Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Ирина Рогова: “Для нас полет в космос больше не является событием”



"

Почему место приземления Гагарина никогда не станет туристической Меккой?

Выполнив один оборот вокруг Земли, 12 апреля 1961 года на 108-й минуте корабль “Восток” завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в 110 км от Сталинграда (тогда так назывался Волгоград), как было запланировано, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, в районе села Смеловка. Радар зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель. Зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за “контейнерами с неба”, которые могли бы оказаться спускаемым аппаратом. Для советских людей подвиг Гагарина стал настоящим чудом. С 1961 года прошло более полувека, и только сейчас место приземления первого в мире космонавта признано объектом культуры федерального значения. О том, как изменилось отношение людей и государства к космонавтам, почему в России XXI века не слышно о космических свершениях, что могла бы сделать Саратовская область, чтобы о месте приземления Гагарина не забыли, “Взгляду-онлайн” рассказала Ирина Рогова, пресс-секретарь – заместитель руководителя пресс-службы Федерального государственного бюджетного учреждения “НИИ Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина”.

– Совсем недавно стало известно, что место приземления первого в мире космонавта Юрия Гагарина в Саратовской области отнесено к объектам культуры федерального значения и получило статус достопримечательного места. Насколько это событие важно для самих космонавтов?

Ирина Рогова: “В Америке человека, который полетел в космос на шаттле и пробыл там 12-14 дней, встречают как героя. У нас космонавт Сергей Крикалёв 803 дня пробыл в космосе. Это мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания человека в космосе, который наша страна даже не зарегистрировала в Книге рекордов Гиннесса”.

– Мы стараемся каждый год ездить на место, где приземлился Гагарин. Но если раньше правительство области приглашало огромные делегации космонавтов, выделяло для этого целый вагон, то сейчас на торжественное мероприятие, приуроченное ко Дню космонавтики, приезжают два-три космонавта.  В последний раз мы были у вас одним днем, на несколько часов. Особенно тяжело такие поездки даются космонавтам-ветеранам. Тем не менее они приезжают, потому что Гагарин для них является своеобразной “иконой”. На территории Звездного городка есть музей, в котором воссоздан рабочий кабинет Гагарина, есть зал, где хранятся его вещи. Мы ценим его достижения. Космонавты вообще очень суеверные люди, которые чтят традиции, четко придерживаются правил.

– Создается впечатление, что о Гагарине, о самом месте его приземления помнят только космонавты?

– Космонавты просто живут этим. Перед тем, как поступить в отряд космонавтов, ребята по полтора года проходят общекосмическую подготовку, выполняют тяжелые тренировки. Есть даже такая традиция: кандидаты в космонавты, прежде чем приступать к подготовке, должны встретиться в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области. – Авт.), где родился первый в мире космонавт, и попить из колодца воды. Считается, что если ты эту традицию соблюдешь, обязательно попадешь в отряд. Я мечтаю, чтобы на месте приземления Гагарина в Саратовской области было хотя бы подобие того, что сейчас есть в Гагаринском районе. Там даже атмосфера другая. Когда туда приезжают космонавты, для жителей это целый праздник, который сопровождается выступлениями артистов, шествием ветеранов первого набора, вручением грамот студентам-отличникам.

– Но молодые люди, наверное, сейчас все меньше мечтают стать космонавтами. Какой, на ваш взгляд, должен быть стимул для них?

– Многие становятся космонавтами из-за стремления познать неизведанное. Для кого-то важен пример, и в этом помогают как раз встречи с космонавтами. Представляете, какой это побудительный импульс, когда руку тебе жмет человек, достигший в прямом смысле слова огромных высот, а не какой-нибудь чиновник. У нас есть космонавты, которые по 16 лет шли к своей цели. Это абсолютно другая энергетика, стимул просто нереальный. У ребенка зарождается внутри желание стать космонавтом,  когда к нему подходит человек,  который этого уже достиг, и говорит: “Дерзай, у тебя все получится!”.

Поэтому если будет создана нормальная инфраструктура и действительно достопримечательное место на территории Саратовской области, если будут организовываться мероприятия с участием космонавтов, то и молодые люди станут интересоваться этой темой. Может быть, сегодня стоит начать с того, что проводить тематические мероприятия о космонавтике, о Юрии Гагарине и других космонавтах в детских садах, школах, вузах, чтобы наша молодежь научилась гордиться своими соотечественниками, своей страной! Вообще, интерес к космонавтике во всем мире, как ни странно, намного выше, чем у нас в России. Для нас полет в космос уже не является событием, это стало чем-то обыденным. В России осуществляются как минимум четыре старта в год, шесть российских космонавтов ежегодно летают в космическое пространство.

– Может, просто космонавты – люди непубличные, поэтому о них мало знают?

– Они, конечно, не часто мелькают на экране, но это не их вина. Съемочные группы приедут снимать космонавтов, только если случится экстраординарное событие или происшествие какое-нибудь. Наши космонавты только за один полет осуществляют шесть выходов в открытый космос. Это фантастические показатели. Никто об этом не говорит. В Америке человека, который полетел в космос на шаттле и пробыл там 12-14 дней, встречают как героя. У нас космонавт Сергей Крикалёв 803 дня пробыл в космосе. Это мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания человека в космосе, который наша страна даже не зарегистрировала в Книге рекордов Гиннесса. Действующих космонавтов у нас не так много – всего 34. Они за свою профессиональную карьеру летают в космос по 3-4 раза, потом проходят реабилитацию. Они заслуживают большего внимания и почета как со стороны государства, так и со стороны обычных людей.

– Возможно, если бы на месте приземления Гагарина построили развлекательный космический комплекс или современный музей, это помогло бы возродить интерес к космосу?

– Если делать достопримечательные комплексы – то качественно и хорошо, как это сделано в Испании, США, Германии. Там огромнейшие технологически оснащенные центры, где можно увидеть макеты станций, где применены новейшие интерактивные технологии. Я не думаю, что туристы захотят ехать в степь, если там не будет инфраструктуры: кафе, магазинов с сувенирной продукцией, гостиниц, музея, банально дорог. Нужно сделать так, чтобы люди имели возможность приехать с утра, а уехать только вечером. Понимаю, что для этого необходимы большие финансовые затраты, которые пока государство, видимо, не готово вкладывать в развитие космонавтики.

P.S.

Напомним, что в 2007 году губернатор Саратовской области Павел Ипатов во время участия в радиомосте с экипажем Международной космической станции (МКС) подтвердил, что правительство планирует в 2008 году начать, а в 2011-м завершить строительство уникального комплекса. “Мы гордимся, что первый космонавт Юрий Гагарин встал на крыло, учился и совершил приземление на саратовской земле, – сказал Ипатов во время радиомоста. – Соответствующие обращения будут направлены в правительство России, а также разработан проект строительства мемориального туристического комплекса на месте приземления первого космонавта“. Однако этим планам не суждено было осуществиться.

Два года назад, к 50-летию полета Гагарина и его приземления в Саратовской области, газета “Взгляд” подготовила собственное расследование о судьбе грандиозных “гагаринских проектов” с печальной перспективой и о современном освоении “космических” денег. Прочитать об этом можно в статье “У нас еще в запасе четырнадцать минут…”

Идея возвращения месту приземления Гагарина былой славы вновь зазвучала в правительстве региона (уже при Валерии Радаеве) в конце 2012 года. Министр спорта Наиля Бриленок дважды созывала общественников и журналистов по этому поводу. Дальше разговоров дело не пошло.