Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Плюс на минус



"
Если инвесторам не нужен аэропорт в Сабуровке, для чего он саратовским властям?
Так сейчас выглядит взлетно-посадочная полоса
Фото Денис Юлин

Это какой-то новый тренд – писать о том, что происходит в селе Сабуровка Саратовской области. Ну, то есть как там движется или не движется строительство нового «современного и классного» аэропорта с мощной взлетной полосой, на которую не опасаясь смогут садиться боинги и другие авиагромадины. Следуя примеру своих коллег, которые с разной степенью дотошности уже вспомнили и описали, как начинался проект и к чему на сегодняшний день там все свелось, я тоже окунулась в думы об аэропорте.

И даже пообщалась с компетентными в области авиаперевозок людьми на тему сложности организации аэропортового дела. В ходе рассуждений и консультаций у меня вдруг возник вопрос: а он нам вообще нужен, этот самый аэропорт в Сабуровке?!

Нет, ну правда, какой смысл в этом грандиозном многомиллиардном строительстве? Что мы, рядовые жители региона, от этого получим? Скорее всего, ничего стоящего, а вот лишиться чего-то нужного можем вполне.

Освоение средств – это так заманчиво

Нет, конечно, когда региональный минтранс в 2007 году объявил о намерении возродить проект 20-летней давности о переносе аэропорта за город, всем все было понятно. Если когда-то давно саратовский «небесный причал» (немного поэзии) и был на окраине города, то за последние несколько десятков лет застройка вокруг него уплотнилась, и самолетам садиться стало сложнее. Да и люди, поселившиеся вокруг, вдруг стали жаловаться на то, что им неуютно жить рядом с постоянно взлетающими и садящимися самолетами.

Кроме того, региональное правительство, активно взявшееся за привлечение в город и область инвесторов, в том числе и иностранных, обнаружило, что воздушные ворота региона как-то уж совсем обветшали: аэровокзал старый, самолеты старые, взлетно-посадочная полоса узкая и короткая. Несолидно, мол. И вместо того, чтобы включиться (призвать/повлиять/помочь) в реконструкцию и модернизацию действующего объекта, решено было построить новый порт. Тогда аэропорт был в федеральной собственности, и его владельцы какого-либо стремления к модернизации не выказывали. Добавим, что нынешний собственник аэропорта начал реконструкцию аэровокзала и намерен обновить парк самолетов.

Новая стройка – не реконструкция. Идея грандиозного масштабного строительства сулила нашим властям возможность притащить в Саратовский регион энное количество бюджетных миллионов/миллиардов из федеральной казны (а многим из местных власть предержащих и личное участие в освоении оных), привлечь внимание и интерес федеральной власти и, в случае успешной реализации проекта, заработать перед ней плюсы/баллы.

Да, мотивы были более-менее ясны. Да и рвение, с которым областное правительство взялось за воплощение мечты, никаких сомнений не вызывало: «ребята знают, что делают». Не без проблем, но удалось выполнить только одну задачу в этом амбициозном проекте – выбрать место под размещение стратегически важного объекта, известную сегодня далеко за пределами региона Сабуровку. Эту проблему решили, но потом проект забуксовал.

Разменная монета в губернаторских руках

Сначала вмешался кризис. Правда, всеобщие финансовые проблемы и размытость общих экономических перспектив Саратовскую власть не смутили, и проект продолжил реализовываться в замедленном режиме. Все равно ведь велась подготовительная стадия – скупка земли под строительство порта у частных землевладельцев. Но этот процесс растянулся на несколько лет и объяснялся длительностью процедуры, жадностью продавцов и местной спецификой оформления земельных участков. А еще тем, что каким-то странным образом часть участков под будущий аэропорт оказались в собственности у не последних в Саратове людей (на Западе это называют инсайдом).

Затем долго ждали денег на разработку проектной документации. Выделяться они должны были из областного бюджета, а с нашей дефицитной казной найти нужную сумму (что-то около 100 миллионов рублей) было непросто.

Потом вдруг выяснилось, что новый саратовский аэропорт больше не входит в число приоритетных проектов для федеральной власти и его попросту исключили из федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Уже тогда можно было задуматься об истинном отношении Москвы к саратовской затее. Но спустя некоторое время, уже в 2012-м, проект аэропорта города Саратова снова внесли в программу.

Сегодня, кстати, поговаривают о том, что новый аэропорт практически полностью продублирует по своим параметрам действующий аэропорт на Соколовой горе. Взлетно-посадочная полоса только будет чуть длиннее и шире. То есть это было понятно еще на уровне проекта, но тогда, шесть лет назад, никто не обратил на этот факт должного внимания. Сегодня обратили. Пока еще не очень поздно, и строительство можно свернуть. Поэтому региональная власть спешно начала вносить в проект коррективы.

Вообще, надо сказать, все эти колебания уровня значимости аэропортового проекта удивительным образом совпадали с метаниями на политической арене региона. И его движение во многом зависело от того, впадал ли саратовский губернатор в милость или в немилость перед Москвой.

Для нового губернатора Саратовской области продолжение реализации проекта в Сабуровке, надо полагать, имеет то же значение, что и для предыдущего. И значение это чисто политическое. О том, как сам процесс и его результат отразятся на экономике и жизни региона, кажется, всерьез никто не задумывается.

Сказки про белого бычка

Повышая значимость сабуровского проекта в глазах населения Саратовской области, областные чиновники спекулируют одной только темой – нынешней недоступностью перелетов для широких масс. Обещая новый аэропорт с более широкой и длинной взлетно-посадочной полосой (ВПП), которая сможет принимать аэробусы, нам внушают мысль, что летать на этих боингах, аэробусах и прочих гигантах смогут все кому не лень. Тогда как сегодня, мол, билет даже на Як-42, который эксплуатирует местная авиакомпания, позволить себе могут только люди с доходом выше среднего. На самом деле это чистой воды спекуляция.

Во-первых, доступней авиаперевозки не станут. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на стоимость проекта. На сегодняшний день строительство одной только взлетной полосы с аэродромной инфраструктурой оценивается в 15 миллиардов рублей. Эти затраты лежат на федеральном бюджете, и государство, конечно, вряд ли будет «отбивать» их в процессе эксплуатации. Но помимо аэродрома проект предусматривает строительство аэропортового комплекса, то есть аэровокзала, привокзальной площади, гостиницы, железнодорожной станции и прочего (всего свыше 40 объектов). И все это – уже ответственность региональной администрации. Общая стоимость аэровокзального комплекса на сегодняшний день оценивается в пять с лишним миллиардов. Областное правительство, конечно, надеется найти инвестора на такое, казалось бы, лакомое предложение. Но инвесторы к нам не торопятся. А если они так и не появятся, то в рамках подписанного соглашения с Росавиацией вкладываться в аэровокзальный комплекс – с учетом не только строительства, но и содержания (обеспечение деятельности обслуживающего персонала и техники) – обязана будет область. Лишних денег в нашем дотационном и регулярно кредитующемся регионе просто нет. Или их что, начнут отвлекать с других расходных статей? Отнимать у учителей, врачей, многодетных семей? Сомневаюсь, хотя, конечно, и не исключено.

В противном случае проект сначала заморозят, потом свернут, и вместо жирного плюса, о котором мечтают региональные власти, Саратовская область может заработать не менее жирный минус и оказаться в числе опальных.

Но появление желаемого инвестора может спасти разве что только саму реализацию проекта. Ситуацию с авиаперевозками у нас это улучшит вряд ли. Потратив несколько миллиардов на строительство аэропортового комплекса, а затем ежегодно вкладывая миллионы/миллиарды в его содержание, инвестор, как всякий нормальный бизнесмен, начнет извлекать из своего объекта прибыль, что непременно отразится на стоимости авиабилетов в том числе. Так что нынешние 5-6 тысяч за билет до Москвы на Яке могут показаться копейками по сравнению с перелетом в том же направлении на обещанном аэробусе.

Перспективы перелета Лондон-Саратов-Пекин

Аэробусы – это вообще отдельная тема для размышления. Главный вопрос – кто и куда будет летать на этих дальнемагистральных и среднемагистральных судах? По словам директора действующего саратовского аэропорта Игоря Третьякова, местная авиакомпания ОАО «Саратовские авиалинии» и в рамках старого аэропорта, и с малыми воздушными судами полностью удовлетворяет спрос жителей на авиаперевозки.

«Рынок авиаперевозок, сложившийся в Саратовском регионе, не настолько велик, чтобы иметь два аэропорта, или один, но больший, чем есть сейчас. Ни к чему совершенно что-то удлинять, расширять, увеличивать для того пассажиропотока, который мы имеем. Для обслуживания 300-400 пассажиров в сутки на традиционных направлениях, даже с учетом ежегодного увеличения пассажиропотока на 20-25% в год, имеющегося аэропорта более чем достаточно», – говорит Игорь Васильевич.

То есть никакие боинги, получается, не нужны. Сейчас «СарАвиа» обеспечивает для саратовцев 5, а при необходимости 6 рейсов на Москву на Яках (самое популярное и востребованное направление), что позволяет составить наиболее удобный для пассажиров график вылетов. Если нас будут пересаживать на аэробусы, вместимость которых составляет человек 200, то это будет, скорее всего, один рейс в день в удобное для перевозчика время.

Еще, как рассказали специалисты местных авиалиний, у саратовского аэропорта, даже нового, нет никаких шансов стать так называемым хабом, то есть узловым аэропортом, где было бы много стыковочных рейсов и откуда бы люди разлетались дальше – по Европе, например. Нет, это все не саратовская история.

Исторически так сложилось, что саратовский аэропорт всегда был тупиковым. То есть тут «рельсы» кончаются. И билет сюда – это билет в один конец. И тупиковым наш аэропорт останется, хоть еще пять таких вокруг города построй.

Но у региональных властей, судя по имеющемуся проекту, совсем иное представление о ситуации на рынке. Наши чиновники убеждены, что с новым портом пассажиропоток будет расти как на дрожжах.

В 2015 году, когда будет сдана взлетно-посадочная полоса, пассажиропоток, по убеждениям властей, составит порядка 370 тысяч человек, в 2020-м – 710 тысяч, а в 2024-м – более 865 тысяч. Однако эксперты сильно сомневаются в реальности этого прогноза. Ни один из инвесторов, проявлявших интерес к саратовскому проекту, так и не отважился в него ввязаться, по большей части именно из-за скромного пассажиропотока. Да и в Росавиации заявили о намерении еще раз повнимательнее взглянуть на эту составляющую. В июле на совещании здесь было принято решение об изменении параметров взлетно-посадочной полосы, по предложению саратовских властей. Но до реальных корректировок, как говорят, пока не дошло. Агентство ждет результатов исследования о прогнозе пассажиро– и грузоперевозок в новом аэропортовом комплексе, который выполняет голландская компания NACO.

Мы поедем, мы помчимся…

Честно скажу, чем глубже погружаешься в изучение вопроса о целесообразности строительства нового аэропорта, тем больше вопросов возникает. Без ответов, например, вопрос кадрового обеспечения нового аэроузла. В действующем аэропорту работает около тысячи человек, и большая часть из них уже давно на пенсии.

«Кадровый вопрос и для нас очень серьезная проблема, – говорит Игорь Третьяков, директор аэропорта на Соколовой горе. – Но наше предприятие существует с 1931 года, у нас сложились свои профессиональные династии, дети и уже внуки наших сотрудников приходят сюда работать, мы их отправляем на обучение в вузы, обучаем на практике. То есть свои кадры мы воспитываем сами». А как эту проблему будут решать на сабуровском объекте?

Еще один вопрос без ответа – подъездные пути к новому аэропорту. Этот вопрос как-то вскользь проговаривается параллельно с обсуждением самого строительства новых воздушных ворот. Вариантов несколько – автомобильная дорога с открытием на ней специального автобусного маршрута, железнодорожная ветка с электропоездом по аналогии с маршрутом «Павелецкий вокзал – Домодедово», или совсем уж фантастическая версия – строительство канатной дороги. Все три идеи – это, по сути, три отдельных, самостоятельных, дорогостоящих инвестиционных проекта, которые тоже имеют свои подводные камни и требуют времени на реализацию. Потому что построить аэропорт и не обеспечить одновременно к нему подъезд – значит, провалить всю затею. Зачем тогда начинать?

Строительство аэровокзала позже аэродрома (ввод ВПП планируется в 2015 году, сдача аэровокзального комплекса – в 2016-м) – тоже вопрос серьезный. Каким образом будет функционировать взлетная полоса без аэровокзала? Высказываемую ранее идею о регистрации пассажиров в действующем аэропорту с последующей их транспортировкой на аэродром в Сабуровку специалисты-авиаперевозчики уже назвали утопией. «Это просто смешно, – говорит Игорь Третьяков, директор действующего аэропорта. – Как это можно сделать? Зарегистрировать здесь, на горе, а потом через весь город по нашим пробкам везти людей и их багаж на аэродром? Сколько? Часа два получится? А самолет там постоит, подождет? Простите, но эту идею я даже комментировать не хочу».

Создается ощущение, что если с вопросами по строительству аэропорта власть хоть и натужно, но как-то разбирается, то вопросами по организации его деятельности она даже не задается.

Построить объект можно, можно его даже сдать, пройдя все необходимые экспертизы, но вот запустить его в работу – это целая история, рассказывать которую правительство Саратовской области нам пока не готово.

«Бить своих» – это так по-саратовски

Еще один волнующий момент – это перспективы «Саратовских авиалиний». В нашем регионе, если кто-то еще не в курсе, сложилась уникальная ситуация, когда авиакомпания, осуществляющая перевозку пассажиров, и аэропорт представляют одно юридическое лицо. Да и в целом Саратовская область – один из немногих субъектов Российской Федерации, который может похвастаться наличием собственного авиаперевозчика, обслуживающего нужды населения региона. И вместо того, чтобы поддерживать свое предприятие, которое обеспечивает рабочими местами порядка тысячи человек, платит налоги в местные бюджеты, региональная власть своими действиями грозится его попросту угробить.

Понятно, что долгое время ОАО «СарАвиа» как будто держалось особняком, было достаточно закрытым и успело снискать себе нелестную славу в сознании саратовцев. Старые самолеты, два-три направления с дорогущими билетами и отсутствие всякого сервиса – это все с легкостью можно было говорить про него. Но сейчас все меняется. И меняется довольно стремительно.

По рассказам нового гендиректора ОАО «СарАвиа» Константина Соколова, компания сейчас занимается внедрением нового типа среднемагистральных воздушных судов типа Embraer-195. Они не только соответствуют самым последним требованиям к безопасности в области гражданской авиации, но и экономичны в расходовании авиационного топлива. Тогда как эксплуатируемые сегодня Яки – весьма прожорливые на коротких маршрутах машины, а авиатопливо дорогое.

Кроме того, аэропорт и авиакомпания уже начали реализацию своей собственной инвестиционной программы по реконструкции и модернизации предприятия. Начата реконструкция взлетно-посадочной полосы и здания аэровокзала, в котором полностью меняется оснащение.

«Аэровокзал мы надеемся запустить уже к концу текущего года. И поверьте на слово, он будет не хуже столичных, – уверяет Игорь Третьяков. – Качество обслуживания пассажиров теперь будет на европейском уровне».

Кроме всего прочего, «Саратовские авиалинии» активно расширяют маршрутную сеть. Москва по-прежнему остается самым популярным направлением у саратовских пассажиров. Пять-шесть рейсов в сутки только по нему. Но как утверждают мои собеседники, при увеличении спроса на перелеты до Москвы и обратно компания легко может добавить необходимые рейсы в маршрутную сетку.

«Мы следим за потребностями наших граждан, – говорят Соколов и Третьяков. – Поэтому у нас появляются и новые направления. Одно из последних по России – рейс на Екатеринбург. Самолет туда летает полный. А вообще уже летаем в Сочи, в Сургут. Расширяем сеть международных авиаперевозок. В частности, открыли направление на Прагу и в ближайшее время планируем открыть еще порядка 5-6 направлений. Обкатаны и востребованы рейсы в Турцию (Анталья), Азербайджан (Баку), Армению (Ереван). То есть мы не просто в состоянии обеспечить потребность наших сограждан в международных перелетах. Мы уже это делаем. А совсем скоро будем делать еще лучше. Хорошо бы власти постараться нам просто не мешать».

Источник: ИА Свободные новости

http://fn-volga.ru/article/view/id/109