Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Суматоха освоения бабла



"

Саратов встречает приближающуюся зиму спешным окончанием ремонта дорог. Суматоха перед заморозками вполне объяснима: если до завершения работ грянут холода, федеральная программа окажется под угрозой срыва. Аврал стал печальной традицией для нашего города. Хотя есть и позитивные подвижки: дороги начали чинить качественней, а объемы ремонта постоянно увеличиваются. О проблемах отрасли нам удалось побеседовать с депутатом областной думы Леонидом Писным.

Много денег на дороги

— С 2007 года федеральный центр регулярно оказывает помощь субъектам и, прежде всего, областным центрам в улучшении ситуации на дорогах, направляя целевые деньги для софинансирования ремонта и капитального ремонта. Но по мере реализации мероприятий постоянно возникают вопросы, требующие дальнейшей доработки для более эффективного использования денежных средств. Например, только в конце 2010 года мы смогли убедить Москву, что необходимы два отдельных направления использования финансирования — дороги и дворы. Благодаря этому впервые в 2011 году Саратовская областная дума приняла два соответствующих законопроекта: по ремонту (капремонту) дорог общего пользования и дворовых территорий. Пока это решение реализовано только в отношении Саратова.

Но и на сегодняшний день остается ряд нерешенных вопросов. Глобальным из них является то, что деньги на ремонт дорог не могут быть использованы на новое строительство. Заложниками этой ситуации стали, прежде всего, жители частного сектора, где в основном вообще отсутствует твердое покрытие. Следовательно, пока мы не можем финансировать проведение работ по укладке асфальта на этих территориях.

Есть еще ряд моментов, требующих дополнительного регулирования. Это пресловутый вопрос отмосток, который подчас вызывает возмущение у людей. Граждане справедливо спрашивают: почему в одних дворах их делают, а в других нет? Так как отмостка является элементом инженерной защиты дома, там, где она одновременно не служит тротуаром для прохода пешеходов, мы финансировать ее ремонт пока тоже не можем.

Также сейчас поднимается вопрос невозможности выделения денег на ремонт дорог по тем адресам, где отсутствуют названия улиц. Ярчайший пример в Кировском районе — жилой дом на Луговой, 10/20, в котором отремонтирован двор и обе прилегающие улицы (Мельничная и Луговая). Но, поскольку выезд со двора осуществляется на проезд, юридически не имеющий названия, мы не можем организовать там выполнение работ. Необходимо законодательно доработать федеральную, региональную и муниципальную базы, для того чтобы была возможность комплексного ремонта. Но в целом уровень финансирования, кто бы что ни говорил, достаточный. А если быть окончательно честным, то, судя по тому, что мы и в прошлом, и в этом годах плавно заходим в окончание работ в ноябре, напрашивается слово «избыточный».

— Разве позднее окончание работ связано не с запаздыванием поступления денег?

— Можно, конечно, обвинять федеральный центр в позднем выделении финансовых средств или ФЗ 94 — в несовершенстве, это все так. Но если взять 2011 год, областная дума еще в марте приняла соответствующий закон, в том же месяце их городские коллеги завели деньги в бюджет Саратова. В апреле муниципалитет провел конкурсы по поиску подрядчиков для выполнения работ. Но даже судя по авралу на Большой Горной, можно предположить, что вряд ли он кончится до 1 ноября, вероятней всего, уйдет в середину месяца. Слава Богу, изменения погодных условий позволяют уже который год работать в ноябре. Лет 25 назад это было бы невозможно. Позднее завершение работ говорит о том, что мощностей дорожных организаций на сегодняшний день явно недостаточно. Если на следующий год будет увеличение финансирования, проблема рабочих рук и дефицита строительных материалов встанет особенно остро.

Чинить только самим

— В регионе не хватает строительных материалов для ремонта дорог?

— Развал 90 х не прошел бесследно и для этой отрасли. Даже сейчас, анализируя выполнение работ, особенно по дворовым территориям, общаясь с руководителями подрядных организаций, слышишь жалобы одни и те же: проблемы с щебнем, периодически не хватает битума. К тому же нужно учитывать, что отремонтировать двор сложнее, чем положить километр трассы. Рубль на придомовой территории зарабатывается очень тяжело. Развитие дорожной отрасли в случае увеличения финансирования неизбежно, и об этом нужно думать сегодня. Иначе придется уповать на то, чтобы у нас и декабрь был месяцем осенним.

Кстати, нехватка материалов — это не секрет. Исторически по этой причине Саратовская область считалась одной из самых худших по качеству дорог. Местный щебень — это в лучшем случае марка 800, и его не хватает. Сейчас по всей России из-за увеличившейся нагрузки на дороги общего пользования стали класть гранитный щебень марки 1000. Но он тоже в дефиците, потому что вопросом соотношения цены и качества занялся не только наш регион. Сейчас щебня не хватает всем. Проблема в том, что отрасль очень затратна: только на разработку карьера уходят миллионы долларов. Конечно же, в 2005–2006 годах добыча щебня начала подниматься, но из-за кризиса рост прекратился.

— Вернемся к проблеме рабочих рук. Почему нельзя привлечь квалифицированных подрядчиков из других регионов?

— Это нереально. Строительство — одна их тех отраслей, которые держатся на местных материалах и по большей части на местной индустрии. Никто не повезет из Тамбова современный асфальтобетонный завод, для того чтобы работать здесь. Сейчас нужно просто разъяснять подрядчикам, что необходимо перевооружаться, потому что ремонт дорог не предвыборная гонка, а программа, запущенная федеральным центром. Конечно, объем выделяемых средств колеблется, но для его нивелирования, например, в этом году региональные власти дополнительно выделили 200 млн рублей. Нужно переходить от аврала к плановой работе.

— Не страдает ли качество ремонта при таких объемах работ?

— Качество работ осталось проблемной точкой. Революция в деле повышения качества ремонта придомовых территорий произошла в минувшем году. Наверное, это стало возможным, потому что контроль через генеральный подряд в основном лежит на ЗАО «Автогрейд». Но на сегодняшний день это единственное в области предприятие, которое оборудовано всем современным инновационным потенциалом. Все остальные работают по старинке, как 60–70 х годах. Но даже при жестком контроле все равно часть объектов приходится переделывать, а при дефиците времени это очень накладно. К тому же ликвидацию огрехов никто не оплачивает, предприятие из-за несовременной технической базы сработает в убыток. Но нужно понимать, что сделанный качественно двор просуществует 25 лет, некачественно — только 10–15.

Приблизительно такая же ситуация и по дорогам общего пользования. Я всегда привожу в пример динамику разрушения покрытий со времени запуска пилотного проекта в 2007 году. Улица Танкистов, которая от аэропорта до Молочки пропускает безумно большое количество транспортных средств. Она два раза проходила небольшой ямочный ремонт и находится в удовлетворительном состоянии. А можно взять нижний проезд, параллельный проспекту 50 лет Октября, от Стрелки до Технической, где ездят две машины в час. Там уже разрушено до 20 % покрытия. Их ремонтировали в одно и то же время.

Немецкий опыт

— Какие меры нужны, чтобы дорога или двор прослужили достаточно долго до следующего ремонта?

— Срок эксплуатации дороги определяется гарантийным паспортом, который выдает подрядчик. По нему он должен в течение трех лет устранять разрушения за свой счет. Не забывайте, что мелкий ямочный ремонт внутридворовых территорий должны проводить управляющие компании. Это входит в счета, выставляемые жителям. В перспективе мы будем подключать Госжилинспекцию для надзора в этой сфере.

Вообще, по городским нормам межремонтный срок составляет не менее пяти лет. Его можно увеличить, но необходимо пересмотреть вопрос содержания дорог. Сейчас эта проблема в Саратове практически не решается. Администрация города приняла абсолютно верное решение, передав эти полномочия на уровень районов, потому что так гораздо проще мониторить ситуацию и принимать меры по своевременному проведению ямочного ремонта. На эти цели, кстати, выделяются довольно значительные средства. Однако чиновники привыкли работать из-под палки, потому ямы не ремонтируются годами.

Принцип дорожников гласит: несвоевременно заделанная яма диаметром 10 сантиметров через зиму увеличивается до метра, а еще через год разрастается практически от бордюра до бордюра. Здесь необходим народный контроль, жители должны сами сообщать в администрацию о новых повреждениях. Чиновники же обязаны оперативно реагировать и проводить предаварийные работы, так как на них лежит тяжелейший груз ответственности — сохранение того, на что город потратил деньги. Сейчас этого не происходит. Например, для ямочного ремонта по верхнему проезду, параллельному проспекту 50 лет Октября, ушло три месяца переписки с чиновниками. Теперь пошел второй месяц, как мы просим то же самое сделать по нижнему проезду. Кое-где неумелые водители сшибают бордюры — их тоже необходимо восстанавливать, так как в противном случае портится кромка проезжей части. И все это стоит копейки. В случае своевременного ремонта дорога с нормальным водоотводом прослужит 10–15 лет.

Я всегда в этих ситуациях привожу пример Германии. Мы смеялись в марте, когда там была объявлена акция: каждому гражданину предложили заделать яму, чтобы она стала его именной. Тогда после обильных снегопадов даже немецкие качественные дороги оказались не готовы к весеннему сезону. Требовался ямочный ремонт. Германцы отдавали по 50 евро, и в течение месяца местные власти восстановили все, что было разрушено за зимний сезон. Этот пример очень показателен и для Саратова, у нас пока культура сохранения дорог находится на низком уровне.

— Но содержание дорог напрямую зависит от качества ремонта. Не секрет, что часть выделяемых денег приходится тратить не на новые объекты, а на исправление прошлых ошибок.

— Сейчас приходится исправлять ошибки прошлых лет, когда гнались за снижением цены, не думая о последствиях. Пример — улица Московская, где на асфальте появились волны, как на картине «Девятый вал», автобусы задевали их задними мостами. Недавно с директором «Автогрейда» Сергеем Кузнецовым изучали керн (пробу асфальта). Мы выяснили, что, когда в 2005–2006 годах проводился ремонт, сыпали только 20 % от положенного объема щебня, но зато положили геосетку, которая, конечно же, не может нести нагрузку 30 тонного транспорта без достаточной прочности асфальтобетонной смеси. Еще один печальный пример — Кутякова. Ремонта, сделанного в то же время, там хватило до прошлого года.

Теперь подрядчики стали использовать более дорогие покрытия с прочностью, превышающей в три-четыре раза применявшиеся ранее. Это как раз тот люфт, когда в конкурсной документации нужно закладывать более финансово затратные конструкции, чтобы обеспечить их долговечность. Сейчас мы можем доказать положительный эффект на практике — восстановленная Кутякова, Танкистов от Навашина, которая простояла год без разрушений, несмотря на интенсивный поток машин и трамвайное движение. Сейчас по этой технологии ремонтируется Большая Горная.

Город свой шаг в правильном направлении сделал. Однако тем, кто отвечает за содержание дорог, нужно учитывать, что вечного ничего не бывает. В целом эффект от работ чувствуют все, но отдельные моменты нужно, конечно, дорабатывать. Особенно в части ямочного ремонта.

Окраинный трамвай

— И напоследок, как вы можете оценить идеи переноса трамвайных путей?

— Генеральный план Саратова предполагает, что трамваи останутся, как связующее звено межу самыми отдаленными территориями. По мирному переулку в генплане обозначено: трамваев там быть не должно. Это правда. Документ, кстати, достаточно активно обсуждался на публичных слушаниях. Что касается сроков, вопрос демонтажа трамвайных путей на Горной стоял изначально на 2011–2012 годы. То, что было принято решение начать ликвидацию раньше, объясняется подвернувшейся финансовой возможностью. В Мирном переулке демонтаж трамвайных путей идет следующим этапом. Сдвижка по годам допускается. Конкретная дата — вопрос денег и соответствующего решения городских властей. Добавлю, что такой проект родился еще в 1979 году. Именно под него было сделано кольцо возле Детского парка.

В дальней перспективе убираются трамваи и на Кутякова. Но если проект по разгрузке транспортных магистралей через Горную себя окупит, то трамваи на Кутякова останутся.

— Планируется ли разработка новых трамвайных маршрутов?

— Я сейчас направил письмо в администрацию о создании нового маршрута из Солнечного и предположил для него использовать рельсы с демонтированных путей — пустить их вдоль Топольчанской до Гагаринского поселка. В частности, ко мне обратились жители Осипова с просьбой убрать кольцо 12 го маршрута, которое там теперь без надобности. Раньше на этих трамваях можно было добраться в аэропорт, но сейчас нужда в них не столь актуальна, потому что с пассажиропотоком справляются автобусы. Еще раз повторю, в перспективе останется только центральная ветка для транспортной связи с окраинами.

Александр Гнусарьков, “Резонанс” (26.10.2011)