Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Этот туман похож на…



"

Этот туман похож на…

Этот туман похож на…

На какие нужды ушли займы Саратовской области?

После того как Павел Ипатов сложил губернаторские полномочия, его политику заимствования не ругал только ленивый. Однако наше издание обращало внимание на то, что в долги регион влез не только по инициативе представителей исполнительной власти, но и при помощи депутатов облдумы, неоднократно поддерживавших решение брать кредиты. Сегодня работу предыдущего состава правительства продолжают критиковать, хоть уже и без былого задора. Но почему-то мало кто задумывается о том, на какие именно цели ушли занятые средства. Быть может, именно займы спасли важнейшие сферы региона от тотального краха? В принципах кредитных трат разбиралось «Время».

Как сообщил нашему изданию заместитель председателя регионального правительства Павел Большеданов, информации о том, на какие конкретно нужды были потрачены заимствованные Саратовской областью средства, нигде нет. «Дело в том, что понятия «кредиты» и «инвестиции» сопутствуют друг другу, а те деньги, которые стоят за ними, образно говоря, переплетаются, — отметил он. — Так что юридически невозможно определить местонахождение ни одной копейки».
Рассмотрев законы об исполнении областных бюджетов и другие документы, мы попытались выявить примерные направления заимствованных денежных потоков.
Бюджет подскажет
Особенности структуры госдолга региона в промежуток с 2005 по 2006 год были подробно изложены в №4(305) от 30 января 2012 года (статья «Занятное дело»). К этому периоду возвращаться не будем, учитывая и тот факт, что размер задолженности был относительно незначительным.
Резкий скачок увеличения объема расходов областного бюджета (с 34,7 до 53,8 миллиарда рублей), как видно из таблицы №1, произошел в 2008 году. Практически нулевой дефицит казны резко перемахнул в пятимиллиардный. Вместе с тем увеличился и госдолг — с 6,6 до 10,1 миллиарда рублей. Финансирование министерства экономического развития тогда осталось на уровне 2007-го. Ведомству достались те же 220 с хвостиком миллионов рублей. Значительные вливания получили аграрный сектор (1,6 миллиарда) и отрасль капстроительства (1,5 миллиарда). Региональному минпрому дали лишь 50 миллионов. Зато приличные суммы были вложены в соцсферу: министерству образования досталось почти девять миллиардов вместо 1,8 (как в 2007 году); минздраву — 6,7 миллиарда вместо трех; министерству соцразвития — 7,3 миллиарда вместо 5,2. Обратим внимание на то, что область заняла 4,835 миллиарда именно за два последних месяца 2008 года. В то время, напомним, был разгар кризиса. Потому логично предположить, что займы имели социальную направленность: погашение долгов по заработной плате педагогам, врачам и так далее. Из сектора реальной экономики поддержка (более трех миллиардов) была оказана, пожалуй, лишь аграриям.
В 2009 году доходы бюджета удалось незначительно увеличить — с 49 до 53 миллиардов (не без помощи кредитов), вместе с тем выросли и расходы — на 5,2 миллиарда. Дефицит составил 5,8 миллиарда рублей — примерно на миллиард больше, чем в 2008 году. В процессе кредитования приняли участие 11 банков (рекордное число за последние восемь лет). В общей сложности они предоставили области более 10 миллиардов рублей. Таким образом, долговую нагрузку правительству не удалось даже удержать на том же уровне. Теперь она уже равнялась 15,4 миллиарда. И вновь большинство кредитов, по информации минфина области, были взяты в четвертом квартале года. Тенденция вливания финансов в социальную сферу сохранилась. Минсоцразвития, министерство образования, министерство строительства и ЖКХ продолжали подкрепляться миллиардами в то время, как градус финансирования экономических блоков оставался на прежней отметке. И снова мы можем догадываться, что займы ушли на заполнение пробелов в «социалке».
Ситуация несколько изменилась в период с 2010 по 2012 год, когда внимание правительства к экономическому блоку немного повысилось. Аграрный сектор в 2010 и 2011 годах получил 4,6 и 4,2 миллиарда рублей соответственно. А вот 2012-й для сельхозотрасли оказался менее благополучным. В нее было направлено 3,3 миллиарда. Промышленность же за три последних года финансировалась по минимуму — на уровне 40 миллионов в год. Практически все направления социальной сферы в период с 2010 по 2012 год были снабжены приличными суммами, в отличие от реального сектора.
Программное обеспечение
Обратим внимание на то, что во время работы предыдущего состава правительства было запущено несколько программ, направленных на развитие и поддержку социальных отраслей. Но не все эти проекты исполнялись должным образом. Взять, к примеру, «Программу модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011–2012 годы». Ее реализация оценивалась в 4,797 миллиарда рублей. Из этой суммы почти три миллиарда выделялись из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 429 миллионов — из консолидированного бюджета области и 1,3 миллиарда — из ТФОМС региона. Цели программы были следующими: укрепление материально-технической базы медучреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и современных стандартов медпомощи. Но даже при неплохой федеральной поддержке обойтись без кредитов не удалось.
«Время» неоднократно отмечало, что на деле указанные выше мероприятия не внесли в систему здравоохранения региона кардинальных преобразований. Некоторые муниципалитеты, по информации ревизионных органов, ремонтировали ЛПУ лишь формально. К тому же оборудование во многих больницах не было заменено, да и очередей почти не убавилось. Все это говорит о том, что деньги, скорее всего, расходовались не по целевому назначению. Вспомним и скандальную историю строительства перинатального центра в Саратове. Вряд ли представители тогдашнего правительства области смогли возвести объект без займов.
Теперь о неосвоенных средствах, выделенных Правительством РФ. В 2011 году региональное министерство экономики не израсходовало 28 миллионов федеральных рублей, министерство сельского хозяйства — 16 миллионов, министерство образования — 40 миллионов, министерство здравоохранения — 108 миллионов, министерство строительства и ЖКХ — 222 миллиона. Зато во время нелегкого кризисного периода региональная исполнительная власть уделила внимание объектам, которые, по сути, не способны оказать весомой помощи ни обществу, ни экономике. Например, саратовский ТЮЗ и новая очередь Набережной космонавтов.
Сомнительное направление
Ранее в нашем издании появлялись материалы о многочисленных нарушениях, выявленных Счетной палатой Саратовской области в деятельности предыдущего состава регионального правительства. Напомним, сотрудники комитета капстроительства в 2010 году попались на темных операциях при реконструкции берегоукрепительных сооружений набережной Саратова. Надзиратели также обнаружили факты нецелевого расходования бюджетных средств в процессе строительства перинатальных центров (в Саратове и Балашовском районе) и других объектов. По мнению экс-руководителя Счетной палаты региона Андрея Саухина (ныне директора областного ТФОМС), взятые правительством в кредит деньги вполне могли «прокручиваться» в сфере капитального строительства, усиливая тем самым долговую нагрузку. Сам же комитет капстроительства, как следует из таблицы №2, был серьезно профинансирован в 2008 году — почти четырьмя миллиардами рублей.
P.S. Мы приходим к выводу, что политика заимствования со стороны Павла Ипатова и его команды, скорее всего, была вынужденной мерой, ориентированной на закрытие пробелов в социалке. Ведь именно в эту сферу ушла львиная доля доходов бюджетов Саратовской области с 2009 по 2012 год. У предыдущего состава правительства даже не было четкой стратегии развития региона. Потому неудивительно, что сегодня нигде не прописано, куда именно направились заимствованные областью средства. Вызывает сожаление и тот факт, что во время кризиса взятые в долг деньги уходили далеко на не самые необходимые нужды.
Пожалуй, нынешнему составу правительства стоит извлечь уроки из деятельности своих предшественников и научиться не только зарабатывать бюджетные деньги, но и эффективно их тратить. Ибо команда Павла Ипатова не умела ни того, ни другого.
Справка «Времени»
В июне 2012 года правительство под управлением губернатора Валерия Радаева взяло бюджетный кредит в размере 500 миллионов рублей — на строительство и реконструкцию детских садов. Будем надеяться, что информация о последующих заимствованиях не будет скрыта.

Денис СПРИНЧАНЭ

Источник: газета Время Саратов № 348

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/29471