Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



При недостатке средств и в непростых обстоятельствах



"
Прокурорские щуки держали в тонусе городских карасей

Автор: Ольга Копшева

Инициаторы бесплатного проезда Александр Маслов (слева) и Дмитрий Сорокин (справа)

Фото: Инициаторы бесплатного проезда Александр Маслов (слева) и Дмитрий Сорокин (справа)

164 раза прокуроры проверяли в 2012 году деятельность саратовской городской власти. Ни одно другое муниципальное образование в области не удостоилось похожего внимания правоохранительных органов. «Я вас уверяю, прокуратура практически живет в администрации города. Каждый шаг проверяется», — сообщил глава города Олег Грищенко на очередном заседании Саратовской городской думы. И поблагодарил за подчеркнутое внимание заместителя прокурора Саратова Андрея Пригарова. Прокурор то ли был не в духе, то ли вообще не любит шутить. Но все свои комментарии на думском заседании, которое состоялось в минувший четверг, он практически сводил к фразе: «Мы действуем в строгом соответствии с законом». Городские власти таким прямолинейным путем без отклонений похвастать не могут. Потому что если исполнять законы от буквы до буквы, то жизнь в городе остановится или, наоборот, превратится в хаос. Идти на риск ради того, чтобы обеспечить нормальную городскую жизнь, входит в обязанность руководителей.

Сегодня — трамваи, троллейбусы, автобусы, завтра — бани, послезавтра — магазины…

Публично поссориться с инициативными коммунистами — тоже риск. Олег Грищенко жестко поспорил с одним из руководителей инициативной группы по созыву референдума Дмитрием Сорокиным. Усомнился в том, что он на самом деле представляет народ. Сказал, что инициаторы референдума просто привлекают к себе внимание перед предстоящими сентябрьскими выборами. И делают это, сознательно передергивая факты.
Предложение инициативной группы действительно очень сомнительно и рассчитано на определенную группу людей, которые не привыкли думать и легко ответят «да» на все следующие пять вопросов.
«Считаете ли вы, что проезд в общественном транспорте в городе Саратове для граждан Российской Федерации, зарегистрированных на его территории, должен быть бесплатным за счет средств муниципального бюджета, аналогично тому, как это осуществляется в городе Таллинн (Эстония)?»
«Считаете ли вы, что доля муниципального транспорта в структуре пассажирских перевозок города Саратова должна быть не менее 80 %?»
«Считаете ли вы, что в городе Саратове пассажирскими перевозками должно заниматься единое (автобус, трамвай, троллейбус) муниципальное предприятие?»
«Считаете ли вы, что следует объединить трамвайные маршруты № 3, 6, 8, 9 для создания единой ветки скоростного трамвая в городе Саратове?»
«Считаете ли вы, что трамвайные маршруты № 10, 11, проходящие по улицам Кутякова, Горького, Радищева, Большая Горная, а также в Мирном переулке, должны быть сохранены?»
Сформулированные для референдума вопросы уже нельзя переделывать. Их надо воспринимать такими, какие они есть. Депутатская комиссия, которая рассматривала предложение предварительно, предложила первые три вопроса признать «не соответствующими законодательству». Депутаты-коммунисты уперлись на одном из отвергаемых вопросов, утверждая, что городская власть вполне компетентна принять решение о бесплатном проезде на общественном транспорте для всех зарегистрированных в Саратове граждан Российской Федерации.
И начался серьезный разговор. О том, что в полномочиях муниципальной власти записана организация транспортного обслуживания населения, а бесплатный проезд к ней не относится. О том, что даже при власти коммунистов в РФ не было бесплатного проезда в государственных трамваях, троллейбусах и автобусах. О том, что предлагать финансировать из муниципального бюджета бесплатное транспортное обслуживание людей просто смешно. Потому что денег в бюджете хватает и так только на половину городских потребностей.
На самом деле инициаторов бесплатного проезда еще пощадили. Не стали тыкать носом в карикатурность житейской картинки, что получалась из очередной коммунистической мечты. Где разваливающиеся на части вагоны без кондукторов передвигаются по разбитым улицам, на ремонт которых уже точно никогда не хватит денег. Ну далеко не Таллин, где на организацию бесплатного проезда депутаты тамошнего городского собрания постановили выделить 12 млн евро — 480 млн рублей. И у них еще осталось на строительство новых дорог, развязок, мостов, детских площадок и всякой другой деятельности. Потому что бюджетные доходы города Таллина на 2013 год составляют 490 млн евро — приблизительно 20 миллиардов рублей.
Таллин примерно в два раза меньше Саратова по числу жителей. А бюджет его где-то в два раза больше. При этом общественным транспортом там пользуются около 100 тысяч человек. У нас в Саратове пассажиров общественного транспорта раз в пять больше, и значит, таллинские 12 млн евро легко превращаются в 60 (2,5 млрд рублей). То есть если таллинские власти готовы потратить на бесплатные перевозки 2,5 процента своего бюджета, то саратовским властям инициативные коммунисты предлагают потратить на эти цели более 20 процентов?
Бюджетные расходы на организацию бесплатного проезда сами таллиннские депутаты объясняют стратегической задачей по увеличению числа зарегистрированных жителей города. По законодательству Эстонии в муниципальные бюджеты идет налог на доходы физических лиц только таких людей. А этот налог основной в бюджетах муниципалитетов. Он составляет, между прочим, 21 процент со всех видов доходов, включая стипендии, пособия, пенсии и другие денежные поступления. А есть еще местные таллинские налоги на парковку, на перекрытие улиц, на развлекательные мероприятия, на содержание домашних животных и другие.
— Из каких средств вы планируете компенсировать затраты бюджета, если мы обяжем перевозчиков бесплатно возить людей? За чей счет они будут бесплатны? Вы просчитывали? — осторожно спросил инициативных коммунистов депутат Виктор Марков. Они ответили, что 500 миллионов рублей хватит. Что нужно создать единое муниципальное предприятие, потому что «народ имеет право ездить бесплатно» как хороший налогоплательщик. А во всем виноват Олег Васильевич Грищенко, который не смог забрать в бюджет города половину от 73 миллиардов рублей, что собирает налоговая служба в Саратове.
— Прежде чем такие вещи говорить, надо в бюджетном процессе разбираться, — не сдержался глава города. — И в законах. А не голословно заявлять, что хотим — столько оставим, хотим — столько.
— А «тройка» с «девяткой» почему должны соединиться? — желал понять скачки мысли инициаторов референдума Виктор Марков. Ему пояснили, что здесь просто модернизирован маршрут намеченный Генпланом Саратова. Дальше было не очень понятно, о чем речь. Но упоминались соединительные мосты в районе Стрелки и Шелковичной. И было сказано, что мостовые переходы не требуют больших капитальных вложений: 2,5 миллиардов рублей хватит на то, чтобы избавить Саратов от пробок и сделать европейским городом со скоростными трамваями.
Заместитель главы администрации Саратова Дмитрий Федотов остудил горячие головы. Сказал, что в администрации города Саратова практически закончена разработка концепции скоростных трамваев. Сеть маршрутов будет скоро представлена на публичных слушаниях, и уже в этом году начнется ее проектирование. «Это не вопрос референдума», — уточнил Федотов.
Но депутаты разрешили подателям вопросов про маршруты и скоростные трамваи пойти собирать 35 тысяч подписей заинтересованных жителей Саратова, тогда можно будет назначить сам референдум.

Если считать в евро, то доходов в бюджете Саратова меньше 300 миллионов

На заседании уточнили общий объем доходов бюджета Саратова. Он составляет теперь 11 млрд 236 млн рублей. Доходы увеличились за счет арендной платы за земельные участки, за счет средств на модернизацию здравоохранения, но сократились за счет уменьшения целевых перечислений из областного бюджета на субсидии, компенсирующие платежи за жилищно-коммунальные услуги. В областной бюджет пришлось вернуть и сэкономленные за два года средства на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Но зато пришли деньги на капитальный ремонт домов, и их в бюджет зачислили.
Расходы тоже подкорректировали. 100 миллионов рублей отправили на ремонт дорог. Не исключено, что большая часть этих средств пойдет на ремонт Московской от улицы Вольской до железнодорожного вокзала. Более 7 миллионов уйдут на оплату работ, связанных с освещением городского парка «Липки». Более 5 миллионов — на реконструкцию детского сада № 162 в Ленинском районе. Организациям, вывозящим крупногабаритный мусор с улиц Саратова, дадут 14 миллионов на возмещение части затрат. В детскую спортивную школу «Волга» нашли три миллиона, что очень требуются на командировку детской футбольной команды и на оплату труда спортсменов-тренеров. Вся расходная часть бюджета Саратова составляет теперь 12 млрд 83 млн рублей.
Депутат Олег Комаров не согласился с расчетами добавки от сборов арендной платы за землю. Настойчиво предлагал председателю комитета по финансам Алексею Никитину скорректировать эти платежи в бюджет, увеличив с 45 млн до 200. Тот ответил ему, что такая прибавка пока ничем не подтверждается, а потому «принятие на себя расходных обязательств, не подтвержденных источниками доходов, мы не можем себе позволить».
Глава города Олег Грищенко поддержал позицию главного финансиста города, напомнив, что кадастровую стоимость земельных участков на региональном уровне уменьшили. Но Олега Комарова это уточнение не смутило. Он продолжал из принципа настаивать, что к концу года всё равно наберется плюсом минимум 200 млн за земельную аренду. Может быть, и так, конечно. Но в бюджетных делах в России, чем ниже уровень власти, тем вернее действовать в обозримом близком диапазоне, без шапкозакидательских прикидок.

Глава города отправил сомневающихся депутатов
за прокурорской поддержкой

Депутат Олег Комаров никогда не молчит на заседаниях. Особенно когда есть за что подвергнуть кого-нибудь критике. В минувший четверг он придирчиво спрашивал не только с главы комитета по финансам. Не нравятся Комарову и методы работы комитета по имуществу. Его председателю Ирине Нарышкиной депутат припомнил дешево проданные несколько лет назад помещения на проспекте Кирова, 18. Выгодоприобретателей от сделки, правда, назвать поименно не посмел. Только намекнул. Так, что взвился депутат Александр Ванцов: «Когда некоторые граждане заявляют без предоставления конкретных фактов, что в городе Саратове нарушается законодательство, это как минимум оговор». Тут Олег Грищенко и сообщил, что прокуратура «практически живет в администрации».
— Энгельс проверяли в прошлом году 50 или 60 раз. Остальные муниципальные образования — 1–12 раз. Поэтому мы очень благодарны органам прокуратуры. Нас стимулируют работать прозрачно и правильно. Если есть какие-то нарушения, до нас их доводят. Пока еще никого не посадили. Всё еще впереди, наверное. Правильно, Андрей Викторович?
Прокурор Пригаров не отозвался.
— Почему вы не купили-то эти помещения, Олег Константинович? — продолжал Грищенко.
— Я уже 10 лет у города ничего не покупаю. Чтобы чиновники мне этим не тыкали. У каждого свой путь. Я выбрал такой.
— Я не покупаю. Я только строю… Да, Олег Константинович? — уел депутата Комарова глава города, вероятно, имея в виду скорую сдачу рынка в районе памятника афганцам на 3-й Дачной. — Неплохая прибавка к пенсии?
Отчет о продаже муниципального имущества депутаты утвердили. Доходы от реализации десятков объектов составили 105 млн рублей. Поговорили и о новых планах. Перечень объектов нежилого фонда, подлежащих продаже в 2013 году, дополнили 16 объектами, которые не удалось реализовать в 2012 году. По некоторым объектам торги уже объявлялись по пять раз, но покупателей так и нет.
— Нет такого понятия, как рыночная цена, — закончил депутатские дебаты по выгодности сделок глава города Грищенко. — На рынке есть спрос, и есть предложение.

Границ без денег не получится

Администрация города должна определять, на каком расстоянии от школ, больниц, спорткомплексов, вокзалов, аэропортов, воинских частей и других объектов можно торговать спиртными напитками. Администрация передает контроль за соблюдением этих границ в администрации районов города. Но работы на этом направлении еще непочатый край. Это показал неподдельный интерес депутатов к теме. Они называли конкретные адреса, где вовсю идет торговля алкоголем. И просили назвать конкретные сроки борьбы с существующим беззаконием.
Заместитель главы городской администрации Елена Ножечкина пояснила депутатам, что закрывать объекты поодиночке не получится. Потому как нормативы на расстояния должны будут выдаваться группам торговых объектов. Работа в этом направлении ведется, но нужны деньги для составления графических материалов. Если деньги будут изысканы и заведены в бюджет нынешней весной, то тогда с учетом конкурсных процедур можно успеть разобраться с проблемой к осени.
И вообще, администрация не закрывает ларьки. Это не ее полномочия. В многострадальный ларек на улице Жуковского несколько раз ходили с рейдами, изымали алкогольную продукцию, штрафовали, а воз и ныне там.
— Не прекратится беззаконие? — уточнил депутат Денис Шумихин.
— Вы вопрос кому задаете? Кто должен прийти и снести ларек? Мы неоднократно обращались в правоохранительные органы. Нам акт самосожжения сделать? — заострил вопрос об ответственности Олег Грищенко.
Прокурор Андрей Пригаров ответил, что на этот ларек есть правоустанавливающие документы. «Мы внимательно изучали ситуацию», «мы исполняем закон», — говорил он. Но разговор не утихал.
— Давайте предложения по самым «напрягающим» объектам. В течение недели всё обсудим и будем разбираться конкретно, — позвал к сотрудничеству городских депутатов Алексей Прокопенко.

Отказались от занавеси

Город Саратов сдался. И будет теперь членом ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области». Некоторые депутаты не хотели поступаться принципами. Потому как помнили, что несколько лет от этого членства Саратов отказывался, не видя в нем смысла. Им объяснили, что и сейчас особого нет. Но есть закон, есть просьба регионального уровня власти не портить картину. И в конце концов, начальство ассоциации обещает делать имиджевую рекламу Саратову на федеральных просторах. Всего за 2,3 млн рублей в год.

Отцы города Грищенко и Прокопенко попросили депутатов принять решение как политическое: «У нас в городе недостаток средств. Только взаимодействие поможет продвигаться вперед. Отгораживаться от правительства и от других муниципальных образований сегодня нет смысла. Не такая уж это большая сумма в рамках бюджета». «Если мы хотим какую-то занавесь — то ли кирпичную, то ли железную, то ли бетонную, — тогда Саратова пусть там не будет», — украсил эти аргументы депутат Александр Ванцов. Большинство согласилось, что занавеси не актуальны.

Нюансы законные и незаконные

Аппаратные работники вынесли на заседание одновременно два отчета за год — главы администрации и контрольно-счетной палаты. Интрига крылась в том, что у Прокопенко отчетные цифры были убедительно хорошими, а у КСП — отвратительными. Один говорил о рачительном использовании средств, в то время как аудиторы настаивали на шестимиллиардных нарушениях. Почти час выясняли истину. Сразу словам Прокопенко о разных точках зрения бухгалтеров на классификацию расходов бюджетных средств некоторые не поверили. Пришлось подкреплять примерами.
Депутат Александр Янклович рассказал, как формируются финансовые нарушения по сделкам, которые проводят муниципальные предприятия и учреждения.
— Руководитель муниципального предприятия, исходя из федерального законодательства, ставится в невыгодные условия на рынке услуг. Я абсолютно за, когда под контролем находятся средства, уходящие из бюджета. Только за. Каждая копейка. Но у нас предусмотрено и согласование с администрацией сделок по деньгам, приходящим в бюджет. Например, ко мне обратилась организация, которой надо построить срочно ливневую канализацию. Срок исполнения — неделя со дня обращения. А для согласования этой сделки с комитетом по имуществу и с комитетом по экономике мне необходимо две недели. Я пошел на нарушение сознательно. Я всё согласую позже. Никаких проблем не будет. Но при проверке через год КСП запишет, что эта сделка была совершена с нарушением законодательства и эти деньги пришли в бюджет с нарушениями. И вот таких сумм сделок с такими нарушениями здесь в отчете большинство.
Депутат Александр Белов, имея опыт руководителя муниципального предприятия «Горсвет», предложил коллегам из администрации проработать вопрос увеличения уставного капитала муниципальных предприятий. Чтобы сделка считалась крупной от миллиона рублей. Тогда нарушений будет меньше.
— Проверяли нашу первую больницу, — начал свою историю главный врач Игорь Салов. — Есть закон Саратовской области о том, что субсидии не могут быть направлены на погашение кредиторской задолженности прошлых лет. Мы заплатили за свет в январе по декабрьским счетам. Нам их выставили как нарушение по закону. Но это разве нарушение? Я считаю, что законодательство у нас несколько хромает.
Про накладки в законодательстве говорил и глава администрации Алексей Прокопенко. «Нам часто приходится делать выбор, поступать буквально по закону или исходя из целесообразности и эффективности. И второй подход частенько побеждает, — говорил он. — Хотя по существующим законам я могу сидеть в кабинете, обложенный бумажками, и отпихиваться от всего».
Заместитель председателя КСП Татьяна Антонова, соглашаясь с оценочным мнением депутатов, все-таки заострила их внимание на безобразиях совсем другого рода на предприятиях «Жилкоммунтехника», «СпецАТХ» и «Городские дороги плюс». «Здесь речь идет о сделках, которые были заведомо убыточными для предприятия. Например, покупались строительные материалы, и в тот же день по цене ниже приобретения они продавались другим предприятиям. Или арендовался автотранспорт и буквально через несколько дней передавался в субаренду по более низкой цене», — говорила она. Глава города Олег Грищенко дал понять, что безобразия могут превратиться в преступления. По СпецАТХ и по Городским дорогам плюс материалы направлены в Генеральную прокуратуру.
Депутат Игорь Ефремов предложил ввести в практику рассмотрение отчета руководителя предприятий по итогам проверки КСП: «хочется посмотреть в глаза этому руководителю».
— Хорошая мысль, — ответил Олег Грищенко. — К сожалению, некоторым мы не сможем посмотреть в глаза.
— Не везде же и не все они в федеральном розыске. Где-то люди хотят остаться на месте руководителя. Пусть объяснят нюансы законодательства.
— Принимается, — сурово подтвердил Грищенко под раскаты депутатского смеха.

В каждой задачке миллион неизвестных

Алексей Прокопенко не читал доклад по бумажке. Свой отчет перед депутатами он провел глаза в глаза, отвечая на вопросы и оценки. Депутат Виктор Марков высказал ему свое недовольство расходами на благоустройство. Он считает, что «нельзя тратить деньги на доведение до европейских стандартов Затона в то время, когда центр города остается без канализования, без ливневок». И на кашпо, пока вопрос с помоями на центральных улицах не решится, лучше не тратить. Но Алексей Прокопенко ответил, что тратить на Затон будут, а если депутаты дадут 17 миллионов рублей для строительства еще одного пляжа, то сделают пляж и на Казачьем острове.
— При 47 процентах от текущих потребностей приходится выстраивать приоритеты расходования средств. А когда мы выбираем приоритеты, мы смотрим, сколько жителей почувствуют удовлетворение от вложенных в решение проблемы денег. Пляж в Затоне важнее для большего числа жителей, чем канализация для нескольких малоэтажных домов на Зарубина, как ни цинично это звучит.
Среди других приоритетов — комплекс мероприятий по работе с бродячими животными. Будет построен приют, найдут деньги на стерилизацию собак и на собачьих психологов, которые станут сортировать агрессивных псин от мирных дворняг. «Проблема серьезная, и закрываться тем, что нечётко определены полномочия города в этом вопросе, уже невозможно. Люди реально страдают», — объяснял позицию исполнительной власти города Алексей Прокопенко.
Депутат Геннадий Турунтаев заставил Прокопенко отвечать за то, что компании, управляющие домами, «выставляют всё, что можно и что нельзя, в платежки для граждан». Алексей Прокопенко назвал ответственным за этот платежный рост федеральные власти, некорректно прописавшие нормы закона. Обещано, что в ближайшее время правительство РФ внесет изменения в свое постановление. Но в настоящий момент управляющие компании начисляют эти суммы в соответствии с законом по квадратным метрам.
Такие бесчеловечные законы никак не устраивали депутата Турунтаева. И работа правоохранительных органов, которые всерьез воспринимают эти законы, тоже не радовала. В сквере Марины Расковой он поддерживал позицию городской администрации, отменившей разрешение на строительство многоэтажки. Но суд поправил городские власти. Было сказано, что земля выделена областным уровнем власти в былые годы по закону.
— Я вам предрекаю восстание через год, которое всех сметёт. Ну хватит уже строительной мафии потакать! — взывал с места инициатор референдума, гость думского заседания Дмитрий Сорокин.
— Давайте мы окружим прокуратуру, — предлагал депутат-коммунист Геннадий Турунтаев.
— И посадят нас всех, — грустно улыбнулся глава города. — Правильно я говорю, Андрей Викторович?

Источник: ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 12 (240) от 02.04.2013

http://www.gazeta-nedeli.ru/article.php?id=4396