КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Все плохо



Лариса Твердохлеб

Лариса Твердохлеб

“В здравоохранении у нас действительно все плохо”. Такую фразу произнес не кто-нибудь из простых смертных, а сам губернатор Саратовской области Павел Ипатов. Он сделал это признание в минувший понедельник в Энгельсе,  на совещании по программе модернизации здравоохранения. В кои-то веки руководитель нашего региона сказал правду. Сказал то, в чем, наверно, ни один из саратовцев не сомневался. А Ипатов, судя по всему, сомневался. Сомневался долгих семь лет своего правления. А может и сознательно скрывал от народа истинное положение вещей. И вот, не сдержался…

 

Что повлияло на столь резкий приступ самокритики, сказать трудно. То ли – боевой дух энгельсских “петрашевцев”, то ли – плохое настроение, то ли просто сказал, не подумав (чего греха таить, водится за Павлом Леонидовичем такой грех). Но, собственно, это не так важно. Важно, что все-таки проговорился. Проговорился, но не договорил, не закончил мысль. То, что в саратовской медицине дела, мягко говоря, не важнецкие, это и ежу понятно. Но вот почему они такие? Об этом губернатор скромно умолчал. А ведь, действительно, почему? Давайте подумаем.

О том, что Павел Ипатов в 2005 году принял от своего предшественника явно не образцовую систему здравоохранения, никто не спорит. Никто также не забыл о том, что новый губернатор справедливо признал медицину одной из главных болевых точек, проблемы которой необходимо решать незамедлительно. Какие же первоочередные меры он предпринял в данном направлении? Прежде всего, он сменил министра здравоохранения региона (им стал бывший главврач медсанчасти Балаковской атомной Алексей Сорокин), и  исполнительного директора Территориального фонда ОМС (этот пост занял Василий Милосердов, возглавлявший в свое время Балаковскую ЦРБ). Кроме того, подконтрольная Ипатову страховая компания “Атоммед” стала одной из четырех структур по перекачке средств обязательного медстрахования из ТФОМС в лечебные учреждения. Подчеркиваю, все это было сделано сразу же, едва ли не в первый месяц его губернаторства. Ну а дальше стали как бы работать.

Самые первые результаты вроде бы обнадеживали. Например, областной бюджет наконец-то стал рассчитываться с фондом ОМС за неработающее население (чего не было при Аяцкове), в больницах немного улучшился уровень питания и обеспеченность лекарственными препаратами, был отремонтирован онкодиспансер в Энгельсе, появилось два новых корпуса онкологической службы в Смирновском ущелье. Но затем все как-то стихло. Постепенно практически все вернулось “на круги своя”: и больничное питание, и бесплатные лекарства и многое другое. Не стал более открытым и территориальный фонд ОМС. Более того, в начале 2008-го саратовский медстрах стал одним из фигурантов громкого уголовного дела, связанного с нецелевым использованием крупных средств руководством федерального ФОМС. Очень быстро обозначились проблемы и по линии областного минздрава. Алексей Сорокин настолько “грамотно” сформировал свою команду, что деятельность министерства тоже довольно быстро привлекла внимание правоохраниельных структур. Дело в том, что министерские посты заняли люди, уже «зарекомендовавшие» себя в местном здравоохранении. Например, экс-главврач 6-й городской  Виктор Шабаров, занявший кресло первого зама. И это несмотря на то, что деятельность ранее руководимого им учреждения имела многочисленные и серьезные нарекания со стороны пациентов, а чуть позже и правоохранительных органов. Порочность такой кадровой политики обнаружила себя не сразу. Катализатором кризиса стала реализация одного из направлений нацпроекта – льготного лекарственного обеспечения. Проверка счетной палаты, прошедшая в начале 2006 года, выявила многомиллионные нарушения, касающиеся обеспечения лекарствами региональных льготников. По некоторым данным, размер нарушений оценивался в 15 млн руб. Прокуратура попыталась разобраться и к концу года обнародовала результаты проведенной ревизии. По версии правоохранителей, льготникам выдавали просроченный товар, а новый пускали в розничную сеть. Но еще задолго до оглашения результатов прокурорского расследования в минздраве вдруг опустели кресла практически всех замов, включая первого – Виктора Шабарова – и ответственного за лекарственное обеспечение Евгения Моклецова.

***

Несмотря на это, ипатовская политика в сфере медицины продолжала набирать обороты. Вот только обороты эти были какие-то странные и даже подозрительные. Так, например, областное правительство проявило максимум пассивности при “раздаче слонов” из федерального бюджета на строительство современного кардио-центра. И в результате такой центр был построен в Пензе. И все потому, что наши соседи предложили федеральному центру более выгодные условия строительства центра в их регионе. Пензенская власть заявила о выделении площадки под строительство, подводке необходимых коммуникаций и выделении жилья для медицинских работников центра за счет средств областного бюджета. Да, у нас нас в области сегодня тоже сподобились на кардиохирургический центр, но уже за деньги вечно проблемного регионального бюджета. А ведь стоит этот объект не много, не мало около 1,5 миллиардов рублей. Но даже не это главное. Главное. что такое ЛПУ не решит проблему в полной мере, не сократит очередь на сердечно-сосудистые операции. В операциях такого направления очень дорогостоящие расходные материалы, сердечные клапаны. Частое и системное их проведение возможно только при достаточном бюджетном финансировании. Областному бюджету финансировать подобные операции практически не под силу. Получается, что лечебное учреждение, на создание которого ушли огромные средства областного бюджета, просто не сможет обеспечить потребности всех нуждающихся жителей области в профильном лечении. Так что есть серьезные опасения, что центр будет либо простаивать, либо работать не в полную мощность.

И пример с кардиоцентром, к сожалению, не единственный. Стоит вспомнить хотя бы строящийся в Саратове перинатальный центр (район Молочки). Изначально там цена строительства была заявлена в размере двух миллиардов рублей. И только после публичной засветки подобных аппетитов, в ходе конкурсов строительные организации снизили цену на 500 миллионов рублей. Сколько еще случилось таких вот фокусов при освоении государственных (как федеральных, так и областных) средств при строительстве и ремонте медицинских объектов на территории Саратовской области, остается только догадываться.

***

Вообще же, если и можно говорить о каких-либо положительных сдвигах в областном здравоохранении, то почти все они так или иначе обязаны федеральным нацпроектам. Не будь их, и ситуация в этой сфере могла бы стать просто критической, если не сказать – катастрофической. Причем, даже не сегодня, а уже позавчера. Но даже при довольно солидной и постоянной помощи федерального центра, в саратовской медицине продолжаются стремительные негативные процессы, которые в любой момент могут стать (если уже не стали) необратимыми. Это и крайне низкий приток в ЛПУ молодых врачей, и очень низкие зарплаты (что влечет за собой  бегство из бюджетных ЛПУ больше части квалифицированных кадров, совмещение докторами сразу нескольких ставок и, как следствие, их физический и моральный износ), и абсолютная непрозрачность финансовых потоков в медучреждениях (бюджет, обязательное медстрахование, добровольное медстрахование, официальные и неофициальные платные услуги плюс средства, также поступавшие из бюджета, но уже по линии нацпроектов), что развращает медицинский топ-менеджмент страшно и т.д., и т.п.

Кстати, о платных услугах в бюджетных медучреждениях. Это зло (во всяком случае, по моему убеждению) областное медицинское начальство однажды решило хотя бы как-то ограничить. Приказом Минздрава области от 25 марта 2009 года «в рамках антикризисных мероприятий» были существенно сокращены платные услуги в государственных лечебных учреждениях Саратова. Все, что входит в систему госгарантий, должно быть бесплатным – такова была установка.  Даже в таком виде приказ представлял серьезную проблему для  бюджетов больниц и поликлиник, привыкших заглядывать в кошельки болеющих саратовцев. Но пока главврачи прикидывали, как жить дальше, 3 апреля вышел второй приказ Минздрава – об отмене установленных ограничений. Странные телодвижения медицинских чиновников породили череду слухов. Поговаривали даже, что отмену платных услуг продавили частные медицинские центры, чтобы устранить государственных конкурентов. А отмену отмены – главврачи (или главрвачи бюджетных ЛПУ ). Но как бы то ни было ясно было одно: областной минздрав не имел и не имеет серьезного влияния среди областной медицинской элиты (особенно в городе Саратове). Не имел он его и при Алексее Сорокине, ни имеет и при нынешнем боссе этого учреждения Ларисе Твердохлеб, которая взлетела в министерские покои прямиком из кресла главврача Пугачевской ЦРБ (район, между прочим, пограничный с Балаковским). Поразительно, но за семь лет ипатовского губернаторства областной минздрав (и это при  в основном  благоприятной финансовой конъюнктуре) не только не провел сколько-нибудь серьезных изменений в подведомственном ему хозяйстве, но даже не приобрел реального веса и авторитета среди подавляющего большинства врачей. Врачей хоть главных, хоть рядовых.

***

Семь лет ипатовским медицинским реформам. Семь лет лживого пафоса, подмены понятий, крупным финансовым хищениям на фоне красиво перерезаемых красных ленточек… Семь лет наивных надежд и горького разочарования… И вот 14 февраля 2011 года саратовский губернатор наконец-то признал: “В здравоохранении у нас действительно все плохо”. Ура? Как бы не так…

Не прошло и двух дней, как в Саратовском правительстве словно бы опомнились. Уже 16 февраля на очередном заседании областного парламента министр Лариса Твердохлеб просто убивала (иначе и не скажешь) всех оптимизмом: “На текущий момент качество предоставления услуг в этой сфере (кардиология-авт.) увеличилось в два раза. Показатель удовлетворенности населения находится на уровне 80%. “, – рассказала чиновница.

И еще один перл от чиновницы, прозвучавший на этом заседании: “Разделение на муниципальные, областные и федеральные лечебные учреждения неправильно. В здравоохранении должна быть единая вертикаль управления“. И вертикаль эта, судя по недавним притязаниям облминздрава на ряд крупных ЛПУ Саратова, должна находится в надежных руках таких эффективных управленцев как Лариса Васильевна и Павел Леонидович. Что ж, в этой связи вспоминается один известный анекдот: “Оратор на трибуне: “Этот год будет переломным!”. А ему из зала: “А что, еще не все переломали?”…

 

Борис Дмитриев
источник:http://www.saroblnews.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=10740:2011-02-21-05-47-23&catid=28:2010-03-02-16-09-54&Itemid=54