Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА: ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ



"

2358Очень далеко вперед смотрели на  заседании в Саратовском областном правительстве, а именно в 2025 год. Перспективу обозначили на модном новоязе: «Стратегия-25». И, соответственно, в лучших губернских традициях опередили «Россию в целом», готовящуюся в августе представить россиянам всего лишь «Стратегию-20». По целям и задачам «Стратегия-25», само собой, тоже размахнулась на опережение всего, что способно двигаться в этом направлении. Из чего стало в очередной раз мучительно ясно, что привычка смотреть за светлые горизонты, за которыми смутно мерцает очередное сияющее будущее, по сути неизбывна. По сторонам, кстати, в ходе обсуждения столь перспективного документа, даже смотреть не стали. Что и понятно: окружающая действительность гораздо бледнее той, что рисуется в мечтах, и значит, не столь привлекательна.
Точное название обсуждаемого документа – «О стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года». Докладывал первый зам. министра экономического развития и торговли области Александр Ульянов, бывший на тот момент еще при исполнении, а ныне уже уволенный. Кстати, губернатор Павел Ипатов, помнится, еще в завершение минувшего года приговорил Ульянова к увольнению, но попросил «месячишко» еще поработать. Странно, но тот согласился. Хотя, впрочем, понятно почему: он исправно пытался за этот «подаренный срок» как-то себя реабилитировать, и иногда казалось, что это у него получалось. Особенно когда губернатор скрыть не мог своего удовольствия, когда его слышал.  Так было и на этот раз: Ульянов в ускоренном темпе зачитал основные тезисы стратегии-25, а не сошлись во взглядах с губернатором они только в одном: замминистра среднюю зарплату для населения Саратовской губернии видел в 2025 году в пределах 75 тысяч рублей, а губернатор замахнулся на 110 тысяч. Это была единственная нестыковка в действиях представителя кабинета министров и его председателя.  Зато губернатор получил возможность, может быть, спонтанную, сказать, что в настоящее время доходы жителей Саратовской области крайне низки. Так, собственно, и сказал, что было похоже на признание, правда, не слишком мучительное: «В Саратовской области низкие доходы у населения». Потом спросил Ульянова: «Как они будут меняться?» Тогда тот и выдал свою концепцию про 75 тысяч рублей. В зале заседаний весьма ощутимо напряглись.  Тут же вспомнилось, как Павел Ипатов, едва заступив на свой первый губернаторский срок, пообещал среднюю зарплату в регионе сделать в 2010 году в объеме 20 тысяч рублей. Тогда, в 2005 году, цифра казалась значительной. Но кто бы мог подумать, что в благополучные нулевые инфляция начнет стремительно разворачиваться, в силу чего 20 тысяч уже не будут казаться столь привлекательной суммой; да и недостижимой, в принципе, тоже. Другое дело, что обещание свое губернатор так и не выполнил. То есть до 20 тысяч среднестатистическая зарплата в губернии так и не дотянула, зависнув то ли на 12, то ли на 13 тысячах, но есть подозрение, что и эти суммы – все та же пресловутая средняя температура по больнице, а на самом деле реальные зарплаты у людей значительно ниже. Так что губернатор хотя бы честно признал, что доходы у населения – низкие. Но как выходить на высокие, он, похоже, и сам не знает. Что для губернатора, честно говоря, моветон. А уж как назвать его заявление о среднегубернской зарплате в 110 тысяч рублей, здесь у автора даже слов подходящих нет. Ну, может быть, маниловщина, или что-нибудь в этом роде. Короче, удивительно все это.
Так что приговоренного к увольнению Ульянова он попытался с пристрастием расспросить, как же зарплаты будут меняться в ближней и дальней перспективе. Но и тот ничего, кроме цифры в 75 тысяч рублей, тоже неизвестно где  взятой, ничего сказать не мог. Собственно, и замахнувшийся на 110 тысяч рублей губернатор тоже не пояснил, откуда что возьмется. Спросил, правда, на тот момент еще замминистра, как тот мыслит жизнь губернии в 2025 году, на уровне какой страны? Ульянов помялся, помялся, и сказал: «Ну, на уровне США, наверное». Здесь губернатор крякнул и сказал: «Ну, не-е-е-ет». Имел он, впрочем, в виду вовсе не то обстоятельство, что Саратовская губерния не догонит США ни по каким показателям, как бы ни старалась, а, скорее, подразумевал социальный фактор. В том плане, что, в отличие от Соединенных Штатов, Саратовская губерния социальные обязательства перед населением ставит на первое место. В этом месте Ульянов Ипатова, похоже, понял, и сообщил, что социальная сфера выступит главным локомотивом в деле роста зарплат.
Подразумевал он, очевидно, с учетом его предыдущих выступлений на предыдущих заседаниях, исключительную наполняемость социальной сферы бюджетными деньгами, что, собственно, социальному сектору и позволяет выстоять. В чем-то губернатор с ним согласился, впрочем, сказал, что «об этом пусть Чернышов расскажет». Имел он в виду, конечно, нашего социального министра Владимира Чернышова, который позже действительно выступил и сказал буквально следующее: «У нас в регионе создана лучшая в России система социальной защиты». Не стоит добавлять, что губернатор с ним полностью согласился, и даже повторил: «Да, лучшая в стране». Граждан, подпадающих под действие «лучшей системы соцзащиты» назвал, впрочем, по своему обыкновению «сирыми и убогими», и пояснил, что это не те люди, которые в принципе способны куда-то жаловаться и чего-то требовать. То есть быть «лучшей» саратовской системе социальной защиты никто не мешает, что Павел Ипатов косвенно и подтвердил. Кстати, он и Чернышова тоже пытал насчет далекого 2025 года, как будто тот Ванга какая-нибудь. Заинтересовался губернатор, в частности, каким же образом министерству соцзащиты удалось подсчитать будущее количество детей-сирот в 2025 году. Честно говоря, вопрос действительно интересный. То есть если бы подсчитывала Ванга, когда была жива, это было бы понятно; а вот как сделало это министерство, совсем не понятно. Но Чернышов сказал, что никакой тайны здесь нет, а есть обычные методики, которыми пользуются сегодня; так что с учетом этих методик подсчитали и то, что будет через 15 лет, в том числе и количество будущих детей-сирот, которых, оказывается, в счастливом будущем будет не меньше, чем сегодня. Очевидно, именно это обстоятельство губернатору и не понравилось, так что он попросил Чернышова проработать эту тему еще раз. «Вы еще поработайте над этим документом, – сказал он министру. – Потому что у вас есть цифры, которые вызывают вопросы». Хотя, казалось бы, какое дело нашему губернатору до 2025 года? Не он же будет тогда губернаторствовать; если этот институт к той поре вообще не отменят. А, с другой стороны, выглядеть хорошо перед федеральным центром нужно сегодня. Так что эта саратовская стратегия-2025, разработанная на опережение всего и вся, и России в целом, на федеральный центр в первую очередь и рассчитана: пусть там увидят, оценят и похвалят. А насколько она соотносится с реалиями, с точки зрения губернатора, это вопрос, не имеющий отношения к действительности.
Очевидно, так оно и есть. В этом ракурсе обещанные губернатором 110 тысяч рублей среднестатистической зарплаты для населения и стоит рассматривать, в том плане, что это не всерьез. Тем более, что объяснений на тему «как мы этого достигнем?» так и не поступило. Нет, кое о чем, конечно, поговорили, но вскользь. Так, губернатор, изрядно старавшийся вытянуть-таки Ульянова на экономический диалог, завел речь о производительности труда. Вернее, о связи производительности труда с ростом зарплат. Ульянов вежливо отвечал, что «да, связь такая есть, Павел Леонидович», но дальше констатации этого факта речи не шло. Тогда губернатор сам начинал объяснять, что производительность труда у нас в губернии, впрочем, так же, как и в целом по России, крайне низкая, что, собственно, и мешает росту зарплат. Но, кстати, словом не обмолвился о колоссальном износе оборудования, разрушенной системе производственного обучения, нехватке квалифицированных рабочих кадров, не говоря уж о высококвалифицированных, о неразвитых производственных мощностях, о производстве, которое как рухнуло в 90-х, так еще и не поднялось, о нежелании инвесторов вкладываться в промышленные руины, о невнятной промышленно-производственной политике государства, о рынке, полностью захваченном импортерами и т.д. Но если бы губернатор все это припомнил, то на этом фоне говорить о производительности труда в плане  роста было бы вообще неприлично. А, с другой стороны, производительность действительно связана с зарплатами; но если  рост под сомнением, то с какого, спрашивается, потолка губернатор возьмет 110 тысяч рублей среднестатистической зарплаты в губернии? Так что все это, скорее, из привычного  разряда: «лишь бы сейчас сказать». Тем более, что в 2025 году про это, скорее всего, уже никто и не вспомнит. И вообще, 75 ли тысяч, 110 ли, это вряд ли имеет какое-либо значение; хотя бы потому, что не обозначены механизмы достижения этих целей, относительно которых можно предполагать, что их в принципе нет. Как, например, нет на сегодняшний день механизмов по достижению обещанной в 2005 году губернатором той самой средней зарплаты в 20 тысяч рублей.
С учетом этих необъяснимых обстоятельств не могут не появиться основания, скажем так, усомниться в правомочности заявленных в губернском программном документе целей на 2025 год. Вот что нам этот документ обещает. Во-первых, будет достигнут высокий, отвечающий современным требованиям, уровень жизни населения, с соответствующим высоким качеством жизни. Во-вторых, будет сформирована эффективная инновационно активная экономика, обсуживать которую будет отвечающий высоким требованиям кадровый потенциал. В-третьих, свершится реализация инвестиционного потенциала области, с привлечением, соответственно, крупных стратегических инвесторов. В-четвертых, произойдет улучшение природной среды обитания и экосистемы. В-пятых, будут обеспечены приоритеты в сфере геополитики, безопасности и социальных отношений.
Что касается производительности труда, то, исходя из выше перечисленных пунктов, в целом по области она возрастет более чем в 6 раз. Валовый региональный продукт (ВРП) возрастет более чем в 5 раз, что существенно превысит рост ВВП «в целом по России». Доля инновационной продукции в общем объеме производства вырастет в 5,2 раза, и в целом составит 30 процентов от всего объема. Инвестиции в основной капитал вырастут более чем в 5 раз. Доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВРП составит 35 процентов. Продолжительность жизни населения в 2025 году достигнет 73,1 года. Население с доходами ниже прожиточного минимума к 2025 году сократится в 2 раза. Вот главные направления, вернее, достижения, которые свершатся в ходе реализации данного программного документа. Что касается последнего тезиса, то, судя по всему, какая-то часть населения с доходами ниже прожиточного минимума все же останется. Но, возможно, как раз для того, чтобы на его фоне наглядно было видно, как же хорошо заживут все остальные слои населения.
Впрочем, подавляющее большинство из тех, кто стратегию-2025 принимал, вряд ли через 15 лет будут на тех же должностях и в том же статусе. Просто бы дожить – и то бы неплохо было. Не исключено, с учетом этих обстоятельств документ и был единогласно одобрен, без лишних вопросов. Некоторое сомнение проскользнуло, правда, в выступлении только что назначенного министра промышленности Сергея Лисовского, но это, скорее, оттого, что он, вернувшись после большого перерыва в областное правительство, еще не вник в текущие трэнды и брэнды. Поэтому сказал: «Это нечеткий и неструктурированный документ». Свое сомнение, впрочем, пытался донести как можно более деликатно. В чем-то похвалил: «Отражены как отрасли-локомотивы, так и аутсайдеры». В чем-то постарался навести на  размышления: «Промышленные показатели производительности труда должны учитываться в анализе показателей рентабельности». Намекнул на неразвитый рынок сбыта, в частности на то, что это – «больная тема». Посоветовал: «Более конкретно надо прописать развитие рынков сбыта». На что губернатор отозвался: «Не надо говорить о частностях». Так что Лисовского, похоже, слушать не слишком-то хотели.
Впрочем, что касается рынков сбыта, то вернуться к ним все же пришлось. Правда, уже не на промышленно-производственном уровне, а на уровне минсельхоза. Так, областной министр сельского хозяйства Александр Игонькин, выступая по теме, естественно, в позитивном ключе, вдруг заговорил о невероятно высоких показателях, которые областной аграрный сектор достигнет к 2025 году. К этому, значит, времени инвестиции в отрасль достигнут 360 млрд. рублей. Будет производиться ежегодно 140 тонн мяса птицы. Двукратно, троекратно, пятикратно возрастет во всех отраслях сельскохозяйственного сектора, и, таким образом, в регионе будет наблюдаться переизбыточное производство сельскохозяйственной продукции. В связи с чем она будет перерабатываться и продаваться в другие регионы. Что, опять же, благотворно скажется на местных сельхозпроизводителях, потому что за проданную продукцию они будут иметь живые деньги. В общем, коммунизм был представлен по полной программе. И здесь губернатор решился спросить у Игонькина, какова же сегодня потребность населения, допустим, в  мясе птицы. «Нам требуется приблизительно 60 тонн мяса птицы в год», – сказал Игонькин. То есть в 2,5 раза меньше, чем будет производиться. «Ну и что мы будем делать с переизбытком?», – спросил губернатор. «Перерабатывать и вывозить за пределы региона», – ожидаемо ответил министр сельского хозяйства. «Мы начнем производить избыток мяса, – едва ли не впервые засомневался вдруг губернатор. – Столкнемся с жесткой конкуренцией. Другие регионы тоже ведь будут выполнять свои стратегические программы». Впрочем, надолго сомнения не задержались. О том, что в регионе перерабатывающие отрасли практически не развиты, в связи с чем сбыт продукции ставится под сомнение, речи тоже не шло. В итоге Павел Ипатов заявил: «Стоимость продовольственной корзины у нас самая низкая в Российской Федерации. Это потому, что мы полностью обеспечиваем наше население собственным продовольствием». Что ж, если так и дальше пойдет, то к 2025 году продовольственная корзина станет бесплатной. Так что если кто еще таит в себе несбывшиеся мечты про коммунизм в отдельно взятом регионе, то подождать надо всего каких-нибудь 15 лет. Как раз к этому сроку заместитель председателя правительства Дмитрий Федотов пообещал, что в строительной отрасли выйдут на рубежи в 3 млн. кв. метров жилья в год. О цене квадратного метра, правда, не сказал: ни о нынешней, ни о той, которая будет через 15 лет.  А, с другой стороны, всего не углядишь, что там будет через три пятилетки за дальними горизонтами. Но смотреть туда, конечно, приятнее, чем в сегодняшнюю реальность. В связи с чем губернатор предложил не затягивать с обсуждением документа. Дал срок: в ближайший месяц, а еще лучше – в две недели, обсудить на коллегиях отраслевых министерств. Так, собственно, и поступили: в ударном темпе практически все министерства губернскую стратегию-25 обсудили и одобрили. Последнее слово, впрочем, оставили за депутатами областной думы, куда стратегия вскоре будет направлена.

 

источник:http://www.rsar.ru/articles/4349.html