Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Издержки вертикали



"

Один из парадоксов саратовской действительности – это уверенность значительной части жителей региона в том, что “вся саратовская промышленность умерла еще в 90-х”, “все заводы стоят”, “работы на предприятиях нет”. За прошлый год промышленные предприятия области произвели продукции на 274 миллиарда рублей. Сумма серьезная, и объяснить ее словом «нарисовали» при всем желании не удастся. Хотя бы потому, что с этих миллиардов местные предприятия заплатили налоги. За год в промышленности появились 2,5 тысячи новых рабочих мест. Так почему же незанятое на производстве население в упор не видит, что многие местные предприятия нормально работают?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо представлять привычные мыслительные схемы старшего и среднего поколения горожан, которые, как правило, возмущаются тем, что «все заводы стоят». Да, некоторые предприятия с 1990-х так и не возродились, а корпуса их превратились в торговые центры. Многие потери, вроде авиазавода, абсолютно непростительны. Всё это правда. Но не это в данном случае предмет обсуждения.

При всех условиях речь идет о сотнях миллиардов рублей, и они точно делаются не в гаражах или «на коленке». Объяснить их «производством колбасы» тоже не удастся, поскольку обороты пищепрома считает минсельхоз, и это отдельные цифры.

На основании чего те, кто сегодня уверен, что «всё стоит», делали вывод о том, что «всё работает» прежде? Можно предположить два варианта. Первый: исходя из собственного опыта работы на заводах. Второй: опираясь на окружающую действительность. Теперь зачастую оба варианта не работают, поскольку в стране произошли радикальные изменения.

Начнем с того, что на производствах заняты куда меньше людей, чем прежде. В том числе потому, что новые технологии требуют не так много персонала, как раньше. Кроме того, даже сами сотрудники многих предприятий должны приложить усилия, чтобы увидеть производственный процесс в цехах. Ведь многие местные компании вынесли «конторскую» часть работ за территорию промплощадок. Менеджеры по сбыту, персоналу, маркетингу, бухгалтеры и прочие ИТР сидят в отдельных офисных зданиях. Даже для них реальное производство – это «где-то рядом», а не за стенкой, как прежде. Что тогда говорить о людях «с улицы»?

Пресловутый «человек труда» тоже давно покинул передовицы местных газет, радиоэфиры и телеканалы. Правда, произошло это вовсе не потому, что СМИ разучились об этом писать, а потому что потребитель голосует за иное содержание. Но это отдельная тема.

Еще один «канал связи» жизни с производством – средняя школа – тоже приказал долго жить. Показывать мальчикам и девочкам цеха, в которых трудятся папы и мамы, и где, возможно, предстоит трудиться им самим, было важной советской традицией. Но в 90-е промышленности стало не до школьников, и традиция исчезла.

Остается еще один индикатор для населения – облик городов. Куда прежде шли огромные средства, которые зарабатывала советская промышленность? В том числе на развитие населенных пунктов, где действовали заводы. Именно на эти деньги в Саратове и окрестностях построены все дворцы культуры, большинство школ и детсадов, а также турбазы, дома отдыха, пансионаты и детские лагеря. На эти деньги строились и содержались (в конечном итоге) огромные жилые кварталы Ленинского, Кировского, Заводского районов, которые и появились благодаря запуску гигантов советской промышленности.

То есть раньше люди в нашей стране точно знали: завод работает – значит его окрестности развиваются и процветают. Но теперь эта схема больше не действует!

Сегодня прибыль от работы промышленности достается конкретным акционерам, причем многие из них – это частные лица, живущие даже не в Саратове. Предприятия больше не финансируют напрямую ни жилье, ни инфраструктуру, ни социалку – за пределами собственных конкретных объектов.

Но самое главное, что и налоги, которые платят предприятия, до Саратова… не доходят. Потому что мы живем в ситуации изуродованных межбюджетных отношений. Тех самых, когда все деньги, заработанные страной, стаскиваются в столицу, а оттуда снова перераспределяются по регионам «с барского плеча». Саратовские предприятия перечисляют в бюджеты десятки миллиардов рублей налогов. Но самому Саратову, который обеспечивает работников этих предприятий дорогами, светом городских фонарей, водой, отапливаемыми школами и детсадами, достаются крохи.

Результат – нынешняя странная ситуация. Местные предприятия выпускают продукцию, платят зарплаты, модернизируют производства, реконструируют корпуса, озеленяют территории. Но людям «со стороны» это чаще всего попросту не видно. Зато город выглядит так, будто «лихие 90-е», когда промышленность легла, и не кончались. А верить, конечно, всегда проще тому, что видишь.

Чем дольше у территорий будут отбирать заработанное, тем сильнее будет этот диссонанс. И тем сложнее будет объяснять гражданам, что действующие промышленные производства в Саратове – это не миф, а реальность, «данная нам в ощущениях». Вот только результаты работы этой промышленности принадлежат теперь, увы, немногим.

Источник: Общественно-политическое издание “Газета Наша Версия” N7 (257) 28 февраля 2014

http://nversia.ru/blog/view/id/7061