Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Тревожные цифры



"

Про бюджет

Бюджет — это всегда экзамен. Порой очень суровый. Умение распоряжаться бюджетом сродни искусству. Его надо уметь не только составить (сверстать), но и потратить. Не думайте, что экзамен по управлению бюджетом сдают только высокопоставленные чиновники и депутаты. Его сдают бизнесмены и домохозяйки, студенты и школьники, пенсионеры и пионеры. В настоящее время правительство Саратовской области вместе с губернатором дорабатывает проект бюджета на 2013 год. Сами того не осознавая, чиновники и депутаты сдают экзамен. Он тем более важен, потому что нынешний глава региона и его команда верстают свой первый бюджет.

«Время» самым тщательным образом проанализировало этот главный финансовый документ региона. Для того чтобы этот анализ был еще глубже, мы даже сравнили последний бюджет Павла Ипатова с первым бюджетом Валерия Радаева.
Когда Ипатов верстал бюджет-2012, а было это в конце 2011 года, он еще не думал о том, что вскоре ему придется оставить нелюбимый регион, чтобы вернуться к созерцанию ядра мирного атома. Ипатовские волонтеры верстали бюджет тихой сапой. Бывший наш губернатор не любил прислушиваться к сторонним советам. Всех, кто пытался ему оказать в работе бескорыстную помощь, он не замечал. Бюджет Ипатова оказался дефицитным. Размер дефицита превысил все мыслимые и немыслимые размеры. Дело в том, что в Саратовской области бюджета с таким дефицитом не принимали даже во времена дефолта и низких цен на нефть.
Разумеется, однажды возникший дефицит не так-то просто ликвидировать. Вот и Валерию Радаеву придется подписывать финансовый документ с дефицитным хвостом. Однако отрадно уже то, что новому губернатору все же удалось уменьшить размер этого хвоста. При Радаеве стали резать то, что не резали не только при Ипатове, но и при Аяцкове — расходы на чиновников. Когда Ипатову докладывали, что бюджет у нас трещит по швам, он велел экономить. Он грозил сократить чиновников, но тех не становилось меньше. Он отменил памятные значки, утвержденные Аяцковым, но экономия оказалась смехотворной, а тщеславие людей — неудовлетворенным. Затем он перешел к методике «выщипывания». Щипали где только могли, резали самые гуманные статьи расходов. Например, экономили на одаренных детях, на детях-сиротах, на школьных олимпиадах, на наркоманах и лицах, отбывших наказания в лагерях…
Такая экономия не могла покрыть бюджетные диспропорции. Она была рассчитана скорее на самоуспокоение. Дескать, делаем, что можно, пусть другие сделают больше. Другим же в наследство достался не бюджет с дефицитным хвостом, а тяжелая долговая нагрузка. Непонятно, на какие источники доходов рассчитывала команда Павла Ипатова, когда опускалась на дно долговой ямы, зато нынешнему правительству досталась «лихая доля». Она немедленно отразилась на показателях бюджета 2013 года.
Вот, скажем, министерство экономического развития и торговли, возглавляемое Владимиром Пожаровым, было подвергнуто таким жестким урезаниям, что диву даешься. Так, например, при Ипатове МЭРТ имел 193 миллиона рублей, а при Радаеве — только 68 миллионов. Мы первоначально предположили, что это какая-то ошибка, ведь МЭРТ занимается субсидированием малого и среднего бизнеса. Из каких источников он теперь будет его финансировать, если всему коллективу МЭРТ этих денег едва ли хватит на зарплату, отпускные, не говоря уже о премиальных?
Но давайте вспомним: каких бизнесменов субсидировали при Ипатове? Тех, кто стоял ближе к телу, кто имел связи в ближнем круге. Эта порочная система привела к размыванию бюджета развития, но так и не стала источником роста малого и среднего бизнеса. Мы не исключаем, что урезание расходов МЭРТ связано с нежеланием правительства области финансировать родственные некоторым депутатам и чиновникам фирмы и организации, как это было в прошлом.
Серьезный удар был нанесен и по сельскому хозяйству, по системе ЖКХ, спорту и туризму, министерству инвестиционной политики, комитету капитального строительства. О последнем следует сказать несколько слов отдельно. Данный комитет при Ипатове больше походил на «прачечную», где охотно отмывались бюджетные средства. У саратовцев еще остались в памяти легенды о лечении зубов чиновников, о катании на катамаранах и яхтах, о технике, закупаемой по баснословно дорогим ценам, а также судьба многострадального перинатального центра. На этот раз аппетиты КоКаСтра урезаны на два миллиарда рублей.
Анализируя два бюджета, невольно ловишь себя на мысли, что некоторые ведомства вполне могут заявить о самоликвидации — настолько малы размеры субсидий, направляемых на их финансирование. Особенно плачевной выглядит судьба министерства информации и печати. Сокращение расходов на это стратегическое ведомство с 106 миллионов до 39 миллионов рублей может иметь катастрофические последствия.
Рассказывают, что, узнав о таком крошечном финансировании любимого министерства, его глава Роман Чуйченко был готов заявить о самоликвидации ведомства. Глянцевые страницы Книги рекордов Гиннесса не дают покоя Роману Юрьевичу. Если бы он самолично заявил о ликвидации мининформпечати, он бы, конечно, вошел в историю Саратовской области как министр, который прилюдно подпилил ножки у кресла, на котором сам и сидел.
Шутки шутками, а 39 миллионов рублей, выделенных ведомству Чуйченко, — сумма на самом деле смехотворная. Ее едва ли хватит на выплату заработной платы, отпускных и пособий творческому коллективу министерства, не говоря уже о проведении разного рода спецопераций, широкомасштабных манифестаций, фестивалей, конкурсов, сканвордов, которыми всегда славился наш министр и его ведомство. Не проще ли, в самом деле, ликвидировать министерство, разумеется, в связи с сокращением его финансирования в условиях, когда весь цивилизованный мир затаился, ожидая «третью волну» мирового финансового кризиса? Слить останки министерства с пресс-службой, возглавляемой госпожой Поповой, и делу конец. Правда, в таком случае ведомство пришлось бы переименовать в отдел по информации о том, где в настоящее время находится печать.
Тем не менее редкие (потому что серьезные) в наше время аналитики отмечают, что грядет массовое закрытие районок и других печатных СМИ. Поле деятельности министерства информации и печати, несомненно, будет сужено. Но если у бабушек и дедушек, которые сегодня и составляют основной костяк населения большинства муниципальных районов области, отнять печатные СМИ, то им же надо что-то дать взамен. Конечно, каждой бабушке по ноутбуку, а каждому дедушке по айпаду с правом безлимитного доступа к Интернету раздать вряд ли получится. К тому же у нас комитет по информатизации вообще не упомянут в перечне приоритетных ведомств.
В достопамятные времена в глубинке новости и царские указы узнавали в храмах, коих на Святой Руси было как звезд на небе. Сейчас храмов осталось очень мало. В некоторых деревнях их и строить, и восстанавливать нет смысла — население состоит из трех бабушек и двух с половиной дедушек. Откуда гражданам черпать информацию? Из телевизора! Но он не везде показывает! А на всех бабушек и дедушек тарелок не напасешься. Тем более, что Россия уже в ближайшее время обязана перейти на «цифру». И тогда наша глубинка одичает окончательно. Этим бы вопросом обеспокоиться минпечати, но финансирование такое скудное, что… Впрочем, мы уже вы¬сказали свою идею по поводу реформирования данного ведомства.
Тревожным остается и тот факт, что как и в недалеком прошлом бюджет Саратов¬ской области остается социально ориентированным. Министерства образования, здравоохранения и социального развития, вместе взятые, потребляют без малого 40 миллиардов рублей. Весь же бюджет Саратовской области в сумме составляет чуть больше 65 миллиардов. Таким образом, на все остальное в бюджете заложено около 25 миллиардов рублей! Но и из этого «на все про все» следует вычленить обслуживание госдолга, ничего не производящую ораву чиновников. Таким образом, на развитие реального сектора экономики у нас остается — ничего.
Те средства, которые будут направлены в реальные сектора, пойдут на латание дыр в инфраструктуре, преимущественно ямочный ремонт дорог, слабое субсидирование приоритетных направлений, а в целом — на удержание на плаву хотя бы того, что есть. Виновно ли в этом правительство региона? Да, сегодня можно долго и упорно рассказывать о том, как Павел Ипатов «доил» регион, попутно занимая, где только можно, денег в долг. Да, сегодня можно говорить о том, что великие мечты об инвестициях — равно как и великий инвестиционный мечтатель: одни развеялись, как дым, а другой успел добежать до канадской границы. Да, сегодня можно говорить, что прежнее правительство региона испортило всяческие отношения с лоббистами, а новое правительство таких связей еще наладить не успело. Что от этого изменится?
Большинство статей, предусматривающих социальные расходы, законодательно защищены. Более того, федеральный центр потребовал увеличения заработной платы бюджетникам до уровня средней по региону. От социальных расходов нам никуда не уйти. Вы думаете, если бы сегодня самым чудесным образом у нас испарился внешний долг, то мы бы стали развиваться семимильными шагами? Ничего подобного! Да, около трех миллиардов рублей, заложенных в счет погашения долга, — деньги немалые, но они не спасут региональную экономику. Сегодня в эту экономику можно вбухивать миллиарды, и все они уйдут в песок. Просто потому, что структура этой экономики должна быть другой. Сегодня она выстроена под алгоритм выживания и баланса. Чтобы, не дай Бог, не было социального взрыва, надо вопреки всему финансировать социальную сферу, а это около 70% бюджетных средств. Ну а если не будет развития? Ничего страшного! Главное, чтобы не было социального взрыва. Пока региональная экономика будет балансировать между выживаемостью и надеждой на рост, в конечном итоге не будет ни выживаемости, ни роста.
Дисбалансов полна и социальная сфера. Бюджетники у нас все равно не будут получать заработную плату, которая смогла бы стимулировать массовый спрос на товары, жилье, здравоохранение и т. д. Если этого не будет, то не станет развиваться ни образование, ни культура, ни здравоохранение, а это значит, что социально ориентированный бюджет — это немалые денежные средства, слишком тонко размазанные по караваю. Поэтому прорыва в вышеуказанных сферах ждать не следует. Они обречены на стагнацию. Вот почему очень важно понять, что в экономике, структура которой социально ориентирована, не может быть роста. Ему неоткуда взяться.
P.S. Конечно, это всего лишь проект, и какие-то цифры будут меняться. Может быть, достанется немного денег и Пожарову, и Чуйченко. Нельзя исключать, что у региона появятся дополнительные доходы, а депутатов наших хлебом не корми — дай поправки в бюджет внести. Бюджетный процесс и его неустанное совершенствование сродни творчеству, а то и чуду. Бывает так, что у какого-то министерства или комитета не было ни гроша, да вдруг алтын! Но всякое перетряхивание копеек вряд ли окажет хоть какое-то влияние на структуру экономики.

П.К.

Источник: газета Время Саратов № 345

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/29419