Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Келейно, тихо, незаметно



"

Келейно, тихо, незаметно

Келейно, тихо, незаметно

проходят выборы депутатов Саратовской областной Думы

За свои более чем двадцать лет работы журналистом мне волей или неволей приходилось участвовать во всех избирательных кампаниях, которые разворачивались на территории Саратовской области, начиная с 1993 года. Но таких выборов, которые происходят сегодня, мне наблюдать не приходилось.
За те почти двадцать лет, которые прошли с 1993 года, можно было наблюдать удивительный процесс. Суть его состояла в том, что от одного выборного цикла до другого активность как электората, так и соискателей мандатов на всех уровнях власти неуклонно падала. Сегодня, рассуждая о грядущих выборах в Саратовскую областную Думу V созыва, можно с полной уверенностью сказать: активность главных участников выборов (а в них, если вы не забыли, наряду с кандидатами участвуют еще и избиратели) приблизилась к нулю.
Сужу об этом по главному показателю предвыборной активности — средствам массовой информации. Складывается впечатление, что СМИ оторваны от избирательного процесса. Норма, которая предписывает СМИ подавать заявки на участие в выборах, публиковать расценки на размещение политической рекламы, не работает.
Кандидаты в депутаты не выстраиваются в очередь перед редакциями СМИ, чтобы разместить свои агитационные материалы. Полистайте саратовские газеты, посетите страницы наиболее известных сайтов, и вы убедитесь, что именно на этих выборах кандидаты в депутаты отказались от услуг СМИ. Для этого в последнее время была создана альтернативная индустрия по производству агитационных и пропагандистских изданий.
Каждый кандидат в депутаты, а также каждая партия, принимающая участие в выборах, могут выпускать свои так называемые «бюллетени». Несмотря на то, что они могут быть напечатаны тиражом в 300 тысяч экземпляров и больше, СМИ такие «бюллетени» не считаются. И хотя в законе РФ «О СМИ» регистрации не требует только издание, напечатанное тиражом в 999 экземпляров, это не смущает «издателей» «бюллетеней». Жаль, что на период избирательной кампании кандидатам в депутаты, а также партиям не разрешается временно открывать свои телеканалы и радиостанции.
На втором месте после права «издавать» «бюллетени» кандидаты в депутаты широко используют «хождение в народ». Келейные встречи с избирателями, тихая агитация в подворотнях и дворах с недавних пор стали излюбленными приемами избирательной кампании. Оно и понятно, обязательный порог явки избирателей с недавних пор отменен на выборах всех уровней. Стоит ли напрягаться, если итог выборов не зависит от числа избирателей, принявших участие в голосовании?
И, наконец, последний аргумент в пользу этих тихих, келейных выборов. Наряду с отменой порога явки отменена и графа «против всех кандидатов». Это значит, что один из самых грозных электоральных монстров — «господин против всех» — выведен за скобки избирательного процесса.
Итак, издавай «бюллетени», «ходи в народ», не бойся порога явки и не опасайся «господина против всех» — таков «агитационный набор» на этих выборах. Какой же масштаб охвата электората можно получить, используя этот скудный набор?
Попытаемся подсчитать. «Бюллетени», которые различные партии и кандидаты стараются напечатать как можно большим тиражом, можно донести до избирателя только ножками общественных распространителей. А поскольку эти распространители тоже не дураки, то многие саратовцы находят в своих почтовых ящиках целые пачки «информационных бюллетеней». Можно считать успехом, если до избирателя из 300 тысяч экземпляров дойдет хотя бы 30 тысяч. Чем больше тираж таких «бюллетеней», тем меньше вероятность, что они дойдут до избирателя и не окажутся где-то за городом на свалке. Если вы сомневаетесь, то подсчитайте, сколько вам понадобится «общественных распространителей», чтобы они разнесли 300 тысяч бюллетеней. И не просто разнесли, а по технологии «от двери к двери», а также прикиньте, во сколько вам это обойдется.
Одно можно сказать с полной уверенностью: ставка на «бюллетени» — наихудший метод в избирательной кампании. Кроме такой погрешности, как «общественный распространитель» (на десяток таких распространителей необходимо минимум три контролера), «бюллетень» имеет еще и такой недостаток: он воспринимается избирателем лишь в тех редких случаях, когда сам продукт сделан качественно и интересно. Сделанный же левой рукой на правом колене в худших традициях многотиражек времен совнархозов, такой «бюллетень» только засоряет подъезды горожан, не вызывая ничего, кроме раздражения.
Келейные беседы с милыми старушками и женщинами бальзаковского возраста эффективны лишь в тех случаях, когда округ «зачищен», а именно — прикормлен за годы депутатства. Построена дорога, спортплощадка, поставлены лавочки, разбиты клумбы, вкручена лампочка над подъездом, оказана помощь малоимущим, «заколото» человек тридцать больных алкоголизмом и еще столько же наркозависимых и т. д. Во всех остальных случаях встречи с избирателями, которые ни разу кандидата не видели даже по телевизору, — обречены. Или они должны быть такими частыми, что кандидата потом надо было бы вывозить на «скорой помощи». Но поскольку большинство наших кандидатов ленивы, скупы и непрактичны, они таких интенсивных встреч не выдерживают.
Что касается порога явки и «господина против всех», то они, конечно, сильно облегчили участь кандидатов и партий, но, опять же, каких кандидатов и партий. Тех, которые вошли в электоральный лес впервые, ничего, кроме разочарования, там не ждет, тех же, кто обосновался в этом лесу если и не как лесник, то как постоянный житель, — ждет успех.
А теперь подсчитаем эффект при использовании СМИ, как это было раньше. По информации, предоставленной Роскомнадзором, в Саратовской области зарегистрировано 442 печатных издания, 29 информационных агентств, семь электронных периодических СМИ, 23 радиоканала, 89 радиопрограмм, семь телеканалов и 93 телепрограммы.
Из 442 газет размещать агитационные материалы выразили желание всего 50 изданий, что составляет 11,3%. Даже если эти издания будут выходить тиражом в три тысячи экземпляров, в сумме это даст только разовый тираж в 150 тысяч экземпляров хорошо узнаваемых, читаемых, а то и любимых газет. Если допустить, что все они выходят один раз в неделю, то за два месяца реальной избирательной кампании можно выпустить тираж в 1 миллион 200 тысяч газет, которые дойдут до адресата. В Саратовской области примерно два миллиона активных избирателей, если даже 500 тысяч из них получат информацию из этих газет, даже малоизвестная организация или кандидат могут рассчитывать на прохождение барьера в 7%.
Из 23 радиоканалов, 89 радиопрограмм, семи телеканалов и 93 телепрограмм было подано 18 заявок на предоставление эфирного времени под предвыборную агитацию, что составляет 8,5%. Радиоканалы вещают круглосуточно, телеканалы — каждый день по несколько часов. Даже если им удастся охватить аудиторию общим числом в 500 тысяч человек, это вместе с печатными СМИ составит половину самой активной части электората.
На подмогу придут и электронные СМИ. Из 36 заявки подали 16. Интернет у нас еще не так развит, как хотелось бы, и все же это может добавить несколько десятков тысяч представителей электората. В отличие от «бюллетеней», официальные СМИ имеют свою аудиторию, и она, как правило, целевая, а не случайная.
Заметим, что в условиях, когда СМИ в ходе избирательной кампании старательно игнорируются партиями и кандидатами, расценки на политическую рекламу минимальные. Просто те из кандидатов и партий давно уже не брали в руки калькулятор, чтобы подсчитать, какие формы агитации более эффективны и во сколько это обойдется, согласно официальным расценкам.
Завершая наше исследование, стоит отдельно отметить, что чем тише выборы, тем менее популярен избираемый орган. Чем келейнее ведут себя кандидаты, тем менее они авторитетны в глазах избирателей. Чем меньше мы о них знаем, тем меньше в них нуждаемся.
Авторитет власти измеряется не только наличием самой власти, но и популярностью лидеров, олицетворяющих эту власть. Нет авторитета — нет и власти, а все остальное — это тихие электоральные игры, целью которых является желание потешить собственное честолюбие, которое считается наилюбимейшим грехом лукавого.

Владимир ВОЛЬСКИЙ

Источник: газета Время № 335

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/29210