Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Питающая среда–2



"

Фигурант первый — комитет по управлению имуществом

В прошлом номере «Времени» в материале «Питающая среда» мы начали разговор о наиболее «сладких» (в смысле — коррупционноемких) подразделениях правительства Саратовской области эпохи прежнего губернатора. Мы пообещали продолжить тему и детально проанализировать деятельность каждого «вкусного» министерства и ведомства в отдельности. Первой структурой, на которую пал наш жребий, стал комитет по управлению имуществом (КУИ).
Именно во времена губернаторства Павла Ипатова КУИ получил такой солидный бонус, как земельные участки областного центра, государственная собственность на которые не разграничена. Для тех, кто забыл, напомним: в 2006 году депутаты областной Думы вывели эту землю (за исключением немногих участков, что успели оформить в муниципальную собственность) из ведения муниципалитета Саратова и переподчинили региональному правительству в лице областного комитета по управлению имуществом. Сделано это было на том основании, что, мол, городские чиновники времен мэра Юрия Аксененко земельной арендой пользовались крайне неэффективно.
Саша — два процента
Ровно год потребовался новому председателю КУИ Александру Бовтунову, чтобы явить саратовцам образец крайне эффективного ее использования. Для этого достаточно познакомиться с постановлением областного правительства №412-П от 27 ноября 2007 года «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения». Главным разработчиком этого эпохального документа как раз и стал бовтуновский комитет. Написано там было следующее: «В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», законом Саратовской области «О земле» правительство области постановляет:
Установить размер арендной платы на год за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена:
два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков…»
Означало это фактически вот что: с 1 января 2008 года саратовцев обязали платить за арендуемую землю в 10(!), а кого-то и в сотни (!!!) раз больше. Я прекрасно помню тот шквал обращений шокированных граждан, который обрушился на нашу редакцию. Помню, к примеру, 80-летнюю Веру Афанасьевну Григорьеву, которая по новым правилам за аренду шести соток земли должна была за¬платить более 40 тысяч рублей. В год. Размер пенсии ее равнялся 43 тысячам рублей. Тоже в год. Таким образом, Вере Афанасьевне предлагалось дожить до 31 декабря 2008 високосного года на три тысячи рублей. Чем не сюжет для телевизионного экстрим-шоу? И таких примеров была масса.
Протест
Против постановления №412-П выступила областная прокуратура. По ее мнению, федеральный закон обязывал регионы установить только порядок определения размера арендной платы, но никак не сам размер. Первым шагом сотрудников прокуратуры было принесение протеста губернатору на данное постановление. Но губернатор отклонил протест. Тогда прокуратура обратилась в областной суд с требованием о признании некоторых положений этого документа противоречащими федеральному законодательству. Но суд отказал прокуратуре.
Против данного постановления довольно резко высказались депутаты Саратовской городской Думы. Они направили губернатору официальное письмо с просьбой о его (постановления) отмене. Вскоре к ним подключились их областные коллеги. Облправительство в ответ молчало. И только когда региональные законодатели пригрозили перераспределением полномочий между Думой и правительством по установлению цены за земельные участки, на Московской, 72 дрогнули: арендные ставки сделали более вменяемыми.
Мы так подробно рассказали вам эту еще совсем недавнюю историю потому, что она, на наш взгляд, очень четко характеризует стиль и методы работы ведомства господина Бовтунова. Вот скажите на милость: к чему вообще была эта шоковая терапия? В КУИ сидели последние идиоты? Быть такого не может! Если бы Павел Леонидович окружал себя таковыми, то никогда бы не достиг того, чего достиг. Разработчики постановления руководствовались благими намерениями максимального наполнения областного бюджета? Да бред полный. Люди просто не потянули бы такую плату. Более того, от таких арендных ставок бизнес свернулся бы в максимально короткие сроки, а вместе с ним — и налогооблагаемая база. В планы правительства входило резко снижение народонаселения? Ну, здесь логика определенная есть. Меньше людей — меньше проблем. Но вряд ли подобный геноцид был главной целью Павла Леонидовича и Александра Владимировича.
Скорее всего, основной задачей являлся банальный передел саратовской земли. Точнее, максимально быстрый отъем и присвоение «своими» бизнес-структурами наиболее лакомых ее участков. Попутно можно было «договариваться» с теми, кто по понятным причинам не успевал платить за аренду вовремя. Спустя какое-то время это безумное постановление, разумеется, отменили бы. Но то-то и оно, что через какое-то время. Ведь почему правительство региона не реагировало на крики общественности, СМИ, депутатов, прокуратуры? Оно просто тянуло время. А вдруг получилось бы перевести скандал в затяжную стадию? Пока суд да дело, энное количество земельных участков удалось бы отжать.
Особенности приватизации
Конечно, это только наша версия. Но, судя по тому, как бовтуновский КУИ вел себя на других фронтах, она не кажется фантастической. Взять, к примеру, приватизацию объектов недвижимости, находящихся в собственности регионального правительства. Этой теме в текущем году «Время» посвятило две публикации («Никто за корову цены не давал» (№14(315) и «Никто за корову цены не давал–2» (№16(317). Из года в год КУИ катастрофически не выполнял прогнозные планы приватизации. Дело дошло до того, что за прошлый год от реализации областной недвижимости бюджет региона получил ноль рублей ноль копеек. И причина этого проста, как газета «Правда».
Целью областного КУИ была передача наиболее привлекательных объектов либо «баэсовской» «семье», либо иным дружественным структурам за копейки. Для этого у комитета по имуществу имелись различные схемы работы. Например, доведение того или иного госпредприятия до банкротства, а затем передача его «своим» людям по частям. Яркий пример того — судьба ГУП «Подсосенское», которое располагалось в пригороде Балакова. Это предприятие в 2005-м, как и другие, было благополучно преобразовано в ОАО с уставным капиталом в 14 миллионов 845 тысяч рублей и включено в прогнозный план приватизации следующего года. Но продать его в 2006-м не удалось. Якобы «из-за продолжительных сроков, необходимых для оформления и регистрации договора аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения». Реализацию «Подсосенского» перенесли на 2007 год. Но вскоре арбитражный суд приостановил процедуру приватизации этого ОАО в связи с началом его… банкротства. Уже потом выяснится, что в течение всего 2006 года это предприятие спецы областного минсельхоза и КУИ буквально резали по живому. И в скором времени подвели под банкротство. А оставшиеся активы бывшего ГУПа начали эксплуатировать структуры империи БАЭС (ООО «Мясо-молочный комплекс», ИК «Балаково-инвест» и другие).
Подобная участь ждала и агрофирму «Волга», но в этом случае история получила широкую огласку, и КУИ был вынужден выставить предприятие на открытый аукцион. Выставить-то выставили, а продать не смогли, хотя покупатели имелись. Почему? Да потому что, когда на торги выставлялось то, что вызывало интерес у бизнеса (то же «Саратовское железнодорожное предприятие», та же «Волга» и т. д.), стартовые цены делали непомерно высокими, в результате чего аукционы срывались, имущество оставалось нереализованным, а областной бюджет в очередной раз получал дырку от бублика.
Ближе к концу своего правления ипатовские чиновники неожиданно стали, наоборот, играть «на понижение». Чего стоит одна затея с приватизацией энергетического монополиста — ОАО «Облкоммунэнерго», которое, по нашим сведениям, очень желал приобрести не последний член балаковской «семьи» Михаил Кискин, долгое время возглавлявший это предприятие и де-факто владевший частью его акций. Приобрести он его желал за почти символическую сумму — 73 миллиона 165 тысяч рублей (во всяком случае, такова была стартовая цена) при номинальной стоимости ОАО в 1,5 миллиарда. Причем незадолго до того как включить «Облкоммунэнерго» в прогнозный план приватизации, предприятие перевели с баланса КУИ на баланс областного минпрома, а господин Кискин сложил с себя обязанности гендиректора этого ОАО. Чтобы никто не подумал о сговоре. Но, как известно, приватизацию в последний момент заблокировали депутаты областной Думы. Причем главным торпедером этой сделки выступил Олег Галкин, возглавлявший на тот момент думский комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям, а сегодня — КУИ областного правительства. Именно ему, судя по всему, предстоит разбираться с дальнейшей судьбой «Облкоммунэнерго». Тем более, что оно снова перекочевало под контроль комитета по управлению имуществом.
Странная лояльность
При всей бурной деятельности свои прямые, основные обязанности бовтуновский комитет выполнял, мягко говоря, не очень. По данным проверки областной Счетной палаты, только в 2009 году он недополучил от продажи и аренды земельных участков более 105 миллионов рублей. Из них на невзысканную задолженность арендаторов приходилось свыше 86 миллионов. Причем получить эти деньги сейчас уже затруднительно: кто-то из должников прошел процедуру банкротства, кто-то просто ликвидировался. Вообще работа по взысканию арендной платы велась вяло и даже как-то странно. Чиновники пропускали сроки давности по искам, обращались не в те суды или просто игнорировали задолженность. Почему? Может быть, потому, что должники расплачивались с руководством КУИ «особым» способом?
Кстати, даже после того как право распоряжаться землей в Саратове вновь вернули муниципалитету, руководство КУИ вдруг решило потребовать от фирм-арендаторов арендную плату за прошлые годы и даже обратилось с этой целью в арбитражный суд (речь шла о взыскании сотен миллионов рублей). На каком основании? Ведь к тому времени у ведомства Бовтунова уже отсутствовал код бюджетной классификации по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов. Таким образом, даже оприходовать этот доход в соответствии с бюджетным законодательством в областном КУИ не смогли бы. Слава Богу, суд в исках отказал, и деньги не ушли «налево».
Прочие мелочи
Много еще можно рассказать о славных делах бывшего руководства КУИ. Можно, например, вспомнить выявленное Счетной палатой нецелевое использование бюджетных средств, образовавшихся из-за оплаты в СМИ публикаций, которые не относились к деятельности комитета (подобные статьи носили характер выяснения отношений с органами власти города Саратова по земельным вопросам). Или — об утвержденном комитетом уставе казенного предприятия правительства области «Единая дирекция капитального строительства». Этот документ, в частности, предусматривал возможность расходовать чистую прибыль дирекции по своему усмотрению. И руководство ЕДКС этим пользовалось сполна. Около 80% денежных средств по статье «Прочие расходы» были потрачены на оплату банкетов, туристических услуг, услуг фитнес-центров, подарков, дополнительных отпусков, лечения зубов работникам, на выплату премий и т. п.
Но мы напоследок упомянем лишь один факт: за первые три года своей деятельности КУИ под руководством Александра Бовтунова приватизировал и сдал в долгосрочную аренду земли в Саратове больше, чем администрация города за девять лет правления Юрия Аксененко…
P.S. В ближайшем номере «Времени» читайте интервью с новым руководителем областного комитета по управлению имуществом Олегом Галкиным.

Дмитрий БОГАТЫРЕВ

Источник: газета Время Саратов № 329

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/29081