КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Воля пиар-менеджеров



Несколько слов о роли пресс-служб в коммуникации власти и общества

Материал подготовила Елена ТАЛПЭУ

Обычно журналисты не рассказывают о том, как они готовят свои статьи, какие трудности возникают при получении той или иной информации или как чиновники избегают прессы. Во-первых, это не солидно, а во-вторых, вряд ли представляет большой интерес для читателей. Максимум, что мы можем обсудить в своем узком кругу, – курьезные случаи из личного опыта общения с VIP и их пресс-секретарями или зачастую откровенно непрофессиональные методы взаимодействия госслужащих со СМИ. Но когда такие проявления становятся не единичными, а приобретают массовый характер, понимаешь, что это уже проблема регионального масштаба. Автор “Взгляда-онлайн” изучил степень открытости саратовских министерств и ведомств и пришел к выводу, что чиновники постепенно утрачивают способность общаться на человеческом языке.

“По рассылке…”

Возможность обратиться к чиновнику лично, его информационная открытость в обход любых бюрократических процедур только прибавляет ему политических очков. В настоящее время в Саратове к таким любимцам журналистов можно отнести вице-губернатора Дениса Фадеева, заместителя главы администрации Саратова Дмитрия Федотова, председателя комитета по управлению имуществом Олега Галкина, зампреда правительства Сергея Канчера, председателя Общественной палаты Александра Ландо, депутата облдумы Леонида Писного, министров Сергея Лисовского и Бориса Шинчука.

Среди саратовских депутатов Государственной думы самые открытые – Николай Панков, Ольга Алимова, Антон Ищенко, Ольга Баталина. Поэтому именно они чаще других становятся героями передач, интервью или экспертами в аналитических публикациях. Этот список не исчерпывается, но все равно составляет скорее исключение из общего правила. Все чаще СМИ приходится сталкиваться с инертностью чиновников; журналистам на личном опыте известно, что взаимодействие с органами власти во многих случаях ограничивается отписками, а иногда и полным игнорированием.

Существуют уже отработанные приемы, форматы и даже стратегии общения политиков с медиа. С приходом нового правительства официально-деловая переписка пришла на смену живому общению с журналистами. Брифинги и выезды заменили пресс-релизы и заявления “по рассылке”. Зампредам и министрам требуется все больше времени, чтобы подготовить какую-либо информацию и ответить на вопросы. Практика, когда корреспондент мог позвонить и моментально получить необходимую информацию, забывается.

Комплекс Тепина

Даже формат онлайн-конференций, где присутствие самого политика или мгновенная реакция на вопрос не требуется, вызывает затруднения. Чтобы не быть голословными, приведем последний, говорящий сам за себя пример. На прошлой неделе на сайте ИА “Взгляд-инфо” начался прием вопросов для онлайн-конференции министра строительства и ЖКХ Дмитрия Тепина.

Отсутствие ответов на прямые и четкие обращения жителей – нечто вроде пощечины. Неужели нельзя, к примеру, сказать: “Уважаемый Иван Иванович, уже несколько лет министерство не в силах решить вашу проблему и вряд ли вы дождетесь положительного исхода в ближайшее время. На сегодняшний день сделано то-то и то-то, но мы столкнулись с такими-то препятствиями…”. По крайней мере, такое живое личное участие смотрится предпочтительнее, нежели копирайт законодательных актов. Не этого люди ждут от власти.

В течение двух дней жители области прислали главе ведомства 73 вопроса. Обычно участники готовят ответы по мере их поступления или в течение ближайших двух-трех дней. Но, видимо, у Дмитрия Валентиновича график напряженнее, чем у зампреда Юрия Моисеева (33 вопроса за 3 дня), министра здравоохранения Алексея Данилова (37 вопросов за 3 дня), министра промышленности и энергетики Сергея Лисовского (46 вопросов за день), главы УФСКН Александра Иванова (37 вопросов за два дня). Или в минстрое плохо налажена работа аппарата и пресс-службы? Что тогда говорить о реализации госпрограмм и вопросов предоставления жилья детям-сиротам…

Вопреки сложившейся практике, вопреки самой логике онлайн-конференции, ответы господина Тепина поступили в редакцию спустя почти две недели (!) с начала приема вопросов. И вместо ясных, подробных ответов саратовцы получили краткий ликбез по российскому законодательству, а по сути – формальные отписки.

Так, на вопрос об обоснованности выставления конкретного счета за коммунальные услуги по дому на ул. Уфимцева, 1 (пользователь Елена), министр дал ответ, который прочитать полностью вряд ли кому удастся, да и не советуем тратить на это время. Достаточно пробежать глазами текст, чтобы понять, насколько министр заинтересован в оказании помощи жительнице.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном федеральным законом.

С 1 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила).

В соответствии с Правилами по каждому виду коммунальных услуг введено два платежа:

– за потребление внутри жилого помещения;

– за потребление на общедомовые нужды.

Размер платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется:

– в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета – в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к Правилам, исходя из показаний такого прибора учета;

– при отсутствии индивидуального прибора учета холодной воды, горячей воды и электроэнергии – в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Размер платы за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, необходимых на общедомовые нужды, определяется следующим образом:

На проблему в начале 2012-го обратил внимание сам губернатор области Валерий Радаев. Завершая свою речь на торжественном мероприятии, приуроченном к Дню российской печати, он пообещал журналистам, что в этом году “чиновники областного правительства станут еще более открытыми“. “Что я имею в виду – вы узнаете в самое ближайшее время. На этой интригующей ноте я, пожалуй, закончу“, – сказал губернатор. В свою очередь, в высокой степени открытости депутатов законодательного собрания заверил и председатель регионального парламента Владимир Капкаев. “Не припоминаю такого случая, чтобы депутаты отказывались давать комментарии по тому или иному вопросу“, – заявил он.

– показание общедомового прибора учета (ОДПУ) минус показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), минус показания по нормативам, минус потребление юридических лиц (нежилых помещений), если они находятся в доме, в итоге получается объем к распределению. Его распределяют между потребителями пропорционально размеру принадлежащей им площади“, – докладывает чиновник (это его типичный ответ на вопросы читателей).

“Когда дети-сироты получат жилье?”, “Когда будут решены проблемы обманутых дольщиков?”, “Когда будет выплачена социальная ипотека?” – эти и другие наболевшие темы получили аналогичное освещение. Даже вопрос от редакции по поводу задержки при ответе на официальный запрос министр не соизволил продублировать его для всеобщего обозрения, не принес извинений, а написал: “Ответ на ваш запрос направлен в редакцию”. (Сроки, предусмотренные законодательством, уже вышли, и никто не мешает нам привлечь министра к административной ответственности.)

Отсутствие ответов на прямые и четкие обращения жителей – нечто вроде пощечины. Неужели нельзя, к примеру, сказать: “Уважаемый Иван Иванович, уже несколько лет министерство не в силах решить вашу проблему и вряд ли вы дождетесь положительного исхода в ближайшее время. На сегодняшний день сделано то-то и то-то, но мы столкнулись с такими-то препятствиями…”. По крайней мере, такое живое личное участие смотрится предпочтительнее, нежели копирайт законодательных актов. Не этого люди ждут от власти.

На проблему в начале 2012-го обратил внимание сам губернатор области Валерий Радаев. Завершая свою речь на торжественном мероприятии, приуроченном к Дню российской печати, он пообещал журналистам, что в этом году “чиновники областного правительства станут еще более открытыми“. “Что я имею в виду – вы узнаете в самое ближайшее время. На этой интригующей ноте я, пожалуй, закончу“, – сказал губернатор. В свою очередь, в высокой степени открытости депутатов законодательного собрания заверил и председатель регионального парламента Владимир Капкаев. “Не припоминаю такого случая, чтобы депутаты отказывались давать комментарии по тому или иному вопросу“, – заявил он.

Однако коллеги спикера частенько его подводят. Так, “Взгляд” решил задать несколько вопросов, касающихся экономической тематики, членам профильного комитета, но ни один из опрашиваемых не согласился поговорить с журналистами. Буквально бегает трусцой от прессы председатель комитета по ЖКХ Алексей Сергеев (см. видео). Некоторые его коллеги на просьбу что-либо прокомментировать отвечают не ногами, а словами: “Пишите официальный запрос”. Такой метод коммуникации общества и власти тоже представляет интерес для нашего анализа.

Этикет не писан

С 9 января по 19 марта редакция “Взгляда” направила 34 запроса информации в государственные структуры, представленные в нашей губернии. На 13 из них мы до сих пор не получили ответы.

Оригинальнее всех информацию готовит прокуратура региона во главе с Владимиром Степановым: формально надзорное ведомство соблюдает закон (даты на ответах соответствуют семидневному сроку), фактически же ответы приходят с большим опозданием (прокуроры могут сослаться на бесхозяйственность почты, хотя, быть может, проставляют отметки задним числом). На первый запрос мы ждали ответ 35 дней вместо положенной недели, на второй – 28 дней, на третий – уже 27.

Существуют уже отработанные приемы, форматы и даже стратегии общения политиков с медиа. С приходом нового правительства официально-деловая переписка пришла на смену живому общению с журналистами. Брифинги и выезды заменили пресс-релизы и заявления “по рассылке”. Зампредам и министрам требуется все больше времени, чтобы подготовить какую-либо информацию и ответить на вопросы. Практика, когда корреспондент мог позвонить и моментально получить необходимую информацию, забывается.

Качество ответов не становится лучше как в содержательном плане, так и в чисто стилистическом. К примеру, сотрудники областной прокуратуры, в отличие от своих коллег из Генпрокуратуры, пренебрегают правилами деловой переписки. Положенное по этикету обращение “Уважаемый” не используется в письменной речи.

“Прокуратура Саратовской области – это вообще шедевр! – пытается объяснить особенности взаимодействия прокуратуры с прессой наш коллега из “Газеты Наша Версия” Тимофей Бутенко. – Там одна Татьяна Казаченко работает с прессой. Точнее, у них порой еще какие-то женщины и девушки трубку берут, но все они, по собственным заверениям, со СМИ общаться не могут. Мол, “один у нас пресс-секретарь, ей и звоните”. Казаченко, в свою очередь, очень сложно застать в прокуратуре, поскольку она еще подрабатывает в Саратовской государственной юридической академии. То есть у такого важного ведомства, как надзорный орган региона, нет нормального представителя по общению с прессой. Это печально“.

Бездействие, отсутствие реакции на факты, публикуемые в прессе, нежелание отвечать на вопросы – обычная практика. Радует одно, что помимо информационно-закрытых пресс-секретарей встречаются адекватные и компетентные представители профессии.

Образцом взаимодействия с прессой для собственного корреспондента информационного агентства “Интерфакс” в Саратове Татьяны Никитиной является работа пресс-секретаря МЧС Натальи Куличенковой, СУ СКР – Анны Марусовой, минпромэнерго – Светланы Корсуковой, минсельхоза – Елены Прониной.

Сотрудники “Взгляда” к этому списку могут добавить пресс-секретарей: областного суда – Ирину Белякову, Саратовстата – Татьяну Орлову, ГУ “Банка России” по Саратовской области – Дениса Богатова, министерства экономического развития и торговли Саратовской области – Леонида Негматова, ГУ МВД – Алексея Егорова, УФСБ – Татьяну Бреус, Погранслужбы – Константина Ляшко, УФССП по Саратовской области – Владимира Моисеенко.

Оперативную работу пресс-службы судебных приставов стоит отметить отдельно. Это ведомство всегда готово предоставить полный и исчерпывающий ответ на запрашиваемую журналистами информацию. Такое умение пресс-секретаря и заинтересованность руководителя Олега Ткаченко дают положительные результаты – как для простого информирования общественности, так и для формирования позитивного имиджа ведомства.

Как утверждают учебники, родоначальником пресс-служб можно назвать Айви Ли, именно он был первым пресс-секретарем и сделал первое заявление для печати. В 1906 году ему было поручено помочь организации ”Антрацит Коул Роудз энд Майи” предотвратить назревавшую стачку. Молодой Айви Ли разослал редакторам городских газет свою историческую “Декларацию о принципах”. Вот что он писал:

Это не секретное пресс-бюро. Вся наша работа делается в открытую. Наша цель – давать новости. Но это и не рекламное агентство. Если вы считаете, что какой-нибудь из наших материалов больше подошел бы для вашего рекламного отдела, не пользуйтесь им. Наши материалы точны. По любому из освещаемых вопросов можно получить дополнительную информацию, мы с радостью поможем любому редактору лично проверить достоверность любого из упомянутых фактов. По первому требованию любой редактор сможет получить исчерпывающие сведения о тех, от чьего имени распространяется статья. Словом, наша цель заключается в том, чтобы откровенно и открыто, от имени деловых кругов и общественных институтов предоставлять прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность и интерес“. Это заявление ознаменовало революцию в отношениях между деловыми кругами и прессой. Пренебрежительное отношение к СМИ, которое ранее бытовало повсеместно, стало вытесняться желанием информировать общественность.

С тех пор прошло больше века, оттого странно наблюдать за отдельными проявлениями “доисторического” сознания сотрудников саратовских пресс-служб, которые своим бездействием или противодействием дискредитируют собственное начальство.

Источник: ИА Взгляд-инфо

http://www.vzsar.ru/special/2013/04/09/volya-piar-menedjerov.html