КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



И Родина щедро…



«Время» посвятило не один десяток статей нынешнему финансовому положению Саратовской области. Именно мы вскрыли проблему перегруженности областного бюджета банковскими заимствованиями. Мы заявили, что регион при Павле Ипатове перешел в фазу стагнации. Сейчас «Время» ищет пути выхода из этой ситуации. Сегодня мы попытаемся найти «точки роста», которые позволили бы поднять уровень доходов региональной казны, и спрогнозировать, как на регионе скажутся изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, которые на посту Президента РФ инициировал Дмитрий Медведев.

В прошлом номере «Время» рассказывало, что основные статьи доходов областного бюджета — это НДФЛ, налог на прибыль организаций и безвозмездные поступления из бюджетов других уровней. Федеральный же бюджет формируется совершенно из других источников — в первую очередь за счет НДПИ, НДС, акцизов и налогов на имущество. И если инициативы Дмитрия Медведева будут реализованы, то объем федеральных дотаций, субсидий и субвенций по логике вещей должен сократиться, но вместо этого на региональный уровень будет передано распоряжение некоторыми доходными статьями. Давайте попробуем понять, чем эта перспектива может обернуться для Саратовской области.
Сейчас бюджетная реформа формально еще не стартовала — ее контуры находятся в процессе предварительного обсуждения. Однако публичные выступления Владимира Путина, членов Правительства РФ и экспертов-финансистов уже позволяют сделать первые прикидки. О самой «вкусной» статье доходов регионалам, похоже, придется забыть. Никто и никогда не отдаст на откуп губернаторам священную корову — налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас НДПИ является, по сути, бюджетообразующим фактором в пределах всей нашей страны, гарантией того, что власть будет способна и впредь выполнять социальные обязательства перед всем населением России, поддерживать боеспособность армии, лояльность сил правопорядка. Вероятность того, что Саратовской области удастся отщипнуть от самой его значительной, нефтегазовой части, весьма невелика. Таким образом, развитие нефтегазовой отрасли прямой выгоды области не принесет, но позволит ее руководству продемонстрировать лояльность к федеральному центру, что тоже немаловажно. Подробнее о перспективах саратовской нефтянки читайте в материале «Эльфы и тролли».
Впрочем, область свою углеводородную ренту все же получает — в виде акцизов. Сейчас в доходы федерации входят акцизные сборы на табак и алкоголь. Это же частично касается нефтепродуктов. Правда, динамика в этом отношении скорее отрицательная (по итогам 2011 года на табаке федеральный бюджет в Саратовской области потерял свыше 3,8 миллиарда рублей). Зато это частично компенсировалось ростом сборов с нефтепереработчиков: если в 2010 году этот акциз полностью зачислялся в бюджет субъекта РФ, то в 2011-м 30-процентную долю забрала федерация. Сейчас (инициатива вице-премьера Правительства РФ Александра Хлопонина) предлагается вернуть эту долю на региональный уровень. В 2011 году, как сообщается на интернет-сайте Управления федеральной налоговой службы по Саратовской области, акцизные сборы, ушедшие в бюджет РФ, составили более 5,5 миллиарда рублей. Эту сумму теоретически можно записывать в потенциальные доходы бюджета области. А если власти региона увидят перспективу, то у них появится прямой стимул развивать в регионе нефтепереработку, производство алкоголя и табачных изделий.
Еще один потенциальный источник региональных доходов — НДС. Правда, вице-премьер предлагает отдать субъектам федерации не всю сумму и даже не какую-то его долю, а лишь прирост налога. Таким образом, регионы получат по социалистическому принципу: каждому по труду. Что касается нашей области, то у нас, по данным УФНС по Саратовской области, 2011 год по сравнению с 2010-м оказался провальным: в прошлом году у нас НДС было собрано на 1,1 миллиарда рублей меньше позапрошлогоднего. Какой будет эта динамика — зависит от действующего экономического блока областного правительства.
Хлопонин также предложил частично перевести с федерального на региональный уровень распоряжение налогом на прибыль организаций. Но и это мало что даст Саратовской области: предлагается передать лишь один процент от собираемых сумм, а при саратовском «вале» налога на прибыль в 976 миллионов рублей (показатели 2011 года) мы получим совершенно смешные 10 миллионов. Этого даже на содержание спикера облдумы не хватит.
Суммируя приведенные выше данные, приходится признать: в таких очертаниях бюджетная реформа существенно не изменит структуру регионального бюджета. В плюсе мы имеем пять-шесть миллиардов за год. Учитывая, что «в нагрузку» к бюджетным доходам регионы обременят дополнительными полномочиями, требующими расходов, картина получается не слишком веселая. По схеме Хлопонина Саратовская область получит пять-шесть миллиардов рублей дополнительных доходов, и еще неизвестно, сколько регион в ходе реформы потеряет. Впрочем, основная выгода от реформы — косвенная: региональные власти получат дополнительные стимулы для развития экономики, от которой бюджет области будет зависеть в гораздо большей степени, чем раньше.
Еще один вариант пополнения бюджетов РФ был высказан министром финансов РФ Антоном Силуановым. Он предложил отдать в регионы один процент внутреннего валового продукта. ВВП РФ по итогам 2011 года превысил 53 триллиона рублей. Впрочем, если механически рассчитать долю Саратовской области, то мы получим тоже не слишком много: усредненные семь-восемь миллиардов в год.
Таким образом, ни схема Хлопонина, ни вариант Силуанова не обещают обильных денежных дождей над территорией Саратовской области. В лучшем случае нас ждут кратковременные осадки и автоматический прирост доходов областного бюджета максимум на семь-восемь миллиардов рублей, то есть на 10%. Сравните это с теми 20 миллиардами, которые регион получил в виде безвозмездных поступлений в прошлом году, и вам станет понятно: единственный путь к финансовому благополучию региона лежит через рост налогооблагаемой базы и увеличение собираемости налогов. О «точках роста» Саратовской области «Время» расскажет в одном из ближайших номеров.

Денис ЛЕБЕДЬ

Источник: газета Время Саратов, № 320 от 28.05.2012 г.

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/28914