Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Без бумажки ты — укашка, а с бумажкою — УК



"

Без бумажки ты — укашка, а с бумажкою — УК

Как делили жилищный фонд

В позапрошлом номере нашей газеты мы начали разговор об истории захвата жилого фонда Саратова всевозможными мегаТСЖ и управляющими компаниями (материал «Управляющих кампания», №45 (346) от 17 декабря 2012 года). Речь шла о пионерах движения раздела, чья эпоха пришлась на первую пятилетку нулевых. Сегодня же мы расскажем о том, во что оно переродилось после вступления в законную силу нового Жилищного кодекса РФ в 2005 году. Именно с этого момента эра ТСЖ постепенно начала отступать перед эрой УК.
Принцип УК
Управляющая компания. Само это сочетание говорит о многом. Управляющая компания — это та, которая правит, имеет власть над вверенной ей территорией, материальными ресурсами, людьми, в конце концов. Именно она имеет права (а вовсе не те, кто рискнул ей довериться). Именно она, что бы ни делала, всегда оказывается права. Это вам не ТСЖ, которое объединяет собственников жилья на условиях товарищества. Понятно, что на деле во главе этих структур в большинстве случаев встали такие персонажи, которым товарищ разве что тамбовский волк. Но главное — принцип. Хотя бы теоретически члены ТСЖ имеют право определять политику управления своим домом (домами). И в тех случаях, когда подобные организации были созданы по уму и по закону, подобное управление весьма прозрачно и эффективно.
Могут ли так же работать управляющие компании? В принципе могут, но крайне редко, когда хотят. А зачем, в самом деле, напрягаться, когда тебе разом на халяву «упал» жилой фонд, состоящий из нескольких десятков (а то и сотен) жилых домов, состояние которых тебе совершенно фиолетово? Главное, чтобы жильцы платили исправно. А вот как заплаченные средства будут использоваться — не их собачье дело. Потому как тратить деньги должны исключительно профессиональные управленцы. А «профи» прекрасно знают, что техническое состояние полученных ими жилых домов неудовлетворительное, поэтому, скажем, отремонтировать их все разом не представляется возможным. Следовательно, жильцам дома №100 всегда можно доходчиво объяснить, что сегодня все силы брошены на ремонт дома №10. Жильцам последнего — сказать то же самое про дом №1. Ну а тем, кто проживает там, стоит объяснить, что начать ремонт решили с конца, то есть с дома №100. А деньги пустить на более важные цели. Какие? Коммерческая тайна.
Конечно, закон предусматривает смену жильцами управляющей компании. Но! Представьте стандартную многоэтажку 70-х годов постройки, расположенную где-нибудь на окраине города. Даже если граждане сумеют соорганизоваться и большинством голосов проголосовать за отказ от услуг УК «Х» (что само по себе крайне затруднительно, зная активность и дисциплину наших граждан). Допустим также, что данная управляющая компания не проигнорирует волю жителей (что также почти невероятно). Что дальше? Обращаться в УК «У»? Так там такая же петрушка. Создавать ТСЖ на базе одного дома? Блестяще! Вопрос лишь в том, где взять деньги, чтобы отремонтировать проржавевшие и текущие трубы в подвале, чтобы починить прохудившуюся крышу, чтобы привести в порядок подъезды и т. д. Правильно, только с жильцов (новый Жилищный кодекс участия государства в софинансировании ремонта жилого фонда не преду¬сматривал). А это серьезные вложения, которые мало кто потянет. А сможет ли руководство вновь созданного маленького ТСЖ, не имея сильной юридической службы, на равных разговаривать с коммунальными монополистами, которые очень любят лакомиться бесправной и малограмотной мелочью? Ответ очевиден. И это не единственные проблемы, которые предстяло постоянно решать самим жильцам. А они это делать, во-первых, не привыкли, во-вторых, не хотели привыкать и, в-третьих, просто не умели. Так какой смысл огород городить? И раньше жили при ЖЭУ и ДЕЗах, которые лишь собирали с населения деньги и практически ничего не делали, и теперь как-нибудь проживем при УК. Разницы-то никакой, только вывеску сменили.
Другие карманы
Стоп! А вот здесь мы сталкиваемся с серьезным заблуждением. При всех внешних сходствах жилищных контор прошлого и новоиспеченных управляющих компаний у последних было одно важное отличие — практически полная неподконтрольность муниципалитету или субъекту РФ. УК — это коммерческая структура со всем втекающим и вытекающим. Если деньги, которые люди платили в ЖЭУ, через ДЕЗы стекались в бюджет и оттуда уже распределялись на содержание муниципального жилого фонда, то с исчезновением последнего монеты покатились в частные карманы. Во что это вылилось на практике, мы все прекрасно знаем. Многомиллионные необоснованные неплатежи УК коммунальным поставщикам, многократная прокрутка собранных с жильцов средств и их дальнейший увод на сторону, далее — преднамеренное банкротство и создание новой управляющей компании с все теми же лицами во главе. И никакой ответственности ни перед кем. А чем прикажете отвечать, если уставной капитал большинства УК не превышал 10 тысяч рублей?
Как же и кем создавались подобные монстры? И куда, собственно, смотрела власть, когда их регистрировала и передавала им жилой фонд? Ведь все же было очевидно: не может компания с таким смешным уставным капиталом отвечать даже за один многоквартирный дом, не говоря уже о десятках и сотнях. Конечно, очевидно. Как и то, что случайных людей к управлению жилфондом не допускали. Практически все суперУК были созданы на базе бывших районных ДЕЗов. Так, в Заводском районе возникла УК «Стройкомплект», в Октябрьском — «Центр-дом», в Кировском — «Жилкомплекс», в Волжском — «ЖЭК» и т. д. В Энгельсе жилой комплекс был поделен между управляющими компаниями, так или иначе подконтрольными экс-главе района Михаилу Лысенко, в Балакове — его тезке Кискину.
Тени исчезают…
Но, в отличие от Энгельса и Балакова, в которых в середине нулевых было жесткое единоначалие (один был вотчиной Лысенко, другой — Ипатова), в Саратове процесс дележа жилого фонда между сильными мира сего носил куда более неоднозначный, скандальный и болезненный характер. Связано это было прежде всего с политической нестабильностью, имевшей место до самых недавних пор. После ухода с поста мэра города Юрия Аксененко областной центр буквально стали рвать на части — как прежние, так и новые претенденты на власть. Показательным примером тому стала история с образованием ТСЖ в поселке Юбилейный, где очень ярко засветился на тот момент замглавы Волжской администрации, а еще ранее — правая рука и главный идеолог и политтехнолог экс-мэра Аксененко Геннадий Геймор.
Видимо, почуяв, что время его и покровителя в лице Аксененко истекло, Геннадий Викторович развернул бурную деятельность в ином для себя направлении. Операция началась еще в 2004 году (то есть до выхода нового Жилищного кодекса) с создания ассоциации ТСЖ «Микрорайон Ю». По подложным документам (что позже установил суд) благодаря стараниям Геймора в ТСЖ объединили семь домов. Жильцы двух, правда, вскоре восстали против произвола. Товарищества «Саловская, 6» и «Усть-Курдюмская, 3» начали «освободительную борьбу». И даже обрели свободу. Но битва была долгой.
Для подавления сопротивления непокорных ТСЖ как класса Геймор организовал (фактически самовольно) ТСЖ-дубль — «Берилл». Правда, Волжский райсуд еще 3 апреля 2005 года признал этот «драгоценный камень» в оправе гейморовской коммунальной короны фальшивым и вынес решение: с регистрационного учета юрлиц снять. Но власти смотрели на Гену влюбленными глазами. А ЕРКЦ продолжал собирать дань с жильцов в пользу ликвидированного ТСЖ. Только после вмешательства в конфликт в 2007 году главы горадминистрации Николая Романова и прокуратуры господин Геймор исчез с поля горизонта. Одновременно вместе с ним из кассы «Микрорайона Ю» исчезло 30 миллионов рублей, которые предназначались на оплату услуг коммунальщиков. Что, впрочем, уже детали. Главное, что в кои-то веки простые жильцы смогли отстоять свои права.
Война
Но почему подобное произошло именно в тот период времени, и почему это не стало тенденцией? Да потому, что именно в 2007–2008 годах судьба Юрия Аксененко окончательно определилась, и его некогда мощную империю стали раздирать на части. Геймор и его компания были как раз частью той империи. В новый расклад они явно не вписывались. Кроме того, именно в те годы властная структура в областном центре была еще очень непрочной. Город был поделен на сферы влияния, что, в свою очередь, стало питательной средой для возникновения массы структур, желавших установить контроль над жилым фондом Саратова. Кстати, именно Николай Романов, вставший на защиту жильцов Юбилейного поселка, в 2007 году подписал постановление (а по сути, приговор) о создании на базе Кировского ДЕЗа одной из первых суперУК — «Жилкомплекса», которая и по сей день, несмотря на свою более чем скандальную репутацию и огромные долги перед коммунальными поставщиками, держит под собой львиную часть многоквартирных домов района.
Наверняка у Николая Романова, за фигурой которого маячили тени Михаила Лысенко и стоявшего за ним некогда влиятельного саратовского олигарха, были свои планы и относительно других районов города. Но все сложилось далеко не так, как, видимо, замышлялось. После отставки Романова в конце 2007-го группа единомышленников потеряла серьезный административный рычаг. У новых людей были свои планы. Однако механизм был уже запущен, обещания, скорее всего, розданы. Таким образом, возник конфликт интересов различных политических и олигархических групп, за которыми, помимо прочего, имелось силовое прикрытие правоохранительных структур.
Именно начиная с 2008 года, саратовцы познали такую прелесть, как задвоенные платежки. Каждый пытался урвать жилфондовский кусок побыстрее и пожирнее. Почти во всех районах города начались настоящие войны между УК и теми, кто стоял за ними. Частенько в драку были невольно втянуты и мелкие ТСЖ, которых также стремились поглотить под шум канонады. Многие из них пали жертвами на поле сражения монстров. Помимо этого, в войну вольно или невольно были втянуты и коммунальные поставщики, также имевшие свои интересы в переделе городского жилфонда. Впрочем, это уже совсем другая история.
Продолжение следует

Дмитрий БОГАТЫРЕВ

Источник: газета время Саратов № 348

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/29475