Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Стандарты вредительства



"

6e4eb0def81ab8cad0f6a7fbfcb09ff6

Тема острого недофинансирования лечебных учреждений Саратова по линии территориального фонда обязательного медицинского страхования активно обсуждается уже не первую неделю. Однако при этом непосвященному человеку совершенно ничего не понятно. Городская власть и депутаты облдумы предъявляют претензии ТФОМС и областному Минздраву, те, в свою очередь, заявляют, что все деньги перечислены в полном объеме, однако почему-то не расходуются главврачами больниц. Мы решили разобраться с этой загадочной ситуацией и выяснили, что все на самом деле обстоит гораздо хуже, чем представляется на первый взгляд.

Засветка

Скандал начал разгораться месяц назад на постоянно действующем совещании при главе администрации Саратова. Там была озвучена очень странная цифра. Выяснилось, что лечебные учреждения города за девять месяцев текущего года профинансированы только на 46,7% (939 миллионов рублей) от уточненных бюджетных назначений года. Столь низкий показатель представители горздрава объяснили непоступлением средств из ТФОМС. Для сравнения: образовательные учреждения областного центра получили на тот момент уже 67,8% от положенного, на культурную сферу направлено 65,1%, на социальную политику — 71,6%.

Как пояснил председатель комитета по финансам горадминистрации Алексей Никитин, _в адрес областного ТФОМС неоднократно направлялись письма с требованиями разъяснить сложившуюся ситуацию. Однако ответов мэрия до сих пор не получила. Тем не менее, имеется неофициальная информация, согласно которой федеральная составляющая фонда поступает в городской бюджет регулярно, а вот с платежами за неработающее население, которые финансируются из областного бюджета, большие проблемы. Присутствовавший на ПДС депутат Саратовской областной Думы Леонид Писной был немало удивлен представленной информацией. Он заявил, что это откровенное безобразие, и предложил официально обратиться по этому поводу в прокуратуру.

Продолжение эта тема получила спустя две недели на заседании областной Думы, где обсуждали изменения в бюджет ТФОМС текущего года. Тогда тот же Писной поинтересовался, почему ЛПУ Саратова профинансированы менее чем наполовину, на что исполнительный директор фонда Василий Милосердое с удивлением ответил: «Мне не понятен вопрос. Все перечисления идут в полном объеме. Так, по сентябрю мыпровели 150 миллионов рублей, за октябрь авансовые платежи составили 70 миллионов. В ближайшее время перечислим остальное. Я, конечно, проверю Вашу информацию, но, по моим данным, у нас все в порядке».

На помощь ему поспешила министр здравоохранения области Лариса Твердохлеб. Она заявила, что в рамках модернизации здравоохранения область получила 399 миллионов рублей. Эта сумма позволяет главврачам закрывать бреши, возникающие из-за недофинансирования: «Если же говорить про лечебные учреждения Саратова, то они сегодня уже получили 64 миллиона. Но проблема в том, что только 0,6% этих средств сегодня израсходовано. Остальные до сих пор лежат на счетах ЛПУ…»

По сути, это была контратака или, если угодно, перевод стрелок. Крайними теперь выходили не чиновники ТФОМС и областного Минздрава, а главврачи ЛПУ и руководство горздрава Саратова. Именно они и подверглись жесткой критике на последнем совещании при губернаторе. Попытки обвиняемых объяснить реальную ситуацию немедленно пресекались Павлом Ипатовым. И, как выяснилось позже, не случайно.

Что есть что

Прежде всего поясним, что существуют текущие, или обычные, платежи фонда ОМС по программе госгарантий оказания медпомощи (она сегодня дефицитна на 30%) и дополнительные платежи, идущие также через ТФОМС по программе модернизации. Теперь давайте разберемся с самой программой модернизации саратовского здравоохранения, которая, по словам Ларисы Твердохлеб, признана лучшей в России.

Итак, в ее рамках в течение двух лет должно финансироваться три направления: закупка оборудования, капитальный ремонт и внедрение полноценных современных стандартов оказания амбулаторной и стационарной помощи. Общий объем финансирования программы — десять с небольшим миллиардов рублей, из которых шесть миллиардов должно идти из федерального фонда ОМС и четыре — из областного. Большая часть местных денег как раз и должна идти на внедрение стандартов, то есть на покрытие дефицитной программы госгарантий. Эти средства могут расходоваться только по двум статьям — на медикаменты и на зарплату врачам, которые лечат заболевания, попадающие под модернизацию стандартов (например, сердечнососудистые, онкологические или урологические). «Стандартные» деньги должны поступать из двух источников — ФФОМС и ТФОМС — за каждого пролеченного. Поступают они на отдельный счет каждого ЛПУ. Так должно быть. Как же все происходит на самом деле?

Особые методы

— Федеральные деньги (это примерно 20 миллионов рублей) нам поступают исправно, — говорит главный врач 8-й горбольницы Саратова Василий Максимов. — Но дело в том, что средства на внедрение стандартов в основном должна проплачивать область. И вот когда мы выставляем счета на пациентов, то получаем из ТФОМС платеж, в котором написано: «За медуслуги». И только потом они присылают нам письмо, где говорят, что «у вас там есть еще и деньги на модернизацию». Нонсенс! У нас тарифы ТФОМС не меняются уже с 2008 года, когда денег на модернизацию не было. И до нынешнего года я получал, допустим, за пролеченного с инфарктом больного 10 тысяч. 2011 год, есть деньги на модернизацию, а я получаю за больного столько же. Я спрашиваю руководство фонда: «Вы что, уменьшили тарифы?» Отвечают: нет. А где же тогда деньги на модернизацию? Отвечают: они там, в общем платеже. То есть понимаете, что происходит? Идет прямой обман. Местные чиновники обманывают федеральную власть. На последнем совещании у губернатора мне было сказано: 8-я горбольница не тратит средства (42 миллиона) на модернизацию. А я отвечаю: дайте мне эти деньги, и я их истрачу.

— Но, может быть, саратовский ТФОМС действует согласно инструкциям фонда федерального?

— Ничего подобного. Я же вам говорю, с федералами нет никаких проблем. Что же получается — сами они действуют строго по закону, а регионам советуют заниматься различными фокусами? Теперь что касается других регионов. Возьмем соседнюю Пензу. Там на каждого «модернизационного» больного приходит четыре платежных поручения: первый — плата местного фонда за медуслуги, второй — плата из ТФОМС за модернизацию, третий — плата из ФФОМС за модернизацию, четвертый — региональные надбавки, которых в Саратовской области нет. А у нас один счет — за медуслуги. И что хочешь с этими деньгами, то и делай. А ведь я уже говорил, что есть инструкции, согласно которым данные средства мы можем тратить только строго определенным способом. Так как я должен тратить эти 42 миллиона? Если следовать инструкции, то у меня не хватит денег на зарплату остальным врачам, которые не заняты лечением заболеваний, подпадающих под программу модернизации. Тратить их на все остальное (питание, медикаменты, зарплату другим сотрудникам, начисления на зарплату, мягкий инвентарь) — значит, нарушать закон и срывать эту программу. Что мне делать?! Я ни одного прямого ответа не услышал. И я не стал отчитываться за те 42 миллиона, которые мне перечислил ТФОМС. Потому что считаю, что их у меня нет. Более того, я обратился в суд с просьбой взыскать со страховой компании те деньги, которые, считаю, должны быть перечислены в рамках модернизации. Кстати, есть постановление губернатора, в котором отражены средства на модернизацию и расписаны по каждому ЛПУ, в том числе и по 8-й больнице. И там написано, что ей надлежит получить 50 с лишним миллионов в год. Но на бумаге — одно, а на деле — совсем другое. Я говорю об этом уже четвертый месяц, но меня не слышат или не хотят слышать.

Причины

Аналогичные проблемы испытывает и подавляющее большинство других больниц Саратова и области. В чем же причина? Неужели чиновники фонда банально воруют? Ну, это вряд ли. Слишком уж неприкрыто. Почти все эксперты (к сожалению, пожелавшие остаться неназванными) связывают это с до неприличия низкими тарифами ТФОМС, которые не повышались уже три с половиной года и были подняты только 1 октября 2011-го (да и то лишь на 4%). Для сравнения: в соседних с нами регионах только в течение текущего года тарифы поднимались аж четыре раза. А мы все продолжаем жить в 2008 году. И вот каковы результаты подобной экономии.

Сегодня доля зарплаты в бюджетах большинства саратовских больниц занимает от 90 до 100 с лишним процентов. Не платить они ее просто не имеют права по закону: за это главврача даже могут посадить. На все же остальное денег не остается. ЛПУ не в состоянии закупить ни простыни, ни шприцы, ни медикаменты, ни питание для больных. Словом, ничего. А ведь все прекрасно знали, что весной 2011 года будет повышение зарплат медработникам, в октябре их снова подняли. Но тариф оставался прежним. В результате больницы начали стремительно проваливаться в экономическую пропасть.

Как же повели себя в этой ситуации областной Минздрав и ТФОМС? Традиционно — путем сокращения для стационаров койко-дней. А говоря проще — финансирования. Пусть, мол, людей больше лечат в поликлиниках. Только в Саратове за последние пять лет было сокращено порядка 1000 коек. И на сегодняшний день городским больницам не хватает 55 тысяч койко-дней в месяц. По прогнозам, в следующем году этот дефицит возрастет еще на 16 тысяч. С одной стороны, логика есть: болезнь проще и дешевле лечить на первичной стадии. Но с другой —  в состоянии ли наши поликлиники делать это качественно, вовремя и в больших масштабах? Вопрос риторический. Не стоит забывать и об отношении к своему здоровью большей части наших пациентов. Как говорится, пока гром не грянет… А когда грянет, в больницах для них просто не оказывается мест, лекарств и всего остального. Вот и выздоравливают они, как мухи… Что поделать, модернизация у нас.

Почему же правительство поступает именно так, а не иначе? Вроде бы ответ очевиден: по причине огромного дефицита бюджета. Именно по этой причине оно не в состоянии перечислять в необходимом объеме платежи за неработающее население (а оно составляет примерно 60% от всех стационарных пациентов). Но подобными финансовыми проблемами можно оправдать все, что угодно. Даже грубое несоблюдение конституционного права граждан на здоровье. Нельзя трогать только святое — огромные затраты бюджета на самих чиновников.

Позор

Но и это еще не все. Оказывается, руководство областного Минздрава умудрилось наделать дел даже там, где это казалось просто невозможно. Речь идет о федеральной составляющей программы модернизации.

— Нас сегодня обвиняют в том, что саратовские ЛПУ использовали на модернизацию только 44% выделенных средств, — говорит Василий Максимов. — Но это, мягко говоря, манипуляция сознанием. Смотрите, что происходит… Существует постановление губернатора, в котором перечисляются болезни, подлежащие модернизационным выплатам. Этот перечень для каждой больницы составляется по закону о ТФОМС областным Минздравом. Так вот, когда я получил из ФФОМС первые деньги, я понял, что с таким перечнем мы их не освоим. Потому что такого количества больных с этими диагнозами у нас нет. Их гораздо меньше. А вот ряд «популярных» нозологии в этот перечень не включили. Мало того, видимо, за мое плохое поведение, нашей больнице не записали мочекаменную болезнь. А ведь это профильное для нас заболевание.

— Почему же так вышло?

— А вот так планируют, думают, считают подчиненные госпожи Твердохлеб! Могли бы спросить у нас, посоветоваться. Ведь приблизительно цифры по необходимым для каждого ЛПУ нозологиям повторяются из года в год. Но нет же — только в Минздраве области у нас все знают и понимают. И вот из-за этого «понимания» деньги не использованы и останутся в фонде. Я вообще в шоке от этого передергивания фактов. Губернатор заявляет, что средняя зарплата в саратовской медицине — 19 тысяч рублей. Ну, слушайте, эта цифра абсолютно потолочная. Недавно был в Татищевской ЦРБ, там единственный хирург, он же — завотделением, работает на четыре ставки, целый месяц дежурит один. Спрашиваю: «Сколько за все про все получаешь?» Отвечает: «17 тысяч». Какое же это достижение? Это не достижение, это позор.

Если Василий Юрьевич и его многочисленные коллеги не преувеличивают, это действительно позор. А может быть, даже вредительство. На наших глазах губится не только программа модернизации здравоохранения, но и само бюджетное здравоохранение региона. Если это делается не сознательно, по неумению, чиновников нужно просто снимать с занимаемых должностей, а если сознательно, то ответственность должна быть совершенно иной.

Дмитрий Богатырев, “Время” (07.11.2011)