Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Письма саратовского путешественника



"

Маршрутное такси из просто общественного транспорта потихоньку превращается в неотъемлемый элемент городского фольклора, где-то рядом с двумя традиционными отечественными бедами, одна из которых периодически пытается чинить другую. Маршрутка для горожанина все равно что операционная система Windows для программиста – никто не любит, но все пользуются.

Сферический водитель в вакууме

Городская администрация периодически устраивает на саратовских маршрутных автобусах проверки и в соответствии с действующим законодательством взыскивает за каждое обнаруженное нарушение. На сайте мэрии периодически появляются отчеты, сколько водителей забывало выдавать билеты, кто не мыл салон и кто поставил дополнительные сиденья. Разумеется, за все это с водителей и фирм-перевозчиков взыскивают. Равно как и за самовольную смену схемы движения. Правда, последнее происходит только после того, как уровень жалоб от пассажиров достигнет какой-то одним только чиновникам известной критической массы. В любом случае самый оперативный в плане новостей о городском транспорте ресурс – портал «Сарметро» – сообщит о том, что очередной автобус сменил курс, примерно за месяц до того, как этот факт подтвердят и разберут в городском комитете транспорта.

Бальзамом на пассажирскую душу пришлось последнее постановление, подписанное сити-менеджером Алексеем Прокопенко, «О мероприятиях по организации транспортного обслуживания населения в городе Саратове».

Согласно этому историческому документу, транспортные средства должны обязательно проверяться перед выходом на линию, везти саратовцев должны опрятно одетые и не курящие за рулем водители. Еще эти водители должны пользоваться только русским литературным языком, а сотовым телефоном им пользоваться на работе нельзя, если на нем нет системы hands-free.

Замечательный документ. Один только вопрос возникает: а разве водители и так не должны выполнять все эти требования? Неужели ситуация с кадрами у перевозчиков настолько плачевна, что потребовалось специальное постановление мэрии, чтобы напомнить водителям о том, что за рулем нельзя курить и материться? Кстати, не за рулем лучше тоже не пользоваться обсценной лексикой. И курить у нас, согласно новому закону, можно далеко не везде.

Не будем предвзяты, уважаемые пассажиры. Мэрия выполняет свою работу, в конце концов, обеспечивать нормальное функционирование городского транспорта – это тоже ее обязанность.

Только есть один существенный момент, который ревизоры из городского транспортного управления упускают при своих проверках. Или же в принципе не могут повлиять на него.

Это – график движения. И многие пассажиры, без сомнения, простили бы водителю и сигарету, и нелитературные выражения, даже грязь в салоне простили бы, не говоря уже о дополнительных сиденьях, только бы он этот график соблюдал. Ну хотя бы по рабочим дням.

«График! У меня есть график!»

Ни для кого не секрет, что размер зарплаты водителя маршрутки зависит от количества перевезенных пассажиров. Только зависимость эта настолько прямая, что карман водителя был, есть и остается единственным средством регулирования движения. Все наблюдали картину, когда две, три, а то и пять маршруток стоят вдоль улицы, не торопясь отъезжать. Они ждут пассажиров. С полупустым салоном водитель с места не сдвинется – ему это просто невыгодно. Недовольство пассажиров для водителя – дело привычное. Да и сами пассажиры уже отвыкли ругаться и требовать ехать побыстрее, знают – бесполезно. Про «экскурсионный» 11-й маршрут все в курсе. Этот автобус – такая же достопримечательность города, как памятник «Сердце губернии», мимо которого он регулярно проползает.

В городе есть несколько таких «точек замерзания», где стремление водителя набить пассажирами салон до состояния бочки с кильками доставляет особенно много неприятностей. Причем всем, включая самих водителей, которые, заполнив автобус до предела, не могут отъехать от остановки, потому что перед ними стоят с раскрытыми дверями их коллеги с других маршрутов.

Скопление автобусов на улице Московской. Без достаточного числа пассажиров они с места не тронутся
Скопление автобусов на улице Московской.
Без достаточного числа пассажиров они с места не тронутся

Это – 3-я Дачная, перекресток проспекта Кирова и улицы Чапаева, Сенной рынок, перекресток улиц Кутякова и Радищева, Чернышевского и Московской. Здесь из-за пересечения разных маршрутов автобусов и троллейбусов ситуация всегда напряженная. На 3-й Дачной большое количество ожидающих пассажиров вместительных автобусов 11-го, 53-го и других маршрутов создает почти неисчезающую пробку. Та же ситуация на Чапаева, где в часы пик большие автобусы и «газели» занимают почти целый квартал.

На Кутякова тон задают дачные маршруты. Половина их – сезонные, ходят редко и с большим разрывом. В результате на каждый такой автобус собирается своя очередь. К чести дачных автобусов стоит сказать, что они хоть сколько-то придерживаются графика, чего не скажешь об их собратьях, следующих в поселок Юбилейный. Они будут стоять, что называется, до последнего, и пока не наберут достаточно пассажиров, с места не тронутся.

Про бедный троллейбус замолвите слово

Еще сложнее оказывается ситуация с районом Сенного рынка и вообще любыми улицами, где многочисленные частные автобусы дублируют маршруты движения электротранспорта. Улица Чернышевского у нас для легкового транспорта односторонняя. В сторону Заводского района по ней движутся только автобусы и троллейбусы. Последним, как выясняется, соседство с маршрутками в тягость. Вот перед вами перекресток улиц Чернышевского и Московской. Почти упираясь друг другу в задний бампер, стоят сразу три «газели» – маршрут 93-й, 42-й и 105-й. То, что они устроились как раз на самом повороте, заняв всю «зебру» и заставив пассажиров огибать их по сложной траектории, – это еще наименьшее зло. Хуже то, что готовому повернуть на Чернышевского троллейбусу №4 остается только «рогами» развести – объехать маршрутки он не может, уступить ему дорогу они не торопятся, сигналь не сигналь. Особенно славен этим 105-й маршрут, не такой популярный, как его соседи. Он может выстаивать на остановке по 15-20 минут, зимой беспощадно вымораживая своих пассажиров открытыми настежь дверями. В итоге у троллейбуса вместо одной положенной по схеме остановки появляются две. Первый раз он сажает пассажиров там, где ему вообще удалось приткнуться – на повороте. Второй раз – уже там, где положено.

На улице Московской от медлительности 11-го «экскурсионного» страдают троллейбусы №5 и №1, а также более быстрые энгельсские автобусы. Но Московская чуть пошире, и, если встречный поток транспорта не очень плотен, злополучный автобус можно хотя бы объехать.

Гонки по вертикали

Итак, про любовь водителей маршруток стоять на остановках, набивая салон, уже было сказано. Но как преображается этот «флегматик за рулем», когда встречает конкурента, чей путь следования дублирует его собственный на протяжении нескольких остановок. Тут начинаются гонки на выживание. Водитель давит по газам, пассажиры висят друг на друге, квадратно-гнездовым методом залатанная дорога добавляет ситуации особую пикантность. Наверное, старая шутка о том, что количество трупов в перевернувшейся «газели» не должно превышать количество сидячих мест, пошла именно отсюда.

Еще водители любят обменяться последними новостями с коллегами по маршруту, не жалея времени притормозить и побеседовать с собратом, высунувшись из окна. Разговоры по мобильному с друзьями и родственниками они, как правило, ведут по старинке. Гарнитура, позволяющая не брать трубку в руки, – удел богатых бездельников на иномарках. Суровый пролетарий одной рукой держит телефон, другой отсчитывает сдачу, а руль придерживает локтем. Говорят, что посредством эволюции через пару миллионов лет водители маршруток обзаведутся третьей рукой и лишней парой глаз на затылке. Тогда езда станет немного безопаснее.

Впрочем, хотя гарнитурами hads-free суровые погонщики «газелей» брезгуют, последние достижения современной технической мысли им все-таки не чужды. Интернет, например. Поздним вечером по улице Чернышевского летит маршрутка. Водитель одним глазом смотрит на дорогу, а другим – в разложенный на приборной панели нетбук, где радует его и пассажиров видеоролик с YouTube. Однажды на радость пассажирам с детьми в пути показывали мультфильм про Шрека.

Трамваи и желания

Похоже, электротранспорт и маршрутки друзьями стать не могут, во всяком случае, в нашем городе. Вероятно, по изначальному замыслу юркие маленькие (большие и неповоротливые) автобусы должны были дополнять троллейбусы и трамваи в нелегком деле доставки пассажиров из пункта А в пункт В. На деле маршрутки по всем законам конкуренции видов в дикой природе медленно, но верно выживают электротранспорт с улиц при полном попустительстве, а то и содействии местных властей.

Судьбу трамваев с улицы Кутякова уже практически решили. Только отсутствие денег в бюджете города не дало администрации возможности уже сейчас броситься корчевать рельсы. Одна из мотиваций – трамваи и маршрутные автобусы дублируют друг друга. То есть сначала мы даем маршруткам право создавать пробки и вытеснять электротранспорт с улиц, а потом заявляем, что трамваи им мешают, а потому должны уйти. При том, что если бы автобусы соблюдали график движения, проблем было бы куда меньше.

Пожелавший остаться неизвестным водитель пока еще не намеченного «в расход» 3-го трамвая поделился с автором статьи своими наблюдениями о поведении маршруток на своем пути.

«Они вечно норовят подрезать, особенно на повороте с улицы Вавилова на Астраханскую».

У электротранспорта есть одно существенное преимущество – он ходит по графику. Подрезать и обгонять друг друга трамваи и троллейбусы технически не могут. Но о каком графике может идти речь, когда тебя норовят подрезать, тебе заступают дорогу, и ты же еще, по мнению городских властей, в этом виноват. Конкурируешь, дублируешь, и вообще мешаешь.

Электротранспорт в городе, увы, находится не в лучшем состоянии. Из него уже разбежались кондукторы. Половина водителей вынуждена выпускать пассажиров через переднюю дверь, выдавая билеты и отсчитывая сдачу. А это – дополнительный простой на остановках. Интервалы движения тоже выросли до неприличных цифр. Пассажиры жалуются на популярный и удобный 5-й троллейбус, вдруг начавший ходить раз в полчаса. Трамвай №7 в Заводском районе вообще можно ждать минут 40. За это время мимо пролетает по меньшей мере десяток «газелей».

Бесспорно, маршрутка выгоднее того же трамвая в плане взимания налогов. И билеты дороже, и перевозчик – частный.

Но гонясь за сиюминутной выгодой и вливаниями в бюджет, власти как-то забывают о главном: общественный транспорт должен в первую очередь быть удобен пассажирам, а уже потом выгоден. Это социальный транспорт, он существует на благо людей, живущих в городе, для их удобства. Разумеется, он должен как-то себя окупать. Но ждать от него масштабных прибылей – как минимум странно. А потому и менять его на более выгодные и менее удобные «газели», «богданы» и т.д., которые никто или не хочет, или не пытается призвать к порядку – решение опасное.

Отечественный пассажир, конечно, неприхотлив. Лишь бы доехать на работу, хоть на «газели», хоть на верблюде. Но бесконечно испытывать его терпение все-таки не стоит. Как и мучить последних водителей трамваев и троллейбусов, еще держащихся за рабочее место, невзирая на изношенную матчасть и низкую зарплату. Они-то уж точно ни в чем не виноваты.

Источник: http://www.fn-volga.ru/article/view/id/83