Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Как отходы превратить в доходы.



"

   

Каждое утро, неприметный белый фургончик «HYUNDAI PORTER», объезжает около десятка Саратовских больниц и клиник с весьма определенной целью – забрать в каждой их них большие целлофановые пакеты. Где пару-тройку, а где – пару-тройку десятков этой привычной всем тары, которая, обычно, продается в супермаркетах и с которой домохозяйки привыкли ходить на рынок за продуктами. Только вот в тех пакетах, что усердно собирает белый фургончик, находятся далеко не продукты, а скорее продукты человеческой жизнедеятельности, не в прямом, конечно смысле, а так называемые «медицинские отходы больниц и лечебно-оздоровительных учреждений». Это могут быть использованные бинты, шприцы, капельницы, прочее медицинское оборудование, а может быть, и, простите за откровенность, «человеческий материал», остающийся после хирургических операций. И так происходит каждый день…
Тайна белого фургона

Вот кадры, сделанные в минувшую среду в областной больнице. Фургон подъехал как по расписанию, около половины десятого утра, еще полчаса ушло на погрузку… Оговоримся сразу – «человеческого материала» здесь нет, отсюда увозят лишь использованные медицинские приборы. Чего нельзя сказать о других больницах, где есть хирургические отделения и откуда вывоз осуществляется точно таким же способом. На кадрах видно, как молодой человек сначала вытаскивает из подвала и складывает у машины большие желтые пакеты, а затем споро закидывает их в фургон.
Мы, приблизительно, знаем его дальнейший маршрут, поскольку уже несколько раз наблюдали за этой машинкой. Иногда теряли ее, но в конечном итоге, удалось вычислить стоянку, где в конце рабочего дня паркуется фургон. Паркуется, насколько можно понять, никуда не заезжая, сразу после объезда всех объектов, вместе с собранными там «медицинскими отходами».
Стоянка находится, практически, в центре города, недалеко от Сенного рынка.
Но, что самое удивительное и даже шокирующее: выяснилось, что на  следующее утро трудолюбивый «HYUNDAI», выехав со стоянки, вновь начинает объезжать больницы. Позвольте, а куда же делись вчерашние «отходы», нельзя же в маленький фургон день за днем запихивать десятки пакетов?! Тем более, не только с использованными капельницами и бинтами… Можно лишь предположить, что ночью весь груз таинственным образом куда-то исчезает. Но куда? Ведь очевидно, что собирается он для утилизации, что предполагает создание определенных условий. И они созданы. Правда, как оказалось, лишь на бумаге. В этом мы сейчас и попытаемся разобраться, поскольку располагаем достоверными документами, на основе которых и строились «замки на бумаге».

Путаники
из Ростехнадзора

Белый «PORTER» принадлежит ООО «Утилита», которое занимается ежедневным вполне законным объездом больниц – на руках у предприятия «Лицензия № ОП-51-0011798 (64)» от 11 ноября 2009 года, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору «на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности». А это, как говорил булгаковский профессор Преображенский, «окончательная бумага». И любой главный врач, увидев этот документ, не может не поверить, что его предъявитель «имеет право» и «обладает полномочиям», а значит, он, как бы, вполне легитимно заключает с предъявителем договор на это самое обезвреживание «медицинских отходов». Суммы договоров могут доходить до ста тысяч рублей в месяц и зависят от размера и контингента самой больницы.
Почему «как бы легитимно»? А потому, что, изучив имеющиеся документы, мы нашли множество несоответствий, и, мягко выражаясь, «огрех», сознательно или по элементарной невнимательности в них допущенных, которые позволяют усомниться в том, что деятельность «Утилиты» законна. Впрочем, получению «окончательной бумаги» предшествовали еще несколько экспертиз, и была проведена большая бумажная работа.
Начать с того, что прошлым летом, Научно-производственная фирма с ограниченной ответственностью «Утилита» обратилась в Средне-Волжское управление Ростехнадзора с просьбой провести  экологическую экспертизу проектной документации на установку «Нейтрализатор твердых бытовых отходов огневой НТБОО». Из технологической схемы работы установки: «Твердые отходы в сетчатом мешке загружаются в загрузочное устройство нейтрализатора, под весом отходов его нижняя крышка опускается…», ну и тому подобное дальше. Проще говоря, это такая большая печь, в которой без вреда для окружающей среды, здоровья людей и вообще экологии, можно уничтожать всякую гадость. В данном случае, «Утилита» была намерена избавлять нас от твердых бытовых отходов посредством именно такой печи, которой она, как бы, располагает, о чем и представила 12 августа минувшего года документы в Ростехнадзор для экспертизы.
И вот начинаем мы изучать список этих самых документов. Ну, общая пояснительная записка, копии устава, сертификата соответствия, программы приемочных испытаний – тут вопросов нет. А вот строчка уже поинтереснее: «копия акта от 25.12.08 № 3 практического апробирования технологического процесса работы нейтрализатора НТБОО в производственных условиях в Александровском карьере (МУП «Дорожник Заводского района»). Но не заморачивайтесь особо над подробностями этого пункта: здесь самое главное – дата, просто запомните. Следующие далее пункты уже не представляют интереса.
Зато, выводы авторитетной комиссии Ростехнадзора напротив, интерес как раз таки вызывают. Опустим техническое описание устройства установки и ее воздействия «на атмосферный воздух». Забавнее вот эта часть экспертизы: «По результатам акта опробования работы установки в условиях Александровского карьера МУП «Дорожник Заводского района» в 2009 году» … И далее по тексту. Ну и до кучи – характеристика работы установки, выданная аналитической лабораторией Саратовского военного института радиационной, химической и биологической защиты: «при работе установки в атмосферу выбрасывается 8 наименований ЗВ и групп их суммаций…». Но тут опять же важнее дата, когда эти самые аналитические замеры выполнялись: «протокол количественного химического анализа
№ 724 от… 30.09 2008 г.»…
Так позвольте, что же это получается? «Утилита» представляет комиссии копию акта испытаний установки, проведенных 25 декабря 2008 года. Комиссия в своем заключении пишет о результатах классификации источников выбросов полученных в ходе испытания установки в 2009 году. А военные и вовсе, умудрились дать свое заключение о «количественном химическом анализе», проведенном 30 сентября 2008 года, то есть, почти за три месяца до того, как по сведениям самой «Утилиты» на территории Александровского карьера было проведено «апробирование работы нейтрализатора»!  К слову, сам-то «Дорожник Заводского района» в курсе, что на его территории что-то подобное происходило то ли в 2008, то ли в 2009 году? Впрочем, это уже его проблемы.
Важнее другое – результатом подобной «экспертизы», участники которой даже путаются в датах, стало выданное 17 августа положительное заключение на «утилитину» установку: «Экспертная комиссия отмечает, что материалы рабочего проекта «Нейтрализатор твердых бытовых отходов огневой НТБОО» по содержанию соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Материалы рабочего проекта могут быть утверждены в установленном порядке и допущены к дальнейшей реализации». Какая, на фиг, реализация, какие материалы, дяденьки из уважаемой комиссии?! Вы хоть сами-то поняли что написали, разобрались, что, где и когда испытывалось и испытывалось ли вообще?

«Утилитина» деревнЯ

Но это было только начало. Получив положительное заключение на свою установку, «Утилита» обращается уже в Роспотребнадзор, с мыслью получить одобрение на ведение своей деятельности уже с его стороны. Но прежде, нужно пройти еще одну экспертизу, документы попадают в ООО «Центр гигиенического обучения и экспертизы», в котором и появляется «Экспертное заключение» № 09/77 от 16 сентября, менее, чем через месяц после получения первого положительного отклика от «путаников» из Ростехнадзора по поводу качества их установки.
Исследованию специалистов этой уважаемой структуры, подвергаются «Здания, строения, сооружения, помещения. Оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов I-IV классов опасности» и называется адрес, по которому вся эта производственная роскошь должна располагаться: Саратовская область, Татищевский район 1,35 км., северо-западнее деревни Докторовка.
Ну а далее специалисты пишут о том, что, рассмотрев все представленные «Утилитой» документы, они приходят к выводу, что «НПФ ООО «Утилита» планирует осуществление деятельности по нейтрализации твердых бытовых отходов…» Об этих самых ТБО, кстати, в экспертном заключении будет сказано еще не раз. Но даже не это главное – помимо того, что специалисты как бы знают, где установлен нейтрализатор — поблизости от той самой Докторовки, они дают свое положительное заключение относительно технических возможностей «Утилиты» и о том, что все они «соответствуют СанПиН 2.1.7.1322-03  «Гигиенические требования по размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
И все это делается на основании гипотетических предположений, что «планируемая численность сотрудников предприятия – 50 человек. Для осуществления своей деятельности НПФ ООО «Утилита» планирует (!) приобретение в собственность специализированного транспорта в количестве 10 единиц. Для утилизации ТБО предприятие использует нейтрализатор НТБОО в количестве 10 штук (!!)» А теперь, посмотрите, пожалуйста, на фотографии, сделанные по тому самому адресу «1,35 км., северо-западнее деревни Докторовка» меньше, чем через час после того, как мы зафиксировали погрузку «отходов» в областной больнице. Скажите, видите ли вы на этой голой площадке хоть намек на какой-нибудь нейтрализатор?
Когда мы, объехав площадку, подобрались к ней с тыльной стороны и начали съемку, из сторожки вышел серьезный мужчина в полинявшей синей майке и, почесывая грудь, долго смотрел в нашу сторону. Потом вернулся в помещение. «За берданкой пошел», — пошутил кто-то из нас, но фотографии были сделаны и, уже уезжая, мы видели, как бдительный страж вышел таки из центральных ворот, правда, безоружный, и долго еще провожал нас взглядом.

Фекалии не тонут, они горЯт

В экспертном заключении «Центра гигиенического обучения и экспертизы», есть и другие занятные моменты. Так, многократно подчеркнув, что «Утилита» намерена уничтожать исключительно твердые бытовые отходы, в документе вдруг неожиданно появляется целый список отходов, который предприятию разрешается «обезвреживать в нейтрализаторе». Есть там и настоящие ТБО, но как-то загадочно звучит нерасшифрованный пункт «отходы из жилищ», и как признать «твердыми отходами» нечто, обозначенное как «пыль (мука) резиновая». И уж совсем комично выглядит разрешение на переработку (напомним, в качестве твердых бытовых отходов), такой замечательной субстанции, как «отходы (осадки) при промывке канализационных сетей». Так и видятся полсотни мифических работников предприятия, заливающих для сжигания в не менее мифические десять печей «отходы при промывке» — какашки, простите за выражение. Кстати, то, чем сейчас занимается «Утилита» — «переработка медицинских отходов», стоит в перечне на последнем, 18-ом месте…
Судя по материалам экспертного заключения, специалисты «Центра» вполне серьезно себе думают, что «нейтрализовать» фекалии путем их сжигания можно, если топить печи «отходами эмульсий и эмульсионных смесей для механической обработки» — кто хоть раз был в заводских цехах представляет, что это такое: белая жижа, на 95 % состоящая из воды.  Или там, разжечь печь, заливая в топку «всплывающую пленку из нефтеуловителей» — до 90 % воды. Мы не шутим – «эмульсия» и «пленка» взяты из перечня, состоящего из 14 пунктов отходов, которые можно принимать у организаций, после чего использовать их в качестве топлива.
Какой-нибудь директор завода, находящийся в здравом рассудке, по-вашему, сможет поверить, что эмульсией, то бишь, практически, водой, можно что-то там топить? Нет, конечно, но куда-то эту дрянь ему девать нужно, а тут приходят товарищи, предъявляют все документы и готовы за определенную плату всю эту радость с завода забрать. Директору-то, какая разница, кому за вывоз отходов платить? Но это уже чисто наши предположения и мы никого конкретно не имеем ввиду. Может эмульсия и правда, горит, а фекалии утилизируются путем сжигания…
Уже на следующий день после положительного экспертного заключения «Центра гигиенического обучения и экспертизы», Роспотребнадзор на его основе дает положительное санитарно-эпидемиологическое заключение из коего следует, что заявленный «Утилитой» вид деятельности «Соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам»…

«СоЧинение»
на «пЯть»

Впрочем, для полноценной деятельности, «Утилите» не хватало главного документа – лицензии от Ростехнадзора. Прошло два месяца, за которые фирма подготовила «Экологическое обоснование» своей деятельности «по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, временному хранению, размещению отходов ЛПУ». То есть, речь шла уже не о ТБО, а именно о «медицинских отходах».
На 20 листах было прописано все до мельчайших подробностей, «отходы здравоохранения» были скрупулезнейшим образом описаны и классифицированы. Кстати, в главе «Охрана окружающей среды при транспортировке отходов ЛПУ классов Б и В», говорится о транспортировке грузовыми фургонами «с металлической отделкой кузова снаружи и изнутри». Кроме того, говорится и об упаковке, в которой должна осуществляться  эта транспортировка – «пластиковые емкости, закрывающиеся герметично» и «металлический контейнер с крышкой со специальным запорным устройством». Посмотрите на фотографии – эти пакеты похожи на «металлический контейнер» или хотя бы на «пластиковую емкость, закрывающуюся герметично»? А в среду из областной больницы вывозились «отходы» из диализного центра, которые подпадают под класс Б, то есть при их транспортировке должны использоваться именно «емкости» и «контейнеры».
Говорится в «Обосновании» и о возможных аварийных ситуациях, подробно описывается, как должны действовать водитель и экспедитор, если ЧП произойдет во время перевозки «отходов», и что должны делать работники предприятия, случись нештатная ситуация на территории самой «Утилиты». Подробно расписаны даже действия персонала при возникновении стихийных бедствий.  Написано в «Обосновании» все очень красиво и убедительно, есть даже список используемой методической литературы, как в студенческом реферате.
Но, так или иначе, 11 ноября прошлого года Лицензия № ОП-51-001798 (64) «На осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности» была «предоставлена юридическому лицу Научно-производственная фирма Общество с ограниченной ответственностью «Утилита», и действительна она будет вплоть до 11 ноября года 2014. Уже и Олимпиада в Сочи закончится, а «утилитина» лицензия  — нет. Та самая «окончательная бумага», о которой мы говорили в самом начале.

Если оЧень захотеть, можно в космос полететь!

Главное же, при выдаче всех вышеупомянутых документов, почему-то не были учтены следующие, обязательные для их легитимности условия: во-первых, чтобы заниматься своей деятельностью, «Утилита» должна быть либо собственником земли, на которой предполагается размещение установок, либо арендовать ее. В настоящее же время, участок в Татищевском районе, адрес которого фигурирует во всех документах, принадлежит посторонней фирме, с которой «Утилита» заключила лишь «договор о совместной деятельности». Во-вторых, прежде чем получить лицензию, да и другие основополагающие документы, предложения «Утилиты» должны были стать предметом общественного обсуждения, организованного муниципальными органами. Этого сделано не было.
Тем не менее, окрыленные успехом работники фирмы ровно через неделю после получения лицензии, обращаются к местным властям с предложением, изложенным почти в ультимативной форме. Они просят содействовать в «организации централизованного сбора, временного хранения, перевозке и нейтрализации отходов ЛПУ области и г. Саратова». Забыты твердые бытовые отходы в виде фекалий, работать с больницами все же как-то гигиеничнее. Обосновывая свою просьбу, «Утилита» рассказывает о том, что обладает технологией, «которая позволяет сократить расходы бюджета при обращении с отходами ЛПУ».
Ну а далее перечисляются те самые документы, о которых говорилось выше: Лицензия Ростехнадзора от 11 ноября, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, говорится и об имеющихся «площадках утилизации отходов с установками НТБОО -1000 производительностью до 10 тонн в час» — то есть, речь идет о 10 нейтрализаторах, но попробуйте на фотографиях найти хоть один, да и видел ли его кто-нибудь из экспертов? Кроме того, обосновывает свое требование «Утилита» тем, что у нее «имеется специальный транспорт, оборудованный холодильными установками для перевозки отходов ЛПУ». Это что, тот самый «PORTER», что ли, «специальный транспорт»? Одним словом, не далек тот час, когда со своим фургончиком и десятью нейтрализаторами, которых никто не видел, «Утилита» готова будет выйти на российский, да что там, на международный уровень! А там и космический мусор можно будет подрядиться собирать.
…Ну и что хотелось бы сказать в заключение. У нас есть все основания полагать, что о ситуации, когда вполне реальные «медицинские отходы» якобы уничтожаются в мифической печке, знает министр области – председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования Валерий Белов. Что уж говорить о руководителе Роспотребнадзора, главном санитарном враче Алексее Данилове и о руководителе Ростехнадзора Алексее Сундееве? Думается, и они тоже знают. Интересно, долго еще будет продолжаться их молчание?

Артём БОРИСОВ

http://www.rsar.ru/articles/3687.html