Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Алчность госкапитализма



"

Автор: Елена БАЛАЯН, Екатерина ФЕРЕНЕЦ

На фоне средних зарплат и пенсий в России доходы руководителей отечественных госкомпаний выглядят вызывающе
В середине 80-х годов прошлого века один из участников легендарного международного скандала об инсайдерской торговле Айвен Боски произнес фразу «Жадность – это хорошо». На момент, когда Боски еще мог так выражаться с высоких трибун, он был уважаемым арбитражером и одной из признанных «акул» финансового рынка США. Как выяснилось спустя несколько лет, до добра жадность Боски не довела: вместе со своими подельниками, включая короля высокодоходных «мусорных облигаций» Майкла Милкена, Боски отправился на много лет в тюрьму за незаконную торговлю на инсайдерской информации и махинации на рынке слияний-поглощений. Отец Боски был, кстати, родом из России. При взгляде на рейтинг самых дорогих топ-менеджеров страны, который на днях был опубликован русской версией журнала Forbes, возникает стойкое ощущение, что лозунг Боски взят на вооружение руководителями отечественных компаний с государственным участием. «Хотите получать больше 10 миллионов долларов в год? Идите в госбанк, «Роснефть» или «Газпром», – без обиняков пишет Forbes.

Потрясающие воображение «простого россиянина» данные о компенсациях, которые получают за свой нелегкий труд распорядители государственного добра, содержатся в рейтинге 25 наиболее высокооплачиваемых генеральных директоров российских компаний. Журнал ограничил исследование 70 крупнейшими предприятиями по выручке за 2011 год, изучив их официальную отчетность. Итоговая цифра доходов учитывает вознаграждение, которое гендиректор получает в компании (зарплата, бонус, процент от прибыли) и в советах директоров дочерних структур.
В первой пятерке рейтинга Forbes оказались руководители… исключительно государственных компаний. Возглавляет рейтинг президент – председатель правления Группы ВТБ Андрей Костин. По мнению экспертов, он зарабатывает в год в общей сложности около 30 млн долларов. Кстати, общее вознаграждение ключевых менеджеров ВТБ в 2011 году тоже составило рекордную сумму – 194 млн долларов.
Второе место в рейтинге Forbes с оценкой 25 миллионов долларов занял глава «Газпрома» Алексей Миллер. Как пишет журнал, это мировой рекорд (!), если говорить о денежной части компенсационного пакета. Столько же, сколько Миллер, 25 млн  долларов в год, зарабатывает и Игорь Сечин, возглавивший «Роснефть» в мае 2012 года. У главы Сбербанка Германа Грефа компенсация в два раза ниже, чем у Костина, – «всего лишь» 15 миллионов долларов.
Компенсации первых лиц госкомпаний выглядят, конечно, абсолютно вопиюще на фоне средних зарплат в России. По данным, которые можно прочесть на сайте Росстата, средняя зарплата в России  в январе-сентябре этого года составила 25 686 рублей. Нетрудно подсчитать, что при такой зарплате годовая «компенсация» составит 308 232 рубля, что немногим меньше 10 тысяч долларов по курсу ЦБ РФ на 21 ноября 2012 года.
Знакомый с арифметикой и калькулятором «средний россиянин», зная эти цифры, без напряжения вычислит и то, что зарабатывает примерно в две с половиной тысячи раз (!) меньше руководящего «национальным достоянием» страны Алексея Миллера. И это при том, что огромные официальные доходы руководителей и высокооплачиваемых сотрудников госкомпаний тоже учитываются в статистике, которая выдает в результате эти 25 тысяч рублей средней зарплаты по стране.
Впрочем, 25 тысяч – это еще не самый плохой вариант. В Приволжском федеральном округе средняя зарплата в январе-сентябре не дотянула даже до планки 20 тысяч рублей (19 267).
Средние зарплаты Саратовской области, в свою очередь, не дотягивают даже до окружного уровня, не говоря про федеральный. За тот же период Росстат насчитал нашим жителям лишь скромные 18 104 рубля жалованья.
Окончательно испортить себе настроение «средний» житель области рискует, попытавшись сравнить доходы «лучших людей страны» с пенсиями. За январь-сентябрь средняя пенсия в РФ составила 9 176 рублей. В Приволжском федеральном округе ее планка опускается за отметку 9 тысяч рублей, а в Саратовской области, как уже наверняка понял сообразительный читатель, она еще ниже – 8 373 рубля.
Разумеется, никому из здравомыслящих людей не придет сегодня в голову отстаивать всякие коммунистические идеи о том, что пресловутая «каждая кухарка» должна  получать зарплату, как глава крупнейшей национальной компании, или о том, что президент огромного банка может довольствоваться жалованьем чуть выше средней пенсии. Конечно, нет. Руководители отечественных структур-гигантов несут огромную ответственность и принимают решения ценой миллионы и миллиарды, негативные последствия которых могут обойтись в огромные потери в самом разном эквиваленте.
И все-таки пропасть, которая лежит между доходами топ-менеджеров в России (причем не владельцев, а именно привлеченных директоров, вкалывающих «за зарплату») и львиной долей работающего населения, которое создает национальное богатство, не может и не должна устраивать общество.
Упомянутый в начале статьи Айвен Боски, говоривший, что жадность – это хорошо, заработал свое огромное состояние (из которого ему, кстати, пришлось выплатить казне США в виде штрафов100 миллионов долларов), будучи руководителем частной компании и распоряжаясь деньгами частных инвесторов. Да, отечественные госкомпании и корпорации тоже работают на рынке. Но о том, насколько спорна иногда бывает эффективность этих структур, за последние годы не писал только ленивый. К решениям и действиям топ-менеджеров того же «Газпрома» все больше вопросов. Но если в условиях частной компании конкретные владельцы в большинстве случаев могут проконтролировать своих топ-менеджеров и заставить их подтвердить необходимость выплат огромных зарплат и компенсаций, то от государства такой щепетильности ожидать, увы, не приходится.
Как писали недавно «Ведомости», в вышедшем в октябре Global Wealth Report Россия заняла первое место в мире среди крупных стран. Не по суммарному богатству, не по богатству на душу населения, не по темпам роста богатства. А по неравенству распределения богатства! По оценкам авторов исследования, РФ опережает все крупные страны по этому показателю. Выше он только в нескольких карибских государствах с налоговыми офшорами. Самое же отвратительное, что и по многим другим ключевым экономическим показателям (доля личного богатства, которой владеют самые богатые 1%, 5%, 10%, 30% населения, коэффициент Джини для распределения богатства) Россия опережает любую другую крупную страну мира.
Нетрудно подсчитать, что при компенсации 25 миллионов долларов в год упомянутый господин Миллер зарабатывает более 2 миллионов долларов в месяц, что составляет примерно 2 миллиона рублей в день! В стране, где средняя зарплата еле переваливает за 25 тысяч рублей в месяц, а средняя пенсия не дотягивает и до 10 тысяч (!), поощрять распорядителей «народного достояния» такими гигантскими деньгами абсолютно аморально. Подобная разница в доходах не то что вопиюща – она чудовищна.
За последний год с ростом протестных настроений зрители центральных телеканалов РФ, находящихся под контролем государства, неоднократно слышали об оппозиционерах, которые якобы подстрекают граждан нашей страны к революции. С таким дичайшим расслоением общества, которое происходит на наших глазах все последние десятилетия, и баснословно богатыми топ-менеджерами госкомпаний никакие особые призывы к революциям, увы, не требуются.

Дмитрий Воронков

Мнения

«На жизнь, безусловно, хватает»

Что думают саратовские топ-менеджеры о миллионных зарплатах своих московских коллег

В последнем номере русской версии журнала Forbes опубликован рейтинг 25 наиболее высокооплачиваемых директоров российских компаний (подробнее см. стр. 2 в этом номере). Сенсация состоит в том, что лидерами нового рейтинга стали руководители компаний с государственным участием. Нормальна ли ситуация, когда руководители госкомпаний получают в качестве компенсаций за свой труд суммы, которые большинству россиян трудно даже представить? «Взгляд» поинтересовался у руководителей крупных саратовских государственных и частных компаний. А заодно решил узнать, каков их собственный доход и не бедствуют ли они.

Алексей ЩЕРБАКОВ, управляющий директор ОАО «Саратовэнерго», экс-зампредседателя правительства Саратовской области:
«Я в это не верю»

– Рейтингом я, если честно, не интересовался и его не видел, поэтому мне даже сложно сказать. Я думаю, что это вранье, таких зарплат не может быть. Насколько я знаю, раньше Forbes брал не реальные доходы людей, а составлял рейтинг на основании каких-то своих методик и косвенных данных. Поэтому я сильно сомневаюсь в этих цифрах. Дело в том, что методика Forbes, разработанная на основе западных стандартов, вряд ли ляжет на нашу почву. Там, на Западе, многие такие суммы получают, если не больше. Поэтому они просто взяли эту методику и перенесли. Я в это не верю.
Про нас тоже рассказывают, что мы получаем запредельные суммы, но это же не значит, что этому нужно верить. Сколько я получаю? А вы с какой целью интересуетесь? У меня вполне приличная зарплата, я ее получаю вместе с бонусами, которые не всегда бывают. На жизнь хватает, безусловно.
Олег КОРГУНОВ, директор саратовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», экс-депутат Госдумы РФ:
«Не хочу быть миллиардером»

– Знаю ли я про рейтинг? Знаю. Я в него, к сожалению, не вошел. И председатель правления Россельхозбанка тоже не вошел. Нет, я не разочарован. Сам рейтинг  не комментирую. Я чужие деньги не считаю. Я только знаю, что председателя правления Россельхозбанка в этом рейтинге нет, потому что у нас государственный банк. Вообще для меня это очень большие деньги, о которых говорит Forbes. Чем больше денег, тем больше проблем у человека. Нет, это я не по себе знаю, это вообще…
Каков мой доход? Не знаю. Не помню. Зайдите на сайт, посмотрите мою декларацию, я ничего не скрываю. Я был дважды депутатом Госдумы, и весь мой совокупный доход опубликован в декларации, которую я с 1997 года сдаю ежегодно – со всей недвижимостью, землей, с машинами, квадроциклами, с женами…
Мне хватает на хлеб с маслом, иногда еще с чем-то. Как живу, так и живу. Не хочу быть ни миллионером, ни миллиардером. Хочу просто жить, чтоб хватало на жизнь мне, моей семье. У каждого свои в голове стремления. У меня особого загона нет.

Александр СТРЕЛЮХИН, депутат облДумы, генеральный директор ЗАО «Балаково-Центролит», экс-зампредседателя правительства Саратовской области:
«Я свою зарплату отрабатываю»

– Изучать рейтинг Forbes у меня, откровенно говоря, времени особо нет. Есть собственная работа, на которую уходит все время, и рейтингами я особенно не увлекаюсь. Поэтому мне сложно говорить, тем более что мы же не знаем источников доходов этих людей. На самом деле, когда на таких серьезных должностях находятся люди с подобным достатком, это говорит о том, что у них нет необходимости заниматься своими проблемами, и они всецело могут отдаться решению задач, которые перед ними стоят. Это с одной стороны. С другой стороны, возникает вопрос, откуда это все появилось. Если это законно, то дай Бог, пусть работают. Остальное уже компетенция не моя и не ваша.
Я так понимаю, там же не заработная плата обсуждается, а в целом состояние. Но на самом деле мы же понимаем, что эти компенсации, которые они получают, заложены либо в тарифах, либо в процентных ставках банка. Есть такой момент, и надо со всем этим разбираться. Разбираться в плане того, что платит им все-таки население, люди трудовые. Деньги же из ниоткуда не берутся. Поэтому здесь необходимо, на мой взгляд, внести какие-то ограничения для высшего топ-менеджерского персонала, чтоб они могли получать не более оговоренных пределов.
Я своей зарплатой доволен, мне на жизнь хватает, но ее нельзя сравнивать с зарплатами топ-менеджеров уровня Forbes. Тут даже не о чем говорить. Я свою зарплату отрабатываю.

Марина КРУПЧАК, управляющая саратовским филиалом ОАО «Банк «ВТБ»:
«Безусловно, хотелось бы большего»

– Я сама выписываю Forbes и недавно узнала, что Саратов считается очень комфортным городом для ведения бизнеса. Это здорово, но мои менеджеры этому, правда, не поверили.
Я считаю нормальным то, чтобы люди, у которых в руках находятся рычаги влияния на деньги, получали официальную зарплату. Если мы говорим о борьбе с коррупцией, то такие профессионалы должны получать не просто достойную зарплату, а выше достойной. Во-первых, чтобы было, что терять. А, во-вторых, чтобы они понимали, что, решая серьезные материальные вопросы структуры, им незачем стремиться к обогащению, так как они и так не нищие.
То, что топ-менеджеры показывают свои доходы, делает им честь. К тому же они не сами себе установили такие зарплаты. Наш банк в совете директоров имеет Правительство Российской Федерации. Если совет счел нужным платить человеку зарплату, адекватную той ответственности и уровню принятия решений, за которые он отвечает, значит, это не просто так.
Поэтому для меня высокие зарплаты известных менеджеров – это лишний метод борьбы с коррупцией. И не важно, государственная это компания или частная. В случае с ВТБ – это компания не бюджетная, а живущая на хозрасчете и работающая, по сути, как коммерческая структура, ориентированная на получение прибыли.
Мои бонусы и доходы существенно отличаются от тех, о ком вы говорили. Для нашего региона сумма нормальная, и, безусловно, хотелось бы большего,  но на паперть я не пойду.

Юрий ЗЕЛЕНСКИЙ, начальник Главного управления Центрального банка РФ по Саратовской области:
«Мы никогда не отличались бешеными зарплатами»

– По моему мнению, такие зарплаты – свидетельство разболтанности всей системы. Государственная компания не должна столько платить своим сотрудникам. Даже не представляю, что такое полезное нужно сделать, чтобы удостоиться тридцати миллионов долларов бонуса. Это хорошие профессионалы, знающие свое дело, но на фоне других менеджеров, которые, может быть, достигают не меньших успехов в рыночной среде без поддержки государства, это выглядит необъективно. Государственные банки, к примеру, живут в тепличных условиях. Они в кризис первыми получили ликвидность и часто  работают на имидже, который был создан еще много лет назад.
Для сегодняшней России столь высокие зарплаты топ-менеджмента я считаю несправедливыми, раздражающими и наводящими на печальные размышления.  Из чего могут складываться такие зарплаты? Прежде всего из желания поделить между собой всю прибыль.
О том, что это неправильно, говорю не только я. Центробанк принял решение бонусы выплачивать по результатам трехлетней работы. И они должны быть заработаны не просто за счет конъюнктурных вещей, а благодаря реальной работе. Вспомним здесь иностранцев, которые получали когда-то в Сбербанке безумные бонусы и ничего, кроме вреда, компании не приносили.
Лично я бонусов никаких не получаю. Нам платят премию, если мы достигаем позитивных результатов. И далеко не всегда мы можем рассчитывать на эти скромные деньги. Максимально это 50% к окладу, но такое было всего лишь несколько раз за все время работы. В основном по 30% прибавляют. Мы никогда не отличались бешеными зарплатами, и переводить в доллары эти суммы даже нет смысла. Все в рамках советской системы поощрений. На жизнь не жалуемся, нам и этого вполне хватает.

Источник: Газета Саратовский взгляд № 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.

http://sarvzglyad.ru/?news_id=5238