КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Налоговый голод



Рубрика: De facto
Налоговый голод - Общественное мнение Саратов Новости СегодняНалоги – больная тема для региональных и местных бюджетов. О том, что налоговая система несправедлива, говорят как эксперты, так и сами чиновники различных уровней. Значительная доля налогов в региональные бюджеты поступает от крупных компаний, особенно (с учетом специфики российской экономики) – сырьевых. И последние законодательные нововведения только усугубляют ситуацию.Во всем виноваты КГН
По предварительным данным министерства финансов Саратовской области, в 2013 году объем налоговых доходов консолидированного бюджета составил 56,7 млрд рублей. Это 71,1% от всех доходов бюджета. При этом доля неналоговых доходов составила всего 3,9%, а безвозмездных поступлений – 25,1% (см. таблицу 1). За последние несколько лет удельный вес налоговых доходов увеличивается – с 65,5% в 2010 году до 71,06% в 2013-м. В то же время доля неналоговых доходов сокращается – с 6,4% до 3,9% – за тот же период.
Формируют бюджет всего три основных налога – это НДФЛ, который «заполняет» 26-28% всех доходов, налог на прибыль организаций (17-20%) и налог на имущество (10-12%). Кроме того, в региональный бюджет поступают плата за акцизы (6%) и налог на совокупный доход (примерно 4%). Местные бюджеты собирают земельный и транспортный налоги.
Как уже говорилось, в последние несколько лет наблюдался рост налоговых доходов. Так, в 2011 году бюджет собрал 49,7 млрд рублей, в 2012-м – 56,2 млрд рублей, в прошлом году – 56,7 млрд рублей, а в планах на 2014-й – уже 62,9 млрд рублей. Однако в 2013 году собираемость налогов в Саратовской области резко снизилась: если раньше объем поступлений увеличивался в среднем на 13-14% в год, то в 2013 году – лишь на 0,76%.
По словам министра экономического развития и инвестиционной политики области Владимира Пожарова, основной фактор, повлиявший на снижение темпов роста налоговых доходов в регионе, – уменьшение перечислений крупными налогоплательщиками налога на прибыль организаций. Так, по оперативным сведениям Саратовстата, за 10 месяцев прошлого года количество прибыльных организаций области снизилось на 37 единиц, сумма полученной прибыли – на 7,7%. При этом сумма убытков возросла в 1,8 раза. В результате сальдированный финансовый результат деятельности организаций по сравнению с аналогичным периодом 2012 года снизился на 6,5 млрд рублей.
«Такая ситуация характерна для большинства субъектов Российской Федерации: по итогам 10 месяцев темп роста налога в консолидированные бюджеты регионов в целом по России составил 85,3%», – сказал г-н Пожаров. Объяснение этому, отмечает чиновник, дал министр экономического развития РФ Александр Улюкаев при обсуждении прогноза и федерального бюджета на 2014-2016 годы: «Период длительного роста издержек производства, в частности, издержек, связанных с тарифами инфраструктурных монополий, тарифами газоснабжения, тарифами энергетическими, тарифами по железнодорожным перевозкам, опережающий рост заработной платы, укрепление реально эффективного курса рубля – все вместе привело к ситуации, когда финансовый результат деятельности предприятий стал быстрыми темпами снижаться».
Другая причина снижения поступления налога на прибыль, полагает г-н Пожаров, – это решения, принятые на федеральном уровне. «Налоговая новация 2012 года по введению института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) вместо обещанных «плюсов» привела к значительному снижению поступления в бюджет региона налога на прибыль. Например, по информации УФНС России по Саратовской области, поступление налога от девяти консолидированных групп налогоплательщиков в 2013 году составило порядка 2,5 млрд рублей, это 68,5% от уровня поступлений 2012 года. Как руководитель рабочей группы по мобилизации доходов в бюджет области, могу сказать, что перед отраслевыми министерствами определены задачи по изменению этой ситуации в следующем году, и этот вопрос находится у нас на контроле», – отметил министр экономики области.
Один из опрошенных экспертов «ОМ» подтвердил, что введение консолидированных групп налогоплательщиков – потеря для регионального бюджета: «Когда во главе стоит один крупный налогоплательщик, тянущий на себя одеяло, система начинает рушиться и региональный бюджет так или иначе несет потери. Что касается предложений по изменению ситуации – должны быть четко прописаны нормативы отчислений взаимоотношений федерального и регионального бюджетов с учетом валового национального продукта, создающегося на территории конкретного региона».

Деньги любят тишину
Согласно информации областного минфина о поступлении налоговых доходов в разрезе видов экономической деятельности (данные за 11 месяцев 2013 года), наибольшие суммы в бюджет перечисляет обрабатывающая промышленность – это производство пищевых продуктов, судов и прочих транспортных средств, нефтепродуктов, металлических изделий. Кроме того, это операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств и бытовых изделий.
Крупными налогоплательщиками в Саратовской области считаются 181 организация и девять КГН. По крайней мере, именно в отношении стольких компаний региональное минэкономразвития проводит ежемесячный мониторинг. Выплаты этих предприятий в консолидированный бюджет области составляют около 35% от общего объема налоговых доходов.
При этом, по данным минпрома, 25% доходов бюджета (с учетом акцизов на нефтепродукты) обеспечивают всего двадцать компаний промышленного комплекса. Это, в основном, не самостоятельные предприятия, а филиалы и «дочки» федеральных корпораций: два завода «Роснефти» (ОАО Саратовский НПЗ и ОАО «Саратовнефтепродукт»), две компании «Лукойл» (ООО «Саратоворгсинтез» и ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»), три компании, входящие в структуру «Газпрома» (ООО «Газпром трансгаз Саратов», ОАО «ВНИПИгаздобыча» и ОАО «Саратовоблгаз»), а также ОАО «Саратовнефтегаз» (ОАО «РуссНефть»), ОАО «Волжская ТГК» (входит в КЭС Холдинг), ОАО «МРСК Волги» (ОАО «Россети»), ОАО «БАТ-СТФ» (British American Tobacco) и ООО «БМУ» (входит в ОАО «ФосАгро»). Кроме того, это филиалы ОАО «Концерн Росэнергоатом» (Балаковская АЭС), ОАО «РусГидро» (Саратовская ГЭС), ОАО «Вымпелком», ОАО «Ростелеком», ООО «Хенкель Рус» и ФГУП НПЦАП (ПО «Корпус»). Среди самостоятельных местных предприятий – лишь ОАО «Балаковорезинотехника» и ОАО «СЭПО-ЗЭМ».
Данные об объеме перечисленных этими компаниями налогов в региональный бюджет в правительстве не разглашают, ссылаясь на коммерческую тайну и возможные иски. Кроме того, как в декабре 2012 года заявил заместитель председателя правительства Саратовской области Павел Большеданов, просчитать налоговые поступления от монополистов оказывается крайне сложно. «Мы предпринимали неоднократные попытки, но так и не смогли получить хоть какую-то перспективу хотя бы по 2012 году. Кроме «Лукойла», который в пять раз увеличивает налог на прибыль в Саратовской области, нам ни одна вертикально-интегрированная компания такую цифру не дала», – заметил г-н Большеданов. А это, напомним, один из бюджетообразующих налогов.
Сами компании не готовы делиться информацией о налогах. Из минпромовских двадцати – лишь шесть предоставили цифры, но рассуждать о налоговой системе не стали. Так, в 2012 году ООО «БМУ» в областной и местный бюджеты перечислило налогов в размере 901,9 млн рублей, «Газпром трансгаз Саратов» – 834,8 млн, Саратовская ГЭС – 506,4 млн (с учетом льгот), Волжская ТГК – 486,4 млн, «Вымпелком» – 374,2 млн и ОАО «Ростелеком» – 265 млн рублей. Остальные либо отказались отвечать, либо проигнорировали запрос редакции.
Чтобы добиться определенности в вопросе о перспективах работы крупнейших предприятий, администрация области уже несколько лет подряд заключает с ними так называемые соглашения о сотрудничестве, в которых, в частности, прописываются основные инвестпроекты компании. Так, в подобном соглашении с «РусГидро» была достигнута договоренность о комплексной модернизации гидроагрегатов Саратовской ГЭС и строительстве завода по производству турбин. В документе, заключенном ТНК-ВР (в конце 2012 года приобретена ОАО «Роснефть»), было прописано создание установки изомеризации.
В соглашениях также указываются предполагаемый объем налоговых поступлений и затраты на мероприятия, подпадающие под определение «социальная ответственность». Вот о благотворительных программах крупнейшие компании рассказывают охотнее. Похоже, по мнению пиар-специалистов компаний, миллионы, которые тратятся на детские дома и установку детских площадок, привлекательнее для имиджа, чем миллионы, перечисляемые в виде налогов в областной бюджет.
Одно из направлений благотворительной помощи – поддержка социально незащищенных групп населения, детских учреждений. К примеру, «Ростелеком» в 2012 году выделил средства на реконструкцию двух дошкольных учреждений в Петровске и поселке Духовницкое, а в 2013-м – на покупку оборудования для игровой площадки Детского дома №1 в Красноармейске. Саратовская ГЭС в 2012 году оказала финансовую помощь в проектировании и строительстве детского сада в Вольске, установила 725 детских площадок в 28 районах области. «Газпром трансгаз Саратов» помогает некоторым медицинским учреждениям, религиозным организациям, выделяет средства на реконструкцию памятников и парков в районах области, на укрепление материально-технической базы районных учреждений соцсферы, направляет детей из детдомов в летний лагерь.
Также компании финансируют проведение различных массовых мероприятий. Саратовский филиал ОАО «ВымпелКом» провел благотворительные спектакли корпоративных клиентов «Билайн», поддержал областной этап фестиваля «Студенческая весна-2012» и областную лигу КВН. ТНК-ВР в 2012 году выделила средства на проведение «Лыжни России» и турнир по футболу среди дворовых команд. «РусГидро» содействует в организации и проведении социально значимых мероприятий в Балаково.

Слабая хватка
Несмотря на заверения обеих сторон, что крупные компании и правительство живут в согласии и мире, складывается ощущение, что отношения эти непростые и трепетные. Заключение соглашений о сотрудничестве, ставшее распространенной практикой, выглядит как замаскированный пакт о ненападении – ссориться невыгодно ни тем ни другим, но уступать свои интересы тоже не хочется.
Способы договориться с бизнесом (чаще всего – в виде возможности раздавать налоговые «пряники») у регионов есть, пусть и скудные. Так, в прошлом году Госдума отменила федеральные льготы по налогу на имущество для естественных монополий, которые «срезАли» более половины ставки налога (2,8%). Отмена федеральных льгот предполагала, что регион сможет устанавливать свои льготы в обмен на какие-то дополнительные уступки со стороны компаний, например, в виде корректировок в крупные проекты. Комментируя это нововведение, монополии отмечали, что не боятся давления со стороны власти, так как все дополнительные обязательства будут прописаны в тех же соглашениях.
Еще одна льгота, которой распоряжается облправительство, – по налогу на прибыль для инвесторов. Сниженная ставка (13,5% вместо 18%) по закону от 2007 года действовала в отношении вновь созданных компаний, осуществивших капвложения на сумму не менее 50 млн рублей. Ранее этот закон охватывал так называемые «непопулярные» для инвестиций сферы – сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, транспорт и связь, здравоохранение. Неудивительно, что регион стремился привлечь финансирование именно сюда. Кроме того, были предусмотрены льготы и для таких мощных сфер, как добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также обрабатывающие производства и строительство (здесь вложения должны были составить от 650 млн рублей). Но, как комментировал ранее председатель комитета облдумы по бюджету и налогам Николай Семенец, закон в редакции 2007 года «не срабатывал». «К 1 января 2013 года вряд ли кто заявился. Таких рискованных не было», – сказал он.
Обнаружив, что поступления налога на прибыль сокращаются, губернатор Валерий Радаев в декабре 2013 года предложил расширить круг льготников. К уже существующим отраслям добавились «привлекательные» – гостиничный бизнес, производство нефтепродуктов и органических химических веществ и реализация моторного топлива, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Есть надежда, что эти льготы повысят инвестиционную привлекательность региона и будут способствовать увеличению поступлений налогов в бюджет – за счет налога на имущество и доходы физлиц. Пока неизвестно, как нововведения отразятся на инвестициях и собираемости, поскольку поправки вступили в силу лишь с 1 января 2014 года.
Сами компании утверждают, что никакого давления со стороны власти не испытывают. Так, гендиректор ООО «Газпром трансгаз Саратов» Леонид Чернощеков отметил, что, занимаясь социальными и благотворительными проектами, компания не рассчитывает на получение каких-то дополнительных преференций: «Мы работаем абсолютно открыто, и «социалка» для нас – часть деятельности. В интересах компании помогать созданию здорового общества, в котором она сможет успешно работать в долгосрочной перспективе. Поэтому социальные программы можно рассматривать и как социальные инвестиции». В ОАО «РусГидро» заявляют, что видят свою задачу не только в развитии бизнеса, но и в создании условий для роста экономики страны в целом. «Решая эти задачи, мы стремимся к укреплению статуса социально ответственной компании и находим полное взаимопонимание со стороны органов власти, в том числе региональных», – сообщили в СарГЭС.
Эксперты констатируют, что ситуация с собираемостью налогов в регионе сложная. Основной причиной, по мнению бывшего министра экономики Александра Степанова, является медленное развитие экономики. Он напоминает, что несколько лет назад многие крупные предприятия увели межрегиональные центры управления в соседние города. В основном, это были филиалы банков и энергетических компаний. «Потеря управленческого влияния отражается и на активности самой компании в регионе», – говорит г-н Степанов. По его словам, необходимо выработать комплекс мер, направленный на развитие всей экономики: «Почему в Калуге открылось несколько автозаводов по сборке иномарок, а у нас – нет? Какие шаги были сделаны? Несмотря на критику губернаторства Дмитрия Аяцкова, он за один год смог прославить Саратовскую область – в 1996 году о нас никто не знал, а уже в конце 1997-го мы были на третьем месте в РФ по инвестиционной привлекательности. Мы сейчас занимаемся фискальной политикой, а это отводит нас от того, чтобы модернизировать экономику. Это дело тонкое, и пока никакой внятной политики правительства в этом направлении я не вижу».

Источник: Общественно-политический журнал «Общественное мнение»

№1-2(172), январь-февраль 2014 г.

http://www.om-saratov.ru/publikacii/14-February-2014-i8482-nalogovyi-golod