Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Порт без будущего



"

Накануне майских праздников на Волге официально открылась навигация. Но, несмотря на то, что ранним воскресным утром 29 апреля за первым рейсом речных трамвайчиков изъявил желание понаблюдать глава комитета транспорта Василий Разделкин, можно с уверенностью утверждать: речные пассажирские перевозки в области пущены на самотек. Государство держит на плаву лишь социальные маршруты. Потенциально привлекательный рынок в нынешних условиях не может развиваться, так как его по кускам растащили частные компании. Проблемой является даже само здание речного вокзала, которого, по сути, нет. Швартующиеся суда не могут рассчитывать в Саратове на контроль диспетчерского пункта – на его месте давно магазин «Эльдорадо». А пассажиры напрасно смотрят из своих кают на большое здание с надписью «Саратов». Там есть все  – от ночных клубов до гостиниц. Всё что угодно, кроме самого речного вокзала. «Взгляд» решил разобраться в расстановке сил на набережной и вокруг нее, а заодно понять, что необходимо сделать, чтобы реанимировать речные пассажирские перевозки.

Несмотря на то что  одним из важнейших аспектов речных перевозок является безопасность пассажиров, нам так и не удалось найти ответственных за этот сектор, а также за все прочие, касающиеся речных перевозок.  Отношение областного комитета транспорта к проблеме выразил его представитель Алексей Корж. Он категорично заявил журналистам: «Какие могут быть к нам вопросы по поводу навигации и набережной? Зона нашей ответственности – это три социальных маршрута. Для этого мы ежегодно проводим конкурсы на определение организации-перевозчика. Другими вопросами мы не занимаемся и не имеем на то никаких полномочий. Причальная стенка и земля находятся в ведении Росимущества, благоустройство территории – у муниципалитета. Контролируют коммерческую навигацию вообще федеральные надзорные ведомства».
Зампред правительства области Юрий Моисеев также не помог прояснить ситуацию: «Во-первых, причальная стенка – это федеральная собственность. Во-вторых, речной вокзал находится в частной собственности». Впрочем, зампред попытался нас обнадежить: «Конечно же, этим вопросом мы будем заниматься. У нас есть желание улучшить, модернизировать речной порт. Это речные ворота Саратовской области. Вопрос наших возможностей, как это все будет выглядеть, сейчас решается. В планах все это есть. В ближайшее время будем проводить совещание по укреплению берега, по реконструкции набережной. В этом году мы ее часть даже продолжим до улицы Большой Садовой. Говорить о новых речных транспортных сообщениях пока рано. На будущее наработки есть, есть желание, мы будем этим заниматься постепенно».
Таким образом, складывается тривиальная ситуация. Проблемами волжских перевозок занимаются многие и никто одновременно. В этой ситуации появляется почва для различных нарушений закона и злоупотреблений. Тем более что желающих обосноваться на территории набережной предостаточно.

БИЗНЕС НА ВОДЕ

Вот список игроков на этом поле. ООО «Берег-2008» пользуется причальной стенкой Саратовской набережной. Выгодоприобретателем от деятельности этой компании, вероятно, является бывший глава МЧС Волжского района Саратова Андрей Кобзаренко. Именно его, как скрытого хозяина, называл экс-директор «Берега» Евгений Докторов, после того как бывшие компаньоны поссорились. Свой актив компания приобрела на конкурсе, инициированном экс-министром Сергеем Шейкиным. Прибыль компания получает, собирая часть портового сбора от швартующихся к причалу судов.
Еще один игрок, ООО «Фарватер», занимается пассажирскими перевозками. Эта фирма также работает в тесной связке с «Берегом-2008». Но она уже получает финансирование за счет бюджета Саратовской области, который субсидирует перевозки по социальным маршрутам Саратов – Кошели, Саратов – Сосновка, Саратов – Шумейка. Несмотря на то что в прошлом году компании удалось перевести немногим более 31 тысячи человек, из бюджета ей была выделена сумма, превышающая 20 млн рублей. Итого за каждого пассажира область платит более 600 рублей. И это при том, что помимо бюджетного финансирования «Фарватер» еще и продает билеты на рейсы, собирая дополнительные средства с пассажиров.
Следующий игрок и постоянный возмутитель спокойствия на набережной Александр Тимошок. Ему принадлежит компания ОАО «Пассажирское речное управление» (далее ПРУ), имеющая на своем балансе небольшой флот коммерческих судов. Но важнее, что структуры бизнесмена сумели заполучить в собственность бывшее здание речного пароходства с гостиницей, диспетчерскими и хозяйственными помещениями. И теперь бизнесмен извлекает прибыль из сдачи помещений в аренду, размещения своих компаний, а также организации развлекательного бизнеса на прилегающей территории.

СОМНИТЕЛЬНЫЕ
ПРАВА

Сам Александр Тимошок неоднократно заявлял, что является хозяином на портовой земле, и вел себя ответствующим образом. Он устанавливал платный въезд на набережной, пытался выдавливать других бизнесменов, имеющих кафе на прилегающей территории. Распространялись претензии предпринимателя и на участки, принадлежащие Росимуществу. Он согласовывал размещения на них торговых точек, что подпадало под статью УК «Незаконное предпринимательство», но скандальный характер «хозяина» речпорта, а также его связи в правоохранительных органах помогали ему уйти от ответственности. Точно так же он избежал и ответственности перед жителями Саратова, несмотря на то что лишил их здания речного порта, превратив его в бойкое место торговли.
Поссорился бизнесмен и с экс-министром транспорта. Возможно, именно благодаря этому его суда были отстранены от пассажирских перевозок, а затем проиграл он и на конкурсе за право аренды причальной стенки. Но все же возникает вопрос: какие права на землю пассажирского речпорта имеет сам Тимошок?  Право собственности за участком сохраняет Российская Федерация. Сама территория находится в постоянном бессрочном пользовании у ОАО «Речное транспортное предприятие» (далее «РТП»). В данной компании государство имеет блокирующий пакет акций – 25,5%.
Ранее ОАО «ПРУ» арендовало земельный участок, на котором размещались кафе и другие увеселительные заведения. Однако в этом году бизнес-структуры Тимошка и компания с государственным участием «РТП» не заключали каких-либо соглашений. А структуры бизнесмена все также пытаются осваивать земельный участок – уже, по сути, самовольно. Тем самым нарушаются интересы акционеров, в том числе и государства.
Дополнительный ущерб, кстати, может понести и экология. В этом году бизнесмен не заключал договора на комплексное обслуживание флота с «РТП». Сейчас флот Тимошка расквартирован в Усть-Курдюме. Но там отсутствует инфраструктура, необходимая для того, чтобы обслуживать корабли и утилизировать стоки. Есть опасность, что суда будут загрязнять акваторию Волги выше Саратова и портить таким образом качество воды, которую в конечном итоге потребляют сами горожане.

ТРЕБУЕТСЯ ВОЛЯ

В свое время у Александра Тимошка была реальная возможность для того, чтобы дать толчок развитию навигации в области. В его руках еще 4 года назад были сосредоточены и здания, и корабли, и земля, и причальная стенка, и льготные перевозки. Теперь и Шейкин давно не министр, а конфликты на набережной продолжаются. По прошествии времени стало очевидно, что сам Тимошок проявил неуступчивость во взаимоотношениях с партнерами, чем лишь усугубил ситуацию.
Сегодня активы, на которых ранее базировалась навигация в Саратовской области, разобщены. ООО «Берег-2008» пользуется причальной стенкой, ОАО «Речное транспортное предприятие» – земельным участком и коммуникациями, ОАО «Пассажирское речное управление» владеет зданием порта с гостиницей и диспетчерскими. Социальными перевозками занимается ООО «Фарватер», частные пассажирские и туристические перевозки вообще может организовать кто угодно…
В этой ситуации сильнее всего ущемляются общественные интересы. Но ни прокуратура, ни исполнительная власть Саратовской области, ни федеральные ведомства не проявляют заметного интереса к ситуации с набережной и речными перевозками. Сотрудники правоохранительных органов и чиновники или вообще отказываются от комментариев, ссылаясь на границы компетенции, или просто разводят руками – ничего нельзя поделать! Неравнодушие к проблеме проявила только Общественная палата Саратовской области. Возможно, она и станет тем катализатором, что повлияет на ситуацию.
Поле для деятельности здесь более чем обширное. Помимо вышеупомянутых проблем с самоуправством и возможного вреда для экологии не развивается сама отрасль речных пассажирских перевозок. Нет альтернативы у автобусного сообщения между Саратовом и Энгельсом. Нет водного сообщения у областного центра даже с городским пляжем. Государство в лице областного бюджета несет ежегодные расходы в десятки миллионов по содержанию лишь трех социальных маршрутов. Новой областной власти было бы неплохо вспомнить о Саратовской набережной и заняться вопросом всерьез. Ведь и причальная стенка находится лишь в аренде у частника, но, по сути, принадлежит государству. Главный вопрос заключается в принадлежности здания пассажирского порта с диспетчерскими и другими помещениями частной компании. Но и эта проблема имеет свое решение, о котором «Взгляд» намерен рассказать в ближайших номерах.

Андрей КАЛАШНИКОВ
Елена ТАЛПЭУ

Царские замашки с печальной перспективой
Пассажирское речное сообщение в свое время сыграло решающую роль в формировании образа успешного и развивающегося Саратова, уверены историки и краеведы. Местное пароходное купеческое общество было образовано в 1886 году, однако первые пароходы наш город начал принимать еще в 1846 году, а Саратовский порт считался одним из самых представительных в Поволжье.

«На гужевом транспорте, обозах и телегах перевозили соль, дрова и другие продовольственные грузы. Поэтому, когда по Волге начали ходить грузовые баржи, это уже считалось большим прорывом, – рассказал «Взгляду» краевед Виктор Семенов. – Но самое главное – то, что только по воде в Саратов могли прибыть высокопоставленные особы. На маленьких однопалубных парусниках перевозить великих князей и княжон было просто нельзя. Другое дело – пароход. В таком путешествии были одни выгоды – комфортабельность кают, непрерывность движения к заданной точке и эстетическое наслаждение от созерцания волжских просторов».
Дважды приезжал на пароходе в Саратов император Александр II. В 1871 году специально к его приезду на Никольском взвозе (улица Радищева) были выстроены так называемые царские ворота, через которые государь, только что закончивший водный вояж, должен был символично войти в город. «Идея Александру II понравилась. Он торжественно прошел через красивые ворота, поднялся до Липок, отстоял молебен в Александро-Невском соборе неподалеку, а затем отправился инспектировать школы и больницы», – рассказывает Виктор Семенов.
Символ визита царя до наших дней сохранить не удалось. Для архитекторов еще печальнее то, что неожиданно забвению было предано и здание речного вокзала, когда-то считавшееся гордостью Саратовской набережной.
До революции роль вокзала выполняли многочисленные дебаркадеры. Первое здание речвокзала было построено на пристани под Московским взвозом (улица Московская). Легкое резное деревянное строение идеально вписывалось в стиль старинного провинциального городка.
В 1970-х на смену купеческому образу пришла урбанистическая реальность. Проект здания вокзала разработали известные петербургские архитекторы. Заведующий кафедрой дизайна окружающей среды СГТУ Виталий Кудрявцев считает строение одним из лучших примеров зданий этого назначения. «Красивая башенка с часами, легкие ограждения лестниц, которые вели к кафе… Все это было сделано в речной стилистике, с умом и вкусом, – подчеркивает он. –  К тому же речной вокзал не спорил и находился в полной гармонии со зданием, расположенным по диагонали, – Троицким собором».
Здание было выполнено в светло-серой теплой гамме, а цветового разнообразия ему придавали вставки из стемалита (крашеного стекла), тон которого в процессе ремонта фасада постоянно меняли – от зеленого до коричневого.
Прекрасный облик начал постепенно стираться с приходом 90-х, а точнее тогда, когда у здания появились новые собственники. Его обшили листами, и строение с интересным объемом превратилось в скучный прямоугольный футляр. Конструкцию раскрасили в ядовитые желто-синие цвета и убрали всякое упоминание о стеклянных облегченных вставках. «Образ сильно исказился – вместо красивого объекта мы получили противный сундук», – оценивает метаморфозы Виталий Кудрявцев.

Источник: газета Саратовский взгляд

http://www.sarvzglyad.ru/?news_id=4795