Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду — я одна



"

Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду — я одна

В деле о государственном внутреннем долге Саратовской области появились новые эпизоды

«Время» неоднократно поднимало тему долговой нагрузки региона. В своих выпусках мы говорили о наращивании госдолга, его структуре и дальнейшей диверсификации. Однако за всеми цифрами и попытками их коррекции стоит один и самый главный вопрос: кто же ответственен за наращивание дефицита бюджета Саратовской области?
Еще не взяли
Долговая нагрузка региона уже сложилась. Это факт. На сегодняшний момент область имеет уже 36 с половиной миллиардов рублей обязательств перед банковскими структурами и Минфином РФ.
«Сегодня мы еще не взяли ни одного кредита, за исключением начала года, — рассказал в комментарии газете «Время» губернатор Саратовской области Валерий Радаев. — У нас на это нет шанса. Если же в дальнейшем не будет возможностей обеспечивать социальную защищенность населения, тогда правительству придется прибегнуть к механизмам заимствования. Но это должны быть краткосрочные займы: взяли, обороты появились, вернули. Как бы нам ни было тяжело, мы взвешиваем свои возможности. 3 миллиарда 290 миллионов рублей заложено только на обслуживание кредитов».
За полгода работы нынешним чиновникам удалось сэкономить на этой статье расходов 185 миллионов рублей. Но не стоит забывать, что действующие сегодня руководители в исполнительной власти сами в недавнем прошлом были законодателями. И именно они принимали решения по увеличению долга региона совместно с тогдашним губернатором Павлом Ипатовым.
«Когда мы были в Думе, то говорили о госдолге, — продолжил Валерий Радаев. — С технической стороны депутаты не занимались этим вопросом, это была прерогатива исполнительной власти. Депкорпус отмечал, что не стоит брать даже под 8% годовых, если можно было взять бюджетный кредит в Минфине под 2%. Это в первую очередь гарантии, так как область занимает у Правительства России. Депутаты голосовали за увеличение кредитных обязательств региона, потому что главные распорядители финансов убеждали их в этой необходимости. Мы не могли не поддерживать тот процесс, который должны были обеспечивать».
Многие решения по увеличению социальной нагрузки на бюджет были инспирированы самими депутатами. Именно областное заксобрание копировало федеральные инициативы, раздувая социальный блок обязательств.
«Когда губернатор не находил других источников дохода на эти цели, в этот крайний момент вступал закон: либо мы принимаем решение с учетом дополнительного увеличения госдолга, либо от него отказываемся, — отметил заместитель председателя правительства Саратовской области по экономике Павел Большеданов. — Было понимание, что социально направленные законы нужно принимать. Другое дело — как правительство выкручивалось из ситуации и как закрывало эти расходы. Депутаты пытались стимулировать исполнительную власть на поиск источников наполнения бюджета не через заимствования, а через внутренние резервы — налоги и инвестиции».
Но то ли Павел Ипатов не замечал предложений областного заксобрания, то ли голоса депутатского корпуса не звучали столь уверенно, чтобы быть услышанными. Стоит ли сейчас пенять на прошлого главу региона, если ежегодный бюджет одобрялся всеми сторонами? Скорее всего, даже не придется, так как Павла Ипатова нынешняя власть отпустила с миром, взяв на себя уже сложившиеся обязательства перед кредитными структурами.
Семилетняя история
Еще в далеком 2005 году, когда Ипатов вступил в должность губернатора, госдолг области немногим превышал два миллиарда рублей. Его планировали за пару лет погасить, но вместо этого только нарастили.
«За полгода до финансового кризиса мы обсуждали долг области с Павлом Ипатовым, — отмечал Вячеслав Володин. — Предчувствуя ситуацию на финансовых рынках, я говорил губернатору о том, что необходимо закрыть долг региона. В 2008-м у области был хороший профицит бюджета и дополнительные доходы в пять миллиардов рублей. Долг тогда составлял порядка семи миллиардов. И необходимо было направить все усилия на его погашение». Именно это в масштабах страны сделал Владимир Путин в начале 2000-х годов, когда устранил огромные долговые обязательства России перед мировыми клубами и зарубежными финансовыми структурами, что дало экономике государства возможность дальше развиваться. Однако в Саратовской области тенденция была обратной.
Солидное увеличение заимствований и, соответственно, дефицит бюджета достигли своего пика в 2009–2012 годах. Свою роль в этом процессе сыграли и банковские структуры, выдавшие региону кредиты с высокой процентной ставкой. Область заимствовала недостающие ей средства, в том числе и под 22% годовых.
«Рыночные процентные ставки у банков не могли быть столь высокими, — отметил в комментарии «Времени» Павел Большеданов. — На заседаниях областной Думы эти вопросы никогда не поднимались. Депутаты давали «добро» на то, чтобы кредитовался бюджет. Возможно, в те годы рыночные условия не выдерживались, и к участию в аукционах допускались неконкурентные банки. В тарифах Сбербанка и ВТБ все было прозрачно. Однако мелкие кредитные структуры могли выставлять иные условия. Например, «АКБ Саровбизнесбанк» и другие банки, имеющие отношение к атомной промышленности. По всей видимости, с ними были определенные договоренности у предыдущего состава правительства. Безусловно, они могли быть допустимы, если бы предлагаемые ими процентные ставки не превышали рыночных предложений. Тендеры на кредит и выбор выдающей его организации никогда не обсуждались».
За семь лет наращивания госдолга никто не озадачивался тем, в каких структурах берутся средства на финансирование дефицита областного бюджета и погашение государственных долговых обязательств региона. А ведь многолетняя кредитная история области связана с 18 банковскими структурами. Не возникало ли желания, любопытства, инициативы у законодателей разобраться в том, в какую долговую яму катится регион? Депутаты третьего и четвертого созывов Саратовской областной Думы только подмахивали готовые документы с очередными кредитными обязательствами, жители смирялись с дефицитом, общественники не протестовали против таких решений, а региональная Счетная палата не проверяла качество заимствований.
«Счетная палата не высчитывала потенциальную разницу между теми процентами, под которые брался кредит, и теми ставками, которых можно было бы добиться в условиях рынка, — рассказал нашему изданию экс-глава этого ведомства (а ныне руководитель областного ТФОМС) Андрей Саухин. — Тогдашняя исполнительная власть в лице зампреда правительства Алексея Щербакова отстаивала проводимые аукционы, заявляя о легальности всех тендеров». К тому же банкам было выгодно давать взаймы субъекту РФ. Саратовская область всегда имеет доходы в виде налоговых и неналоговых отчислений в бюджет, и рано или поздно она рассчитается с долгами.
«Если же регион вовремя не погашает кредитные обязательства, то коммерческая структура идет в суд, и тогда его решение исполняется в первую очередь, — продолжил Андрей Саухин. — К тому же выдать кредит правительству Саратовской области было не только выгодно, но и не влекло за собой рисков. Это служило дополнительной рекламой банкам. Если бывшие чиновники брали кредиты под высокие проценты, то здесь явно задействовались чьи-то интересы. В рыночной экономике всегда можно конкурировать и искать более выгодные предложения. Зампреду по финансовой политике необходимо было чаще встречаться с руководителями банков и обговаривать ежегодные процентные ставки. Однако подобных переговоров не проводилось. В своей работе Счетная палата области большой упор делала на проверку строительства важных для региона объектов».
Отрезвитель
Нынешнее правительство пока не ставит перед собой целью быстрое погашение кредита. При Валерии Радаеве кредитная история продолжается, однако практика заимствований смещается из коммерческой составляющей в бюджетную. Настала пора подумать и о процентных ставках, и о том, где необходимо брать кредиты. К тому же удельный вес госдолга к объему доходов областного бюджета приблизился к критической отметке в 79,3%. При постоянных заимствованиях регион может просто-напросто оказаться банкротом.
В этом отношении показательным стало последнее заседание Саратовской облдумы, когда депутат Сергей Афанасьев предложил не прекращать финансирование законов 2008 года, предусматривающих социальную поддержку женщин, находящихся в декретном отпуске, и льготы для ветеранов труда. Его коллега Николай Семенец заявил, что к подобной практике возврата нет, и теперь надо считать каждую копейку, не раздувая социальные обязательства. Видимо, только сейчас, в условиях дефицита бюджета законодатели наконец-то проснулись от долгой спячки. Момент отрезвления в условиях экономии настал.
Однако на протяжении семи лет вопрос наращивания госдолга региона за счет немыслимых процентных ставок в различных банках ни разу не поднимался. Ни депутаты, ни надзорные структуры, ни Счетная палата, столько раз проверявшая расходование средств облбюджета и выявлявшая миллиардные нарушения, не интересовались механизмом и важными деталями правительственных заимствований. А ведь именно в этих «мелочах» — ключ к разгадке формирования пожирающего экономику области госдолга. Странно все это…
P.S. В следующих номерах «Время» представит подробную информацию, касающуюся истории взятия госдолга, его наращивания и возможной диверсификации. В своих материалах мы проанализируем банковские структуры и процентные ставки, под которые выдавались кредиты региону.

Василиса ЧЕРНЯВСКАЯ

Источник: газета Время № 344

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/29390