Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Министров в печать



"

Пожелания и наставления Наталье Линдигрин от ее предшественников

Опрос подготовила Елена ТАЛПЭУ

Практически с первых дней существования министерства информации и печати Саратовской области и до сего времени в профессиональном журналистском сообществе идут дискуссии о целесообразности существования этого ведомства. С точки зрения смены руководителей это, пожалуй, наиболее динамичная структура областного правительства. С десяток министров-посредников между исполнительной властью и масс-медиа уже наберется. Периодически, в паузах между их “отсидками”, невольно напрашивался вопрос: а может, уже и не назначать нового?.. Об эффективности работы министерства, о его задачах и способах их решения, об отношении чиновников к СМИ, а СМИ – к чиновникам и министерству, о возможностях журналистики быть независимой, о дефиците министерского бюджета и об ожиданиях от нового профильного министра (Натальи Линдигрин) – корреспонденту “Взгляда-онлайн” рассказали те, кто уже занимал этот пост в разные годы.

Антон Комаров, генеральный директор “ТНТ-Саратов”:

– Задачи перед министрами информации и печати всегда стоят примерно одни и те же. Меняются лишь возможности. Главная – информирование населения о деятельности исполнительной власти области. Все остальное вытекает из этого. Министерство, с тех пор как я его покинул, значительно ужалось. С 2006 года я наблюдал планомерное сокращение финансирования, штата и даже помещения министерства. Сегодня его структура сократилась до того, что и министерством-то ему не с руки называться. Вполне можно было бы создать комитет или вообще отдел. Все областные и целевые программы свернулись. На то, что осталось, выделяются крохи. По сути-то всем понятно, что министр информации и печати должен делать, а по факту он сейчас может только мониторить ситуацию – влиять на нее нет ресурсов. Раньше возможностей было больше. Проанализируйте областную целевую программу развития информационного партнерства, которую затевал Никифоров. До какого состояния она дошла при Чуйченко? Некоторые СМИ вообще отказались от гранта, восприняв его как издевательство. Что в общем-то и справедливо.

Вы знаете ситуацию с бюджетом Саратовской области, поэтому сейчас министр информации и печати вряд ли может что-то изменить. Мы наращиваем долг, поэтому понятно, что власть пытается экономить. Вот на этом министерстве как раз и можно было бы радикально сэкономить. Наверное, сейчас новый министр Наталья Линдигрин будет использовать свои наработанные связи, которые у нее есть. Со СМИ она общается достаточно давно, местами эффективно. Посмотрим, какие задачи перед ней поставит руководство области. Она сейчас обозначила в качестве приоритета – формирование положительного образа области. Странно, если бы было по-другому. Но ресурса для работы с федеральными СМИ у нее нет. А раньше он был. Мы даже привозили сюда пул журналистов.

Я думаю, министр информации не обязательно должен быть из журналистского цеха. Линдигрин – не самый плохой вариант из всех возможных. Мне кажется, люди не особо рвались на эту должность. Давайте дадим ей шанс поработать. Когда человека приглашают на должность, перед ним ставят задачи, на решение которых закладываются и ресурсы. Может быть, ей Валерий Васильевич дал такой карт-бланш, что мы увидим в деятельности министерства что-то неожиданное. Дело в том, что Валерий Васильевич пиару особого значения не придает, в отличие от Аяцкова или раннего Ипатова. Между тем ресурс доверия людей должен чем-то постоянно подпитываться. А сейчас мы видим из немногочисленных опросов, что индекс медиаактивности губернатора Радаева – предпоследний в ПФО. Может быть, это из-за отсутствия министра случилось, а может, и по другим причинам. На мой взгляд, Валерий Васильевич не ощущает проблем в освещении своей деятельности, за что в свое время поздний Аяцков поплатился.

Линдигрин надо дать шанс. У нее выстроены отношения с главным областным ресурсом по прошлому месту работы, с ГТРК. Это большой плюс. Но положительный образ губернии одними лишь местными СМИ не создашь. Особенно, учитывая злополучную череду скандалов: то у нас ТЮЗ горит, то в Пугачеве люди бунтуют… Нужно предъявлять и какой-то позитив. Пока Саратов на уровне федеральных масс-медиа чаще ассоциируется с чем-то негативным. Но мы же здесь живем и понимаем, что у нас не только неприятности случаются, бывают и успехи.

Андрей Костенко, советник научного руководителя СГСЭУ:

Я глубоко убежден в том, что министерство нужно. Не знаю, как другим регионам, но Саратовской области пока нет резона отказываться от областной целевой программы взаимодействия органов власти и СМИ. Если помните, в свое время она существовала, потом при мне даже несколько расширилась, что оказалось правильным.

Мы увидели в свое время, что интернет-ресурсы начали играть существенную роль на информационном поле, и предложили внести в областную целевую программу отдельную категорию средств массовой информации – интернет-ресурсы. Отдельно для них выделять на конкурсной основе средства, а не делать их соревнующимися с теле- и радиоканалами, как это было на начальном этапе. Интернет-ресурсы развились и на сегодняшний день составляют очень значительную часть информационного поля.

Кто это мог сделать кроме министерства? В принципе, если бы не было такой структуры, не было бы целевой программы или она шла бы через какие-то другие министерства, которые просто на конкурсной основе занимались распределением средств. Они бы наверняка не отследили момент увеличения интернет-ресурсов. Поэтому еще одна задача министерства печати – вовремя заметить новые тенденции и внести какие-то изменения, чтобы поддержать развивающиеся направления.

Поскольку СМИ развиваются, министерству есть над чем работать. Министерство информации и печати не руководит этой сферой, оно способствует ее развитию.

У меня возникает вопрос не о целесообразности существования министерства, а о его эффективности. Претензии, которые предъявляют к министерству, не говорят о том, что не нужна структура. Они говорят о том, насколько она эффективно работает при том или ином министре. Но давайте вместе с водой не выплескивать ребенка.

На последней встрече с Натальей Линдигрин опять возник вопрос по поводу дома журналистов. Я прекрасно понимаю, был бы дом журналистов, всем было бы хорошо. А вот насколько негативно сказывается на работе редакций отсутствие дома журналистов? Мне, например, трудно ответить на этот вопрос. Я такой связи не вижу, хотя в свое время решение этого вопроса было по силам.

Дискуссию о целесообразности министерства информации и печати ведут все-таки областные или представители федеральных СМИ. Но вы не забывайте, что еще существует достаточно большое количество районных, муниципальных средств массовой информации: телевидение, радио, газеты. Я больше чем уверен, что именно они испытывают большую потребность в работе министерства. Не так давно был запущен пилотный проект, который объединял в едином информационном пространстве все муниципальные газеты. Там размещались их странички, им предлагалось сотрудничество в плане поиска и размещения рекламы. Этой идее много лет. Еще при Игоре Никифорове мы с Романом Юрьевичем Чуйченко выпускали новости Саратовской губернии, правда, еще не в интернет-пространстве. Через некоторое время поменялся министр, который посмотрел на этот пилотный проект с другой стороны. Потом поменялся и губернатор.

На этих примерах я хочу показать, что министерство информации и печати само по себе нужно по одной простой причине: оно может облегчить реализацию некоторых полезных для СМИ проектов. Я не знаю, возобновит ли Наталья Линдигрин пилотный проект по муниципальным СМИ. Но она была редактором районной газеты, работала в пресс-центре “Единой России”, в профильном комитете областной думы. Так что проблемы медиасообщества знает. Кстати, в этом году заканчивается действие областной целевой программы, продлению которой Наталья Линдигрин может поспособствовать.

Игорь Никифоров, редактор отдела регионального предложения еженедельника “АиФ”:

Вопрос, нужно ли само министерство, задается на протяжении многих лет. На федеральном уровне нет министерства информации и печати. Есть министерство связи, в структуре которого работает федеральное агентство по печати. Оно оказывает поддержку региональным СМИ через систему грантов и проектов. Мы часто слышим, что та или иная программа подготовлена при поддержке федерального агентства по печати. То же самое они делают в отношении телевизионных каналов. Снимаются сериалы, документальные фильмы. У этого агентства совершенно конкретная задача. На региональном уровне все зависит от того, какие задачи ставит руководство. В данном случае оно рассчитывает на СМИ в качестве поддержки в освещении своей работы.

Региональное министерство печати пытались ликвидировать два раза, тем не менее оно восстанавливалось. Это уже само по себе говорит о необходимости этой структуры. Только для того, чтобы выходили районные издания, министерство и не нужно. Новый министр Наталья Линдигрин, когда только вступила в должность, сказала, что одной из главных своих задач видит формирование положительного образа региона. Я с этим полностью согласен, так как считаю, что главная задача министра – вести пиар-направление и формировать повестку дня в области. Тем более, сейчас такая необходимость существует. В то же время министр – это не просто человек, который только распределяет ресурсы. Хотя при дефиците бюджета наиболее актуально грамотно распорядиться деньгами по действительно эффективным СМИ, у которых есть большая аудитория, свои читатели. В этом искусство руководителя – правильно нацелить средства.

Я знаю, что Наталья Линдигрин крепкий журналист. С другой стороны, хотелось бы пожелать ей не сводить все к грантам. Медиапространство все же формируется по своим объективным и субъективным законам, и если кто-то думает, что если мы этим СМИ денег не дадим, они перестанут существовать, это глубокое заблуждение. Есть такое понятие как социальный заказ. Если он есть, то информационное пространство формируется вне зависимости от финансирования. У нас в области достаточно давно сложившаяся система средств массовой информации. Надо как-то выстроить отношения с этими группами СМИ не только на основе грантов. Конечно, поддержка сама по себе хороша, но это не главное в деятельности министерства. Не будет грантов, саратовские СМИ все равно будут выходить.

Если размышлять, почему так много критикуют минпечати, то, я думаю, потому, что оно максимально публичное. Оно намного больше других контактирует с институтами гражданского общества. Но на самом деле, мне кажется, критика в адрес минпечати держится на ложных ожиданиях от него. Во все времена были завышенные требования к министрам вообще. Ты министр – значит все должно быть хорошо. Регион не должны критиковать, а только хвалить, видеть хорошее, плохое не замечать. Получается, министр информации и печати виноват даже за то, за что не отвечает. Я бы говорил о потребительском отношении с разных сторон к министерству информации и печати. Политическая стабильность – это одно, а социально-экономическая – совсем другое. Могу сказать, что министерство информации и печати никогда не было вовлечено в политические битвы. Сейчас мы вступаем в такой период в экономике и социальной сфере, когда возникает потребность в разъяснении населению текущих вопросов. Не замечать, что ситуация обостряется – это уходить от реальной действительности. Если в экономике все сложнее – значит, и в социальной сфере будет непросто. Я не предрекаю кризис, но экономические цифры говорят сами за себя. В этих условиях, повторюсь, обострится спрос на информированность населения, публичность власти. Без министерства не обойтись.

Андрей Россошанский, проректор СГУ по инновационной политике и взаимодействию с органами государственной власти:

– Я к Наташе отношусь очень хорошо, потому что мы с ней в прошлом были коллегами-депутатами. Также я с ней контактировал, когда был директором ГТРК, а она работала в пресс-службе “Единой России”. Я знаю, насколько она профессиональна и коммуникабельна. Надеюсь, у нее быстро получится наладить взаимоотношения с редакторами, с теми СМИ, которые сотрудничают с правительством в рамках программы партнерства. Линдигрин адекватна и вообще производит впечатление грамотного человека. Я думаю, у нее все получится. Мне ее жалко как женщину, потому что работы у нее будет очень много. Для того чтобы делать эту работу хорошо, на высоком уровне, потребуется много сил и времени. Но Наталье не впервой с этим справляться. Раз она дала согласие, значит, рассчитывает силы.

Задачи перед министрами, безусловно, меняются. Возьмите ситуацию в Пугачеве. Министерство информации и печати должно формировать адекватное информационное поле не только для жителей Пугачева, но в целом для всего региона, а в этой конкретно ситуации – для всей страны. Министерство должно одинаково эффективно работать как с местными СМИ, так и с федеральными. А задача министра – вовремя реагировать на резонансные события, помогать информировать население, главное – говорить правду и только правду. Тогда имидж власти будет только в плюсе.

Обстановка всегда была не простой, всегда были трудности. Сейчас главная проблема региона – финансовая. Правительство вкладывает много сил в ее решение. Людям надо объяснять, почему мы некоторые проекты и программы откладываем на ближайшие или дальние перспективы, почему занимаемся более конкретными вопросами – например, детсадами. Для этого министр должен быть эрудирован, иметь опыт работы во власти. У Натальи Линдигрин он есть. Министр печати всегда был, скажем так, на языке у всех: у членов правительства, у депутатов и у населения. Для всех хорош не будешь, но нужно искать золотую середину. Политическая стабильность может быть у политиков, а министерство информации и печати – это работяги, которые должны с утра до вечера обеспечивать информационную поддержку политической стабильности. У них самих ситуация всегда нестабильная. А взаимодействие с прессой должно происходить в режиме онлайн, с утра до вечера. В сухом остатке, как говорил Аяцков, – надо говорить правду. Правду о достижениях региона и о его проблемах, тогда читатель, зритель, радиослушатель, депутаты и политики будут относиться к правительству, губернатору и министрам с соответствующим уважением и благодарностью за честную информацию. Поэтому задача министра так работать со СМИ и населением, чтобы население доверяло власти.

Владимир Шутов, экс-министр информации и печати области:

Если мы говорим про стратегическую задачу министерства информации и печати, то это формирование положительного имиджа Саратовской губернии во всех его аспектах. Тактические задачи – оперативное освещение, так называемые информационная активность и открытость. Как раз те задачи, которые актуальны сейчас. Когда я работал министром, я всем говорил: если вам кто-то не дает интервью, уклоняется от комментария, вы обращайтесь ко мне, я все организую. Действительно, с этим проблем не было. Никто никогда не избегал отвечать на вопросы журналистов. Я уверен, если журналисты будут обращаться к Наталье Линдигрин, она тоже все сможет организовать, учитывая ее опыт и понимание важности взаимодействия со СМИ. Также министерство информации и печати призвано для координации всех СМИ региона и имеет для этого ресурсы. Хотя я всегда говорил, что недостаточные. В данный момент мы видим усиление электронных СМИ. Они более актуальны, так как работают более оперативно, чем печатные. Объем финансовых поступлений от рекламы в интернете сейчас сравнялся с объемом от рекламы на телевидении и будет в этом сегменте доминировать. Печатные СМИ требуют больше времени на обработку информации, зависят от периодичности выхода издания, но для них остается площадка для аналитики. Сейчас говорят о наступившей политической стабильности. И это замечательно. Но это совершенно не означает, что информационная открытость должна страдать. Наступившая политическая стабильность говорит о том, что будут востребованы журналисты, которые более серьезно относятся к той теме, которую они освещают. Не будет никаких предвзятых мнений, а будут действительно хорошие, взвешенные материалы. Если хотите, сейчас настало время независимой журналистики. Журналист становится профессионалом тогда, когда освещает не одну точку зрения, а несколько. Я не вижу, чтобы задач перед министерством стало меньше, чтобы реструктурировать его до отдела или департамента. Распределение средств – только одна из функций министерства. Хотя министерство информации и печати всегда было наиболее динамично меняющейся в плане руководства структурой. Спрогнозировать, сколько продержится в новой должности Наталья Линдигрин, сложно. Она была главным редактором ершовской газеты, человек прошел неплохую школу – как журналиста, так и главного редактора. Это плюс. Мы знаем, что она проработала в областной думе, где взаимодействовала с нашими СМИ. Это тоже большой сегмент работы. Губернатор, будучи председателем областной думы, видел эффективность ее работы. Она наиболее подготовленный сотрудник. У нее большой кредит доверия”.

P.S. Наталья Есипова и Юрий Санберг отказались от комментариев, объяснив это своей принципиальной позицией не давать оценки предшественникам и преемникам. Роман Чуйченко сослался на то, что не был готов в данный момент обсуждать работу министерства информации и печати.

Источник: ИА взгляд-инфо

http://www.vzsar.ru/special/2013/08/01/ministrov-v-pechat.html