Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Шумел камыш



"

Шумел камыш

Экономику Саратовской области может спасти то, что губит Волгу

Секреты успеха строительной сферы в годы советской власти строились в том числе и на смелых экспериментах, часть из которых ныне совсем забыта. Возврат технологий и желание заработать, экономя, могли бы сделать наш край нишевым производителем уникальных строительных материалов.
На пути к болоту
«Волга гибнет», — делает широкий жест Владимир Шашуловский. На столе у директора саратовского отделения института озерного и речного рыбного хозяйства беспорядок. На распечатках с принтера — графики, стремящиеся в зенит. Они показывают, сколь велик шанс у главной водной артерии Саратовской области превратиться в болото. Не в переносном, а в прямом смысле. Геологи уверены: через 500 лет процессы в земной коре превратят великую реку в заросший камышом водоем. И сейчас мы являемся свидетелями того, как активно тростник наступает на берега. Любой назовет дюжину некогда песчаных пляжей и островов, которые за несколько лет превратились в зеленое от камыша поле. Кое-где фарватер непроходим даже для малых катерков.
Камыш — настоящий бич рек. Произрастая, он начинает препятствовать течению, местами даже полностью перекрывая его. Нет фильтрации воды, дно и берега заиливаются, задыхается и гибнет рыба. А это — замкнутый круг, ведь рыба — единственный враг камыша, она поедает его мягкие части. Исчезает она, и тростник начинает расти лавинообразно, достигая и перекрывая фарватер. Получается, что, уничтожая камыш, мы можем отсрочить гибель Волги? «Да, — решительно кивает Владимир Шашуловский, — и не только отсрочить, но и вовсе этого избежать. Но ихтиологи этот вариант не рассматривают».
Приплыли
Пессимизм и фатальность ученые объясняют просто. Никто не будет заниматься рубкой камыша. Экологи? Их задача обратная — сохранить максимум зеленой массы на планете. Рыбоохрана? Но она своим трендом выбрала разведение молоди. Потому что под это выделяют деньги. Но, выпуская мальков, мы лишь создаем видимость рыбного изобилия.
Даже если бы подрядная организация нашлась, дырявый бюджет региона спасение Волги от тростника не потянул бы. Бензин, аренда катеров, привлечение кадров, транспортировка, складирование, утилизация… Тысячи, десятки тысяч квадратных метров и километров камышового поля. Работа на десятилетия вперед. Это утопия, сокрушаются ихтиологи.
А выход на самом деле есть. Просто никому не приходит в голову, что легкий и какой-то несерьезный камыш можно рассматривать в качестве… полезного природного ресурса. Наряду с древесиной. Конечно, в истории всякое бывало. Древние египтяне делали из тростника первую в мире бумагу. Китайцы плели и плетут из него буквально все, начиная от шляп и заканчивая циновками. Даже сейчас в Саратове продаются китайские тапочки, часть которых сделана из камыша. Смотрится стильно, ногам комфортно, экологично и утилизируется для природы легче и безболезненнее, чем синтетика или резина. В России даже в советские времена крыши крыли перевязанными тростниковыми охапками. Старожилы рассказывают: невесомый материал создан самой природой, чтобы противостоять воде. Она с камышовых листьев и стеблей скатывается, как с гуся — не остается и капельки.
Так, может, нам тоже стоит присмотреться к камышу-тростнику не как к мусору, а как к бесценному, практически неисчерпаемому и самовозобновляемому строительному материалу?
Что скажут строители
Когда автор этой статьи высказал вышеозвученную мысль директору НП «Межрегиональное объединение строителей» Владимиру Константинову, тот пришел в восторг. Профессиональный строитель напомнил корреспонденту «Времени» годы СССР, когда камыш считался очень ценным строительным материалом, и производство изделий из него было очень сильно развито. Это сейчас нас смешат такие названия, как камышебетон, камышесечка, но когда-то они работали на благо людей, пока не стали незаслуженно забыты.
«Были целые классы таких материалов, — загибает пальцы Константинов, — самый перспективный — камышебетон. На его изготовление идет одна часть цемента, восемь частей песка и десять частей камыша. Иными словами, блок из камышебетона в десять раз дешевле бетонного. Представляете коттедж, который вы можете построить не за миллион, а всего за 100 тысяч рублей?»
Идею подхватывает гендиректор «Саратовоблжилстроя» Леонид Писной, который рассказывает: да, высотный дом из камышебетона не построишь. Но для малоэтажного строительства, для сараев, гаражей это идеал. Из камышебетона с успехом строили даже трехэтажные дома. Легкие блоки не давят на грунт, лучше обычного бетона держат тепло, легко пилятся, для них не нужен кран, их могут поднять два человека. «Я бы такие блоки попытался использовать», — признается Писной.
Связкой «цемент-щебень-камыш» можно мостить пешеходные дорожки, делать из них полы. При этом если кубометр бетона стоит 2700–3800 рублей, то в случае с камышовыми изделиями эту цифру надо делить на десять. Плюс резкое уменьшение затрат на транспортировку, ведь такие блоки в разы легче традиционных.
В 1960-е годы ученые разработали так называемый камышелит. Здесь тростниковые опилки и стружка связаны гипсом. Потом появился камышефибролит (камышовые стружки, цемент, жидкое стекло), который по параметрам не отличается от древесины, камышеарболит (крупнопористый, а потому очень легкий и теплый материал) и так далее. Владимир Константинов подсказывает: стройматериалы из тростника и вовсе могут быть без цемента. К примеру, в качестве утеплителя стен вместо минеральной ваты пробовали использовать толстые «маты» из камыша. Собранные стебли просто туго связываются в блоки, которыми и утепляются стены строения. Из камыша можно делать аналог древесно-стружечной плиты, из камышовой бумаги — обои, экологически чистые облицовочные плитки. Нашел себя тростник и в нестроительных сферах: полвека назад из него делали даже текстиль (вискозу), сбраживали на спирт, вырабатывали глюкозу. Молодой камыш — отличный корм для скота.
Фактически мы не осознаем той ценности, которая в виде «мусора» покрывает саратовские берега. Это тысячи тонн ежегодно возобновляемого сырья. Миллионы и сотни миллионов рублей экономии и дохода. Копеечные первоначальные вложения. Огромный рынок сбыта. Полностью незанятая ниша. Наши собеседники уверены, что если государство на этот бесценный источник закрывает глаза, то есть надежда, что к саратовскому камышу присмотрится частный бизнес, который от реализации этой идеи просто обогатится. А заодно и Волгу спасем.

Владимир БАРСУКОВ

Источник: Газета Время Саратов № 356

http://www.timesaratov.ru/gazeta/publication/29611