КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Зачем Ипатову подложили Иващенко



Некогда одно из лучших транспортных предприятий области, ОАО «Межгородтранс» переживает не лучшие времена. Его новый директор, депутат городской думы Андрей Иващенко буквально за пару месяцев умудрился увеличить ежемесячные убытки компании в пять раз, поставил под вопрос само существование перевозок льготников и настроил против себя как работников организации, так и перевозчиков с простыми саратовцами.

Это назначение имело явный политический характер — таким образом региональное правительство решило «купить» друга в стане главы областного центра Олега Грищенко. Однако оказалось, что в лице Иващенко губернатору подложили еще ту «свинью»: «свинья» не то что не стала служить новым хозяевам, но, наоборот, подрывной деятельностью всячески вредит им. И этого «троянского коня» Ипатову преподнес его ближайший соратник — вице-губернатор Александр Бабичев.

Предсмертные судороги

В частной организации собственник обладает всей полнотой власти и волен распоряжаться всеми активами и ресурсами по своему усмотрению. На государственном предприятии или в ОАО, чей контрольный пакет акций у государства, руководитель — лишь наемный управленец, которому доверили на определенное время принимать оперативные решения. При этом все его шаги от и до должны контролироваться вышестоящими структурами, призванными оценивать эффективность работы директора.

А как контролировать, если наемный управленец ведет себя подобно полноправному хозяину в своей вотчине: не предоставляет отчетов, не допускает проверяющих к документации, заключает на собственное усмотрение договоры о сотрудничестве? Как такое вообще может быть? Оказывается, очень даже может, если назначение директора пролоббировал вице-губернатор. Именно с легкой руки Бабичева Иващенко в сентябре прошлого года стал руководителем акционерного общества «Межгородтранс» и теперь выжимает из компании все, что возможно, возомнив себя недосягаемой персоной под крылом всемогущего покровителя. Но об этом речь пойдет ниже.

Предприятие, когда-то вполне успешное, сегодня разваливается буквально на глазах. Это видно из писем, которые его работники шлют в минтранс. Например, в декабре они рассказали министру Николаю Годунову, как начал деятельность на новом месте Иващенко: сперва вынудил уволиться специалистов, проработавших в организации 15 лет, в том числе главного инженера, его зама, начальника ОМТС, диспетчеров, контролеров и водителей. А взамен принял на службу вдвое больше руководителей, которым установил зарплату в 1,5–2 раза выше сложившейся на предприятии. Притом на работе этих людей никто не видел! Чтобы выдать новым сотрудникам жалованье, депутат использовал целевые средства, предназначенные частникам за выпадающие расходы от провоза льготных пассажиров. Сумма «нецелевки», по подсчетам авторов письма, составила почти 10 млн рублей.

«На эти деньги для руководства куплен новый автомобиль «Нива-Шевроле», ремонтируются кабинеты руководителей, ставятся пластиковые окна, покупается новая мебель и оргтехника», — перечисляется в послании.

Охотно «Межгородтранс» применяет и классические схемы увода бюджетных средств, о чем сотрудники акционерного общества написали министру в январе. Индивидуальных предпринимателей, работающих с компанией, заставляют задним числом перезаключать действующие договоры и соглашаться на сокращение компенсаций за перевозку льготников, чтобы больше денег оседало в карманах руководства предприятия. Или, например, Иващенко создал три ООО: «Городавтотранс», «Межгородавтотранс» и «Межгородтранс». Проворачивая операции с неликвидными списанными запасными частями, которые якобы они перепродавали друг другу (суммы сделок составляли миллионы рублей, взятых в кассе), депутат сумел вывести из госсобственности в свои фирмы два микроавтобуса «Форд», один микроавтобус «Фиат», четыре автобуса «Лаз» и два «Икаруса». Этот транспорт продолжает ездить по маршрутам, вот только куда идут доходы?

Автобусный королек

Если бы не дотошность Годунова, в декабре минувшего года Иващенко провернул бы весьма ловкую сделку. Депутат прислал в минтранс предложение о приобретении автобусов в лизинг, и по мере того как министр отвергал его инициативу, директор снижал стоимость техники и проценты. Так, Иващенко предложил одобрить сделку о приобретении 10 автобусов в лизинг на пять лет за 76 млн рублей. Годунов решил перепроверить эти цифры и поручил своим работникам связаться с лизинговой компанией. В результате выяснилось, что Иващенко завысил цену каждого автобуса почти на 350 тыс. Тогда директор «Межгородтранса» послал ведомству третье предложение с цифрами, близкими к реальности: стоимость техники была уже 66 млн, а ставка по лизингу снизилась с 16 до 12 %. То, как быстро в заявке Иващенко «сдувались» суммы (а произошли эти разительные перемены в стоимости практически за 10 дней), говорит, что за цифрами ничего не стоит, а это прямой признак коррупции.

В письмах работники предприятия также поведали, что ежедневно с одного автобуса или «ГАЗели» (в зависимости от маршрута) собирается по 150–200 рублей. А учитывая, что на маршруты компании выходит по 150–170 машин, получается ежемесячный доход 800 тыс. «Для прикрытия различного рода финансовых махинаций команда Иващенко А. Е., особенно его заместитель Легкоступов О. В., активно забирают из бухгалтерии всю наличную выручку, закрывая ее фиктивными товарными и кассовыми чеками», — написали действующие и бывшие работники «Межгородтранса» Годунову.

Все эти операции совершаются на фоне роста долгов предприятия. Например, только в октябре прошлого года «Межгородтранс», «Пассажиртранс 1» и «Городтранс» задолжали четвертой организации холдинга — «Пригородтранс 1» — более 5 млн рублей. И что же придумал Иващенко? Он не стал сильно заморачиваться, а переписал калькуляцию за услуги задним числом, заложив рентабельность свыше 300 %. Таким образом долги были списаны. Не захотел народный избранник возвращать деньги поставщикам топлива и кредиторам «Пригородтранса 1». Впрочем, суды уже вынесли решение не в пользу Иващенко.

А чтобы не перечислять зарплату сотрудникам этой организации (она имела задолженность за четыре месяца), в конце прошлого года новое руководство подало заявление о создании ликвидационной комиссии, в январе направило в арбитраж заявление о признании ООО банкротом. Кроме того, предприятие не выплачивает индивидуальным предпринимателям компенсации за перевозку льготников, в связи с чем эту категорию граждан бесплатно перевозить частники больше не хотят. И вот конкретные примеры: на начало года «Межгородтранс» должен ИП «Красников А. А.» 2,5 млн рублей, ООО «АВТЭК» — 3,9 млн. Насколько же велика задолженность организации перед всеми частниками?! Кстати, по этим предприятиям иски ждут своего времени в Арбитражном суде.

Остается добавить, что только официально Иващенко (как директор «Межгородтранса», «Городтранса» и «Пассажиртранса») получает в месяц 80 тыс. рублей. Это, пожалуй, самая высокая зарплата в системе государственных пассажирских перевозок области.

Из-за плачевного состояния предприятия 24 января отменили рейсы на трех пригородных маршрутах. Жители сел Татищевского и Саратовского районов, сел Большая Речка, Александровка, посетители и сотрудники противотуберкулезной больницы УИН возмутились решением Иващенко. ГБУ «Управление пассажирских перевозок» вынуждено было передать эти маршруты другим предприятиям. Уже в феврале в письме на имя Ипатова коллектив «Межгородтранса» и частники выразили готовность пойти на радикальные меры «вплоть до перекрытия дорог». Отреагировало ли как-нибудь правительство на эти полные отчаяния обращения?

Броня Иващенко

Естественно, минтранс не мог проигноривать их. Министр принимает решение проверить организацию. Тем более единственным акционером ОАО выступает правительство области. В итоге министерство натолкнулось на глухую стену и абсолютно наплевательское отношение Иващенко и его друзей. Сразу после первого обращения коллектива ведомство отправило на предприятие с проверкой работников Управления пассажирских перевозок. Однако новый директор отказался предоставлять ревизорам необходимые документы. Тем не менее ряд нарушений удалось вскрыть и после этого. Как утверждают очевидцы, руководство ОАО ускорило перекачивание ресурсов государственной компании в частный карман, естественно, не чужой.

В конце января коллектив, обеспокоенный судьбой предприятия, направил очередное обращение Годунову. На этот раз ревизоров и вовсе не допустили к документации. 26 декабря, во время первого визита представители «Межгородтранса» настаивали, чтобы проверку перенесли на 30 января ввиду их особой занятости, связанной якобы с подготовкой годового отчета. Когда 30 го комиссия повторно приехала в компанию для изучения документов, перечень которых оговорили во время первой встречи, предоставить их отказались. Самого Иващенко ни в первый, ни во второй раз на предприятии не было, главный бухгалтер поспешно ретировалась.

Впоследствии работникам Управления пассажирских перевозок все же удалось дозвониться до директора. Он не разрешил сделать проверку, сославшись на отсутствие ее необходимости в принципе. Подобное поведение по отношению к вышестоящей инстанции само по себе нарушение. Но, как мы уже поняли, Иващенко живет и работает в индивидуальном правовом поле и на него законы не распространяются. Действительно, зачем проверять? Не надо! По крайней мере сейчас, пока не заметены следы вопиющих махинаций и не приведены в порядок все документы. Наглость, конечно, сказочная, но факт остается фактом.

Минтрансу не оставили иного выбора, кроме как обратиться в прокуратуру. По сообщению источников в облпрокуратуре, в послании Годунова на имя регионального прокурора Владимира Степанова подробно описывается отказ руководства госпредприятия сотрудничать с областным ведомством для выяснения фактов, указанных в открытых обращениях работников компании. Изложенные ими сведения ставят под сомнение способность Иващенко эффективно управлять предприятием и требуют самой тщательной проверки. Иначе возможен полный срыв перевозок пассажиров на маршрутах и сильный рост социальной напряженности.

Руководство министерства просит надзорный орган проверить факты, а в случае подтверждения принять меры реагирования. Уж прокуратуре-то Иващенко не откажется показать документы, каким бы высокопоставленным чиновником ни был его покровитель.

Впрочем, на теме «покровительства» следует остановиться подробнее. Очевидно, столь пренебрежительное отношение к ревизорам из минтранса означает, что у Иващенко есть друзья в более высоких сферах. Не раз в разговорах депутат открыто заявлял, что проверки ведомства — это полная ерунда, на которую он найдет управу. А министра, по его выражению, они «поправят», ведь за ним стоит Бабичев и вся королевская рать. Что ж, бравада похвальная, всегда импонирует, когда человек без стеснения называет своих покровителей.

Политическая проститутка или кидала?

Известно, что лоббировал назначение Андрея Евгеньевича директором «Межгородтранса» заместитель председателя областного правительства Александр Бабичев. Кстати, после попытки министра Годунова навести порядок в компании стало заметно довольно предвзятое отношение к нему вице-губернатора. Оно резко усилилось после провала аферы Иващенко с лизингом, где, по всей видимости, была заложена сумма отката порядка 10 млн рублей. Чем же объяснить такое поведение г-на Бабичева? Уж не «сидел» ли уважаемый вице-губернатор в этих деньгах? А, как известно, люди очень болезненно реагируют на потерю средств, которые уже считали своими и даже мысленно успели потратить. Почему же вместо благодарности и содействия министру, наводящему порядок и сохранившему для казны только на одной сомнительной сделке более 10 миллионов бюджетных рублей, его начинают гнобить? Вопрос риторический, и вывод, думается, каждый сделает для себя сам.

А началось все осенью прошлого года, когда Бабичев предложил Ипатову посадить Иващенко и Ванцова в «Межгородтранс» и тем самым обеспечить себе союзников «в стане врага» — Саратовской городской думе. Назначение «Болека и Лелека» (так их в свое время охарактеризовала коммунистка Ольга Алимова) вызвало некоторое удивление общественности. Как так, ведь Иващенко традиционно причисляли к ближайшему кругу Грищенко? Неужели он изменил патрону?

Впрочем, людей, следящих за карьерой депутата, его перебежка «в другой лагерь» нисколько не удивила. Продвижением по служебной лестнице Иващенко всецело обязан Сергею Макарову, гендиректору ЗАО «Автоштамп», известному общественному деятелю. Андрей Евгеньевич был помощником Макарова в областной думе, возглавлял его газету «Земское обозрение» и даже в гордуму впервые выдвинут коллективом «Автоштампа». Однако, став депутатом, он мгновенно порывает всякие отношения с покровителем и перебегает к Грищенко, на тот момент непримиримому противнику Макарова. В 2007 году за преданность Иващенко получает должность руководителя МУ «Транспортное управление», но долго усидеть в этом кресле не может. Вскоре становится известно, что управление причастно к отмыванию денег — несколько преувеличивало в отчетности количество перевезенных льготников.

Вряд ли добавила теплоты в отношения Грищенко с Иващенко и история сбора денег для охоты. В свое время, по данным наших источников, Иващенко получил от подведомственных транспортных МУПов порядка 500 тыс. рублей якобы на охоту Олега Васильевича на Ахтубе. Не собирающийся ни на кого охотиться Грищенко, говорят, пришел в негодование, узнав о проделке подопечного. В конце концов Иващенко уволили из Транспортного управления. Впрочем, Грищенко не стал слишком отдалять его от себя, полагая, видимо, что человек с такими моральными принципами может ему пригодиться в будущем.

Означает ли новое назначение, что Иващенко вовсе сменил покровителя? Отнюдь! Достоверно известно, что в приемной руководителя муниципального законодательного собрания он торчит изо дня в день, а коллег по депутатскому корпусу заверяет в своей безграничной преданности Грищенко. Мол, не думайте, что продался за выгодное назначение — это всего лишь хорошая возможность заработать. Использовать ее Иващенко намерен по полной. Да и на заседаниях гордумы он не разрождается вполне ожидаемой от человека его положения критикой властей Саратова. А Ипатова, не стесняясь, как говорят слышавшие, называет политическим трупом, с которым можно уже не считаться. При этом Бабичева с губернатором заверяет в своей беззаветной преданности им. Первому, наверное, предан, а второму скорее нет. Вообще, ко всей политической карьере Иващенко очень подходит крылатое выражение персонажа Гафта из замечательного советского фильма «Гараж»: «Вовремя предать — это не предать, а предвидеть».

Выходит, в лице Иващенко вице-губернатор намеренно или по неведению подкинул Павлу Леонидовичу «свинью»: ноль пользы и много вреда. Своей «дойкой» ОАО, вызвавшей возмущение как самих работников предприятия, так и перевозчиков с пассажирами, молодой единоросс только еще больше дискредитирует партию власти и дает местным политикам массу поводов для критики Ипатова. И напомним, все это происходит накануне президентских выборов и нескончаемых разговоров о грядущей отставке губернатора. Конечно, сколько бы Иващенко ни воровал и ни разваливал систему пассажирских перевозок области, это не сильно подорвет шаткую репутацию главы региона. Но если конфликт с льготными перевозками продолжится, то усугубит социальное напряжение на Саратовщине. А это уже напрямую может ударить по доверию к Путину. В ответ он после избрания президентом, возможно, выразит недоверие самому губернатору.

Иващенко злословы в местной политтусовке называют политической проституткой. Но на деле в этой истории не он отдается, а сам имеет с губернатора. Вместо того чтобы стать его опорой в гордуме и за это получать приличное вознаграждение, Иващенко фактически кинул Ипатова в его политической миссии, да еще безраздельно и бесконтрольно пользуется ресурсами отданного «на кормление» предприятия. Получается, губернатора развели, как лоха. А Бабичев еще и фактически подставил его, создав дополнительные проблемы в трудное для Павла Леонидовича время. И это вместо того, чтобы всецело помогать будучи первым его заместителем. А может быть, в действительности Бабичев не покупал Иващенко, а сам продался Грищенко и участвует в теневом заговоре? Как известно, подстрелить и «сдать» «хромую утку» всегда находится множество желающих. К сожалению, там, где совесть не в чести и не у дел, это обыденное явление.

Вадим Рогожин, Иван Субботин, “Резонанс” (08.02.2012)