Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Область иллюзий



"

Саратовцев, переживших почти десятилетнее правление Дмитрия Аяцкова, уже сложно удивить какими-то новыми прожектами. Все помнят идею о создании еще одного моста через Волгу в районе Казачьего острова, глобальной перестройке Предмостовой площади. Или одну из последних затей Дмитрия Федоровича — расширение границ Саратова до кольцевой дороги, чтобы сделать из него город-миллионник. Новое правительство, судя по всему, решило не отставать от предшественников: не так давно официально презентован проект по созданию на базе Зеленого острова современного центра отдыха стоимостью несколько миллиардов долларов.

Канатная дорога в будущее
Стоя на грязном пляже в Затоне, где окурки под ногами периодические закрывают весь песок, и глядя на Зеленый острова, на котором старые деревянные «турбазные» домики еще советских времен соседствуют с покосившимися причалами лодочных баз, в реализацию нового «мегапроекта» веришь слабо. Не добавляет позитива и постапокалипсический пейзаж с полуразрушенным судостроительным заводом, находящимся неподалеку. Да что и говорить, за 7 млрд долларов (для примера, сейчас годовые доходы бюджета области — около 1,7 млрд) предполагается создать современный «туристско-рекреационный центр на воде» в 2,6 млн квадратных метров, способный вместить 20 тыс. отдыхающих. В случае успешной реализации проекта на острове появятся гостиницы, новые пляжи, аквапарк, вся сопутствующая инфраструктура. А помимо водного сообщения, Зеленый с «большой землей» свяжет канатная дорога.
Согласитесь, идея заманчивая и крайне интересная. Но пока что очень напоминает рассказ великого комбинатора Бендера в Васюках на сеансе одновременной игры. Да и сам министр инвестиционной политики области Роман Федосеев подчеркивает, что это еще не инвестпроект, а просто концепция. И говорит о ее реализации с изрядной осторожностью:
— Это просто концепция, представленная директором ООО КБ «Инстройбанк» Эльдаром Юсуповичем Гасановым. Мы можем судить о реальности реализации такого масштабного проекта только после того, как он примет более четкие очертания и будет иметь предметный характер. Пока же это эскизная концепция, как бы это могло выглядеть. Условно говоря, это своего рода заверение о намерениях. Пока что сопоставимых по объему проектов потенциальный инвестор не реализовывал. Мало того, что проект красивый и громкий, — он очень затратный. Я думаю, что дальше должно последовать более конкретное предложение с финансовым обоснованием, а потом мы будем смотреть, что за инвестиции планируется привлечь, откуда, этапность реализации проекта, проектную документацию и многое другое. И только когда все это будет иметься в наличии, мы сможем говорить об определенных сдвигах. Пока же «Зеленый остров» остается на уровне концепции.
Наверное, относиться серьезно к подобным предложениям не стоит. Хотя, конечно, очень хотелось бы, чтобы на острове вместо кондового «совка» появилась современная рекреационная зона.

«Нам нужен «крупняк»
В то же время ректор Поволжского института им. Столыпина, экс-губернатор Аяцов уверен в реальности реализации этого проекта. Однако он поправил: работы обойдутся не в 7, а в 25 млрд долларов включая строительство скоростной железной дороги Саратов — Москва (аналог «Сапсана», за четыре часа доезжающего от столицы до Санкт-Петербурга).
— Это ведь не бюджетные деньги, а, напротив, налогооблагаемая база и рабочие места, — рассказал Дмитрий Федорович «Резонансу». — И сумма это не фантастическая, а вполне реальная. Скажу больше: сегодня французы уже дали добро, идут согласительные процедуры на строительство этой абсолютно новой скоростной магистрали. И деньги никто у бюджета не просит — у области просят только политической воли и согласия на реализацию этого проекта. А остальное все реально — не надо бояться таких крупных проектов. Можно бегать за «Северсталью», и, наверное, это хорошо — рабочие места и т. д. Но нам нужен «крупняк», чтобы вывести область на определенный уровень.
Представьте себе, если вы будете добираться до Москвы не 16 часов, как «девятка», а три. И это реально. Я только недавно приехал из Питера и скажу, что сегодня «Сапсан» идет от Москвы до северной столицы ровно четыре часа, минута в минуту, дважды останавливаясь — в Бологом и Твери. В вагоне показывается скорость — максимально она была 220 километров в час.
Новый проект более современный, и там скорость будет еще выше, до 300. Что же в этом фантастического? Для меня, когда я был ребенком, была фантастика, что человек когда-то полетит в космос. Сейчас это реально. Также мне не верилось, что люди окажутся на Луне, однако это произошло. Была фантастика, что я вот так вот буду говорить с вами по сотовому телефону. И в 1994 году я будучи в Америке звонил тете в Москву по мобильному, а она не верила, что такое возможно. Я уверен, что любая идея воплощается в жизнь, когда ее вбивают в головы людям, когда в нее начинают верить.

Призрачные мосты
В свое время разговоры о «многомиллиардных инвестициях» в экономику региона велись с завидной регулярностью. Например, предполагалось связать Саратов и Энгельс еще одним автодорожным мостом, который пройдет через Казачий остров, о чем в свое время заявлял Аяцков. Говорят, теоретическая возможность таких работ даже предусматривалась в генеральном плане областного центра. Однако уже тогда, почти 20 лет назад, саратовские мостостроители ставили эту инициативу под сомнение.
— Здесь очень тяжело пробиться и проехать к самим начальным точкам предполагаемого моста. Я всегда к этой идее относился скептически. Во‑первых, на противоположной стороне Волги находится Сазанка — болотистая зона. Когда строили пристанский мост, сколько проток пришлось «переходить»? А ведь это очень дорогое удовольствие — мы бы это просто не потянули, — рассказал доктор технических наук, профессор кафедры «Логистика и транспортные сооружения» СГТУ Игорь Овчинников.
Понятно, подобно большинству начинаний аяцковской эпохи, проект отправили пылиться на полки архивов. Однако, как выяснилось, идея улучшения транспортного сообщения между левым и правым берегами Волги продолжает беспокоить и ученых, и чиновников на самом высоком уровне.
По словам Овчинникова, в федеральном Минтрансе рассматривается другой вопрос — о строительстве нового моста через Волгу в районе Увека. Во многом это связано не только с затрудненность автомобильного сообщения между Саратовом и Энгельсом, но и с общим износом железнодорожного моста, возведенного в 1935 году и помнящего еще фашистские бомбардировки. И хотя пока все это — на стадии дебатов и переговоров, проект вызывает определенный интерес.
— Сейчас в какой-то мере реализуется другая, более реальная идея — чуть южнее увекского железнодорожного моста построить новый двухэтажный мост. Сначала мы хотели сделать его просто совмещенным — авто- и железнодорожным. Но директор ОАО «РЖД» Владимир Якунин отказался. Сейчас к этой идее вроде бы вернулись, но решили сделать мост двухэтажным. Тем самым удалось бы замкнуть кольцевую дорогу вокруг Саратова, — поясняет профессор.

«Небесная» воля
Что Саратову нужен новый аэропорт, говорили практически все первые лица региона. Поначалу многие скептики считали, что денег на такой масштабный проект не хватит ни у губернии, чья экономика сейчас переживает не лучшие времена и находится на грани банкротства, ни у Москвы, реализующей другие глобальные планы, которые требуют многомиллиардных инвестиций. Чего стоят хотя бы подготовка к Олимпиаде в Сочи или строительство моста на остров Русский во Владивостоке… Но сейчас ситуация вроде бы начинает выправляться. Федеральный центр (говорят, за счет мощного лобби в Кремле) все-таки ратифицировал проект строительства новых «воздушных ворот» Саратова в районе села Сабуровка. И даже, по слухам, выделил первый транш.
Однако это — далеко не первая идея прорубить в городе новые «воздушные ворота». Отличился на таком поприще прежний директор Саратовского авиационного завода Александр Ермишин, предложивший в свое время продлить аэродром предприятия до середины Волги за счет строительства специальной эстакады, как было при создании Гонконгского международного аэропорта «Чеп Лэп Кок», чья взлетная полоса располагается на воде.
— Это было лет 10 назад. Однако инициатива, к худу или к добру, так и осталась нереализованной, — вспоминает Овчинников.
Понятно, в то смутное время идеи сыпались из уст наших политиков одна за другой, но эта по смелости обошла многие из них. Потом все тихо забылось, промышленный гигант практически прекратил существование, а господин Ермишин со своими наполеоновскими планами осел с кругленькой суммой в США. Однако до сих пор эксперты, хотя и оценивают проект экс-директора САЗа как абсолютно бредовый, считают, что начинать строительство в Сабуровке «с чистого листа» нецелесообразно и куда более экономически выгодно было бы расширить имеющуюся базу. Например, платформу аэропорта завода. Однако, как говорится, из Кремля виднее.

* * *
Это далеко не полный список всех «прожектов», воспоминания о которых заставляют горожан улыбаться и по сей день. Или, напротив, печально вздыхать о так и не наступившем «золотом веке». Это и постройка стадиона международного уровня на 42 тыс. мест, и проведение в нашем городе матчей чемпионата Европы по футболу, и прокладка трассы для гонок «Формулы — 1», и озвученная не так давно идея строительства «легкого метро», а потом более реальный, но тем не менее требующий нескольких миллиардов инвестиций проект пуска скоростного трамвая.
Перечислять можно очень долго: так и не появившиеся современные мусороперерабатывающие и мусоросортировочные комплексы, так и не принявшие посетителей торговые центры (вспоминается печальная история несостоявшегося создания в области гипермаркета «IKEA»)… Глядя на все это, понимаешь, что ни о какой реальной инвестиционной привлекательности губернии (как и большинства периферийных регионов России) пока, к сожалению, говорить не приходится. Скорее уж Саратовщину можно грубо назвать «страной дураков» или, помягче, «областью иллюзий». Что, однако, не меняет сути проблемы…

источник: газета Резонанс  №24 (122) 4 июля 2012 г.

http://www.rezonsar.ru/publication/oblast-illuzii/