Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Перебрал



"

coat_of_arms_of_saratov_oblast2Когда банк принимает решение о выдаче займа, он учитывает многие факторы, но главную роль для него играют доходы будущего должника и сумма уже имеющихся у него кредитов. Последние три года Саратовская область находилась если не на хорошем счету у российских банков, то, во всяком случае, пользовалась их доверием. Да и кто откажется дать правительству вполне приличного с виду региона большую сумму под хороший процент? Но шло время, суммы необходимых области кредитов росли, и доверие к ней падало. Опытные заемщики знают, что в кредитовании главное — суметь вовремя остановиться, чтобы не стать рабом своего долга. Нов кредитном запале руководство губернии этот момент, видимо, уже упустило.

Не было печали…

Еще совсем недавно, в 2007 году, Саратовская область по объему государственных долговых обязательств на душу населения находилась в середине рейтинга субъектов федерации по ПФО, занимая в нем 8 место. Госдолг составлял всего 1720 рублей на человека, что было в два раза меньше среднего показателя по России. Долговая нагрузка, лежащая на областной казне, составляла всего 4,5 млрд руб. при предельном уровне госдолга в 6,8 млрд руб., а о таком страшном слове, как «банкротство», никто из саратовских чиновников даже не задумывался.

Но прошло всего три года, и теперь смешной долг в 4,5 миллиарда может являться министру финансов Саратовской области Александру Ларионову лишь в его розовых министерских снах. Ведь с тех пор сумма заимствований области выросла без малого в 5 раз (!).

Официальной причиной роста госдолга области называется мировой экономический кризис. Судя по данным Минфина РФ, скачок размера задолженности губернии перед кредиторами действительно произошел в кризисном 2009 году. Тогда он вырос в 2,5 раза, в то время как доходная часть бюджета увеличилась лишь на 9%.

Область совершила резкий рывок в рейтинге самых ярых заемщиков округа, переместившись с 10-го на 4-е место и переплюнув по объему госдолга на душу населения даже среднероссийский показатель, от которого прежде старалась держаться подальше.

С одной стороны, такое решение облправительства можно объяснить. Испуганные и совершенно неподготовленные к кризису саратовские чиновники просто не увидели иного выхода поддержать региональный бюджет, кроме как обратиться за помощью к банкирам и за год набрать кредитов на 9 млрд рублей. Но вот, область спасена, подвиги чиновников забыты, а правительство вынуждено брать на себя все новые долговые обязательства, дабы уплатить проценты по уже привлеченным банковским кредитам.

И все бы ничего, и мы простили бы г-ну Ларионову миллиардные долги, если бы к ним его действительно подтолкнул кризис. Но тяга к разного рода заимствованиям и легким деньгам появилась у министра •финансов области и его руководителей задолго до его начала.

На всякий случай

Нет, вполне возможно, что в 2006 году у руководства области проснулся дар ясновидения, и оно предвидело грядущие события в экономике. Иначе как объяснить, что к 2009 году правительство увеличило предельный размер госдолга области почти в 3,5 раза? Если в 2005 году верхняя планка заимствований региона держалась на уровне 3,2 млрд руб., то к 2008-му она возросла до 10,7 млрд рублей. Однако никаких объективных причин для такого роста найти так и не удалось. В эти тучные для губернии годы не было ни кризисов, ни засух, ни серьезного дефицита, который пришлось бы покрывать за счет заемных средств. Да и кредитов на такую сумму правительство не набирало. Так для чего ему потребовалось увеличивать предел госдолга? Возможно, для того, чтобы суммы будущих кредитов не казались такими уж огромными и необоснованными?

По итогам 2010 года объем государственного внутреннего долга области равен 21 млрд 478,3 млн рублей, что составляет 32% от доходной части консолидированного бюджета губернии на 2011 год. По данным Минфина РФ, мы входим в тройку самых крупных заемщиков Приволжского федерального округа. Хуже дела обстоят только в Мордовии и Татарстане — здесь объем госдолга на душу населения составляет 10,5 и 14,5 тысячи рублей соответственно. Неужели в Саратовской губернии дела идут настолько плохо, что мы не в силах жить на собственные средства? Ведь, по словам того же Павла Ипатова, область достойно пережила кризис и сумела удержать экономику от падения. Так почему же в итоге мы оказались по уши в долгах, в то время как наши менее удачливые соседи сумели остаться при своих?

В этом году предельный объем госдолга, согласно закону Саратовской области «Об областном бюджете на 2011 год», составляет 21,9 млрд рублей. При этом правительство планирует взять в кредит еще 5,3 млрд рублей, которые пойдут на погашение прежних заимствований, а 1,7 млрд будут направлены на уплату процентов по уже имеющимся кредитам. Учитывая, что реальный объем собственных доходов областного бюджета в будущем году составит приблизительно 32-33 млрд рублей, то 22 млрд рублей госдолга составят более 60% от этой суммы. При этом остановить растущие аппетиты облправительства не в силах даже Бюджетный кодекс — единственное предусмотренное им ограничение состоит в том, что кредитная нагрузка на региональный бюджет не должна превышать объем его собственных доходов.

Но, несмотря на растущие долги, руководство области продолжает делать вид, что проблемы не существует, и старательно умалчивает о возможных последствиях.

На грани банкротства

Итак, государственный долг. На самом деле по его величине невозможно определить, какой урон он наносит экономике региона. К примеру, в Самарской области, где госдолг на 3 млрд рублей больше, чем у Саратовской губернии, никакой угрозы для экономики не существует — за последние три года кредитная нагрузка на местный бюджет возросла всего на 11%, в то время как у нас этот показатель увеличился на 296%.

Для того, чтобы определить степень риска, используется показатель отношения величины госдолга к величине валового регионального продукта (ВРП). Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВРП, то долг не страшен. Однако если экономика растет недостаточно быстро, то государственный долг превращается в серьезную проблему.

Чтобы гасить старые кредиты, правительство будет вынуждено занимать снова и снова, с каждым годом все больше погрязая в долгах. В результате снизится эффективность экономики, поскольку средства будут отвлекаться из производственного сектора на обслуживание долгов и выплату основной суммы займов. Необходимость гасить проценты по кредитам потребует повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов внутри региона и отпугнет потенциальных инвесторов. Кроме того, долговая кабала, в которую все больше влезает облправительство, возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что приведет к снижению уровня их благосостояния.

И, наконец, если саратовские чиновники не научатся обходиться без банковской помощи, уже через пару лет над губернией нависнет угроза долгового кризиса, когда областной бюджет уже не сможет справляться со взятыми на себя кредитными обязательствами, а регион окажется на грани банкротства.

Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта в Саратовской области последние пять лет составляли порядка 7%. При этом государственный долг губернии ежегодно возрастал в среднем на 46%. Путем несложных математических расчетов получаем, что долги губернии растут в 6,5 раз быстрее, чем ее экономика.

Ниже плинтуса

Первые признаки грядущего финансового коллапса губернии проявились еще в конце прошлого года, когда дефицит областного бюджета был доведен до рекордного значения в 27%. В декабре 2010-го международным агентством Moodys Investor Service Inc, с которым у облправительства заключен договор, Саратовской губернии был присвоен отрицательный кредитный рейтинг. Напомним, кредитный рейтинг субъекта РФ зависит от устойчивости его бюджетной системы, финансово-экономической ситуации в регионе, динамики ее развития. Этот показатель является определяющим фактором для крупных инвесторов, а потому чем ниже место региона в этом рейтинге, тем меньше у него шансов привлечь на свою территорию их деньги. А учитывая, что к нам и прежде инвесторы не ломились, в таких условиях их энтузиазм вряд ли возрастет.

Как видно из формулы «рост госдолга/рост ВРП=степень риска», единственный способ избежать долгового кризиса — поднимать национальную экономику. Но для этого в нее необходимо вкладывать деньги, которые пока правительство тратит не туда и не на то.

По прогнозам регионального МЭРТ, в 2011-2013 годах темпы роста ВРП ожидаются на уровне 4-5%, тогда как темп роста госдолга, по мнению г-на Ларионова, не только не увеличится, но и сократится до отрицательного значения. Вместе с ним сразу на 25% уменьшится дефицит областного бюджета.

Не знаем, насколько сам Александр Степанович уверен в том, что говорит, но у нашего издания его прогнозы доверия не вызывают. «Время» уже писало о том, какую бюджетную политику проводит Павел Леонидович все время своего пребывания на посту губернатора. Написали мы и о том, к чему он приведет регион. И пока никаких видимых изменений в выбранном им курсе мы не увидели. При продолжающемся росте госдолга и падении кредитного рейтинга области в этом году с национальной экономики будет «снято» без малого 4 млрд рублей. Серьезные сокращения коснутся сельского хозяйства, которое еще не очнулось после губительной засухи, значительно меньше средств заложено на дорожное хозяйство и транспорт. До сих пор не известна судьба программ по поддержке малого и среднего предпринимательства в области. В таких условиях ожидать роста ВРП было бы просто глупо.

Но даже если предположить, что г-н Ларионов вместе со своей командой изыскал-таки резервы для такого скачка экономики губернии, возникает вопрос: что ему мешало вывести областной бюджет из дефицита в прошлом году? И почему правительство по-прежнему оперирует лишь ничем не подтвержденными цифрами, не называя конкретных источников доходов, которые должны сделать нашу казну бездефицитной?

Может быть, специально, а может, просто по незнанию руководство региона медленно, но верно загоняет вверенный ему субъект федерации в кредитное рабство. Нет, Саратовская область не сразу обанкротится. Ведь она не погашает долги, а рефинансирует их, строя так называемую финансовую пирамиду: выпускает новые государственные займы и делает новые долги для погашения старых. Да и федерация вряд ли останется безучастной в случае возможного банкротства региона. Если ситуация достигнет критической точки, на территории губернии будет введено внешнее управление: в Саратов приедут финансисты из Москвы и при помощи госбюджета и чьей-то матери будут разгребать миллиардные долги, которые успели нахватать местные чиновники. И понятно, что случись такое, действующее руководство области автоматически перестанет быть таковым. Так что Павел Леонидович и его подчиненные костьми лягут, но не позволят ввести в губернии внешнее управление.

Но не стоит и надеяться на то, что руководство области признает свою ошибку и попытается что-либо всерьез изменить. Ведь какая бы ситуация ни складывалась в области, будь то дефицит гречки или засуха, руководству губернии во что бы то ни стало — дабы Москва не сделала преждевременных оргвыводов — надо выглядеть достойно. А потому облправительство наверняка не поскупится на какие-либо оригинальные «спецэффекты» для поддержания образа успешного и процветающего региона. Хотя бы до 2015 года. Правда, для этого «шоу» опять же потребуются деньги. Их, конечно, нет, но зато без проблем можно занять. Не у прошлого и не у настоящего, безусловно — со стариков и врачей-учителей уже взять нечего. А вот залезть в карман к будущему губернии пока еще возможно. Тем более что платить по счетам нынешнего правительства придется совсем другим людям.

Сказано

«Изменить, улучшить ситуацию во всем комплексе, который из себя представляет Саратовская область, на мой взгляд, просто не реально, не хватит никаких ресурсов. Одна из причин этого — то наследие, которое осталось. И это, прежде всего, финансовая область, то есть долги. Это конкретные цифры, они выверены, они все понятны. Их всего сегодня 1,6 млрд рублей».

Павел Ипатов, губернатор Саратовской области, пресс-конференция от 7 апреля 2005 года (по данным ГТРК «Саратов»)

Светлана Гетало, “Время” (17.01.2011)