Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Бесплатной медицины больше не будет



"

46270031_0

В Новый год правительство области во главе с Павлом Ипатовым получит роскошный и долгожданный подарок в виде принятого недавно федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан России». В числе прочего он предусматривает передачу всех муниципальных лечебных учреждений в введение субъекта федерации до 1 января 2013 года. Это означает, что теперь большую часть больниц и поликлиник будет контролировать областная власть.

Накануне

Скажем сразу, что механизм передачи ЛПУ с муниципального на региональный уровень до сих пор не разработан. И в горздраве Саратова, и в областном Минздраве пока плохо представляют, как и когда именно будет начато осуществление данного процесса. Ясно пока только одно: протекать он будет очень непросто и болезненно и для чиновников, и для врачей (прежде всего главных), и, увы, для пациентов. И дело не только и не столько в предсказуемой бумажной волоките с перерегистрацией. Ее-то при согласованных действиях областных и городских (районных) властей как раз можно свести к минимуму. Но в том-то и дело, что, к примеру, в Саратове такой согласованности вряд ли стоит ожидать. Всем известно страстное желание областного правительства подмять под себя большую часть бюджетной медицины Саратова и непонимание горадминистрации, зачем передавать Ипатову энд компани то, что всегда принадлежало городу и нормально функционировало.

Но закон есть закон, его нужно исполнять. Тем более, что, передавая ЛПУ на региональный уровень, муниципалы сбрасывают с себя бремя ответственности за них и в значительной степени снижают нагрузку на сверхдефицитный бюджет. И, возможно, если бы не давление области на городские власти, передача учреждений здравоохранения протекала бы достаточно мирно. Но в нашем случае этого ждать не приходится. Наоборот, можно почти со стопроцентной гарантией прогнозировать со стороны правительства масштабные ревизии в муниципальных больницах, нахождение там компромата, громкие снятия главврачей и, может быть, даже возбуждение против них уголовных дел. В том, что во время такого масштабного передела деятельность самих ЛПУ будет если не парализована, то серьезно затруднена, можно тоже не сомневаться. Но это для чиновников с Московской, 72, судя по всему, — детали. Главное — взять.

Здесь, кстати, можно отметить один немаловажный момент. Дело в том, что. вышеупомянутый закон предусматривает и иную процедуру: передачу части полномочий в сфере здравоохранения с регионального на муниципальный уровень и сохранение у ЛПУ прежней подчиненности. Но сказано об этом очень невнятно. Судите сами: «Здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до передачи осуществления полномочий органам местного самоуправления, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего федерального закона, могут быть сохранены в собственности муниципальных образований при условии их использования по целевому назначению». Но в том-то и дело, что «могут быть». А могут и не быть.

Как именно будут реализовываться требования о передаче медучреждений, мы подробно расскажем уже в следующем году. Пока же давайте представим себе, как заживут саратовские больницы и поликлиники (и, прежде всего, их пациенты) при новых собственниках и в условиях принятого закона «Об основах охраны здоровья».

Гарантия безответственности

Не будем подробно останавливаться на организационных способностях областного Минздрава. В этом году мы очень много говорили и о провале на территории региона программы модернизации здравоохранения (особенно в части внедрения новых стандартов лечения), и о скандале с закупкой качественного инсулина, и о «блестящей» деятельности местного фонда обязательного медстрахования, и об ужасных условиях труда врачей в больницах, подведомственных министерству Ларисы Твердохлеб, и о многом другом. Нет никаких оснований полагать, что ситуация будет меняться к лучшему. Новый закон поводов для оптимизма не дает.

Прежде всего в нем записано, что организация медицинской помощи и охрана здоровья граждан является не обязанностью, не ответственностью правительства региона, а его полномочием. Иными словами, власти много, ответственности практически никакой.

Теперь что касается денег. Понятно, что любое здравоохранение, гарантируя что-то гражданам, должно где-то изыскать источники финансирования, сказать, откуда деньги. Что об этом в законе написано? Да то, что правила игры и обязательства государства определяет федеральный центр. Он же держит у себя основные финансовые потоки. А отвечать за все, организовывать и работать с населением за свои собственные деньги и дотации из центра будут регионы. Причем дотации в любой момент можно и придержать. В принципе, здесь нет ничего нового. Только раньше подобное положение вещей существовало де-факто, теперь же его записали де-юре. Поэтому какой-либо разницы от передачи ЛПУ с муниципального уровня на региональный не будет. Разве что теперь губернатору и местному министру здравоохранения распекать за нерадивость будет некого (не с федералами же ругаться, в самом деле). Да они и не станут. Просто скажут, что теперь, когда почти всей медициной региона рулит облправительство, ситуация явно изменилась в лучшую сторону. И все.

Скажут, например, про успешное внедрение единых стандартов лечения, которые также обозначены в законе. А о том, что это такое и как конкретно они внедряются, скромно умолчат. Для понимания, стандарт — это усредненный макроэкономический показатель, в котором обозначена среднестатистическая частота использования тех или иных манипуляций. Например, такую манипуляцию стандарт предписывает оказывать в трех случаях из десяти. То есть трое из десяти пациентов ее получают, остальные нет. Ведь когда страховая компания будет проверять ЛПУ, она заплатит только то, что положено по стандарту. За остальное придется платить пациенту. И пойди-разбери, должны ли тебя лечить бесплатно или не должны. Стандарты хороши лишь в том случае, когда они обеспечены деньгами на сто или почти на сто процентов. А этого нет и не предвидится. Вот и получается, что в ряде случаев одна и та же медицинская помощь будет, как и прежде, оплачиваться трижды: из бюджета, из фонда ОМС и из кармана граждан. Таким образом, совершенно очевиден курс на платную медицинскую помощь, что сделает ее вопреки красивым и отвлекающим словам недоступной для большинства граждан.

Слово и дело

Кстати, о красоте слов. Возьмем, для примера, декларацию, согласно которой «каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования». Звучит эффектно. Вот только каков этот «гарантированный объем», на который может претендовать каждый и который оказывается «без взимания платы»? Что это за «программа государственных гарантий»? Какого она уровня — федерального или регионального? Или она вообще комплексная? Об этом ни слова. Ясно одно — государство не в состоянии что-либо гарантировать пациентам. И в этом смысле совершенно непонятно, к чему вся эта затея с передачей медучреждений с одного уровня на другой. Денег-то все равно мало.

Очень туманна и статья, касающаяся права пациента на «получение консультаций врачей-специалистов». Она не устанавливает нормы, позволяющие определить хотя бы в общих чертах объем и пределы бесплатной консультации. Неясно также, по каким вопросам и в каких случаях она не оказывается и пациенту придется прибегать к платной консультации. Можно же было хотя бы определить некий минимальный набор позиций — что именно должно быть осуществлено при этом. А так выходит, что любая беседа врача с пациентом по поводу его заболевания может быть названа «консультацией». Хочешь узнать о своей болезни немного подробнее, доставай кошелек. Чем не простор для коррупции?

А вот еще одно доказательство того, что закон разрабатывался и принимался для того, чтобы окончательно узаконить платную медицину и сделать ее главной. Это касается лекарственного обеспечения. Жестко сказано: бесплатными будут только лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Если же вам нужен не этот препарат, а другой, не входящий в перечень, по закону за него надо опять же платить.

Доступные средства

Многие статьи нового закона и вовсе составлены столь оригинально, что в условиях тотального недофинансирования медицины снимают всякую ответственность как с врачей, так и с чиновников, которые ими управляют. Например, сказано, что граждане РФ имеют право на бесплатное обезболивание при болезни и медицинских процедурах доступными средствами. Это как? То есть ясно, что недоступными — нельзя, потому что они недоступны (например, дорогой и эффективный препарат). А доступные — это что? Стакан водки, удар по голове или таблетка анальгина? Смешно? Но ведь все в соответствии с законом. Не написано же там, что обезболивание нужно производить в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Еще один пример юридической эквилибристики. Разработчики закона очень гордятся тем, что этот документ позволяет пациенту самому выбирать, где и у кого лечиться. Вот только с одной маленькой, но очень серьезной оговорочкой: может, но только с согласия самого врача. Как это будет выглядеть на практике? Представьте, что вы решили уйти от грубого и малограмотного участкового терапевта Иванова к вежливому и грамотному терапевту Петрову. Но вот проблема: у хорошего Петрова и так пациентов полно, вы ему не нужны. Значит, все остается так, как было. Тогда к чему все это?

А чего стоит следующий тезис: «Мероприятия по охране здоровья граждан должны проводиться (кем? когда? как?) с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина»? Или демагогическая статья, обозначающая на словах приоритет профилактических мероприятий, но совершенно не разъясняющая, кто и как это будет делать? Да ничего они, по сути, не стоят.

Сознательная ошибка

Теперь о самом больном моменте — о врачебной ошибке. Долгое время тот факт, что в российском законодательстве не существовало такого термина и, соответственно, его подробного толкования, делал пациента абсолютно беззащитным перед медицинским сообществом. Подавляющее большинство судебных исков и уголовных дел, возбужденных по факту врачебного брака, приведшего к смерти человека или к серьезному ухудшению его здоровья, заканчивались ничем. Именно поэтому многие ждали от разработчиков данного закона прорыва в этом вопросе. Но, увы, не дождались.

Самое любопытное, что в первоначальной редакции законопроекта статья «Врачебная ошибка при оказании медицинской помощи» имелась. Но затем при его доработке исчезла. Вместо нее появилась очень хитрая формулировка о «вреде, причиненном жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи». Но о каком именно вреде идет речь? Причиненный в каких условиях вред повлечет наступление правовых последствий в виде возмещения или даже уголовного наказания? Едва ли это произойдет в результате каких-то самовольных действий пациента или несчастного случая. Но из рассматриваемого закона не представляется возможным уяснить, что признавать несчастным случаем, а что — следствием действий-бездействий врача или следствием действий-бездействий пациента, особенно когда к неблагоприятному последствию привело сочетание таких причин.

Или как вам такие формулировочки: «неэффективность применения полного комплекса реанимационных мероприятий» и «неэффективность реанимационных мероприятий»? Ведь совершенно же не ясно, о чем идет речь — о нерезультативности качественно проведенных мероприятий или об их плохом неквалифицированном либо халатном осуществлении, в результате которого они не дали положительного реанимационного эффекта. Думаете, мы придираемся? Думаете, это мелочи? Нет, не мелочи, а грубая правовая небрежность (а может быть, сознательное юридическое размывание понятия), которая заведомо оправдывает ошибки и злоупотребления при производстве реанимационных мероприятий и, по большому счету, в очередной раз обесценивает жизнь и здоровье пациента.

Но даже не это главное. Главное, что закон, по сути, узаконил существующую порочную систему финансирования и администрирования здравоохранения. Вместо цивилизованного добровольного медстрахования населению навязывается непосредственная платная медицинская помощь. Вместо четкого разделения медицины на бюджетную и частную узаконены бесплатные и платные медуслуги, которые может оказывать любое государственное медучреждение. И в этом смысле совершенно понятно стремление руководства правительства области контролировать львиную долю больниц и поликлиник (особенно в Саратове). Это же золотое дно! Причем, совершенно законное.

Дмитрий Богатырев, “Время” (19.12.2012)