Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Мирило всех мерил



"

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b94Тем не менее, полномочия нынешнего созыва гордепов под руководством Олега Грищенко неотвратимо заканчиваются, мандаты истрепались и нуждаются в обновлении, а значит, пришло время оценить возможные варианты «модернизации» нашего местного самоуправления.

Войны кланов

Кое-кто еще полагает, что в партии объединяются неравнодушные к проблемам других людей активисты, а в депутаты идут для того, чтобы защищать интересы избирателей. Но мы-то знаем, что политологи в разных частях света фиксируют закат сформированной в прошлом веке системы партийного представительства и выход на передовые позиции небольших групп, объединенных по корпоративному, религиозному, этническому или еще какому-то признаку. Влияние таких групп на мировую политику из года в год только возрастает, а традиционные партии в силу своей забюрократизированности и нерасторопности просто не успевают отвечать на многие вызовы современности, ну и так далее. Вышесказанное призвано убедить нашего любезного читателя в том, что различные группировки и кланы, прикрываясь партийными, и не очень, флагами, захватывают и делят власть в городе не от нашей дикости и отсутствия демократических традиций, а в силу общемировых тенденций, что гораздо приятнее для очень ранимого самолюбия отдельных наших земляков. Так или иначе, но для приближения к пониманию сути происходящих процессов мы будем оперировать не навязываемыми партийными брендами, а более привычными и все более актуальными понятиями околополитических группировок, а для удобства идентификации будем именовать их по фамилии наиболее публичного или влиятельного члена.

Допустим, в околополитическом пространстве нашего города представлено с десяток таких группировок. На самом деле их больше, но некоторые, до времени, старательно держатся в тени, другие – не публичны в силу специфики деятельности, а третьи еще не оформились настолько, чтобы считаться самостоятельными. Наконец, есть группы, утрачивающие влияние на ситуацию в городе в связи с перемещением их лидеров за пределы региона. Крупнейшей и самой влиятельной  является группа Володина, собственно это даже не одна группа, а несколько, но все они так или иначе замыкаются на нашего знаменитого земляка. Для данного анализа интерес представляют не все составные части группы Володина, а только те, которые представлены и имеют интересы в нашем городе. Это подгруппы Панкова, Радаева, Грищенко, Алешиной, утрачивающие влияние на город подгруппы Овсянникова и Глыбочко и недавно обозначившаяся в публичном пространстве подгруппа Курихина. Для полноты картины учтем, что есть ряд более или менее независимых фигур в окружении Володина, которые либо пока не имеют собственных групп, либо их группы слишком малочисленны. Кроме того, под флагами «ЕР» выступает и группа Ипатова, имеющая с вышеуказанными подгруппами особые отношения. Итого, в составе местной «ЕР» насчитывается не менее 6 подгрупп и еще несколько центров влияния. Группа Фейтлихера, активно действовавшая на прошлых выборах в городскую думу, в предстоящих в марте, скорее всего, участвовать не будет. Оппозиция представлена группами Рашкина, Полещикова, Ищенко и Коннычева. Последние три довольно малочисленны и не обладают значительными ресурсами. Кроме них, есть ряд деятелей, имеющих склонность к политической активности, и отделений политических партий, но их влияние крайне незначительно. Таким образом, в предстоящем мероприятии в марте следующего года могут принять участие не менее 11 групп и подгрупп, большая часть которых относится к партии власти.

Медвежьи породы

Допустим, недавно обнародованный список кандидатов партии власти является окончательным, хотя сама эта партия предлагает верить только делам, а не, допустим, спискам. Тогда налицо некий компромисс нескольких подгрупп внутри группы Володина. А именно – подгрупп Панкова, Радаева, Грищенко и, в какой-то мере, Глыбочко и Алешиной. Все детали этого соглашения, возможно, неизвестны даже самим участникам, в частности, нет однозначного ответа на вопрос, кто будет управлять городом в случае потенциальной победы «ЕР»? Грищенко-Прокопенко? Или, например, Радаев-Галкин. Но об этом позже, нужно еще одержать и удержать эту самую победу. На этом этапе важнее другое, а именно – отсутствие в предварительных списках представителей группы Ипатова и подгруппы Курихина. Чем это может обернуться для партии власти? Видимо, ничем хорошим. Ипатов может избрать одну из следующих стратегий: не обращать особого внимания на выборы в Саратове, сосредоточившись на аналогичных мероприятиях в других городах и районах области, поддержать неких независимых кандидатов или даже кандидатов, включенных в списки других партий, в последний момент высказать свои претензии и потребовать своей доли в списках и округах. Все три варианта в разной степени, но, скорее всего, негативно скажутся на итоговом результате «ЕР» в Саратове. Кто будет виноват в таком развитии событий? Видимо, обвинен будет губернатор, но тот, «кому виднее» и за кем остается последнее слово, не может не учитывать этих обстоятельств при принятии решения, или может?

Подгруппа Курихина, довольно громко обозначившая свои претензии в последнее время, скорее всего, тоже не останется в стороне. Ее варианты выбора стратегии примерно аналогичны губернаторским, разве что сосредоточиться на выборах в других районах, за исключением Саратовского, для нее не очень интересно, а высказывать требования будет возможно лишь в случае победного завершения «военных действий» с подгруппой Грищенко. Таким образом, самым вероятным для нее представляется вариант поддержки неких кандидатов, не обязательно выдвинутых «ЕР». Следовательно, уже на стадии формирования списка партии власти заложено несколько подводных камней или, если угодно, глубинных бомб, и сделано это, видимо, сознательно и, естественно, не для развития внутригородской демократии, а в каких-то иных, пока скрытых целях.

Подтанцовка

Оппозиционные группы поставлены перед необходимостью решения нескольких специфических задач. Во-первых, нужно найти кандидатов для списка и округов. Казалось бы, ничего сложного, однако даже для группы Рашкина эта задача не имеет простого решения. Такого количества доверенных людей нет, а те, что есть, не могут потянуть полноценные кампании в силу стесненности в средствах. Значит, нужны еще и спонсоры, а чем с ними потом рассчитываться? Мандатами, запросами в инстанции, обещанием места в списке в Госдуму? Видимо, даже эта группа вынуждена будет продублировать кандидатов в списке и по округам, прибегнуть к неодобряемой ими же практике использования «паровозов» и сосредоточиться на поисках спонсоров, что в наших местных общественно-политических реалиях непросто. Все то же самое актуально и для остальных оппозиционных групп, кроме группы Фейтлихера, только в еще большей степени.

Группа Фейтлихера находится на особом положении, так как не примыкает ни к одной из партий и, возможно, не будет принимать непосредственного участия в выдвижении собственных кандидатов, которым пришлось бы столкнуться с огромным давлением и даже в результате победы не получить сколь-нибудь значимых преференций. Впрочем, это не означает, что группа никак не будет участвовать в предстоящих выборах, так как при определенных раскладах новая городская дума может принести ей больше реальной пользы, даже если в думе совсем не будет непосредственных представителей этой группы. Для визуализации изложенного представим себе шахматную партию: в ней есть пешки и фигуры, которые совершают различные движения и находятся в некоем взаимодействии, а еще есть шахматисты. Но вернемся к другим оппозиционным группам и попробуем предугадать их стратегии.

Группа Полещикова – это уже не то отделение «СР», которое было несколько лет назад, и даже не то, которое было всего несколько месяцев назад, это просто группа Полещикова, довольно малочисленная и, кроме самого Полещикова, мало кому известная. Варианты такие: места распродать, во главу списка притащить известных федеральных политиков, в результате получить местечко для себя лично и одно-два места для спонсоров – это первый вариант. Решить, что господин Полещиков настолько популярен и обеспечен ресурсами, что никакая внешняя помощь ему не нужна, выдвинуть список во главе с собой и на свои деньги – вот второй вариант, с непредсказуемым исходом. И, наконец, вариант номер три: продать все скопом коллегам из правящей партии, чьи интересы оказались недостаточно учтены. В этом случае можно сильно сэкономить, а возможно, и получить вожделенный мандат, но это уже будет не стратегия группы Полещикова, а стратегия покупателя.

Группа Ищенко имеет варианты примерно аналогичные. Особенность состоит в том, что Ищенко еще менее известен, чем Полещиков, что, впрочем, в случае с ЛДПР и не столь важно, особенно если партия готова помочь деньгами. Другое дело, если не готова. Тогда есть угроза, что недоагитированный почитатель Владимира Вольфовича в решающий день может остаться дома. Второй особенностью этой группы является то, что она менее ограничена в выборе оптового покупателя, чем группа Полещикова.

Группа Коннычева, выступающая под флагами старинного «Яблока», помимо общих проблем других оппозиционных групп может поиметь значительные трудности еще на этапе регистрации списков. Как непарламентская партия, «Яблоко» не имеет преференций, и его члены для регистрации вынуждены собирать подписи избирателей. Не секрет, что регистрация на основании подписей в последнее время приобретает характер исключения из правил, в то время как правилом может считаться отказ в регистрации. Вариантов поведения в данном случае может быть два: либо попытаться потихоньку договориться с теми, от кого зависит принятие необходимого решения, либо пригласить в список всех самых крикливых общественников и грозить, что в случае отказа в регистрации шуму будет столько, что мало не покажется. Впрочем, нельзя исключить и совмещения этих вариантов.

Кроме вышеуказанных групп, правом выдвижения списков обладают и отделения «Патриотов России» и «Правого дела». Однако их появление на мартовской сцене возможно только в двух случаях: либо некто купит список, полагая, что договориться о регистрации проще оптом, чем по отдельности, либо кто-то решит, что нужен некий технический список – для создания видимости конкуренции, подачи заявлений в суды и избиркомы, а также прочих политтехнологий, и с незначительными затратами организует его регистрацию. Собственных средств у реготделений этих партий явно недостаточно.

Следует упомянуть и о «независимых» кандидатах-самовыдвиженцах, которые могут появиться в округах. Их можно условно разделить на две группы: это кандидаты-дублеры выдвиженцев «ЕР» и представители вышеописанных групп, которые в силу разных обстоятельств решили, что их избранию будет в большей мере содействовать статус самовыдвиженца. Регистрация самовыдвиженца сегодня крайне проблематична из-за позиции избиркомов, так что появление их значительного числа, особенно действительно независимых кандидатов, практически невероятно.

Каждому – свое

Попробуем предположить, какие цели могут преследовать лидеры кланов и подгрупп, и как они будут пытаться их достичь.

Володин. Здесь основных цели две. Во-первых, обеспечить абсолютное большинство депутатам от «Единой России», а во-вторых, не дать ни одной из подгрупп внутри «ЕР» самостоятельно полностью контролировать думу. В этой связи логично предположить, что его может напрягать медийная война в городе, взаимно ослабляющая подгруппы Грищенко и Курихина и в то же время приводящая к имиджевым потерям партии «Единой России» в городе.

Ипатов. Его основная задача – делать то, что требует федеральный центр, и поэтому линия поведения будет определяться не самостоятельно, а исходя из решения этой самой задачи. В марте следующего года выборов, в том числе регионального уровня, будет довольно много, а значит, Саратов не станет привлекать к себе особое внимание центра. Кроме того, выборы пройдут и в большинстве муниципальных образований области, а следовательно, значимым для Ипатова будет некий средний по области результат. В этой связи, скорее всего, губернатор сосредоточит усилия на проведении выборов в других городах и районах области, а в ситуацию в Саратове будет вмешиваться только в случае прямого указания центра.

Грищенко. Здесь дело принципа. Его может устроить только убедительная победа при условии, что депутатами станет достаточное количество людей из его подгруппы. Даже если, как говорят некоторые, он не намерен надолго связывать судьбу с нашим городом, для получения выгодных предложений дальнейшего трудоустройства нужно иметь весомую позицию в гордуме. Какие могут возникнуть сложности? Мы не будем рассматривать крайних вариантов, при которых все эти вопросы будут волновать Олега Васильевича в последнюю очередь, а предположим, что кампания пойдет без особых сюрпризов. В этом случае у Грищенко возникает ряд проблем. Во-первых, его люди известны (не широким слоям избирателей, а другим участникам процесса), список состоит не только из его людей, так как является продуктом компромисса между другими подгруппами внутри «ЕР». Соответственно, злобные противники и некоторые «соратники» могут приложить максимум усилий, чтобы уменьшить представительство людей этой подгруппы, путем организации мощных кампаний с последующим строгим контролем в день выборов. Так как это не вся территория города, то многим группам, особенно при наличии внешней помощи, это вполне по силам.

Радаев, Панков, Алешина и их подгруппы имеют различные интересы в этой кампании, но активность их вряд ли будет слишком высокой. Кто-то уже обеспечил включение своих людей в список и выдвижение их по удобным округам, кому-то может быть интересно не столько прохождение своих людей, сколько успех или неудача лидера соседней подгруппы. Но в любом случае, никто из них не будет против, если по спискам и в округах пройдут выдвиженцы партии, не сильно связанные с Грищенко, и в этой связи возникнет почва для некоторых договоренностей с представителями других кланов и подгрупп.

Курихин. Тут возможны два варианта. Очень активный, когда в ход будут брошены все силы и значительные средства, а целью будет полная победа над подгруппой Грищенко и собственное серьезное представление в гордуме. И менее активный, когда будут использоваться другие средства, не связанные напрямую с выборами, а ставка будет сделана не столько на проведение своих людей, сколько на работу с теми, кто в итоге пройдет в думу. Возможно, первый вариант больше устроил бы других участников процесса, но второй более соответствует стилю его работы.

Рашкин. С одной стороны, имеет определенный задел, с другой, как и все оппозиционные группы, сталкивается с кадровой и финансовой проблемами. Видимо, оптимальным для него было бы увеличение представительства на один-два мандата, которые при определенных условиях могут быть обменены на помощь в проведении кампании.

Полещиков, Ищенко, Коннычев. Участвовать будут, но степень активности зависит от возможности привлечь средства на кампанию. Вероятно, будут предлагать услуги по выдвижению от своих партий для не попавших в список «ЕР» и других желающих. Нельзя исключить возможность некого договора с Грищенко или Курихиным, так как других заинтересованных и при этом обладающих ресурсами пока не просматривается.

Группы, представляющие другие непарламентские партии, или вовсе не будут участвовать, или будут, но в качестве списка-дублера, со всеми вытекающими.

Электоральные перспективы: сначала «потанцуют» или сразу…

Итак, исходя из того, что у некоторых участников выбор предопределен, а у других в значительной мере зависит не совсем от них самих, мы имеем всего два сценария: унылый – когда первую и единственную скрипку играет список Грищенко-Радаева, и относительно веселый, когда в руки страждущих попадают необходимые средства, а контроль за голосованием и подсчетом голосов приобретает сколько-нибудь реальные черты. Первый вариант предполагает низкую явку как следствие скучных избирательных кампаний, использование всех рычагов административного ресурса, традиционно вызывающих у электората отвращение к институту выборов. В итоге мы получим двух-, трехпартийную думу, которую вполне можно рассматривать как горком партии власти. Второй вариант предполагает скандальные выборы, массу черного пиара, громкие суды по снятию кандидатов и другие казусы, которые так нравятся избирателям и мотивируют их к принятию личного участия в голосовании. Результатом может стать довольно пестрая многопартийная дума, напоминающая нынешнюю в первое время ее работы. При таком раскладе победителями можно будет считать тех, чьи группы активно в выборах не участвовали, и в какой-то мере Володина, который в таком случае сохраняет статус единственного мирила всех мерил.

А что до самих саратовских избирателей? У них выбор совсем небольшой, точнее, он полностью отсутствует. Или им покажут некое шоу, или просто используют для получения нужного результата. В любом случае следующая дума просто не может значительно отличаться от нынешней, тем более в лучшую сторону.

Материал был подготовлен до назначения Вячеслава Володина вице-премьером и руководителем аппарата Правительства Российской Федерации. 

Евгений Смирнов, “Газета Наша версия” (22.10.2010)

источник:http://redcollegia.ru/29038.html