Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Комплекс неполноценности



"

Комплекс неполноценности

Чем обернулась модернизация образования для Саратовской области

25 января этого года можно считать своеобразной вехой в истории школьного образования Саратовской области. Ведь пять лет назад наш регион стал одним из 34-х, кто принял сверху, добавил от себя и познал всю глубину комплексного проекта модернизации образования. Чем он обернулся для педагогов и бюджета губернии и почему вопрос о зарплате учителей вновь стоит остро, выясняло «Время».
Конец прошлого года ознаменовался тем, что Президент России Владимир Путин на совещании по проекту модернизации региональных систем общего образования подчеркнул, что «из некоторых регионов поступают тревожные сигналы: вместо продолжения роста мы наблюдаем снижение средней зарплаты учителей». По его мнению, доведение средней заработной платы учителей до средней по экономике конкретного региона должно было стать одним из основных показателей эффективности проекта модернизации региональных систем общего образования. «Сейчас средняя заработная плата по экономике в стране растет, одновременно должна расти и средняя зарплата в школах», — добавил глава государства.
Однако на практике, если в конце 2011 года рост заработка отметили только 61,3% респондентов, то в 2012-м — 51,6%, еще 40,5% сочли, что зарплата осталась на уровне предыдущего года, а 7,9% педагогов получили меньше, чем в конце 2011-го.
Вот и в Саратовской области средняя зарплата учителя не дотянула до средней оплаты труда по экономике. Наш регион, сделавший отчаянный рывок в отношении увеличения доходов педагогов, не удержался на заявленных позициях.
сКПМОшничали
Саратовская область вступила в КПМО в 2008 году, и финансирование этой программы на тот период из федерального бюджета на зарплату учителей составило 323 миллиона рублей, из регионального выделили на эти цели 500 миллионов. В 2009-м федеральный бюджет направил в область еще 284 миллиона, а дополнительное финансирование составило около трех миллиардов. Общая сумма бюджетных ассигнований на образовательные учреждения в те годы достигла 6,2 миллиарда рублей.
Какая часть этих средств пошла на зарплаты учителям? Говоря сухим языком цифр, отметим, что на конец 2007 года средняя заработная плата учителей по области составляла 6960 рублей. С началом реализации КПМО оплата труда педагогов 346 школ города и села составила 14 800 рублей. Однако эту планку не удалось зафиксировать, и спустя некоторое время зарплаты сползли вниз. В итоге средняя оплата труда учителей к 2010 году не превысила 13 335 рублей. Ее фонд в 2008-м не достиг даже 4,5 миллиарда, в 2009-м его увеличили более чем на два миллиарда рублей, а уже год спустя снизили почти на 400 миллионов. К тому же только за начальный период реализации программы модернизации образования на территории Саратовской области количество педагогов сократилось с 24 до 21 тысячи, число школ уменьшилось с 1249 до 1041. Было закрыто полсотни из них, больше 150 стали филиалами или «приросли» к другим образовательным учреждениям.
Особенно этот процесс затронул малокомплектные школы. Мы пообщались с одним из учителей такого образовательного учреждения Балаковского района (по просьбе комментатора, его фамилию мы не раскрываем). «Когда началась комплексная программа модернизации образования, были вложены большие средства в базовые, крупные школы, — отметил Александр, отработавший в районной школе не один десяток лет. — Однако малокомплектные школы и вовсе перестали снабжать. Планировалось, что их закроют, а детей будут возить в передовые школы на автобусах. Но сеть дорог у нас не развита, и западная модель сбора детей в учебные учреждения не сработала. К тому же денег на эту статью расходов не было заложено в нужных объемах. На деле вышло, что одни дети получали знания, а другие остались за пределами учебного процесса».
Эту балаковскую школу все-таки не закрыли, но превратили из одиннадцатилетней в девятилетнюю. По словам нашего собеседника, педагогами в основном работают пожилые люди. Самым молодым учителем в их коллективе был 45-летний специалист. «Безусловно, в программе модернизации были и свои плюсы, — продолжает учитель. — Интерактивные доски в школах оказались хорошим подспорьем в работе педагогов. Но иногда поставка нового оборудования оборачивалась очередным отмывом денег. Как-то в школу пришла коробка, в которой, помимо всего прочего, были три бельевых резинки. Их стоимость по смете составила 700 рублей. И таких примеров — масса. Видимо, кто-то хорошо нагрел руки на поставке оборудования в школы».
Однако комплексная программа модернизации предполагала не только ремонт и переоборудование школ на современный лад. В нее закладывалась очень важная статья расходов — оплата труда педагогов. Согласно данным сайта kpmo.ru, на котором представлен электронный мониторинг итогов реализации проекта, средняя зарплата учителя в Саратовской области составила чуть более 21,5 тысячи рублей за декабрь 2012 года. Среди регионов Приволжского федерального округа по этому показателю мы пятые с конца. Зато согласно данным, полученным в облправительстве, средняя зарплата педагогов за 2012 год в нашем регионе немногим превысила 17,5 тысячи рублей.
«В последнее время участились разговоры о повышении зарплаты учителей до средней по экономике, — продолжает наш балаковский собеседник. — Однако итоги КПМО показали, что оплата труда выросла в основном у директоров школ, а у учителей она осталась на уровне 10–12 тысяч рублей. Кто-то из федеральных чиновников однажды высказался, что если поднять зарплату педагогам, то им некогда будет заниматься работой. Учителя уже устали от модернизации. Как говорил китайский мудрец, «я не желаю тебе жить в эпоху перемен». Педагогам нужна стабильность, чтобы учить детей и знать, что зарплату выплатят в полном объеме и в срок».
Табу КПМО
Кстати, учителя, с которыми мы пытались пообщаться и разузнать, как же проходила комплексная программа модернизации внутри различных школ, не захотели называть свои фамилии публично или просто отказались от беседы под предлогом того, что подобные вопросы решаются исключительно с директором общеобразовательного учреждения. Иными словами, для учителей КПМО — табуированная тема. Педагоги предпочитают хранить молчание, а встретиться готовы только на условиях анонимности и не в стенах родных школ. Разрушить красивые цифры скупой статистики они не готовы: то ли не хотят подставлять директора, то ли боятся лишиться и того, что имеют. И только из сообщений на специализированных интернет-форумах становится понятно, что ситуация далека от тех идеалов, которые рисуют чиновники.
Нередко педагоги пишут о том, что в основном завалены бюрократией: сбором информации для портфолио, которое позволяет оценить их работу и выплатить причитающееся жалование. В погоне за дополнительными баллами теряется время, отведенное на учеников. Помнится, в одной из школ учительница физики долго перед нами перебирала папки, которые ей приходится набивать каждый год, чтобы в итоге ей начислили более-менее достойную зарплату. Сами же директора школ скромно пишут в онлайн-дневниках образовательных учреждений о плюсах и минусах реализации КПМО. Так, директор школы в селе Большой Мелик Сергей Махров отмечает, что исключение из штатного расписания отдельных категорий педагогических работников — социального педагога, библиотекаря, старшей вожатой, а также работников младшего обслуживающего персонала — стало основным недостатком модернизации школы.
Осторожно, модерн!
А что же чиновники? Представители власти всех уровней в один голос кричали «одобрям-с!» надвигающемуся в 2008 году процессу комплексной модернизации образования. Тогдашний министр образования области Михаил Горемыко говорил, что зарплата учителей прилично увеличилась, а случаи ее снижения были, но совсем незначительные — менее 3%. Единодушной с чиновником оказалась тогда и председатель саратовского комитета образования Марина Епифанова, подтверждавшая слова регионального коллеги о солидном размере оплаты труда педагогов. Виновных в том, что уровень зарплаты не удержался и упал, нашли быстро. Павел Ипатов и профсоюзники сошлись во мнении, что ими оказались директора школ, которые по неопытности и экономической неграмотности «раздули административно-управленческий персонал».
Кстати, этот вопрос до сих пор остается камнем преткновения в чиновничьих дебатах. Так, на одном из постоянно действующих совещаний при зампреде правительства Павле Большеданове представителями регионального минобраза было отмечено, что расходы на административно-хозяйственную часть персонала необходимо сокращать с 44% до 35% от общего фонда оплаты труда. В 2011 году подобная оптимизация была проведена на уровне 5%. Были названы и другие недостатки системы.
Ко всему прочему, во времена КПМО «отсутствовал механизм стимулирования молодых специалистов». Задавались ли представители власти вопросом: кто же пойдет работать за зарплату учителя, если даже в ближайшей перспективе у окончившей вуз молодежи впереди не маячит рост и удовлетворительное денежное довольствие? Ответ кроется в деталях трехлетнего бюджета Саратовской области. Согласно принятому документу, фонд оплаты труда (ФОТ) работников общеобразовательных учреждений региона в текущем году составит почти 9,44 миллиарда рублей при средней зарплате в 19,28 тысячи рублей. В 2014-м этот показатель подрастет более чем на миллиард, и учителя уже смогут рассчитывать на 23,5 тысячи в месяц. Но самым показательным является 2015 год, когда ФОТ увеличится всего лишь на 226 миллионов рублей, а жалованье педагогов подрастет до 26,1 тысячи. Нехитрая арифметика говорит о ежегодном сокращении числа учителей на 8–9%. Поэтому стоит заглянуть за красивые статистические данные и постоянные рапорты о повышении зарплат учителям и увидеть одно: кто же и как будет учить наших детей, в каких школах, если педагогов просто хотят сократить?

Василиса ЧЕРНЯВСКАЯ

Источник: Газета Время Саратов № 353

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/29556