Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Экс-министр обороны против саратовских нефтяников



"

Как искали террористов в саратовской нефти

Неудавшаяся атака Минобороны

Громкий коррупционный скандал вокруг Министерства обороны России — одно из самых резонансных событий нынешнего ноября, откликнулся неожиданным эхом в Саратовской области. Представители ООО «ЛукБелОйл», занимающегося добычей нефти в нашем регионе, рассказали журналисту «МК» в Саратове» об интересных событиях, в которых фигурируют имена министра обороны (теперь уже бывшего) Анатолия Сердюкова и Евгении Васильевой, до недавнего времени возглавлявшей в этом ведомстве департамент имущественных отношений. Теперь она проходит по уголовному делу, связанному с деятельностью холдинга «Оборонсервис». При обыске в ее 13-комнатной квартире нашли крупную сумму денег, драгоценности и предметы антиквариата. А в нашей области правовые баталии разыгрались из-за участка на военном полигоне, где уже более десяти лет успешно ведется добыча нефти.

— В чем только нас ни пытались обвинить — вплоть до терроризма, — говорят работники фирмы «ЛукБелОйл». — Но закон до сих пор на нашей стороне.

За полгода до отставки — 20 апреля нынешнего года, министр обороны России Анатолий Сердюков направил официальное письмо своему коллеге — министру природных ресурсов и экологии страны Юрию Трутневу. Чем же был вызван такой шаг главы важнейшего ведомства Правительства РФ? Какими стратегическими интересами государственного значения?

При изучении документа выясняется, что все гораздо проще, с одной стороны, а с другой — сложнее для понимания. Господин Сердюков просит помочь разобраться с ООО «ЛукБелОйл». Эта фирма, как признает министр, имеет вполне законно оформленную лицензию на разведку и добычу нефти и газа в пределах Гурьяновского участка недр в Энгельсском районе Саратовской области. Лицензия эта выдана Минприроды России в 2004 г., срок ее действия — 20 лет, то есть до 2024 г. Но поскольку участок находится на территории авиаполигона «Гурьяново» войсковой части 42117, то Минобороны считает такое положение дел неправильным. По этому поводу, как указано в письме, подано исковое заявление в арбитражный суд Саратовской области с требованием освободить якобы незаконно занятый участок, признать все постройки на нем незаконными и снести их, а также демонтировать семь нефтяных скважин. При этом приводится ссылка на ведомственный приказ Минобороны от 25 октября 2001 г., где говорится о запретности доступа на авиаполигоны для всех, кто не имеет к ним прямого отношения.

Но, видимо, эти аргументы не представлялись военному министру достаточно вескими. Поэтому он просил поручить Росприроднадзору проверить, соблюдает ли «ЛукБелОйл» природоохранное законодательство, и в случае выявления нарушений позаботиться о «досрочном прекращении прав пользования недрами данной фирмы на территории полигона».

При взгляде со стороны напрашивается целый ряд вопросов. Если министр уверен в правомерности своих требований, зачем ему лично просить о дополнительной поддержке на самом высоком государственном уровне? Кроме того, почему относительно небольшой участок — всего 4,38 гектара — привлек к себе столь пристальное внимание чиновника, находящегося, по меркам нашего региона, буквально на заоблачной высоте власти? Нет ли здесь личной заинтересованности министра обороны?

Просьбу Сердюкова, разумеется, уважили, проверку, о которой он просил, провели. 15 мая нынешнего года руководитель управления Росприроднадзора по Саратовской области доложил своему федеральному начальству, что «нарушений лицензионного соглашения со стороны «ЛукБелОйл» не установлено». Так что выстрел военного министра прозвучал, увы, вхолостую.

В устав нефтяников терроризм не входит

Этот выстрел, кстати, был далеко не первым. Первый иск с требованием освободить вышеупомянутый участок был подан со стороны Минобороны в арбитражный суд Саратовской области еще в июне 2011 г. Тогда в связи с этим в правительстве региона провели совещание по вопросу производственной деятельности ООО «ЛукБелОйл» в пределах Гурьяновского нефтяного месторождения. В нем участвовали все, кто имеет отношение к ситуации: представители областного министерства промышленности и энергетики, нефтяной компании и, конечно, военной прокуратуры Саратовского гарнизона и войсковой части 42117, где расположен полигон. Присутствие последних хочется подчеркнуть особо. Ведь одним из главных поводов для беспокойства стало внесение местной военной прокуратурой в адрес командира упомянутой войсковой части представления, из которого следовало, что «деятельность ООО «ЛукБелОйл» может представлять террористическую угрозу» (!). Как тут не заволноваться?

Но вот что интересно. Командование части заявило, что объекты нефтяной фирмы никакой опасности для полетов не представляют, поскольку находятся в зоне безопасности авиаполигона и на его функционирование влиять не могут. А все действия по организации пропускного режима регламентированы и согласованы. Поэтому со стороны командования части никаких препятствий проходу работников и проезду техники компании не будет.

Ситуация выглядела странно, ведь по логике высшего командования, то есть Министерства обороны, именно в этой войсковой части должны были больше всех протестовать и возмущаться присутствием нефтяников. Но поскольку все получилось наоборот, представитель военной прокуратуры вынужден был признать: «представленные на совещании материалы свидетельствуют об отсутствии террористической угрозы со стороны ООО «ЛукБелОйл».

На том и порешили. Подозрения в представлении террористической угрозы с нефтяной фирмы были сняты. При этом подчеркивалось, что не следует предпринимать никаких действий «до вступления в силу решения арбитражного суда Саратовской области».

Решение не заставило себя долго ждать. Уже 28 октября 2011 г. — через три месяца после правительственного совещания — в удовлетворении исковых требований было отказано, что впоследствии подтвердило постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.

Правда, в конце мая 2012 г. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, поскольку нашел в решениях «неправильное толкование норм материального права». А месяцем раньше, как уже говорилось, министр обороны обратился за поддержкой в Минприроды. Но и это ему не помогло. Совсем недавно — 23 октября нынешнего года арбитражный суд Саратовской области вновь принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства обороны.

Загадки военного министра

Так и хочется сказать, что в этой запутанной истории с бесконечной подачей исков и выдвижением претензий, наконец, поставлена точка. Но, к сожалению, это не так.

Во-первых, и это решение еще не вступило в законную силу. А во-вторых, и это главное, до сих пор фирме «ЛукБелОйл» не удалось решить самый главный для себя вопрос — переоформить сложившиеся отношения и заключить с Министерством обороны договор аренды участка, где ведется добыча нефти, на срок действия лицензии на право пользования недрами. По этому поводу предприятием уже неоднократно направлялись обращения в департамент имущественных отношений МО РФ, которым до последнего времени руководила Евгения Васильева, теперь выступающая фигуранткой по коррупционному делу.

Для того чтобы рассказать о том, с чего начиналась история данной проблемы, придется вновь вернуться на несколько лет назад.

Как уже упоминалось, «ЛукБелОйл» работает на территории Гурьяновского месторождения (а значит, и на территории войсковой части 42117) в общей сложности уже 12 лет. Между фирмой и Энгельсской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны уже заключались договоры аренды на земельный участок. Но в 2007 г. в связи с проведением реформы Министерства обороны все операции с недвижимостью были приостановлены. С тех пор пролонгировать договор аренды не удается, несмотря на все обращения в Минобороны.

А обращения эти, между прочим, исходили не только от самой нефтяной компании. В августе 2007 г. письмо министру обороны России Анатолию Сердюкову с просьбой решить данную проблему направил губернатор Саратовской области Павел Ипатов.

В письме, в частности, говорилось:

«Нефтегазовая отрасль — одно из наиболее динамично развивающихся направлений промышленности Саратовской области. Доля налоговых отчислений от предприятий ТЭК в консолидированный бюджет области составляет около 25%.

ООО «ЛукБелОйл» в списке добывающих предприятий стоит на лидирующих позициях  по темпам роста промышленного производства.

Кроме того, компания оказывает значительную помощь, в том числе безвозмездную материальную помощь, Энгельсскому гарнизону и Энгельсской КЭЧ Министерства обороны РФ.

Отсутствие оформленных в соответствии с действующим законодательством прав на землепользование делает для ООО «ЛукБелОйл» невозможным продолжение поисково-разведочного бурения и увеличение добычи нефти, что повлечет значительное сокращение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, срыв финансирования социальных программ, снижение объема инвестиций в экономику Саратовской области, сокращение рабочих мест, а также невыполнение лицензионных обязательств по добыче нефти и обустройству Гурьяновского месторождения».

При этом глава региона указал, что получено предварительное согласие на положительное решение вопроса со стороны командования Энгельсского гарнизона и Энгельсской КЭЧ  МО РФ.

Действительно, ранее оба военных начальника — гарнизона и КЭЧ, официально заявили в письме министру промышленности и энергетики области, что хозяйственная деятельность компании ведется в зоне безопасности, расположение производственных объектов не отражается на функционировании и жизнедеятельности авиаполигона, отработанные с фирмой меры и режим взаимодействия обеспечивают безопасное проведение полетов.

Более того, военные указали, что только с 2002-го по 2007 г., о котором идет речь, фирма оказала авиаполигону и гарнизону безвозмездную помощь на сумму, превышающую 2 с половиной миллиона рублей. На эти деньги провели строительные работы по благоустройству казарм и служебных помещений, построили водонапорную башню и пробурили водяную скважину, отремонтировали спортзал и детский сад. К тому же компания «ЛукБелОйл» построила асфальтированную дорогу от села Шевченко до сборного пункта длиной 11 с половиной километров. Теперь обеспечено бесперебойное сообщение с воинской частью 42117 практически в любую погоду. Поэтому они, конечно же, за то, чтобы нефтяники оставались на том же участке как можно дольше. Но распоряжаться земельными участками можно только с разрешения министра обороны.

Главком военно-воздушными силами России, которому переадресовали для рассмотрения письмо саратовского губернатора, в свою очередь доложил министру Сердюкову, что не возражает против передачи ООО «ЛукБелОйл» в аренду земельного участка площадью 4,38 гектара.

Последнее слово, таким образом, осталось за министром обороны. А он предпочел уйти от прямого ответа и отложить решение насущнейшей для нефтяников проблемы на неопределенный срок. В своем письме губернатору Ипатову от 19 сентября 2008 г. (то есть ровно год спустя после получения от него обращения с просьбой) Анатолий Сердюков, ссылаясь на запрет Правительства РФ до 1 января 2009 г. согласовывать сделки, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, написал: «рассмотрение данного вопроса полагается преждевременным».

Что было дальше, нам уже известно — глава оборонного ведомства попытался вовсе отобрать у компании участок. Не говоря уже об очевидном противоречии подобных действий содержанию приведенных только что документов его же ведомства, эти документы дали повод арбитражному суду Саратовской области сделать следующий вывод. О том, что «ЛукБелОйл» владеет участком, в Минобороны прекрасно знали со дня его передачи фирме — то есть с 25 декабря 2002 г. Но с иском почему-то обратились лишь 15 июня 2011 г., когда все сроки исковой давности давно прошли. Уже одно это стало причиной для отказа рассмотрения каких-либо претензий к нефтяникам.

Можно лишь догадываться о подлинных мотивах поистине сверхзагадочного поведения главного силового министра страны в данной ситуации. В свете этого стоит вполне согласиться с мнением, высказанным и.о. исполнительного директора нефтяной компании Ольгой Крючковой в отзыве на вышеупомянутый судебный иск:

«Поданное исковое заявление Министерства обороны РФ вызывает у ООО «ЛукБелОйл» крайнее недоумение, и общество рассматривает его как попытку злоупотребления правом отдельными лицами, осуществляемую исключительно с намерением причинить вред другому лицу, то есть как действия, которые не допускаются в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Сладкая нефть — лакомство рейдеров

В разговоре с начальником юридического отдела «ЛукБелОйл» Олегом Черноморцем удалось узнать, что сами по себе правовые баталии за нефтеносный участок для компании стали за последние годы привычным делом.

— Начиная с 2005 года наше предприятие высокими темпами стало наращивать добычу нефти — соответственно, стали постоянно расти налоги и сборы в бюджеты всех уровней, — сказал Олег Николаевич. — И получилось, что наши успехи — результат тяжелой работы и больших материальных затрат, превратили нашу компанию в «лакомый кусочек» для захвата кем-то. Нас стали просто «кошмарить» по технологиям классических рейдерских захватов. Эти приемы известны: замучить проверками, придирками, блокировать решение важнейших производственных вопросов в госорганах, запугать и задавить партнеров по бизнесу, вывести сотрудников из психологического равновесия, уголовное преследование руководства компании, дискредитация предприятия в СМИ. Однако «лобовая» атака успеха рейдерам не принесла и причиной тому — полная прозрачность ведения нашей компанией своего бизнеса и соблюдение нами всех правовых норм Российской Федерации.

Вот только несколько фактов. С начала 2006-го по май 2008 года, то есть на протяжении менее полутора лет, в отношении предприятия было проведено 38 проверок. Никаких серьезных нарушений при этом, несмотря на все усилия проверяющих, обнаружено не было.

За это время было все — возбуждение в 2007 году Управлением по налоговым преступлениям ГУВД Саратовской области уголовного дела по уклонению от уплаты налогов; в июле того же года дело прекратили в связи с отсутствием состава преступления, и один из оперативников ГУВД не удержался от высказывания — «Мы вас по земле все равно достанем». Был необоснованный отказ Саратовского территориального Управления Росимущества в заключении договора аренды — в нарушение указания Федерального агентства, которое затем признало незаконность действий своего местного органа. Наконец, было применение самого безотказного, по мнению рейдеров, оружия — второго уголовного преследования руководителя в 2008 году и инициация многочисленных судебных тяжб. Речь шла о якобы допускаемом нарушении лицензионных требований с извлечением при этом незаконного дохода на огромную сумму — более 700 миллионов рублей. Мы и это выдержали — суд вынес оправдательный приговор.

Ситуация с Минобороны в целом развивалась не легче. Могу сказать, что в телефонном разговоре мне сделали намек на возможность положительного решения вопроса «при личной встрече» с одним из чиновников департамента имущественных отношений, ныне также уволенным. Мы на это никогда не шли, действовали только официальным путем, потому и сломать нас никому до сих пор не удалось.

— Так что повышенный интерес к нашему участку, где добывается нефть мирового качества, для нас не новость, — заключил Олег Черноморец. — Теперь в Министерстве обороны новые руководители. Нам данное обстоятельство внушает определенный оптимизм. Надеемся, что теперь удастся достичь взаимопонимания — ведь в этом заинтересованы все, кто желает процветания России.

Источник: МК в Саратове №48 (797) 21-28.11.2012

http://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2012/11/21/eks-ministr-oborony-protiv-saratovskih-neftyanikov/