Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Под черным пиарским флагом



"

Население привыкает к грязным политтехнологиям, а их нет

Нынешний саратовский предвыборный сезон небогат особо заметными выходками политтехнологов. И не пестрит дурно пахнущими акциями.

Ну, разлили полтора литра нашатыря на встрече политактивистов. Незаметно для окружающих  бережно намяли бока лидеру одной из партий. Разбросали листовку с изображением черепа с костями, где про кандидата-строителя написано, что ему нужны только деньги.  Вешали-снимали баннер «Против жуликов и воров…». Все. До выборов в Саратовскую областную думу осталось меньше месяца. Самое время для вылазок «черных» пиарщиков. Но по большому счету — пока тишина. Мертвые с косами нигде не стоят. И на заборах никто не пишет, что Иван Иванов не негр.

Банщик Шибаева

«Черный» пиар появился одновременно с выборами. В древних Афинах полководец Алкивиад выиграл выборы командующего экспедицией, направленной для завоевания острова Сицилия. Накануне отплытия враги обезобразили изображения бога Гермеса и распустили слух, что сделано это по приказу Алкивиада. Народ поверил — Алкивиад был обвинен, смещен со всех постов, спасая свою жизнь, бежал к врагу и выдал все планы афинян. Война была проиграна. Это первый зафиксированный в истории случай эффективного «черного» пиара.

Но были и обратные случаи. Юлию Цезарю чрезвычайно досаждали обвинения в гомосексуальной связи с царем Вифинии Никомедом. Римляне терпеть не могли гомосексуалистов (примерно как и мы), и это было серьезным обвинением. Но в итоге масштаб деяний Цезаря оказался настолько велик, что перевесил в глазах народа все клеветы. Солдаты, распевавшие похабные частушки про «Цезаря, овладевшего Галлией, и Никомеда, овладевшего Цезарем», пошли за ним через Рубикон, свергли республику и сделали его императором. «Черный» пиар не смог его остановить.

В истории Саратова с «черным» пиаром очень не повезло самому знаменитому партийному проконсулу области Алексею Шибаеву. Сначала он сам пал жертвой грязных слухов о его якобы недостойном поведении на Кубе, в результате чего лишился поста председателя ВЦСПС. А потом, много лет спустя, лидеру саратовских демократов 90-х Валерию Давыдову удачно пущенным слухом о том, что он был «банщиком Шибаева», сломали выборы и — по большому счету — остановили карьерный взлет.

Существует целый набор методов и технологий «черного» пиара, направленных на «персональное уничтожение» конкурента. Все они так или иначе применялись в Саратове.

Клеймение личных пороков

Противнику приписывают «джентльменский набор» отвратительных качеств — от воровства до педофилии и наркомании. Можно вспомнить, как в ходе одной избирательной кампании Вячеславу Мальцеву в машину подбросили наркотики.

Разоблачение буржуина

Опубликование «истинных сведений» о размерах имущества кандидата с указанием яхты на Канарах, квартиры в Москве, двойного гражданства в западной стране и т.д. Примеров из саратовской жизни множество, но самым удачным я считаю перечень украденного у Любови Слиски, опубликованный в СМИ.

Сделать уродца

Использование неудачных фотографий для дискредитации оппонента. Классический пример — листовка «Купи еды в последний раз» со страшной рожей Зюганова перед выборами 1996 г. В Саратове на этом приеме специализируется одно из желто-коричневых оппозиционных изданий, на сайте которого можно подобрать полную коллекцию неудачных фотографий местных политиков.

Умышленная «путаница»

Истинный материал специально «по ошибке» путается с ложным.

Примером умышленной путаницы может служить ситуация, когда агенты политических противников приедут на дачу конкурента, но «перепутают» и вместо небольшого домика, который еще дедушка при советской власти построил из обрезков фанеры, «по ошибке» сфотографируют дворец соседа — нового русского. Игры в «дворцы депутатов (прокуроров, министров и т.д.)» саратовские СМИ очень любят. Из последних пришедших на память историй такого рода — появление сюжета о даче депутата Николая Семенца, вместо которой сняли соседний замок бизнесмена.

«За лидера!»

В поддержку вражеского кандидата организовываются выступления групп людей, к которым большинство испытывает отвращение. Например, на Сахалине губернаторские выборы в 90-х годах были проиграны губернатором Сидоровым, после того как он обклеил весь город листовками с призывами прийти на встречу с ним («Все на встречу с Сидоровым!»), на которых противники написали «Все п…ры — на встречу к Сидору».

В Саратове этот прием активно применялся против Д.Ф. Аяцкова, когда для очернения педалировали предложение Александра Ландо узаконить проституцию.

Обвинение в уголовном преступлении

Один из самых распространенных приемов: оппонент обвиняется в совершении преступления, о чем широко трубят в СМИ. Самый яркий пример такой пиар-атаки — статья «Гарпун партии», за которую опубликовавший ее Владимир Спирягин получил судимость.

Возбуждение уголовных дел

Оборотной стороной обвинений политических противников в уголовных преступлениях через СМИ стало возбуждение уголовных дел руками правоохранительных органов. Кажется, именно таким образом была подавлена политическая активность одного из «петровских оппозиционеров» Александра Матросова. Дело было закрыто после того, как петровский депутат «унялся».

Обе практики начали применяться в области благодаря, по-моему, известному в недавнем прошлом депутату и бизнесмену с двойным гражданством Леониду Фейтлихеру. Я предупреждал его, что не надо впутывать правоохранителей в политику, но тогда он считал, что его связи с прокурорскими принесут политические дивиденды. В результате против него самого было возбуждено дело, и он уехал в Израиль.

Обвинение в незаконном финансировании выборов

Это западный прием. Президенту Франции Саркози обвинение в полу­че­нии де­нег от ливийского диктатора Кад­да­фи стоило Елисейского дворца. В России самый скандальный случай — дело о знаменитой «коробке из-под ксерокса», с которой были задержан один из связанных с Саратовом политиков Аркадий Евстафьев. Было это в 1996 году, взяли его на выходе из Белого дома с 538000 долларов. Дело по этому поводу несколько раз закрывалось и возобновлялось, в итоге так и было закрыто, но осадок остался и до сих пор отравляет политику жизнь.

В последние годы регулярные обвинения в нарушении законодательства о выборах и незаконном использовании властных полномочий для рекламы своей партии получает от оппонентов в Саратовской области «Единая Россия».

Зверинским образом

К числу «черных» пиар-технологий относится использование животных для дискредитации оппонентов. В одном из городов против «Яблока» выпустили огромное количество тараканов с наклеенным на них логотипом этой партии. В Саратове этот прием применяла МГЕР — ее активисты пинали поросенка во время акции, направленной против неугодного «ЕР» ректора СГТУ.

Псевдоистории

Очень маргинальный способ, скорее удовлетворяющий личное тщеславие авторов, чем приносящий пользу: написание псевдоисторических статей о новейшей истории с разоблачениями известных современных политиков. Родоначальником этого жанра был византийский историк Прокопий Кесарийский, написавший, помимо официальной еще и «Тайную историю» императора Юстиниана. В Саратове всегда были любители такого творчества, первые образцы я видел в начале 90-х годов, в конце правления Д.Ф. Аяцкова выходили «тайные истории» о нем, теперь пишут о других персонажах, но суть — псевдоразоблачительство вперемешку с манией собственного величия создателей — остается неизменной. С точки зрения профессионального историка подобные книжки можно охарактеризовать одним словом — «бред».

Самострел

Почти забытый прием — организация «покушения» на самого себя. В Саратове подобным отличился депутат Государственной думы Лысенко в начале 90-х, и крайне неудачно — его провокация была разоблачена и он сам осужден. Может быть, поэтому с тех пор наши политики не прибегали к таким экзотическим средствам.

Миф об эффективности «черного» пиара

Считается, что «черный» пиар может уничтожить репутацию и карьеру политика. Это преувеличение. «Черный» пиар не действует на убежденных сторонников той или иной партии или кандидата. Поэтому если «ядерный электорат» политика будет достаточно велик, никакой «черный» пиар ему не помешает (см. пример Цезаря). «Черный» пиар эффективен только для колеблющихся избирателей и только тогда, когда он совпадает с мощной и активной в данный момент линией в массовом сознании. Так, обвинение В. Давыдова в том, что он был «банщиком Шибаева», было эффективно в эпоху «борьбы с привилегиями» и «блатом» в годы перестройки. И совершенно неэффективно сегодня. Пример эффективного использования официального пиара против его персонажей — ярлык «ПЖИВ» приклеенный А. Навальным к «Единой России». Использовалась официальное самоотождествление «ЕР» как «партии власти», но не в положительном («власть решает вопросы»), а в отрицательном образе («бояре всегда воруют»), присущее национальному сознанию. А ведь за несколько лет до Навального некоторые аналитики предупреждали «ЕР» об опасности лейбла «партия власти». Предлагали переформатировать его в «правящую партию». Не прислушались.

«Черный» пиар — вспомогательное средство политической борьбы, столь же неистребимое, как проституция, и столь же грязное. Однако радует, что все последние годы идет заметный тренд привыкания населения к «черному» пиару и падение его влияния.

Источник: газета МК в Саратове №39 (786) 19-26.09.2012

http://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2012/09/19/pod-chernym-piarskim-flagom/