Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Воздух-земля



"

50-процентный пакет акций был куплен двумя компаниями – Tricona Enterprises Inc. и Avalon Ventures Inc. зарегистрированными в одной из стран центральной Америки (Белизе). Использование оффшорных фирм, зарегистрированных, вероятно, в стране с льготной системой налогообложения, уже не является для отечественного бизнеса чем-то сверхъестественным. Тем более что реальный владелец авиакомпании оказался отнюдь не загадочным персонажем, а уже известным в Саратове и далеко за его пределами коммерсантом Аркадием Евстафьевым. «Взгляд» решил подвести некоторые итоги года, прошедшего с момента совершения этой сделки.

Налог на монополию

Господин Евстафьев, он же бывший глава «Мосэнерго», через подконтрольное ему ЗАО «Инвестхолдинг «Энергетический союз» еще с 2007 года был владельцем 25% акций саратовской авиакомпании. По итогам декабрьской сделки структуры бизнесмена сумели консолидировать контрольный пакет акций авиаперевозчика, докупив бумаги у государства. Смена собственника, а уж тем более переход компании под контроль частного инвестора вполне располагали к тому, чтобы надеяться на реформы и развитие саратовской пассажирской авиации. Однако реальная обстановка по-прежнему далека от надежд и мечтаний. Путешествующие саратовцы хорошо знают, что перелеты до курортов из Москвы оказываются, как правило, выгоднее, чем из Саратова. Да и вообще пассажирам по-прежнему приходится мириться с отсутствием элементарного комфорта и сервиса, который давно стал обыденностью для множества других авиаоператоров.
Связывать все проблемы с новым менеджментом и фигурой нынешнего собственника было бы, возможно, неправильно. Тем более что проблемы у саратовского перевозчика были и ранее, когда у структур бизнесмена Евстафьева еще не было контрольного пакета, а был лишь блокирующий (25 процентов). Например, незадолго до перехода активов под контроль бизнесмена в декабре 2011 года стало известно, что перевозчику придется раскошелиться на 1,7 млн рублей. Виной тому стало нарушение компанией антимонопольного законодательства, которое было выявлено специалистами ФАС, а затем подтверждено арбитражным судом Саратовской области, несмотря на протесты компании. На тот момент перевозчик смог лишь добиться отсрочки в исполнении решения. «Саравиа» было наказано за свою тарифную политику. Позднее у антимонопольной службы появились и другие претензии.
В марте 2012 года на сайте ФАС появилось сообщение, что перевозчик использует свое доминирующее положение на рынке. В Саратов захотела выйти еще одна фирма – «ЮТэйр». Однако «Саравиа» дважды отказало потенциальным конкурентам. Это было связано «с ограниченной пропускной способностью аэропорта». Снова пришлось вмешиваться чиновникам антимонопольной службы. Но заключить договор с компанией авиаторы все же хотели на своих условиях. «Есть решение УФАС, будем его исполнять», – заявил на тот момент гендиректор компании Александр Боков, правда тут же оговорился, что договор будет заключен в том случае, «если компания «ЮТэйр» подтвердит то время прилета и вылета, которое мы им предлагаем».

Подход
к пассажиру

Впрочем, кроме судебных разбирательств и претензий УФАС у компании были и иные проблемы. После смены собственника стал снижаться пассажиропоток. Такую информацию обнародовало федеральное агентство воздушного транспорта в феврале 2012 года. Так, только за январь 2012 года ОАО «Саратовские авиалинии» перевезло на 15,3% меньше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Еще один показатель эффективности, «пассажирооборот»,  учитывающий не только число пассажиров, но и данные о продолжительность перелетов, снизился еще больше – на 15,6%. Скромный рост на 1,3% зафиксировали лишь «в занятости кресел». На даже с учетом этого каждое 4-е кресло в самолетах «Саравиа» пустовало. На тот момент директор компании пытался объяснить потери оптимизацией маршрутов.
Впрочем, вряд ли дело могло объясниться одним лишь сокращением издержек компании. У перевозчика были проблемы и другого свойства. Так, 29 марта рейс 760 Саратов – Москва был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту Саратова. Всего через 14 минут после взлета экипаж зафиксировал «признаки отказа среднего двигателя». Трагедии не случилось, все 52 пассажира борта остались целы и невредимы, чего не скажешь об имидже компании. По данному факту следственное управление проводило проверку. Но уголовное дело возбуждено не было. «В действиях руководства «Саравиа» отсутствуют признаки преступления», – посчитал следователь-криминалист Руслан Нурушев, проводивший проверку по данному факту.
Несмотря на то, что в действиях руководства компании не усмотрели уголовных нарушений, в начале мая прежний руководитель компании Александр Боков покинул свой пост, его место занял ранее занимавший должность командира самолета «Як-42» Константин Соколов.
Однако и кадровые перестановки не помогли решить рабочие вопросы перевозчика. Осенью к работе компании появились претензии у пассажиров из числа депутатов Государственной думы. В числе пострадавших, в частности, оказалась член КПРФ Ольга Алимова. «Сначала нас посадили в самолет, через час нам объявили, что он неисправен. Ждали, пока из Саратова прилетит самолет. Вылетели только в половине второго ночи», – рассказала коммунист СМИ. При этом ценовая политика компании такова, что даже представители высшей чиновничьей касты в регионе предпочитали испрашивать себе у руководства компании льготные условия перелетов. Многие пользуются льготами и сейчас, но вряд ли это защитит компанию от обоснованных претензий.
Недовольство работой компании высказывали, разумеется, не только пассажиры бизнес-класса, привыкшие к комфорту, о фактах неисправности сообщали и простые пассажиры. К примеру еще одна задержка, уже на 3 часа, произошла в ноябре этого года с рейсом в Москву. «В полете нам объяснили, что на борту воздушного судна возникли неполадки, что-то с подкрылками, и необходимо вернуться в Саратов», – рассказал журналистам свою версию развития событий один из пассажиров. Этот инцидент в очередной раз приковал внимание следствия к компании. Силовики осмотрели воздушное судно, но с ходу не обнаружили причин неисправности. «Причина возвращения самолета – несрабатывание механизма надкрылок, вспомогательного элемента, используемого при наборе высоты (был сигнал, что они не убираются), но потом они убрались, и борт благополучно приземлился. Жертв нет. Мы осмотрели судно и сдали его под охрану. Сейчас будет назначаться комиссия и проводиться расследование данного авиационного события», – сообщил следователь-криминалист СО Руслан Нурушев. К расследованию очередного инцидента на борту подключилась и комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Представляется, что количество подобных происшествий может только расти, так как вызывает сомнение, что комплектующие для ремонта и обслуживания Яков, можно приобрести легально. Известно, что Саратовского авиазавода, выпускавшего их, уже не существует, а также то, что другого сертифицированного ремонта подобного типа самолетов в России нет.  «Взгляд» подробно описывал эту ситуацию в материале «Затянувшееся пике» («Взгляд» № 38 от 29.09.2011г.).

Опасный расчет

Свои претензии к «Саравиа» (в частности, по соблюдению земельного и природоохранного законодательства, а также по обеспечению транспортной и авиационной безопасности) были и у территориального управления Росимущества, а также у чиновников областного правительства. По данным фактам транспортной прокуратурой была проведена проверка, итоги которой в конце ноября придал огласке помощник транспортного прокурора Александр Сотников: «Прокуратурой были выявлены нарушения при охране атмосферного воздуха, а именно: отсутствие у Общества разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствие ведения первичного учета образования отходов и выбросов загрязняющих веществ, а также нарушение сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Также представитель надзорного органа обратил внимание на то, что ОАО «Саратовские авиалинии» допустило нарушения требований приказов Министерства транспорта РФ. «Обществом частично не проведено обучение сил обеспечения транспортной безопасности; объект транспортной инфраструктуры – аэропорт – не был оборудован всеми предусмотренными законодательством средствами, – пояснил Сотников. – Отсутствуют объекты видеонаблюдения для идентификации на КПП и не организована передача данных с инженерно-технических систем транспортной безопасности в уполномоченные подразделения федеральных органов исполнительной власти: УВД, УФСБ, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности в ПФО».
Новый инцидент с бортом, обслуживаемым ОАО «Саравиа», произошел недавно – в начале декабря. В аэропорту Сугрута 113 пассажиров ЯК-42 оказались заложниками очередной технической неисправности, о которой сообщил Уральский СУ СКР на транспорте. Когда борт самолета выруливал на взлетно-посадочную полосу, командир решил вернуться, потому что в кабине пилота возникло задымление. Помощник руководителя ведомства Марина Бибкина в комментарии сайту «Накануне.ru» пояснила, что следствие не будет проводить проверку по данному факту, так как жизнь людей находилась вне опасности. Никто из 113 пассажиров и 7 членов экипажа не пострадал, а самолет не успел подняться в воздух.

VIP-стратегия

Таким образом, приходится констатировать, что только за уходящий год в авиакомпании Аркадия Евстафьева произошел ряд нештатных ситуаций, в том числе и в воздухе. Мужество пилотов, которые самоотверженно принимали непростые решения, возвращали самолеты на аэродром или сворачивали с взлетной полосы, заслуживает восхищения. Равно как и работа технического персонала, продолжающего обслуживать авиапарк не новых Яков. А вот топ-менеджмент и владельцы авиакомпании в этих историях предстают скорее в роли антигероев. Ведь это от их воли и управленческих решений зависит, на каких самолетах будут летать жители Саратовской области, гости города, а также сотрудники самой авиакомпании. Пока в этом направлении кардинальных изменений, увы, не наблюдается. Парк самолетов обновляется, но очень своеобразно. В числе последних приобретений – два самолета 1987-го и 1993 годов выпуска! Иными словами, даже самому «молодому» судну без малого 20 лет. Перевозчик заверяет, что воздушные суда «имеют минимальное количество часов налета» и «находятся в отличном техническом состоянии». При этом воздушные суда приобретены с VIP-компоновкой, и их не планируется использовать для пассажиров эконом-класса, как заявлял сам перевозчик. Таким образом, для обеспеченных саратовцев «Саравиа» намеревается использовать самолеты, произведенные два десятка лет назад и более. Предполагается, что менее взыскательную публику в этом случае может ожидать еще более невзрачный сервис? Неужели именно так новый собственник видит возможное развитие своего бизнеса?

***
Можно предположить, что подобная стратегия кроме возможных рисков и этических вопросов имеет и такие явные минусы, как возможное привлечение компании к ответственности. Как было отмечено выше, дело ограничивалось административными мерами. Но кто знает, чем закончатся эксперименты с терпением у сотрудников различных контролирующих и правоохранительных органов. Возможно ли в этом случае полностью исключать уголовное преследование? Первые прецеденты на этом поле уже могли иметь место. По мнению некоторых юристов, действия по взиманию денежных средств за пользование залом официальных делегаций, не открытым в установленном порядке, могли быть причиной возбуждения и уголовных дел. Конечно, это мнение небесспорно. Но в любом случае деньги в размере 10-12 млн рублей, которые могли быть получены от этих услуг, можно было бы  потратить с пользой, например на техническое переоснащение компании и повышение качества обслуживания.
Бизнес-стратегия саратовского перевозчика в данном случае удивляет, зачем же вкладывать деньги в самолеты, которым 10, 20, а иногда и больше лет, которые в силу своего возраста требуют к себе особо трепетного отношения и внимания? Не будет ли лучше изначально оснащать Саратовский аэропорт современной техникой, которая не только отвечает всем требованиям безопасности, но и современным требованиям к комфорту и сервису?

P.S. После того как редакция медиахолдинга «Взгляд» стала активно защищать права пассажиров, сообщая им информацию о состоянии дел на предприятии, «Саравиа» отказалось размещать на собственных рейсах нашу газету, мотивируя тем, что издание не пользуется достаточным спросом – об этом компания известила редакцию в письме на имя коммерческого директора. Интересно, что ранее подобных претензий не возникало, что логично, –  редакция предоставляла газету для распространения среди пассажиров на взаимовыгодной основе. Подобное противодействие свободному распространению прессы совершенно не сочетается с растиражированным образом Евстафьева-демократа. Более того, это напоминает методы, с которыми борется сам Аркадий Вячеславович, чье издание «Газета Недели» заявило об отказе от распространения через сеть ОАО «Роспечать» и заставляет в который раз задуматься о двойных стандартах.
С одной стороны, демократ заявляет о том, что его прессу всячески притесняют, с другой – сам препятствует распространению неугодной ему информации. Стоит порадоваться, что «демократический издатель», на деле предстающий в образе циничного тирана, пока остается без реальных рычагов власти.
В настоящий момент «Саравиа» подало иск против информационного агентства «Взгляд-Инфо». Тем не менее, мы продолжим информировать пассажиров  о деятельности компании. В частности, сейчас готовится расследование по факту использования топливо-заправочного комплекса, размещенного на арендованной перевозчиком земле без согласия на то собственника имущества.

Источник: газета взгляд Саратов № 49 (347) 20 – 26 декабря 2012 г.

http://sarvzglyad.ru/?news_id=5300