сверх установленного законом перечня». Другое дело – Энгельс.

Вы, наконец, зарегистрировали право собственности на объект, затем вам нужно регистрировать сделку купли-продажи. И в Энгельсе с вас по второму кругу потребуют все правоустанавливающие документы! Зачем? Ведь сами же уже зарегистрировали право? – возмущается представитель одной из СРО арбитражных управляющих.

- В итоге, если объектов 10-20, к палате чуть ли не грузовик подгоняешь.

К тому же в глубинке «тети Маши» не в пример более лютые, чем в Саратове.

- В одной из районных палат требуют все: протокол собрания кредиторов, реестр требований, бюллетени голосования, отчет об оценке объекта. Да еще с копиями! Затем специалист УФРС зачем-то анализирует оценку, делает вывод о достаточности цены, – рассказывает наш собеседник. – После он изучает закон о банкротстве и приходит к выводу, что имущество я должен продавать только с публичных торгов! На этом основании регистрация сделки приостанавливается. Потом выясняется, что горе-эксперт просто не дочитал до конца статью закона. Но приостановка уже совершена, и можно смело еще месяц ждать регистрации…

Окно для своих?

Все собеседники говорили о том, что хотели бы ускорить регистрацию и сожалели об отсутствии законной возможности ускоренной подачи документов. Это когда платишь отдельные деньги за то, чтобы не биться за талон, а прийти в удобное время и сдать на регистрацию все объекты. Причем не через месяц или два-три, как это можно сделать по предварительной записи. Но, может быть, не все так мрачно, как думают участники нашего опроса?

Есть, например, в здании на Кутякова, 5 кабинет №29, где трудятся человек 15 под эгидой некоего ИП Соколова Валерия Вениаминовича. Здесь делают юридическую экспертизу документов, составляют договоры мены, дарения, купли-продажи. Даже документы прошивают – за 100 рублей, а стоимость одного договора доходит до 950 рублей. Это по официальному прайсу. В кабинет №29 всегда стоит очередь, даже для оплаты услуг этого кабинета выделено в палате специальное окошко. Конечно, многие из стоящих в очереди – физики-чайники. И среди них почему-то стойко бытует мнение, что обращение в этот кабинет решит многие проблемы: и договоры, изготовленные здесь, не встретят препятствий при регистрации, и консультации тут дают толковые, и даже – внимание! – трудностей с попаданием к специалисту для сдачи документов якобы не возникнет! Отдельные недруги утверждают, что в волшебном кабинете существует своя запись!

Специфическая тема – риелторы. Им, как известно, клиенты доплачивают за скорость. А как умудриться риелтору оформить сделку за 5 дней, если по регламенту – 10? Но как-то ведь умудряются. А иначе не существовала бы в риелторских конторах доплата за скорость. Рассказывают, что ушлые специалисты знают подход, благодаря которому все оформляется в палатах быстро. Да еще им могут якобы при приеме документов простить нехватку некоторых бумаг, с условием, что прямо завтра риелтор все донесет. И не через специальное окно, в очередь, а гораздо более по-человечески.

Не ревностно, а ревниво?

Вот такие «тимотехнологии»… Мы не можем со стопроцентной вероятностью утверждать, что дело обстоит именно так, как рассказали нам опрошенные. Но частота повторения одних и тех же жалоб наводит на определенные размышления. Особенно удивляет местечковая самодеятельность, на которую сетуют наши собеседники. Неужели главный госрегистратор г-н Тимошин не может объяснить своим подчиненным, что в первую очередь надо читать закон и регламент, а после уже высказывать свои суждения? Даже не верится в такое… Неужели, опять же, нельзя создать более человеческие условия для юрлиц? Внушить барышням в справочных окошках, что с посетителями надо разговаривать вежливо? Уяснить, что Административный регламент не для Господа Бога написан, а для исполнения в повседневной реальности?

По нашим данным, с одной стороны, к службе своей Сергей Тимошин относится весьма ревниво. Например, ему никакой радости не доставило появление в Балаково многофункционального центра, где регистрацию прав осуществляли в одном помещении специалисты УФРС, кадастровой палаты, земельного ведомства. Более того, Сергей Тимошин, как говорят, даже обращался в Министерство экономразвития, что областное правительство, ставшее инициатором создания МФЦ, лезет на федеральную поляну. А после г-н Тимошин сменил гнев на милость и пожелал, чтобы МФЦ функционировал в первую очередь под эгидой УФРС. Однако к пожеланию такому в правительстве области отнеслись прохладно.

С другой стороны, обращает на себя внимание некоторая нетвердость позиций главного регистратора в региональном истеблишменте. Бытует мнение, что карьерным взлетом и громким званием г-н Тимошин обязан прежде всего своей знаменитой сестре. И,^лишись он такой поддержки, карьера регистратора резко пойдет на спад. Ибо никаких иных талантов, кроме громкого родства, за данным специалистом многие не усматривают. Кто знает? Может, и правы недруги. По крайней мере, организационных дарований главного регистратора нам обнаружить не удалось. Зато мы узнали о «тайных трёпах», какими можно достичь желаемых результатов. Но о том, кому и за сколько они доступны, читайте в следующих номерах.

Продолжение следует

Справка «Времени»

Максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на госрегистрацию прав – 45 минут.

Максимальное время ожидания в очереди при подаче дополнительных документов на госрегистрацию прав, запроса на получение информации, при получении документов – 15 минут.

Время ожидания в очереди на прием к должностному липу или для получения консультации – максимум 30 минут.

Проверка наличия всех необходимых документов при приеме – максимум 5 минут.

Оформление расписки о приеме документов в 2 экземплярах – максимум 5 минут.

Общий срок приема документов от юрлиц, 1 объект или 1 действие – максимум 45 минут.

Общий срок приема документов от физлиц и их представителей, 1 объект или 1 действие – максимум 30 минут

Проверка юридической силы правоустанавливающих документов – максимум 4 часа.

Проверка законности сделки – максимум 4 часа.

Внесение записи в ЕГРП, 1 объект – максимум 10 минут.

Документы должны быть переданы на выдачу не позднее, чем за 2 дня до истечения срока госрегистрации прав.

Заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Росрегистрации

(Из Административного регламента госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним)

Евгений Корзаев, “Время” (17.05.2010)

фото (брат вице-спикера ГД Л.Слиски – С.Тимошин): http://www.saratov-media.ru/pic/news/1345515871.jpg