Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Уродовспоможение



"
Ирина Лихоман

Сельчанкам губернии предлагают рожать за 200 км от дома

Cельская медицина продолжает разваливаться. Закрытие ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), видимо, оказалось недостаточным, и чиновники в белых халатах взялись за родильные отделения. Оказывается, в районных больницах не хватает квалифицированного персонала, стационары плохо оборудованы, и многие акушерские койки «экономически невыгодны». Надо полагать, это и есть главный мотив проводимой оптимизации — экономия на здравоохранении.

Пока в российских регионах врачи и будущие мамы устраивают акции протеста в Саратовской губернии, на первый взгляд, все тихо и мирно. Оптимизация нас не коснулась? Или врачи просто боятся об этом говорить? В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

Эффект подмены

Все начиналось с ФАПов, на которые как федеральные, так и региональные чиновники обратили пристальное внимание в 2007-2008 гг. Тогда-то и началось их резкое сокращение. В Саратовской области помещения одних фельдшерско-акушерских пунктов не соответствовали санитарным нормам и правилам, другие обслуживали слишком мало пациентов, третьи никак не могли найти постоянного фельдшера. По крайней мере, такие объяснения давали сами чиновники. Главврачи районных больниц, которым удалось сохранить ФАПы, имеют иную точку зрения и уверены, что термин «экономически невыгоден» впервые был применен именно к фельдшерско-акушерским пунктам. Сельчане после закрытия фельдшерских пунктов оказались без медицинской помощи, даже самой простой: гипертонический криз — некому сделать укол, высокая температура — вместо вызова фельдшера приходилось ждать «скорую помощь» из ЦРБ. Поездка же в соседнее село, в другой фельдшерский пункт оказывалась неблизкой — 50-70 км. Но все эти «мелочи», видимо, мало интересовали чиновников. В 2006 г. в Саратовской губернии функционировало 1005 ФАПов, в 2010-м — уже 893, в 2011-м их число снизилось до 874, а в 2012-м — до 858. За шесть лет было потеряно 147 фельдшерско-акушерских пунктов. В прошлом году обновленные ФАПы потихоньку стали открываться в селах области, но какой ущерб эти годы «простоя» нанесли здоровью сельских жителей?

Оптимизация коечного фонда, которая началась в конце 2012 г., обернулась тем, что содержание в малых населенных пунктах родильных отделений стало нерентабельным. От чиновников федерального Минздрава все чаще можно услышать про экономическую неэффективность, которой они оправдывают неприятные для пациентов новшества. Наиболее печальная ситуация сложилась в Ростовской, Оренбургской, Липецкой, Волгоградской, Ярославской, Томской областях.

В Ярославской области запланировано сокращение коечного фонда в семи районах области, и местные жительницы уже провели несколько акций протеста в защиту родильных отделений. Будущих мам можно понять: теперь они вынуждены отправляться на роды за несколько десятков километров, в результате чего с начала года в пять раз увеличилось количество родов в машинах скорой помощи. Случай, который получил общественный резонанс, — захват родильного дома будущими мамами в поселке Борисоглебский Ярославской области. Шесть дней накануне Нового года беременные женщины отказывались покидать медицинское учреждение, попавшее под сокращение. В конце концов будущие мамы вышли, но не сдались: в феврале защитники попавшего в экономическую «немилость» роддома пикетировали здание Минздрава РФ в Москве.

На территории Волгоградской области пока не бастуют, но там ситуация еще более напряженная. На круглом столе, состоявшемся в конце февраля в Москве, были приведены следующие цифры: из 33 родильных отделений в сельских районах чиновники намерены оставить только 8. Объяснение все то же: содержание малозагруженных родильных стационаров стало обременительным для местного бюджета.

Родить нельзя погодить

Что происходит в Саратовской области? Как пояснили в областном минздраве, в ЦРБ, «где помощь женщине и новорожденному при возникновении экстренных ситуаций не может быть оказана в полном объеме», проводится реорганизация коечного фонда. 140 коек были перепрофилированы в акушерские койки дневного стационара. За пять лет в пяти районах области были сокращены родильные койки и оставлены только койки патологии беременных в дневном и круглосуточном стационарах. В Воскресенском, Саратовском районах и пос. Светлый родильных коек нет вообще. Хотя нужно отдать должное: в восьми муниципальных районах (Аркадакский, Балтайский, Ивантеевский, Новобурасский, Ровенский, Романовский, Турковский, Хвалынский) в акушерских отделениях появилась палата для экстренного приема родов, оснащенная необходимым оборудованием.

При этом наблюдается интересная ситуация: в неформальных беседах врачи сетуют, что акушерские койки с этого года подверглись сокращению. Но в областном минздраве утверждают, что с 2005 г. общее количество акушерских коек в области чуть-чуть увеличилось. Как такое может быть? Врачи предполагают: видимо, за счет открытия перинатального центра.

В жизни же все не совсем так, как в гладких отчетах минздрава. В Екатериновском районе отдельное родильное отделение перестало существовать самостоятельно и было объединено с гинекологическим. В Балтайском районе вообще все довольно таинственно: будущие мамы бьют во все колокола, рассказывая прессе о том, что отделение патологии беременности практически закрыто, а две акушерские койки переведены в хирургическое отделение. В администрации же ЦРБ на эту тему общаются крайне неохотно и утверждают, что с января этого года была сокращена лишь одна койка, а само отделение функционирует и по сей день.

Впрочем, понять неразговорчивых работников ЦРБ можно. В феврале этого года замминистра Елена Ермолаева сообщила, что в Балтайской ЦРБ Саратовской области «создается угроза жизни и здоровью новорожденного ребенка и матери». Причина этого явления, по словам чиновницы, — отсутствие врача-неонатолога (много ли сельских районов области могут позволить себе такого дефицитного специалиста?), который должен осуществлять круглосуточное наблюдение за новорожденным, а также отсутствие круглосуточной анестизиолого-реанимационной службы в вышеупомянутой ЦРБ. Действительно, «тяжкие грехи», за которые можно лишить коек практически любую районную больницу.

Идея чиновников понятна, ее придерживаются не только в Саратовском регионе:  есть установка на создание по всей стране перинатальных центров, куда и должны доставляться женщины из отдаленных районов. Но почему-то в «верхах» не подумали, насколько рискованно и опасно везти рожающую женщину за 200-300 км в перинатальный центр.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Алексей Рожков, главный врач Духовницкой центральной районной больницы:

— Акушерские койки экономически невыгодны? Так у нас вся медицина экономически невыгодна, как и пожарная охрана, полиция, армия. Но это не значит, что ее не нужно содержать. Конечно, держать целое родильное отделение, которое простаивает, нецелесообразно. Но несколько коек всегда нужны. Ведь если будущая мама страдает диабетом, гипертонией, пороком сердца или имеет другие проблемы со здоровьем, то везти ее в новый саратовский перинатальный центр в родах за 300 км опасно для жизни как роженицы, так и ребенка. Женщин со слабым здоровьем нужно госпитализировать заранее, до родов, но пока такой возможности нет. Хотя выходом из положения было бы создание при перинатальных центрах социальных гостиниц или отделений сестринского ухода, где за будущей мамой присмотрят до родов. А у нас сейчас как бывает: мы направляем  в перинатальный центр будущую маму, она полежит там три дня, потом пишет расписку, и врачи со спокойной душой отпускают ее домой. И женщина едет обратно из Саратова на рейсовом автобусе, а на следующий день рожает. У нас такие случаи бывали, и не раз. Поэтому я всегда говорю: давайте работать вместе, определим единый алгоритм: мы присылаем вам будущую маму, вы держите ее до родов.

К слову, буквально на днях руководитель департамента Минздрава РФ Олег Филиппов заявил: при перинатальных центрах будут отделения сестринского ухода. Вот только настораживает одно: чиновник не озвучил никакой конкретики: сколько мест планируется открыть в таких отделениях, все ли женщины смогут туда попасть, на каком сроке и главное — будет ли эта услуга бесплатной? И когда можно ожидать хотя бы примерных сроков открытия подобных отделений? Не исключено, что все закончится только обещаниями чиновников, а врачи районных больниц как возили, так и будут возить рожениц по разбитым дорогам в Саратов. По мнению экспертов, подобные эксперименты над сельским населением приведут к росту показателей материнской и младенческой смертности и увеличению числа домашних родов.

Авиация в помощь?

Будущие мамы из разных районов Саратовской области на интернет-форумах задают один и тот же вопрос: почему новый перинатальный центр, что на Молочке, был построен в Саратове? А не в том же Марксе или Балакове? Чтобы добраться до него можно было быстрее, если уж совсем «припрет». Из пяти перинатальных центров три находятся в областном центре.

— Оснащенность акушерскими койками города Саратова — запредельная. Действительно, почему в областном центре был выстроен третий перинатальный центр? Логичнее было бы возвести его, к примеру, в Балакове, чтобы он работал сразу на несколько маленьких районов и обслуживал немалое женское население самого города Балаково, — говорит Алексей Рожков. — Видимо причина в том, что врачи из Саратова не поедут работать в район, поедут только молодые специалисты, а их еще учить надо.

Еще один проблемный момент, на который указывают чиновники, — низкая квалификация врачей в сельской местности. Мол, не могут они оказать качественную, профессиональную помощь, поэтому и приходится все переваливать на плечи областных перинатальных центров.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алексей Протопопов, доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе СГМУ:

— Медицинская помощь должна быть квалифицированной, но в сельской местности у врачей нет практики, ну, примут они одни-двое родов в месяц, и все. У специалистов теряется квалификация, потому что они не оперируют по полгода. Но здесь опять нужно искать золотую середину: не сокращать поголовно акушерские койки, а оставить несколько для профилактических мероприятий: наблюдения за беременностью, сохранением беременности или экстренной ситуацией, когда возможности отправить будущую маму в другое лечебное учреждение уже нет. Поскольку хоть наша область и размером в европейскую страну, у нас плохие дороги и отсутствует санитарная авиация. Представьте: грязь, распутица — из села никуда не выедешь, какой уж тут областной перинатальный центр, или зимой заносы — дороги перекрыты. Для этого и нужны акушерские койки при районных больницах. Санавиация — вообще великое дело, а у нас при новом перинатальном центре даже нет вертолетной площадки, она там просто не предусмотрена. Хоть санитарная авиация была бы выходом из положения для нашего региона: если проблема с дорогами, а районы области разбросаны — должны быть вертолеты.

Но, к сожалению, Саратовская губерния не вошла в пилотный проект по развитию санитарной авиации в России. Напомним, что в конце января 2013 г. в Правительстве РФ была создана межведомственная комиссия по развитию санавиации в Российской Федерации. В проект были включены пять регионов: Воронежская, Свердловская области, Республика Коми, Республика Саха и Северная Осетия — Алания. Возможно, лет через десять-пятнадцать очередь дойдет и до нашей области.

Врачи говорят: больница жива до тех пор, пока в ней рожают и оперируют. Иначе она превращается в фельдшерско-акушерский пункт. О каком возрождении села может идти речь, если женщине для того, чтобы успешно родить, нужно ехать за тридевять земель в областной центр? Пусть даже ради «квалифицированной помощи опытных врачей, в распоряжении которых есть современное оборудование». Странная демографическая политика, которая рискует свести на нет все меры по увеличению рождаемости.

Источник:

МК в Саратове №14 (815) 27.03-3.04.2013

http://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2013/03/26/yrodovspomojenie/