Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Шпионские страсти саратовской контрразведки



"

Не дать Родину продать!

90 лет назад в 6 мая 1922 года в системе ВЧК было создано контрразведывательное подразделение. В его задачу входила борьба со шпионажем во всех его проявлениях. Отдел контрразведывательных операций Управления НКГБ СССР по Саратовской области был образован 6 июня 1943 года. Тема шпионажа для нашей области всегда была довольно актуальна. Недаром Саратов долгое время был закрыт для иностранцев. Так что периодически нашим чекистам приходилось сталкиваться с происками иностранных разведок.

«Радиолюбитель»

Конечно, рассказать в красках и мельчайших подробностях о работе контрразведки мы не можем. Но вот упомянуть о нескольких эпизодах, связанных с землей саратовской, стоит. В 60-70 годы разведывательные органы США и западных стран стали проявлять на территории СССР небывалую активность.

В начале 60-х годов в Балакове для оказания помощи в монтаже импортного оборудования на одно из предприятий в числе других иностранных специалистов прибыл руководитель группы Скапанини. Но оказалось, что инженером-наладчиком он был весьма слабым. На фирму, которая командировала «специалиста», он устроился за несколько месяцев до поездки в СССР.

Он часто и без видимых причин выезжал из Балакова за границу, скрывал от окружающих знание русского языка. Из-за рубежа иностранец привозил различное радиооборудование. После одной из таких поездок мужчина привез с собой лодочный мотор и купил лодку, на которой часто плавал по Волге. Причем, пользовался при этом различной подозрительной аппаратурой.

Скапанини часто беседовал с местными жителями, работниками химкомбината. И проявлял недюжинный интерес к объектам, расположенным под Вольском. Уединившись в своей комнате, он постоянно работал с радиоаппаратурой, делая при этом записи в блокноте. Естественно, что иностранец сразу же попал в поле зрения «кого надо». За ним было установлено наблюдение. И во время своих «речных прогулок» иностранец даже не подозревал, что на берегу за ним неотрывно «присматривают». Вскоре Скапанини по согласованию с руководством иностранной фирмы-поставщика оборудования выдворили из нашей страны, обосновав это тем, что его деятельность выходит за рамки дозволенной.

К слову, во второй половине 70-х годов прошлого века было выявлено более десяти иностранцев, пользовавшихся спецаппаратурой на территории Саратовской области. Их противоправная деятельность была пресечена.

«Ракетный» шпион

В конце 1999-го на территорию России с частным визитом въехал некий иностранец. Настоящее его имя называть не будем. Обозначим его, скажем, Рахим. Молодой человек заверял, что причиной его визита в нашу страну стало не что иное, как желание изучать историю России, ее культуру и достопримечательности.

Что касается нашего героя, то он выходец из состоятельной по арабским меркам семьи. Так что обладал не только желанием изучить что-то новое, но и достаточными средствами. Оставшаяся на родине семья регулярно пополняла карман молодого путешественника. На эти деньги Рахим обосновался в Саратове. И довольно неплохо. Снял в центре города квартиру, завел массу знакомств. Кроме того даже обзавелся невестой, с которой позже заключил фиктивный брак. Чтобы получить второе российское гражданство. Чтобы стать гражданином и нашей страны, Рахиму надо было немного подождать.

Тем временем «гость» освоился, начал общаться с «авторитетными» людьми. Именно они могли, как он считал, помочь ему в решении вопроса получить гражданство как можно скорее. Вот с этого момента Рахим и попал в поле зрения чекистов. Контрразведчикам показался странным подобный напор. В поле зрения попал и круг лиц, с которыми он общался.

В него входил и некий Виктор. Человек весьма общительный, приятельствовавший с представителями местной интеллигенции и военными. За Рахимом установили наблюдение. Прикрепленные к нему люди быстро заметили, что он и Виктор регулярно встречалась по вечерам в выходные. Как правило, в машине последнего. Скоро стала известна и тема их разговоров. Выходца из арабской страны интересовали наши зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400. На одной из первых конспиративных встреч Рахим предложил Виктору за вознаграждение в несколько сот тысяч долларов заняться обзором секретной военной информации. Араба интересовали схемы, чертежи даже отдельных блоков и узлов вышеупомянутых систем. Обговаривались и условия передачи информации. Она должна была быть записана на компьютерную дискету, передана Рахиму. После того, как тот через неких «своих» людей проверит ее подлинность, и произойдет расчет.

Небольшая справка. Противоракетный зенитный комплекс С-300 и его модификация С-400 был принят на вооружение в начале 90-х годов. Впервые о нем заговорили в период войны в Персидском заливе, так называемой операции «Буря в пустыне». Тогда американцы для поражения иракских ракет советского производства с переменным успехом использовали свою систему «Патриот». Впервые наши военные заявили, что располагают комплексом, не только не уступающим американскому, но и превосходящим его. Отдельный скандал разразился после продажи С-300 Кипру. Тогда Турция заявила, что зенитно-противоракетный комплекс российского производства после небольшой модернизации может не только поражать воздушные цели (в том числе и низколетящие самолеты и ракеты), но и наносить прицельные удары по наземным целям. Наши военные категорически опровергали такие сведения, утверждения, что С-300 носит чисто оборонительный характер и предназначен для отражения агрессии с воздуха. Позже они сообщили, что С-300, как и С-400, могут быть оснащены ракетами класса «земля-земля» и достаточно точно поражать заданные сухопутные цели.

Как бы то ни было, разработка арабского разведчика и российского шпиона шла почти год. В начале октября Виктор, как человек вполне зрелый и здравомыслящий, обратился в ФСБ, где рассказал про Рахима.

Последнего пригласили в здание на улице Дзержинского и предложили честно рассказать обо всем. Несколько часов Рахим изображал удивление. Тогда ему сами рассказали о том, что известна его причастность ко всему вышеназванному.

По словам следователя, после этого иностранец впал в глубокую задумчивость и вскоре заявил, что все разговоры о покупке ракетно-зенитных комплексов были всего лишь… шуткой. И шпиона он изображал… от нечего делать. А то, что Виктор ему поверил, так это его проблемы.

Беседа несколько затянулась. В конце концов Рахим осознал, что если российские спецслужбы дадут делу ход, то не поздоровится не только ему, но и всей его семье. Подобного провала ему на родине не простят. Рахим написал явку с повинной. Поскольку он еще не успел нанести своими действиями ущерб безопасности нашей страны, чекисты решили выдворить его с территории Российской Федерации. Это решение довели до него в официальном порядке.

«Ждем завтра для беседы»

Следующий «герой» нашего рассказа — предприниматель, человек в Саратове довольно известный. По крайней мере, в конце прошлого века.

— Очень толковый кадровый торгаш, — сказал о нем бывший в то время начальник следственного отдела УФСБ Сергей Болдырев. — Пережив свое разоблачение, поняв, что не будет привлечен к уголовной ответственности, этот гражданин продолжает свою деятельность. В том числе и политическую. Если бы вам назвали его фамилию, это была бы такая бомба. Но мы вам ее не назовем.

Одно время этот человек работал в Ираке. Он представлял некий фонд дружбы с ближневосточными народами. Поддерживали этот фонд и ведущие в то время политики. Саратовец был знаком даже с сыном Саддама Хусейна Тариком Азизом. Он был в курсе того, что творится в нефтяном бизнесе Ирака. Тот практически задыхался в блокаде. Он также знал, что есть квоты на поставку в Ирак продовольствия. И он решил получить их и поучаствовать в иракской программе ООН — нефть в обмен на продукты. Однако планы эти оказались трудновыполнимыми. Столичное руководство фонда было весьма недовольно работой своего иракского представителя-саратовца и пригрозило отозвать его из страны. Был скандал, конфликт и человек вернулся в Саратов. Но видимо обиду на руководство затаил.

Довольно часто по делам бизнеса он бывал в Москве. В один из таких визитов предприниматель и завербовался в американские шпионы. Вышел на двух охранников службы охраны посольства США. Служебное положение этих сотрудников было весьма скромным, да и сам факт их участия в вербовке позже вызвал скандал.

Предприниматель пообещал американцам интересную информацию, в частности о поставках в Ирак российского оружия. Но когда он вернулся домой, его телефон уже стоял на прослушке. Мало того. Американцы начали ему звонить и обсуждать дальнейшее сотрудничество.

Договорились, что мужчина выедет в Иорданию, где гораздо более лояльный, чем в Ираке, контрразведывательный режим. И именно там планировалась встреча с «человеком из ЦРУ».

Здесь уже нашими чекистами были «предприняты определенные меры», в результате которых никто с ним на связь не вышел. Новые «друзья» в посольстве толком ничего объяснять ему не стали. Но по возвращении в Саратов все стало предельно ясно. В офис позвонили из отдела контрразведки: «Ждем завтра для беседы».

Предприниматель не запирался и написал явку с повинной. Его простили — не столь много он еще успел сделать на шпионском поприще. Ведь УК РФ допускает освобождение от уголовной ответственности, если человек «добровольно и своевременным сообщением… способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации».

Источник:

газета «Репортер» №19(1000) от 16 мая 2012 г.