Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Заложник лизинговых схем



"

i

Напомним, что лизинг — один из механизмов, позволяющих обновить технику, в случае с ОАО «Межгородтранс» речь идет о подвижном составе, пассажирских автобусах большой вместимости. Специфика этого кредитного инструмента в том, что на протяжении всего срока погашения платежа имущество находится в оборотности лизинговой компании и переходит к покупателю окончательно и бесповоротно лишь после погашения всей суммы. Если выплаты по каким-либо причинам прекращаются досрочно, технику просто изымают у пользователя и реализуют по остаточной цене, к тому же, как правило, все сделки застрахованы. Поэтому и могут ведущие лизинговые компании предложить ставку на уровне 9-11 % годовых.

При всей заманчивости и выгоде брать технику в лизинг сейчас рискуют лишь единичные государственные автотранспортные предприятия. Многие руководители «обожглись», когда в 2008 году набрали по несколько автобусов, а в 2009 году в период экономического кризиса с трудом платили по долгам, рискуя лишиться этой техники.

Чтобы легче было понять, о каких конкретно суммах идет речь, скажем, что в среднем лизинговые платежи за один отечественный автобус стоимостью порядка 4 млн составляют около 120 тысяч в месяц сроком на 5 лет. Хорошо, когда в лизинге один автобус, а если их десятки?

В середине декабря в своем интервью новоиспеченный директор ОАО «Межгородтранс» Андрей Иващенко заявил о намерении обновить с помощью лизинга без малого 25 единиц подвижного состава. Весьма похвальное намерение, но не маячит ли за анонсированной сделкой корыстный и сугубо индивидуальный интерес руководства компании?

Посудите сами, взвалить на предприятие, которое, по словам самого же. Иващенко, находится в кризисе и переживает не лучшие времена, ежемесячные платежи в размере нескольких миллионов можно либо абсолютно не владея знаниями в области экономики и управления, либо, возможно, целенаправленно, чтобы заработать на этой операции. Думается, что к числу недалеких людей директор «Межгородтранс» себя не относит, значит, остается второй вариант. Помимо субъективных умозаключений, есть и конкретные данные, свидетельствующие, что интерес к обновлению техники у нового руководства не пропитан альтруизмом.

Например, из великого множества коммерческих предложений от компаний, торгующих автобусами в нашем регионе, он выбирает далеко не самые выгодные для предприятия, но, видимо, очень выгодные для его директора. Ведь систему откатов еще никто не отменял. Абсолютно аналогичная ситуация с предложением от лизинговых компаний. Ставку делают на те, которые способны заинтересовать непосредственно руководителя, то есть с баснословным удорожанием самой техники из расчета пяти кредитных лет.

Как долго Андрей Иващенко пробудет у руля государственной компании «Межгородтранс», пока неизвестно. Если область дорожит своими активами, этот срок будет не столь длительным. Но за это время он вполне может посадить вверенное предприятие в глубокую лужу. Если сейчас директор заключит лизинговую сделку и «снимет сливки», исчисляемые миллионами рублей, то расхлебывать .последствия этой хитроумной махинации будут уже следующий директор и руководство губернии.

Очевидно и другое: развернуть столь кипучую деятельность новоиспеченный директор автотранспортного предприятия мог, лишь имея могущественного покровителя в высшем эшелоне власти нашей губернии. Как выяснилось, такой человек действительно есть. Авторитетные источники в правительстве подтверждают, что не исключено, у руля крупной автотранспортной компании Иващенко оказался с легкой руки Максима Орлова, первого заместителя руководителя аппарата губернатора области. Поначалу назначение абсолютно случайного человека вызывало недоумение, но когда Иващенко начал продвигать схемы, на которых можно заработать так, что и себе, и покровителю из правительства хватит, суть кадровой перестановки стала очевидной. Непонятно только, почему в период, когда вся страна громко обсуждает необходимость жесткой борьбы с коррупцией, в правительстве Саратовской области сидит человек, который весьма озабочен собственным обогащением за счет бюджетных средств. Впрочем, ответ на этот вопрос — тема другого разговора.

Радует во всей этой ситуации только одно: поскольку «Межгородтранс» — предприятие государственное, взвалить на него кредиты Иващенко только по собственному желанию не может, иначе уже сделал бы это. Чтобы провернуть сделку, необходимо одобрение со стороны основного держателя акций, то есть правительства в лице Минтранса. Здесь-то и зарубили на корню все далеко идущие планы горе-директора.

Насколько нам известно из достоверных источников, буквально в течение десяти дней Иващенко присылал в региональное транспортное ведомство три запроса о приобретении автобусов через Государственную транспортную лизинговую компанию, в которых раз от раза снижались и размер процентов по лизинговой сделке, и стоимость техники. В первоначальном запросе фигурировали нереально высокие проценты по лизинговым платежам. Когда министр Николай Годунов категорично отказал, объяснив в ответном письме, что проценты превышают все разумные пределы и сильно отличаются от среднерыночного предложения, условия покупки были подкорректированы. Во втором запросе Иващенко уже просил одобрить сделку о приобретении 10 автобусов в лизинг сроком на 5 лет на сумму 76 млн рублей, при этом стоимость каждой единицы техники была завышена на 350 тысяч рублей (!).

Эти факты приписок выяснились очень просто, когда министр дал своим подчиненным распоряжение провести переговоры напрямую с представителями лизинговой компании «ГТЛК». Такая принципиальность руководства Минтранса привела к тому, что появилось третье, итоговое предложение о покупке автобусов, согласно которому приобрести те же автобусы предлагалось уже за 66 млн рублей, то есть по реальной, а не по мифической цене, которая была завышена без малого на 9,4 млн рублей. Только на этих условиях Минтранс одобрил проведение сделки.

Что за чудеса творились с заявкой и как можно, подавая на одобрение один и тот же пакет документов, так играть с цифрами, остается загадкой. Но, учитывая настойчивость, с которой продвигал сделку г-н Иващенко, возникает вопрос, об обновлении ли подвижного состава, о безопасности ли и качестве перевозок заботился он или же о том, как набить карман своих покровителей и свой собственный?! Кто знает, но полагаем, что рачительный хозяин нашел бы, как потратить почти 10 млн рублей. На эти деньги, например, можно приобрести еще три автобуса, можно вложить их в улучшение условий работы рядовых сотрудников, повысить им заработную плату… Впрочем, эти мероприятия, похоже, не входят в планы господина Иващенко, как и любого другого временщика его интересует лишь собственная выгода. Но, к счастью, в этом плане его ждут большие разочарования!
Михаил Проскурин, “Московский комсомолец” (25.01.2012)