Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Диплом “уклониста”



"

Места отличников в саратовских вузах занимают целевики?

Каждый год за бюджетные места в вузах идет настоящая битва. На бесплатное место претендуют медалисты, победители олимпиад, льготники, а также абитуриенты, поступающие по целевому набору. При этом целевикам вовсе не обязательно иметь хорошие знания и высокий балл по ЕГЭ, они проходят в вуз «автоматом».

За что же государство одаряет молодежь такими благами? Все просто: в обмен на бесплатную учебу и легкое поступление студенты обязаны после получения диплома вернуться в родные края и отработать там от 3 до 5 лет. Однако отдавать долг молодые специалисты не спешат: в села возвращаются лишь 25% целевиков. В особенностях целевого набора разбирался «МК» в Саратове».
С вещами на выезд

На днях в российских регионах началось формирование списка абитуриентов, которые смогут поступить в высшие учебные заведения в следующем году вне конкурса, по целевому набору. Этим счастливчикам не придется заниматься с репетиторами, проходить подготовительные курсы и дрожать в ожидании результатов конкурсного отбора. Вузы обязаны предоставить целевикам 15% бюджетных мест на первом курсе — именно такая квота была установлена Минобрнауки РФ на 2012 г. Хотя еще несколько лет назад верхняя граница целевого приема была гораздо выше: в 2011 г. — 20%, в 2009-м — 30%, в 2008-м — 50%. Вместе с бюджетными местами чиновники от образования постепенно урезали и места для абитуриентов из сел, ведь именно они чаще всего получают направление на бесплатную учебу.

Причина снижения квот проста. В Минобрнауки не скрывают: программа обязательного распределения выпускников вузов фактически провалилась. Несмотря на предоставленную возможность учиться бесплатно, целевики не торопятся возвращаться в родные пенаты и предпочитают оставаться в большом городе. В среднем по регионам России цифра «невозвращенцев» колеблется от 40 до 80%, хотя еще десять-пятнадцать лет назад на отработку возвращалось почти 75% молодых специалистов. Что же происходит сейчас? Попробуем разобраться.

Сегодня практически каждый саратовский вуз создает целевые места, но большинство целевиков обучается в аграрном, медицинском, классическом и техническом университетах. По информации областного минобразования, в прошлом учебном году по программе целевой контрактной подготовки специалистов в вузах области обучалось 5,5 тысячи человек. Сколько из них вернется на отработку — неизвестно.

В каждом районе Саратовской губернии свои сложности с целевиками. По словам Игоря Пивоварова, главы администрации Вольского района, самыми ответственными оказались молодые педагоги: практически все студенты, обучавшиеся в пединституте по программе целевой подготовки, вернулись на работу в район. Хуже обстоит ситуация с сельхозниками — из аграрного университета возвращается небольшой процент. Ну а с молодыми врачами совсем плохо, на работу в село приезжают единицы.

В Ивантеевском районе, наоборот, медики после учебы приезжают на отработку. Правда, этот муниципальный район уже давно работает по более современной системе целевого направления: оплачивает учебу своих студентов в вузе. Как объяснил глава района Сергей Никифоров, раньше за обучение специалиста платили хозяйства, а сейчас выделяются деньги из бюджета муниципалитета, причем довольно серьезные: 60 тыс. руб. в год на обучение врача (плюс 18 тыс. за общежитие) и 56 тыс. за педагога. То есть фактически обучение идет по коммерческим расценкам. Поэтому избежать отработки в селе молодой специалист может только в том случае, если вернет потраченные на обучение деньги. Но таких случаев, по словам Сергея Никифорова, пока еще не было.

Однако пример Ивантеевки все-таки исключение из правил. Большинство муниципальных районов не имеет средств, дабы оплачивать учебу будущего специалиста. Чем последние и пользуются: образование получают за счет государственных средств, а потом исчезают в дымке больших городов, где и работу найти проще, и заработки выше.
Нецелевой подбор

Бороться с недобросовестными целевиками неоднократно призывал бывший министр образования РФ Андрей Фурсенко. Чиновник предлагал ввести систему штрафов для тех, кто не желает отрабатывать деньги, вложенные в учебу. Но инициатива министра не получила поддержки. В этом году законопроект о финансовой ответственности выпускников медицинских вузов (среди них больше всего «уклонистов») внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Минздрав решил обязать не желающих возвращаться на родину контрактников возместить затраты на обучение. Сторонники этой инициативы считают, что подобные меры помогут заполнить молодыми кадрами село, противники утверждают, что для обязательной отработки студентов, получающих образование по целевому направлению, нужно вносить серьезные изменения в Конституцию РФ. И в этом случае обязательная отработка будет касаться не только врачей, но и всех остальных молодых специалистов, обучающихся по программе целевой подготовки.

В вузах же отмечают свои подводные камни обучения студентов-целевиков.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Игорь ПЛЕВЕ, доктор исторических наук, профессор, ректор СГТУ имени Ю. А. Гагарина:

— Абитуриенты-целевики, которые поступают на бюджетные места, нередко имеют невысокие баллы по ЕГЭ, у них слабая подготовка и им трудно учиться. Но мы все равно обязаны их принять в рамках квоты. Другой момент: несмотря на подписание договора, у целевиков всегда есть масса уловок, которые позволяют им избежать отработки. Для решения этой проблемы нужно менять законодательство, в котором должна быть более детально прописана не только возможность учиться на бюджетном месте, но и необходимость отрабатывать вложенные деньги. В противном случае целевая подготовка специалистов теряет всякий смысл.

Действительно, способов уклониться от целевой подготовки столько же, сколько и способов «откосить» от армии. К примеру, студент имеет право не выполнить условия контракта по состоянию здоровья или если нарушаются условия его материального или жилищного обеспечения. Договор также перестает действовать для беременных женщин и молодых мам.

В неформальных беседах педагоги вузов рассказывают, что нередко баллы по ЕГЭ у целевиков едва-едва дотягивают до проходного балла, установленного высшим учебным заведением. В зависимости от вуза, на каждый прием приходится в среднем 80-150 целевиков, а это значит, что на эти бюджетные места талантливая молодежь уже не попадет. И сильные абитуриенты с хорошими знаниями будут вынуждены поступать на коммерческое отделение. Несправедливо? Зато по закону.

Кстати, как могут пополниться ряды счастливчиков-целевиков? Как говорят в минобразования области, очень просто. Выпускник школы вместе с родителями должен прийти в районную администрацию и заявить о своем желании учиться по направлению целевой подготовки. Администрация собирает заявки от желающих и предоставляет их в минобразования области, а то в свою очередь — в вузы. Главное требование — чтобы на одну специальность претендовало не менее 2 человек. Но все это лишь видимость. На самом деле отбор целевиков нередко проходит совсем иначе.

— Моя дочь окончила школу с «золотой» медалью, мечтала стать врачом, — рассказывает Елена Барунова (фамилия изменена), жительница одного из сел в Ершовском районе. — Узнали о целевом приеме, но когда пришли подавать заявку, в администрации сказали, что «желающих слишком много» и дочь скорее всего в список не попадет. Так и получилось, зато потом я узнала, что по целевому направлению в два саратовских вуза прошли сын местного чиновника и дочь предпринимателя.

В советские времена, откуда и пришла система распределения, «билеты в жизнь» давали только отличникам, сейчас же картина изменилась. Нередко на целевые места поступают только «свои», родственники местных начальников. И неудивительно, что после получения диплома «золотые» дети вовсе не торопятся возвращаться в село. Конечно, нельзя говорить, что так происходит всегда и везде. Но из песни слов не выкинешь — скандалы с целевиками время от времени всплывают на поверхность. Самый громкий произошел в августе этого года. Выяснилось, что сын сити-менеджера Калининграда Светланы Мухомор зачислен по целевому приему в Балтийский федеральный университет им. Кантаи. Договор с вузом подписал окружной совет депутатов Калининграда, однако оказалось, что Артем Мухомор набрал по трем экзаменам ЕГЭ всего 153 балла (из них математика — 36 баллов), в то время как минимальный проходной балл на его специальности составляет 220 баллов. После обнародования этой аферы мать несостоявшегося целевика подала в отставку. Хотя непонятно, что мешало ей законным путем оплатить учебу троечника-сына: обучение на отделении менеджмента в БФУ стоит всего 31 тыс. руб. за семестр.
В деревню, к тетке…

Тем не менее существует мнение, что невысокие баллы целевиков (если это действительно дети, которые хотят учиться и поступают в вуз без «блата) не мешают становиться студентам хорошими специалистами.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Николай Кузнецов, доктор экономических наук, профессор, ректор СГАУ им. Н.И. Вавилова:

— В нашем вузе учатся студенты-целевики только сельских территорий. И в этом я вижу большой плюс, поскольку процент их возврата на малую родину гораздо выше, чем у обычных бюджетников. Что касается подготовки, да, баллы по ЕГЭ у этих студентов, действительно, ниже. Но если человек заинтересован в учебе, то вполне способен «подтянуться» и стать хорошим специалистом. Сейчас много говорят о том, чтобы обязать целевиков после учебы возвращаться в село. Но сначала нужно создать условия для работы молодых специалистов — решить проблемы с жильем, с заработной платой. А то ведь многие работодатели считают, что зарплатой в 7 тысяч рублей можно привлечь молодежь в сельскую местность.

К слову, в сельскохозяйственной отрасли наиболее высокий процент выпускников вузов, работающих по специальности, — около 72%. Что же касается аграрного университета, то 30-40% бюджетников возвращаются на работу в сельхозпредприятия.

Медицина — самая проблемная отрасль на сегодняшний день. В Саратовской губернии до села доезжают только 35% целевиков, остальные не желают работать в сельской местности. Как рассказал Алексей Протопопов, проректор по учебной работе СГМУ, сегодня на бюджетных местах обучается 50% целевиков (в медицинских вузах свои квоты, установленные федеральным минздравом). Проректор признает, что знания у таких абитуриентов, действительно, ниже. Но способ приема сказывается на успеваемости студента только в первую сессию, ко второму курсу учащиеся подтягиваются, и уже нет никакой разницы между студентами, поступившими по конкурсу, и теми, кто пришел по целевому приему.

— Ведь что такое ЕГЭ по своей сути? Это долговременная память, не более того, — говорит Алексей Алексеевич. — Поэтому у студента должно быть развито логическое мышление: он должен знать, как при дефиците информации и диагностической базы правильно поставить диагноз, а не только помнить названия фармацевтических препаратов.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Алексей Протопопов, доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе СГМУ:

— Студенты-целевики для нас очень важны, поскольку те, кто приезжают из сел, действительно хотят быть врачами. Другой вопрос, вернутся ли они после обучения в свою деревню? Село сегодня разваливается, врач-офтальмолог получает 5-6 тысяч рублей, разве это деньги? Поэтому винить молодых специалистов в том, что они всеми силами избегают возвращения на родину, нельзя. Создайте им условия для работы: дайте достойную заработную плату, жилье, опять же нужна развитая инфраструктура, хотя бы те же дороги. Чтобы человек не надевал резиновые сапоги только для того, чтобы пройти из дома до машины по непролазной грязи.

Эксперты говорят: по уровню развития сельской медицины можно отследить уровень развития самого региона. К примеру, в Нижегородской области проблемы с сельскими врачами не существует, поскольку каждому приезжему эскулапу выделяют по 2 млн рублей на жилье, а если на работу в деревню едет семейная пара, то сумма составляет уже 3 млн рублей. Плюс выдается 300 тыс. руб. на покупку автомобиля и устанавливаются солидные зарплаты. Саратовской области с ее миллиардными долгами пока по силам только программа «Сельский доктор», да и та финансируется из федерального бюджета. Поэтому рассчитывать на то, что молодые специалисты-целевики будут соблюдать условия договора, абсолютно бессмысленно. Скорее процент «невозвращенцев» будет только расти.

Источник: газета МК в Саратове №44 (793) 24-31.10.2012

http://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2012/10/24/diplom-yklonista/