Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



За сбычу мечт



"

Предвыборные лозунги почему-то тихи и невзрачны

Дмитрий Чернышевский

Все помнят лозунги, под которыми совершалась революция 1917 года в России: «Мир — народам, земля — крестьянам, фабрики — рабочим!». Коротко и ясно, в нескольких словах не просто какая-то там «программа» — чаяния народа. Поэтому революция и победила.

Еще лучше во Франции: «Свобода, равенство, братство!». Под таким лозунгом хоть на баррикады с голой грудью, как на картине Делакруа, хоть «на крест и пулею чешите», как у Маяковского. А сейчас что? 14 октября в Саратовской области как бы выборы в региональный парламент, а с лозунгами у участвующих партий так же тухло, как с программами. Про «чаяния» я вообще молчу.

«У вас дети очень хорошие»

Лидеры забега — единороссы на этот раз зачем-то отказались от проверенного областного лозунга «Верьте только делам» и переключились на намного более слабый вариант — «Делаем для людей». Кто это придумал, зачем отказались от прежнего лозунга, не раз приносившего партии победу, — черт его знает. Особенно прикольно новый партийный слоган выглядит на плакатах, где наглядно представлены реальные дела «Единой России»: новые детские садики, дороги, детские площадки во дворах и т.д. В строгом соответствии с принятым единороссами же законодательством — без единого человека. Этакий хичкоковский апокалипсис близкого будущего. Знали бы вы, сколько усилий приходится приложить дизайнерам и юристам, чтобы наполнить эти зияющие пустоты хоть какими-то персонажами! Если увидите баннер «ЕР» с людьми, снятыми со спины, не удивляйтесь. Так они героически преодолевают созданные самими же трудности.

Старый лозунг — фирменный бренд саратовского отделения партии — был глубок по корням и смыслу. Отсылал к библейскому «По делам их узнаете их». Новый вызывает из памяти отзыв японцев о русских из анекдота: «У вас дети очень хорошие. А все, что вы делаете руками, — очень плохое». Так и хочется повторить всемирно известного шеф-повара Рамзи: «Включи мозги!» Только поздно уже. Кампания финиширует.

Ой, мы такие умные!

Из оппозиции удивили «яблочники». Казалось бы, самые радикальные критики действующей власти, считающие себя цветом областной интеллигенции, должны были придумать что-то творческое и запоминающееся. Если не «Мир, Труд, Май», то хотя бы «Некомпетентность и отвага» под изображением Незнайки. Креативный класс же. Но нет, печатают в газетах «Земля — дома — дороги — единственное, что может спасти муниципальные образования!» Ну что тут скажешь? «Ты сам-то понял, что сказал? — Нет! — Аналогично». Или «Ой, мы такие умные, что вам и не понять!» А ведь представители интеллигенции должны бы знать, что «надписи на заборах читают все, тексты на билбордах — единицы».

Проще надо быть. Ближе к народу, понятнее — и люди к вам потянутся.

Патриоты блау-бва-ва

У многих с креативом, по-моему, вообще туго. Например, есть такая партия — «Патриоты России». Она даже в выборах участвует и в бюллетене представлена. У нее лозунг очень информативный и содержательный: «Патриоты России — патриоты земли Саратовской». Бла-бла-бла. Кто-то разве против? Вы о чем вообще? «Включи мозги!!!» Своих нет — обратитесь к известному патриотическому саратовскому журналисту Александру Климову. На последнем «марше миллионов», собравшем в Саратове человек сто, он был с плакатом «Либеральную змею измены загоним в сахаровское болото». Правда, намного выразительнее и политически точнее. А то ведь какое-то мычание получается, а не лозунг.

Сохраним безволосых обезьян!

Саратовские «зеленые» тоже не стали изобретать велосипед. На отведенном им бесплатном месте в «Областной газете» напечатали просто: «Экология — это политика сохранения природы, всего живого на планете. Земляки! Голосуйте за № 6 в избирательном бюллетене, за свое будущее и будущее своих детей и внуков!» Вот так, ни больше и ни меньше — сохраним, мол, популяцию безволосых обезьян в Саратовской области! Ну кто же так креативит? Вы же должны на небольшой площади разместить что-то, что «зацепит» потенциального избирателя. Хотите № 6 и «зеленых»? Ради бога! Например: «Шестерка бьет туза! Голосуй за зеленый горошек, а не за медвежат!» Да-а, как говорил профессор Преображенский, «разруха не в клозетах, а в головах».

Попади в «десятку»

У «эсеров» вообще полный постмодернизм. Никаких идейных призывов, мучительных поисков смысла: «Справедливая Россия» — № 10 в избирательном бюллетене». Ну что это такое? Значит, сокращенное название социализировать у знаменитой исторической партии смогли, а лозунг придумать сил не хватило? У настоящих эсеров он, между прочим, был: «За землю и волю!». А у современных — «№ 10». Вот оно, торжество распада смыслов, победа постмодерна. Да и в самом деле — чего там с этими избирателями вошкаться, выражать их чаяния? Только под ногами путаются! Голосуй за номер 10, и все дела.

Унтер-офицерские вдовы

Другие рьяные оппозиционеры — РПР-«Парнас» — в креативном порыве явно переборщили. «Пора менять эту власть!» — и рука, выталкивающая толстопузого буржуя в галстуке. Эй, это про кого? Я всегда думал, что такой буржуин — это и есть «Миша три процента» и прочие лидеры «Парнаса». Вся эта шатия-братия, разворовавшая страну в 90-е годы. Немцовы, касьяновы, «человеки с коробками из-под ксерокса». Унтер-офицерская вдова сама себя высекла. Думаете, это у них случайно вышло? Сомневаюсь я. Сообщение о том, что список «белоленточников» возглавит бывший госдеп Владимир Рыжков, у них тоже начиналось словами «Владимир Рыжков передаст свой мандат…» Угу. «Владимир Рыжков передаст». Понятненько.

А что у «жириновцев»?

Всегда творческим подходом к лозунгам кампаний отличалась ЛДПР. Владимир Вольфович — один из главных политических креативщиков страны, и лозунги у него тоже были креативные. «Омоем сапоги в Индийском океане», «Мы за бедных, мы за русских», «Жириновский — или будет хуже» и так далее. Чем же поразили саратовцев его местные последователи? Увы, ничем особенным. Лозунг ЛДПР на выборах 14 октября простой: «Знание. Молодость. Сила». Параллели с лозунгами Великой французской революции понятны, но не выдержаны. «Свобода, равенство, братство» — это круто, а у саратовской ЛДПР — ни о чем. К тому же словарный ряд вызывает ассоциации, которые разрушают навязываемый образ. Такие как «Сила есть — ума не надо» или «Если бы молодость знала…» Любой специалист по массовому сознанию скажет, что укорененные в психологии стереотипы, выраженные поговорками, намного сильнее, чем партийные слоганы, и противопоставлять их — безнадежное дело. «Плетью обуха не перешибешь».

Победим, и точка

У главной оппозиционной партии — КПРФ с лозунгами на 14 октября тоже особого блеска нет. Хотя и ляпов тоже. Слоган коммунистов на этих выборах вполне вписывается в их традиционный образ: «Победит КПРФ — победит народ!». Просто и без затей. Зачем победит, во имя чего — не сказано (не семнадцатый год на дворе), для верных избирателей и так понятно, а неверным и понимать нечего. По большому счету, лозунг не ахти, но на саратовском безрыбье и рак смотрится гоголем. По крайней мере, минусов для партийной агитации такой лозунг не несет.

Ножки Буша

На выборах в бюллетене будет еще шесть партий. «Всероссийская политическая партия «Партия Социальных Сетей», «Политическая партия «Демократическая партия России», «Политическая партия «Коммунистическая партия социальной справедливости», «Саратовское областное отделение «Коммунисты России», «Саратовское региональное отделение политической партии «Города России» и местное отделение «правых». Какие у них лозунги, обнаружить не удалось. Лозунг — это ведь не то, что Буратино тайком нацарапал гвоздем в темном чулане. Его наличие в партийных документах — еще не все. Надо, чтобы его народ знал. С этим у названных партий туго. Как и с самими партиями. Кто такие, откуда — непонятно. Спойлеры или бройлеры — в общем, «ножки Буша», скороспелый продукт политического инкубатора. Обсуждать же лозунги ножек Буша как-то не хочется. Даже если они где-то есть.

А может, ну их?

Какие лозунги, такие и выборы. А может, так и надо в современном мире? Вместо идей — пиар, вместо плакатов — баннеры, вместо борьбы за умы и сердца избирателей — продвижение «имиджей». Однако, думаю, лозунги все равно важны. Как пишут профессиональные политические рекламщики, «предвыборные слоганы играют далеко не последнюю роль. Если сравнить между собой политические слоганы и слоганы коммерческих структур, то первые обязаны нести куда более объемный информационный посыл. В пару слов следует уместить идеологию, особенности политической программы, а также множество иных вещей. К слову, та же идеология, в случае коммерческих компаний, понятие куда более абстрактное. В политической жизни она является основным отличием между различными партиями. И слоган кандидата или же партии обязан уместить в себе весь этот поток информации». Лозунг — это словесный политический символ, в сжатой форме выражающий основное содержание партийной программы и ожиданий избирателей. И если он плох — значит, что-то не в порядке у партий с ними. И помните: «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Неспособность партий придумать себе емкий лозунг — признак несостоятельности и «сумбура в головах».

Источник: газета МК в Саратове №40 (787) 26.09-3.10.2012

http://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2012/09/26/za-sbychy-mecht/