Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



300 миллионов — от лукавого



"

300 миллионов — от лукавого

Илья Кияненко — о финансировании культуры, саратовских театрах и власти

В прошлом номере «Времени» мы начали рассказывать о деятельности министров культуры Саратовской области. Отклик на публикацию не заставил себя ждать, и в редакцию позвонил Илья Кияненко, бывший начальник управления культуры Саратовской области, а затем — региональный министр, экс-директор театра оперы и балета, а ныне — советник действующего главы культурного ведомства.
Илья Федорович решил внести определенные коррективы в уже вышедший материал, скромно уточнив, что не Михаил Брызгалов, а именно он был дольше остальных у культурного руля региона. О том, чем же запомнилась его деятельность на посту в исполнительной власти, а также о театральной жизни Илья Кияненко рассказал нашему изданию.
Итак, в 1992 году Илья Кияненко становится начальником управления культуры Саратовской области еще при тогдашнем главе региона Юрии Белых. Спустя четыре года губернатором был избран Дмитрий Аяцков, который оставляет в своей команде чиновника, но уже под другой табличкой — министр культуры области.
— До того как стать начальником управления культуры, я десять лет возглавлял театр оперы и балета. В него же спустя шесть лет я вернулся в 1998 году. Так случилось, что в период социальных перемен дольше меня никто не руководил отраслью культуры в регионе. В советское время начальником управления культуры области 32 года был Евгений Курганов, человек чрезвычайно одаренный и уникальный в своем роде. Случай для России исключительный.
— Как финансировалась культурная сфера Саратовской области при Вашем руководстве?
— Культура всегда финансировалась по остаточному принципу, а значит — плохо. Помню, в 1996 году при формировании бюджета мне пришлось открыто выступить в прессе с критикой принципов выделения средств на отрасль, применяемых финансовым ведомством. Финансисты ополчились против меня, но мои коллеги по социальной сфере выступили в защиту, и в результате бюджет ведомства удалось отстоять в приемлемых параметрах. Тогда рьяно выступал в защиту культуры Юрий Киселев и другие деятели искусств. В то время в администрации области сложилась очень профессиональная, дружная команда в руководстве социальной сферой, которую возглавлял заместитель Юрия Белых — Владимир Чуриков. Это был настоящий государственный Человек. Он заботился о всех социальных направлениях деятельности областной администрации, убеждал губернатора в правильности всех наших исканий и всячески нас поддерживал.
— На Ваш взгляд, когда наступил самый трудный момент для культуры?
— Самым сложным оказался переходный период, так называемая перестройка, которую народ окрестил «перестрелкой». Нашей целью тогда стало сохранение отрасли культуры, которая сложилась на территории области в советский период. Мы прикладывали максимум усилий, чтобы не потерять ни одного клуба, ни одной библиотеки, сохранить все учреждения культуры и искусства, функционировавшие на территории региона.
— Что было сделано Вами на посту министра культуры Саратовской области?
— Очень много. Все трудно перечесть. Вот несколько примеров. Был отреставрирован дом в городе Энгельсе, где жила семья Льва Кассиля, и открыт в нем музей. Его жена, Светлана Леонидовна Собинова, отдала в музей большую часть вещей из кабинета мужа и была рада, что появился музей и память о супруге будет сохранена. В Хвалынске тоже был отреставрирован дом и открыт музей, где жила семья художника Кузьмы Петрова-Водкина. Мне удалось уговорить руководство города Энгельса отдать бывшее здание горкома партии Детской школе искусств.
Мы спасли также от продажи Дворец культуры «Россия», уговорив руководство СЭПО оставить помещение для обслуживания населения Ленинского района. К сожалению, с ДК «Рубин» такого не получилось, и уже много лет это здание находится в запустении. Также нашему ведомству удалось спасти Дом ученых, который ныне известен саратовцам как Дом работников искусств. К 200-летию Саратовской губернии был выпущен целый ряд сборников об истории Саратовского края, в том числе изданный в Москве уникальный двухтомник из серии «Памятники Отечества».
В тот период вышел в свет двумя изданиями «Самоучитель игры на саратовской гармонике», автором которого стал руководитель ансамбля саратовских гармоник «Серебряные колокольчики», заслуженный работник культуры Евгений Нахов. Мы долго бились за то, чтобы получить находящийся на углу улиц Радищева и Кутякова бывший цех по производству этого уникального инструмента под художественный промысел. Но цех был передан в министерство легкой промышленности, которое его в конце концов ликвидировало. Сейчас в области пытаются восстановить производство саратовской гармоники. Хочется верить, что этот уникальный инструмент будет возвращен к жизни.
Инициатив за период нашей работы было много. Большое количество помещений передано под различные сферы искусства. Так, здание на Первомайской, 75 — Радищевскому музею. В Вольске оставалось от советских времен недостроенное здание горкома партии. Мы взяли его на баланс, достроили, усовершенствовали и открыли в нем музыкальное училище. В этом городе были созданы и открыты музей природы и картинная галерея, которая впоследствии стала филиалом Радищевского музея Саратова. В Марксе за счет пристройки увеличили площадь музыкального училища. Мы выступили с ходатайством, чтобы симфоническому оркестру филармонии и ТЮЗу было присвоено звание «академический», и они его получили.
— В 1998 году Вы вернулись на руководящую должность в Саратовский театр оперы и балета. А в 2011-м разразился скандал с начислением Вашей зарплаты.
— С начислением моей зарплаты все было по закону, и размер ее определялся контрактом, заключенным со мной министром культуры Владимиром Синюковым, который решил устроить со мной борьбу. Ни одной копейки сверх этого контракта я не получал. В акте проверки Счетной палаты, призванной выяснять, насколько правильно расходуются целевые средства, не было ни одного слова о том, что мы где-то нарушили закон. Счетная палата проверяла и другие театры, в том числе и ТЮЗ. В частности, в акте по театру юного зрителя указывалось на большую численность пожарных — 32 единицы — и на неэффективность работы этой службы. Если бы господин Синюков вместо борьбы со мной как следует проверил состояние пожарной безопасности в ТЮЗе и акцентировал внимание руководства театра на устранении недостатков, уверен, что трагедии в этом уникальном здании можно было избежать. Саратовская культура смогла бы его сохранить. Но случилось то, что случилось. Убежден, что нельзя ставить на руководство любой отраслью непрофессионалов, это только вредит делу.
— А в Вашу бытность директором театра оперы и балета здание проверяли на предмет противопожарной безопасности?
— Да. В свое время мы сделали ремонт в театре, служебные коридоры были отделаны пластиком. Но вскоре мы получили предписание от пожарного надзора, согласно которому использованный нами материал был признан горючим и легко воспламеняющимся. Пришлось его менять. К сожалению, в оперном театре до сих пор нет автоматической системы пожаротушения. На ее установку необходимо более 11 миллионов рублей. В бюджете такие средства не заложены, и в ближайшее время вряд ли эти деньги будут театру выделены.
— Но вернемся к пожару в ТЮЗе. После трагедии было озвучено, что на реконструкцию и ремонт здания требуется 300 миллионов рублей. Как Вы считаете, это достаточные средства?
— Очень сомневаюсь. Вскоре после пожара в Саратов приезжала член Совета Федерации Светлана Орлова. Тогда же для нее была озвучена сумма восстановительных работ старого здания ТЮЗа. Кто назвал Орловой цифру в 300 миллионов рублей, я не знаю, но она — от лукавого. Для начала необходимо сделать проект реконструкции и только затем составлять смету. Какой она будет впоследствии — неизвестно. Согласно заключению комиссии, сохранить от старого здания можно только фасад.

Василиса ЧЕРНЯВСКАЯ

Источник: газета Время Саратов № 351

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/29530