Саратовская область. Жители Балакова, попадающие под отселение со стройплощадки нового моста, протестуют против занижения цены домов
За помощью к журналистам обратились жители Балакова, чьи дома оказались в зоне строительства нового моста через судоходный канал. Эту стройку называют одним из крупнейших проектов в регионе, общая стоимость работ составляет более 5 миллиардов рублей. Как рассказывают горожане, власти торопят их с продажей домов (на их месте будет съезд с моста и дорожная развязка), но предлагаемая выкупная цена, по мнению владельцев, почти вдвое ниже рыночной.
Под отселение попадают более сорока частных домов. «От курятников до трехэтажных коттеджей», – говорит местный житель по имени Виктор (свою фамилию он называть не хочет, опасаясь, что публичная активность еще сильнее снизит цену его недвижимости). При каждом доме есть садовый участок площадью от семи до десяти соток. Это старый микрорайон Балакова, население здесь разнообразное – от пенсионеров, которые лет пятьдесят назад построились без всяких разрешений и за прошедшее время так и не посчитали нужным оформить документы на собственность, до бизнесменов и чиновников, купивших здесь участки за большие деньги.
Новый мост через судоходный канал, разделяющий город на две части, собирались построить еще в 1980-х. Это был один из социальных объектов, который балаковцам обещали «в благодарность» за размещение здесь атомной станции. Мост действительно необходим не только для удобства городского движения, но и по соображениям безопасности: в случае чрезвычайной ситуации островная часть Балакова может быть отрезана от путей эвакуации. Символический «первый камень» на берегу канала заложили в 2003 году (в церемонии принимал участие Вячеслав Володин, бывший тогда депутатом Госдумы). В 2004-м саратовский институт «Проектмостореконструкция» приступил к проектно-изыскательским работам. Как заявлялось, длина сооружения составит 2,5 километра, ширина – четыре полосы движения и по тротуару с каждой стороны. Тогда же в Балакове запретили выдавать документы на частное строительство на месте будущего моста и прекратили регистрацию граждан в муниципальном жилье в зоне отселения.
В течение нескольких лет на строительство не выделялось ни копейки, и проект уже стали называть «нереальным». Работы начались только осенью 2009-го, когда федеральный бюджет перечислил первые 19 миллионов рублей. Как отмечала пресс-служба «Единой России», вопрос решился «при поддержке Вячеслава Володина». Подрядчиком стала компания «Волгомост». Всего работы оцениваются более, чем в 5 миллиардов рублей, финансирование ведется из федерального и регионального бюджетов. Сдать объект планируется в 2015 году.
Как ранее говорили балаковские власти, на снос домов в островной части города, перенос коммуникаций и строительство здесь полноценной транспортной развязки нужно около 400 миллионов рублей. По словам Виктора, первый раз муниципальная администрация собрала жителей, чтобы рассказать о будущем переезде, еще в 2010 году. В 2011-м некая оценочная фирма осмотрела здания и участки. «Мы даже названия этой фирмы не запомнили. Первый раз они нам никаких документов не показали. Во второй приезд сунули толпе бумажки, но не дали возможности сделать копии, чтобы прочитать в спокойной обстановке», – вспоминает собеседник. По его словам, участки с садами, жилыми и хозяйственными постройками оценили в 500-700 тысяч рублей – почти по кадастровой стоимости земли.
В нынешнем году чиновники неожиданно заторопились с вопросом отселения: губернатор Валерий Радаев поручил районной администрации «решить задачу» в августе. Как уверяет областное правительство, удалось договориться с половиной домовладельцев. По словам Виктора, «несогласных» гораздо больше. Как полагает собеседник, официальную оценку нужно пересмотреть, ведь с момента проведения прошло уже два года. По мнению жителей, рыночная стоимость их недвижимости в 2-2,5 раза выше.
«Мы с удовольствием переедем. Мы понимаем, что новый мост жизненно важен. Но дайте же справедливую цену! На те деньги, которые нам сейчас предлагают, в Балакове можно купить только однокомнатную квартиру в старом доме», – говорит мужчина.
Сейчас в Балакове действует старый шлюзовой мост 1968 года постройки. Автотранспортный переход проложен по дамбе Саратовской ГЭС. Им пользуются и жители города, и все транзитные машины, переправляющиеся через Волгу. Из-за этого на старом мосту часто возникают пробки, его нагрузку специалисты оценивают как «гигантскую». Кроме того, здесь же проложены электрокоммуникации и линии связи, по мнению районных властей, в случае ЧП без света и телефона останется половина города.
Автор
Надежда Андреева
Соб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.
Источник: Новая газета
http://www.novayagazeta.ru/news/72223.html