КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Олимпийский очерк из первых рук



Олимпийский очерк из первых рук - Общественное мнение Саратов Новости Сегодня
Об авторе. Александр Батурин, известный многим старым деятелям саратовской либеральной оппозиции, до 17 лет жил в Сочи. После чего, переехав в Саратов, 8 лет учился в СГМУ, работал травматологом. Ныне живет в Москве. Активно принимал участие в деятельности партии «Яблоко» и движения «Солидарность». Работал помощником Бориса Немцова на выборах мэра Сочи.На Олимпиаду специально я не собирался да и относился к этой дорогой авантюрной затее скептически. Но родители соскучились и решили заманить меня в Сочи.
Взял билеты на олимпиаду с расчетом, чтобы посетить и горный, и прибрежный кластеры. Необходимый паспорт болельщика я получил со второй попытки, на первый запрос ответили отказом. Купил самые дешевые авиабилеты (Ютэйр), т.к. от 52 до 106 тысяч рублей для официального перевозчика Олимпиады (Аэрофлота) у меня не нашлось под рукой. Именно такие билеты остались у Аэрофлота на первый олимпийский уикэнд (государственный СМИ заявляли, что Аэрофлот на время игр будет продавать билеты по 5 тыс.).
Самый сложный для гостей олимпиады вопрос – проживание – меня не касался: в Сочи квартира у родителей, в Красной поляне домик у брата.
В общем, политические и экономические вопросы Олимпиады расписывать не хочу. А напишу про свои впечатления, во-первых, как сочинца, а во-вторых, как просто болельщика и олимпийского гостя (гостя, потому что уже 5 лет живу в Москве).

Плюсы
1. На удивление отличная логистика: бесплатные круглосуточные электрички «ласточки», ходят каждые 15 минут между 5 основными точками: железнодорожными вокзалами Сочи и Адлера, аэропортом, горным кластером в Красной поляне и прибрежным кластером в Имеретинской бухте. Плюс хабы, соединяющие ласточки с автобусами в этих главных точках, а также дополнительно на Мацесте, в Хосте, Олимпийской деревне и в самом посёлке Красная поляна, где живут многие участники и болельщики. Автобусы тоже бесплатные и ходят часто. Традиционного нашего транспортного состояния «селедки в бочке» удалось избежать. Благодаря тому, что все бесплатно, нет очередей за билетами. Причем, транспортом может воспользоваться любой желающий, не важно, есть ли у него билеты на соревнования или нет.
2. Олимпийская атмосфера и волонтеры. Улыбки, никакой агрессии, праздник. Да и погода на побережье до +16, все гуляют до поздней ночи. Уезжать не хотелось. Хотелось остаться подольше.
Есть отдельная категория «волонтеров», уже прозванная гостями олимпиады «баклажанами» за их фиолетовые костюмы. В ушах у них гарнитура, коротко стрижены, улыбки на лицах отсутствуют. Это ФСОшники.
3. Адекватный досмотр. Тщательно, но вежливо. Чувствуешь себя в безопасности. Досмотры везде: аэропорт, железнодорожные вокзалы и станции, олимпийские парки и отдельные олимпийские объекты. В день проходишь досмотр раз 10. Как проходит досмотр: снимаешь верхнюю одежду, ремни, часы, проходишь через рамку металлоискателя, затем ручной металлоискатель, затем детальное ощупывание (для женщин специальные ощупывающие женщины-полицейские). Очереди небольшие.
Пограничные укрепления и блиндажи вдоль ЖД в горах укрыты зеленой армейской сеткой. Они находятся вдоль всей олимпийской трассы, по одному погранцу в зеленой армейской форме через каждые 200-300 метров. Смотрится необычно, но глаз не раздражает.
Совсем забавно смотрятся полицейские на больших диких пляжах, охраняющие виадуки и железную дорогу. Я ехал на электричке в аэропорт в 3 часа ночи. Стоят в светоотражающих куртках, некоторые разводят костры на берегу зимнего моря.
4. Видел салют церемонии открытия из самолёта. Крутое зрелище.
5. Очень хорошо, что внутри олимпийского парка сохранили кладбище староверов, а в олимпийской деревне – орнитологическое озеро (правда неизвестно, сохранит ли озеро своё экологическое значение, продолжат ли редкие птицы использовать его как перелетную стоянку).

Минусы
1. Грязно. В горном кластере в Эсто-Садке, «Городе Горки», железнодорожном вокзале Красной Поляны остатки строительного мусора, вместо газонов – грязь с камнями, недозарытые провода и кабели торчат из земли, нет газонов, грязная, булькающая, плохо уложенная плитка. Наступаешь на плитку – на твою обувь брызгает грязная вода. Это очень расстраивает. «Бычки» повсюду. И не по-европейски и не тянет на 50 млрд $.
На Роза-хуторе и Лауре заметно чище.
Приморский Олимпийский парк на фоне горного кластера выглядит намного чище.
2. Полупустые стадионы. Иностранцы не смогли выкупить свои квоты на билеты из-за жёсткой бюрократии с билетами и паспортами болельщика. На биатлоне и прыжках с трамплина людей было совсем маловато, зато на женском хоккее (!) Швеция-Япония (!!) арена была заполнена на 95%. Последние билеты на хоккей разлетались за считанные минуты до начала матча. Русские болельщики (в основном, сочинцы), которых было по ощущениям большинство, болели за японок. И пытались знакомиться на трибунах с японскими группами поддержки. Умудрились где-то раздобыть японские флаги. За шведок почему-то не болели…
3. В олимпийском парке работающие на бензине гольф-кары (!) Зачем? Пыль в глаза?
На гольф-карах ездят одни волонтеры, пожилых не подвозят, говорят, не положено. А положено только беременных и маломобильных (инвалидов). Пожилые не считаются маломобильными.
4. В горном кластере нет Wi-Fi нигде (ни на спортивных объектах, ни на вокзалах, ни в транспорте), а 3g катастрофически слабый сигнал.
В имеретинском Олимпийском парке сигнал хороший, но на самих аренах нет ни Wi-Fi, ни 3g. Инстаграмить фотки с хоккея пришлось уже на выходе со стадиона.
5. Казаки везде. Ну не казачий Сочи город. Возможно, кому-то нравится, иностранцам, например. Но власти-то должны знать, как сочинцы относятся к кубанцам, что ментально Сочи не Кубань. Зачем злить местных на ровном месте.
6. Набережную в прибрежном кластере полностью отдали Олимпийской деревне, которую отгородили от олимпийского парка (объяснили причину: олимпийцы бегают по набережной, а туристы им будут мешать). В итоге, закрыли выход к морю, который мог бы стать жемчужиной парка. При этом от ледового дворца «Большой» до моря около 100 метров и построен помпезный спуск, но перегорожен он традиционными металлическими заграждениями и «баклажанами».

Вообще, проект грандиозный. Чтобы обойти прибрежный олимпийский парк (без олимпийской деревни, туда вход только по аккредитации) мы потратили целый день. По масштабу сравним с ВДНХ. К самому парку примыкает трасса Формулы-1 (соревнования пройдут в октябре 2014 года) и «русский Диснейленд».
Понятно, что горный кластер будет полностью востребован, на Западном Кавказе очень благоприятные условия (ландшафт и климат) для горного и горнолыжного туризма.
А вот, что станет с прибрежным кластером в будущем, вообще непонятно. Очень не хочется, чтобы он повторил судьбу того же ВДНХ (где, например, в обшарпанном павильоне «Космонавтика» сейчас находится выставка-ярмарка мёда), погрузился в забвение и разочарование.

Источник: Общественно-политический журнал «Общественное мнение»

№1-2(172), январь-февраль 2014 г.

http://www.om-saratov.ru/chastnoe-mnenie/11-february-2014-i8312-olimpiiskii-ocherk-iz-pervy