Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Октябрьские тезисы



"

Партии готовятся презентовать свои программы, которые, как считают эксперты, большинство избирателей даже не прочитают

Активная работа по подготовке партийных программ к выборам в Саратовскую областную думу началась давно. Казалось бы, благодаря этим идеологическим маячкам избиратели смогут лучше идентифицировать кандидата, понять, интересы какой группы он отстаивает, насколько реалистичны обещания и адекватны представления о проблемах электората. Но большинство партий, претендующих на место в региональном парламенте, пока не разглашают основные положения и тезисы, с которыми они пойдут на выборы. Одни  ссылаются на то, что официальное обнародование состоится в сентябре, другие открыто признаются, что программа сейчас мало кого интересует и давно превратилась в формальность. Какова функция политических «формальностей», что это – идеологический базис или прокламация? На вопросы «Взгляда» ответили сами кандидаты и политологи.

Предлагаю
подождать

Несмотря на то, что программные документы создают все политические объединения, внимание потенциального избирателя больше концентрируется не на партии и ее идеологической платформе, а на личности, ее представляющей. Тем более что программы партий страдают многословием, невнятностью, изобилуют общими фразами и туманными обещаниями. Многие избиратели, не особенно вникая,  называют не сами партии, а их лидеров: «Я – за Зюганова!», «Я – за Жириновского!». Известный специалист в области политической рекламы Жак Сигела так говорил об этом явлении: «Нужно рекламировать человека, а не партию. Идею, а не идеологию. Будущее, а не прошлое. Проект, а не программу». Тем не менее, необходимость принятия партийной программы прописана в российском партийном законодательстве. Иначе общественное объединение просто не будет зарегистрировано. «Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы…» – сказано в №95-ФЗ «О политических партиях».
По мнению доцента кафедры политических наук СГУ Михаила Данилова, формализм – основная причина создания программ, партиям они нужна только в качестве необходимого элемента для регистрации,  «а также для того, чтобы в момент выборов при каждом удобном случае кивать на нее: «Вот у нас здесь все подробно прописано, на любой вопрос дан ответ. В большинстве своем все партии просто пользуются короткими выжимками». Несмотря на заявления политологов о том, что партийные программы – это отмерший элемент системы, партийные деятели по инерции продолжают отстаивать свое детище.
«У нас есть очень интересные предложения, которые ранее еще никем не были озвучены. Я предлагаю всем дождаться официальной публикации и оценить их», – попытался заинтриговать госдеп, лидер регионального отделения партии ЛДПР Антон Ищенко. Обещанная программа жириновцев будет обнародована после 1 сентября. Сейчас они с осторожностью говорят о своем видении развития России и Саратовской области, видимо, опасаясь, что уникальные идеи перехватят конкуренты. Известно, что программный документ ЛДПР будет состоять из двух частей – федеральной и региональной. «Практически по каждому вопросу, который волнует сейчас общество, мы предложим свои варианты ответов. Особое внимание будет уделено проблемам молодежи, сельского хозяйства, трудоустройства. Основной лозунг –  прозрачность во всех экономических и финансовых отношениях, доступность власти, обеспечение достойного уровня жизни абсолютно всех категорий граждан», – кратко обозначил ключевые моменты Антон Ищенко.
О наборе традиционных направлений рассказала руководитель исполкома Саратовского регионального отделения «Единой России» Лариса Кузнецова: «У нас программа состоит из нескольких частей. Первая часть – это социальная защита и достойная жизнь. Второй раздел посвящен проблемам ЖКХ, а далее транспортной инфраструктуре, образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству, молодежной политике, культуре…». Кузнецова уверена, что предвыборная программа необходима и полезна не только электорату, но и самим кандидатам, чтобы в предвыборной риторике не заблудиться и не сбиться с выверенного курса: «Люди, приходя в партию, соглашаются выполнять эту программу, следуют уставу политического объединения».

Экономика,
далее везде

Саратовские справедливоросы также сообщили о том, что они завершают работу над своей программой и сейчас идет ее детализация. Главная тема их политического манифеста – экономика области. «Мы вообще считаем, что первичной должна быть экономика, а политика вторичной, – заявила газете  лидер регионального отделения «Справедливой России» Зинаида Самсонова. – И мы хотим очень серьезно работать именно в этом направлении: должен пополняться бюджет, создаваться рабочие места, то есть условия для прихода инвестиций». Обозначив в качестве базиса экономику, а в качестве надстройки политику и отразив это в своей программе, справедливоросы вольно или невольно идеологически приблизились к приверженцам марксистско-ленинской теории. Хотя сама Зинаида Самсонова уверена, что их партия скорее ближе к западным социал-демократам, нежели к российским коммунистам.
Понять же, кого действительно можно назвать продолжателями идей Компартии, как оказалось, не так просто. Тем более что у КПРФ появились политические клоны, которые заявляют, что настоящие коммунисты – именно они. Для того чтобы перед выборами убедить в этом саратовский «красный» электорат, нашу область уже посетил председатель центрального комитета «Коммунистов России» Максим Сурайкин.  «Я сам много лет был членом партии Зюганова, но когда увидел, что этот человек протаскивает в партию олигархов, бизнесменов с многомиллионным состоянием, понял, что КПРФ – это лжекоммунисты»,  – заявил он. Программа новой коммунистической партии, которая, вероятно, попытается оттянуть часть голосов у КПРФ, практически полностью состоит из выдержек из трудов Маркса и Ленина: «наемные работники подвергаются эксплуатации», «антагонистические противоречия между трудом и капиталом», «вся земля будет объявлена общенародной собственностью», «строители коммунизма» и т.д. Остается только понять, насколько эти лозунги соответствуют современным реалиям, потому что этот вопрос новые коммунисты в партийном документе предпочли  не затрагивать.
Зато глава горкома КПРФ Александр Анидалов заявил, что может с легкостью назвать несколько моментов, которые отличают программу партии Зюганова от «альтернативных» коммунистов. У коммунистов, считает он, всегда есть положения о необходимости усиления роли государства в экономике, введения прогрессивного налогообложения, принципа социальной справедливости и понятия экологической ренты. Рекламируя программные тезисы своих единомышленников, Анидалов говорит об их приближенности к местным реалиям: «Наша предвыборная программа практически полностью отражает федеральную программу партии, только адаптированную на уровень региона. К сожалению, такой подход у большинства партий отсутствует, программы очень похожи друг на друга».

Как на подбор…

Впрочем, лидер саратовских справедливоросов Зинаида Самсонова не советует избирателю искать отличия. Набор лозунгов и призывов будет перекликаться по многим направлениям.
Более категорично высказался саратовский политолог Александр Пантелеев, который считает, что программы политических партий практически идентичны. «Единственное исключение, пожалуй, ЛДПР. Партия выделяется тем, что вбрасывает некую простую и общедоступную идею, пытается сыграть на примитивных обещаниях типа «Мы за бедных, мы за русских». Кроме того, они мастера, как говорят наши студенты, приколоться. Я думаю, ЛДПРовцы в очередной раз придумают нечто такое, что позволит им обособиться на политическом пространстве».
Тем временем многие даже не пытаются отличиться ни примитивом, ни приколом, ни более серьезными тезисами. По мнению лидера регионального отделения РПР-Парнас Виталия Павлова, их предвыборный месседж во многом схож с другими, в том числе и (внимание!) с программой «Единой России». Партию власти, как заявляет парнасовец, несмотря на то, что она позиционирует себя как центристская, тоже можно отнести к либеральному крылу. Однако у республиканцев есть важное отличие, которое, как уверяет Павлов, нет ни у одной другой партии, – это наличие собственной (а не адаптированной) региональной программы. «Мы должны прежде всего понять, на чем город и область будут зарабатывать деньги». Сделав ставку, по выражению Павлова, на человеческие мозги, парнасовцы в своей программе сконцентрировались на вопросах реформирования системы образования и подготовки специалистов. «Была бы моя воля, я бы вообще половину ВУЗов, расплодившихся в нашей стране, позакрывал», – разгорячившись, рассказал о своем видении реформы образования  парнасовец. «Наши представления о капитализме времен девяностых были поверхностными, мы не знали, к чему идем. Программа носила сыроватый характер. Сегодня наши представления достаточно предметны», – уверяет Виталий Павлов. Однако вызывает большие сомнения то, что РПР-Парнас в отсутствие финансовых, организационных ресурсов удастся  пройти в областной парламент и воплотить в жизнь свои смелые идеи. Возможно, вариантом для республиканцев было бы, если они на выборы в областную думу пошли единым фронтом с партией «Яблоко», чья программа им наиболее близка. Отвечая на такие предположения, лидер регионального отделения, яблочник Дмитрий Коннычев напоминает, что в рамках существующего законодательства, когда избирательные блоки запрещены, объединение практически невозможно. «Да и в поддержке других партий мы не нуждаемся, – констатировал политик. – Нам нужна поддержка только избирателей».

Кризис жанра

Не видит перспектив не только в практике создания программ, но и в существовании самих партий, политолог Дмитрий Олейник. Партии в принципе в своем традиционном виде утрачивают влияние и отмирают,  уступая место более коротким по продолжительности существования общественным движениям, которые формируются вокруг определенных проблем, считает он. Они со своими более понятными краткосрочными проектами, а не общеполитическими программами с неясными перспективами реализации вызывают гораздо больший общественный интерес, нежели политические партии.
По мнению эксперта, доверие к партии как институту у населения низкое, а мотивы голосования не связаны с выбором программы. «Логика у электората очень простая, бытовая, а не  политическая. Люди скорее проголосуют за того, кто в их дворе лавочку поставил», – уверяет Олейник. С другой стороны, он сам убежден, что читать программы незачем –  большинство партий, независимо от того,оппозиционные они или правящие, выступают за одно и то же: «Все говорят, что жить станет лучше, но не предлагают при этом конкретных путей решения».
Даже если политическим силам на выборах в облдуму удастся внести изюминку в свои доктрины, есть вероятность того, что избиратель просто не обратит на это внимания.
В то же время, по мнению Анидалова, не все потеряно. Дьявол, как всегда, кроется в деталях. «Думающие люди начинают понимать отличия лозунга «за доступное образование» от, казалось бы, аналогичного «за бесплатное образование». Но их, к сожалению, немного».
Поразительно, но программы партий не интересны даже самим  кандидатам, которые, возможно, будут участвовать в осенней избирательной кампании. Так, Лидия Свиридова сообщила, что не читала партийные программы и не собирается этого делать: «Я не могу вам сказать, есть ли в них отличия. Я их не изучала, не хочу тратить на это время, заведомо зная, что они ничего не делают и делать не будут!». «Образованная часть населения, конечно, обращает внимание на программы, а основная масса нет. И у нас очень часто верят обещаниям, но никто не хочет проверить, выполнены ли они», – объясняет Зинаида Самсонова.
«Избиратели понимают, что предвыборные лозунги не будут в полной мере реализованы», – подтверждает Дмитрий Олейник.
Напрашивается вывод, что в настоящее время программа – это маркетинговый ход, красивая упаковка для товара, которым торгуют партии. Большинство из нас не интересуются, что внутри, потому что знают, что внутри пустота. Когда политические силы будут отвечать за свои слова, когда каждый кандидат будет ориентироваться на тезисы выдвинувшей его партии, а не на собственную сиюминутную мотивацию, политическая грамотность электората не заставит себя долго ждать.

Источник: Газета Взгляд Саратов № 32 (330) 23 – 30 августа 2012 г.

http://sarvzglyad.ru/?news_id=5040