КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Роман с камнем



В Саратове есть интересный памятник, к которому пока не возят туристов – камень в память основания нового аэропорта под Сабуровкой. Собственно, пока кроме камня там смотреть особенно нечего, вот когда освоят четыре-пять бюджетных миллиардов, тогда декорации будут что надо.

Что было сначала – курица или яйцо? Сначала нужны инвестиции, чтобы построить аэропорт, или нужен хороший аэропорт, чтобы привлечь серьезных инвесторов? Саратовские власти бьются над этой проблемой уже год, но обещают уже через месяц найти решение.

Чтобы «купить корову», следуя заветам кота Матроскина, «прежде чем продать что-то ненужное, надо купить что-то ненужное, а у нас денег нет». Не известно, как насчет всей максимы, а последнюю ее часть можно вывешивать на фасаде нынешнего правительства Саратовской области. Правда, с оговоркой, что это не касается строительства нового аэропорта. На этот проект, который одни считают жизненно необходимым для дальнейшего экономического развития области, а другие называют маниловщиной, намекая на бессмысленное освоение бюджетных средств, деньги в областной казне будут изыскиваться всегда, такое создается впечатление.

На презентации проекта пассажирского терминала нового аэропорта, которая прошла на этой неделе в областной думе, зампред саратовского областного правительства Юрий Моисеев попросил у депутатов 90 миллионов рублей на проектировку (не строительство) южного подхода к новому аэропорту. Кроме этого Моисеев заявил, что у «нас есть около десяти дней, чтобы выбрать внешний облик нового аэровокзала, пассажирского терминала. Тогда в апреле 2014 года мы можем выйти на окончание его проектировки».
Ого, какая спешка! Целый год неторопливо осваивали средства и тут вдруг такие жесткие сроки, не иначе как презентацию надо срочно показывать кому-то «наверху». Тому, кто платит или распоряжается теми, кто платит. Официально причины спешки никто не объяснить не смог, тем более что сам Юрий Моисеев покинул зал областной думы еще до окончания обсуждения архитектурных проектов нового аэровокзала.

Вкратце о самом обсуждении – с экранов в зале заседания присутствовавших ознакомили с двумя проектами внешнего и внутреннего архитектурного оформления пассажирского терминала будущего аэропорта. Авторы, представляющие два московских архитектурных бюро, NefaResearch и «Архитектурное бюро Асадова», прокомментировали слайды и ответили на немногочисленные вопросы.

Мое личное мнение – если люди хотят презентовать свой проект и добиться максимальной степени понимания аудитории, нужно, как минимум, раздать те же слайды вместе со схемами и основными техническими параметрами проекта на руки участникам обсуждения, а еще лучше сделать добавочно полсотни копий для журналистов и всех желающих. Вопрос на десятки миллионов рублей, а почему-то потратить тысячу на цветные ксерокопии не захотели. Медведеву-то на выставке в Сочи наверняка брошюрку в ручки совали. Впрочем, если мнение жителей области, собравшихся общественников и специалистов не является решающим и даже влияющим на результат согласования проектов, то тогда можно понять организаторов обсуждения, – чего зря бисер метать.

Спикер саратовской областной думы Владимир Капкаев после полутора часов докладов согласился, что в течение ближайшего времени, т. е. десяти дней, нужно организовать еще одно обсуждение проектов в более узком профессиональном кругу. По всей видимости, подразумевалось отсутствие прессы и общественников. Сам Капкаев, судя по всему, из красивых слайдов тоже мало что извлек с точки зрения информации.

Обсуждение архитектурных особенностей будущего аэровокзала показало, что кроме специалистов это мало кому понятно. Зато эти слушания в областной думе доказали, что некоторые концептуальные вопросы всего проекта нового аэропорта не ясны до сих пор.
Выделим несколько простых вопросов, которые волновали большинство:

Откуда возьмется столько пассажиров (не менее миллиона в год) если сейчас авиасообщением в области пользуются менее 400 тысяч в год?

Был запланирован Северный подъезд (через Шевыревку) к новому аэропорту, а почему сразу не запланировали Южный (между Дубками и Усть-Курдюмом), тем более, если он гораздо короче?

Почему расчётами пассажиропотока занимались голландцы, проекты подготовили москвичи, где участие саратовских проектных организаций?

Какую экономическую выгоду от проекта получит в конечном итоге бюджет области, поскольку сейчас очевидны только серьезные затраты?

И наконец, кто же инвестор, кто будет строить аэропортовый комплекс, если за счет государства строится только взлетная полоса?

На большинство из них Юрий Моисеев не ответил, – не захотел или не смог. Все, что стало понятно из его выступления, это что про инвестора ничего не ясно до сих пор, но вот-вот будет объявлен конкурс. Еще выяснилось, что миллион человек пассажиров в год новому аэропорту насчитали именно голландцы, потому что российские компании «предлагали нарисовать за деньги любую нужную цифру, а голландцы в этом вопросе щепетильны и считают честно». Все остальные вопросы оказались замяты. Даже такие, казалось бы, очевидные рассуждения – откуда возьмутся дополнительные сотни тысяч пассажиров, если в стране кризис, бюджеты региона и государства урезают, безработице обещают серьезный рост и население богаче не становится – не стали комментировать. «Голландцев на строительство в Россию еще Петр Первый приглашал», – просветил саратовцев представитель холдинга «Региональные аэропорты».

Отдельное внимание хотим обратить на тему публичности в проектировке аэропортового комплекса. Архитектурный комплекс, который будет презентовать наш регион перед всеми, кто к нам прилетит, проектируют почему-то москвичи. Дело не в том, где лучше или хуже архитекторы, а в том, что областные власти такой имиджевый момент упускают – на словах ратуют за наших производителей, а дать хотя бы шанс местным зодчим, не самым слабым, кстати, представить свое видение нового аэропорта, почему-то не смогли.

Московские проектировщики были на эту тему не особенно разговорчивы.

Дмитрий Овчаров, руководитель архитектурного бюро Nefaresearch (Москва):
Мы сделали эскизный проект в короткий срок. Сотрудничаем с инвестиционной компанией, которая предложила его подготовить. Мы делали проект аэропорта в Екатеринбурге, в Самаре.

Дмитрий Асадов, «Проектное бюро Асадова» (Москва):
Мы подготовили свой проект приблизительно за месяц. Холдинг «Аэропорты регионов» заказал нам эту концепцию. Это произошло после сбора портфолио от разных бюро, насколько я знаю, это был закрытый конкурс.

Местные проектировщики и архитекторы понимают, что приглашение москвичей на эту работу связано с желанием потенциального инвестора. Однако на эту тему у них есть свое мнение.

Роман Акимов (Саратовгражданпроект):

К нам просто никто не обращался. Инвестор сам лично дал задание тому бюро, которому захотел, и, видимо, с областной администрации представители обратились в московское структуру. Нас никто не призывал подумать на эту тему.
Не факт, что мы могли бы выиграть в этом творческом конкурсе, но, по крайней мере, могли поучаствовать, попытать свои силы.
Решение было спонтанным по этим проектам. Но даже за то короткое время, которое прошло, можно было поднять множество защищенных проектов и дипломов на кафедре архитектуры – мечты и крики студентов, людей, которые не отягощены никакими финансовыми ограничителями, людей без обрезанных крыльев, которые могли бы предложить что-то интересное.
Речь не идет о конкурсных процедурах в рамках 94 ФЗ. Инвестор имеет право самостоятельно выбрать исполнителей. Мы ведем речь именно об общественном конкурсе проектов. Поскольку это строительство планируется на территории субъекта, то местные власти могли бы эту идею продвинуть. Даже пусть не среди организаций, а среди любых желающих специалистов, все-таки разработка такой концепции – процесс достаточно индивидуальный, а творцов у нас масса.

Сергей Лазарев (Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве):

Действительно, если разработку технологий доверяют иностранным кампаниям, почему бы архитектурную составляющую не предложить реализовать местным специалистам?
Двумя точками зрения не может исчерпываться подход к проектированию облика нового аэропорта в Саратове. Это основное здание, которое первым будут видеть все, кто пребывает в наш регион. Почему бы не спросить предложения у местного архитектурного сообщества? Здесь у нас почему-то нет ура-патриотизма и поддержки местных производителей.

Аэропорт это технологии, это даже не завод, а одно из самых технологически сложных сооружений. 99,9% расходов при его строительстве мы даже не увидим, это все внутри, каркасы, оборудование. Такая будет волна на крыше или другая волна — это доли процента от общих расходов. Эксплуатационные расходы сейчас обсуждали — это все теряется в общей массе проекта, этим можно пренебречь. Капля в море по сравнению со всем остальным. Поэтому на архитектурном решении, конечно, не стоит экономить, оно должно запоминаться, это будет то, чем Саратов должен отличаться от других городов. Это будет наше лицо.
А вот то, что местных специалистов просто проигнорировали… Пусть даже у них не было больших шансов победить из-за отсутствия опыта, по крайней мере, было бы участие, получить этот опыт они могли.

В ближайшие дни собираются провести еще одно обсуждение проектов, но уже более узким кругом, выслушать специалистов. Если пригласят, придем. Я так понимаю, что за эти десять дней собираются решить какой из двух предложенных проектов лучше или хуже. То, что сейчас мы говорим, это все в качестве оценки того, как вообще должна такая работа проводиться и, может, в качестве пожеланий на будущее, чтобы в следующий раз…Да. Это зависит от того, как будет организована дальше работа, – возможен ли поиск нового образного решения или только выбор из представленных двух и третьего не дано. И потом, жизнь определяется не только аэропортами. Если Саратов не будет развиваться, то мы можем не обсуждать вообще ничего. А если будет — то будет много новых тем, может быть, не таких масштабных. Но это дело принципа – жители города должны в этом участвовать. Саратов всегда был сильным в своей градостроительной, архитектурной школах, не говорю уже о строительстве. И то, что сегодня это нивелируется, не совсем правильно.

Александр Уриевский
Источник: http://www.sarinform.com/lenta/archives/info/2013/10/10/26360