Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Михаил Кискин: бизнесмен и компьютерный сбой



"

 

Михаил Кискин: бизнесмен и компьютерный сбой - Общественное мнение Саратов Новости СегодняМихаила Кискина в Саратове потихоньку забывают. Между тем, масштаб этой личности рискует остаться несправедливо недооцененным. А по политической живучести, основанной на священном праве частной собственности, он способен дать фору сицилийскому моллюску из сериала с Микеле Плачидо. Человек, в истории которого хочется поставить точку,– так воспринимается г-н Кискин после знакомства с его чиновничьим и предпринимательским путем. И все же этот биографический обзор мы можем закончить лишь многоточием.

Карьера на атомной тяге
Г-н Кискин – человек, которого прочно ассоциируют с бывшим губернатором Павлом Ипатовым, его близкий друг. Вместе они работали на атомной станции с первой половины 80-х годов. Когда г-н Ипатов стал директором БАЭС, Михаила Кискина он сделал заместителем по охране труда. С 1992 года друзья вели и общий бизнес в фирме «Волгарь» по продаже мебели и бытовых товаров. К 1999 году Павел Ипатов – депутат Балаковского собрания от «Единой России», а Михаил Кискин пробует себя в бизнесе, напрямую связанном с атомной станцией. Сначала он руководит ЗАО «Балаковоатомкомплект», потом в руки предпринимателя попадают все сети городского освещения, обслуживаемые ООО «Промэнерго».
Попав в губернаторское кресло, г-н Ипатов потянул г-на Кискина за собой к вершинам. В первые месяцы правления глава региона отстранил от должностей руководство ОАО «Облкоммунэнерго» – структуры, контролирующей энергосети всей области. На пост гендиректора назначили нашего героя. При нем предприятие провело ряд реформ: например, были упразднены районные филиалы. В Энгельсе закрытию местного подразделения сопротивлялся тогдашний глава района Михаил Лысенко. Как писали СМИ, решить вопрос удалось, передав часть акций энергосбытовой компании людям, близким г-ну Лысенко,– бывшему сити-менеджеру Саратова Николаю Романову и Александру Стрелюхину.
Сын нового начальника Глеб вошел в число акционеров ОАО, ему же были переданы в управление ООО «Промэнерго» и еще одна кискинская контора «Саратовпромпроект». Тут же началась подготовка к продаже областной доли в «Облкоммунэнерго»; впрочем, процедура не была доведена до конца. Одновременно предприятия г-на Кискина получили многомиллионные строительные подряды от бюджетных структур. А фирм у этого бизнесмена накопилось немало. Выдвигаясь в областную думу в 2007 году, г-н Кискин декларировал доходы от – откуда что берется – следующих компаний: «Балаково-Банк», «Облкоммунэнерго», «Промэнерго», «Энергопромпроект», «Саратовпромпроект», «Балаковоатомкомплект», «Сервисный центр», «Балаковогражданпроект», «Волгаспецтранс», «Амазонит», «Балаковоспецпроект». Некоторые СМИ среди скрытых активов г-на Кискина называли также скандальную компанию «Саратовгесстрой», получавшую львиную долю областных капитальных подрядов.
Но даже «Облкоммунэнерго» в них активно участвовало, забирая себе подчас совершенно непрофильные контракты. Например, в Аркадаке, Новоузенске, Аткарске, поселке Алексеевка Хвалынского района ОАО прокладывало водозабор и канализацию. В одном только Аткарске за космические 529 миллионов рублей. Более того, строило школу в селе Золотая Степь Советского района, спортзал в Ртищево в школе №3, центральную районную больницу в Красноармейске, поликлинику в Вольске и бассейн в Ершове.

Всплывающая подсказка

Совмещение контактов
Думу нового созыва губернатор хотел сформировать под себя. Естественно, там появился Михаил Кискин, занявший пост зампреда регионального парламента. Придя в политику, он смог вывести свой бизнес на новый уровень. К концу первого ипатовского срока как раз образовалась группа недовольных главой региона, в прессу начала просачиваться информация о злоупотреблениях близких к нему людей.
Сын депутата Саратовской областной думы Михаила Кискина стоит за рейдерскими захватами земель бывшего Королькова сада – заявил на пресс-конференции в сентябре 2009 года ректор СГАУ Николай Кузнецов. По его словам, руководитель «Промэнерго» Глеб Кискин намерен прибрать к рукам учебное хозяйство «Агроцентр». Депутат заверил, что с его стороны реакции на заявления ректора СГАУ не последует, и прокомментировал: «Я что, больной на голову?».
Спустя месяц, выступая перед журналистами, гендиректор «Саратовэнерго» Глеб Петров заявил, что посредник, а именно «Облкоммунэнерго», не перечисляет поставщику электричества аж 487 млн рублей, собранных с населения. Деньги растворяются на счетах энергосбытовой фирмы, центральный офис которой к тому моменту переехал на родину г-на Кискина в Балаково. Чтобы разобраться в ситуации, создана правительственная комиссия во главе с зампредом Алексеем Щербаковым, который по стечению обстоятельств теперь сам стал директором «Саратовэнерго». Непосредственный сборщик платежей, компания «СОЭК» оказалась также частично принадлежащей Михаилу Кискину, а задержка расчетов, возможно, связана с конфликтом учредителей, среди которых был Юрий Ерофеев, ныне депутат гордумы.
С 2007 года г-н Кискин в качестве директора «Облкоммунэнерго» официально не упоминался, так как на платной основе работал в комитете облдумы. Однако при этом совет директоров ОАО регулярно давал понять, что его политику продолжает определять именно Михаил Кискин. Противозаконным совмещением должностей и сопутствующим конфликтом интересов тогда очень интересовались журналисты, но не надзорные органы. Г-ну Кискину удалось отбодаться – должность он занимает, но якобы находится в бессрочном отпуске и денег не получает.

Человек-ошибка
Как раз в это время управляющие компании Балаково резко подняли ставки по коммунальным услугам. Ни с того ни с сего платежи выросли на 500-600 рублей. Уже тогда в городе ходили слухи о монополии г-на Кискина в балаковском ЖКХ. На митинг протеста впервые за многие годы вышли больше тысячи горожан. Павел Ипатов был вынужден дипломатично назвать повышение цен ошибкой коммунальщиков – якобы произошел компьютерный сбой, и цены вернули на место. Надо сказать, что в каждый балаковский визит г-на Ипатова жильцы засыпали губернатора жалобами на бездействие жилищных управленцев, на что тот мог лишь распылять в воздухе уверенные, но безадресные угрозы. Все-таки дружба есть дружба. Поэтому, выпуская пар, в Балаково поснимали чиновников, которые к платежкам, рассылаемым вице-спикером областной думы, никакого отношения не имели. При этом задекларированный доход Михаила Кискина, в чьих аффилированных структурах может запутаться даже Джордж Сорос, еле достигал двух миллионов рублей, а его супруги – 215 тысяч в год.
В 2010 году была опубликована аудиозапись трехлетней давности, на которой человек, по голосу похожий на Михаила Ксикина, разговаривает с другим, якобы представляющим бывшую главу Саратовского района Стефаниду Тимохину. Г-н Кискин передает требования депутата облдумы Сергея Курихина, чтобы г-жа Тимохина покинула пост в обмен на два миллиона рублей. Иначе ей грозит уголовное преследование. Впоследствии г-на Кискина обвиняли в содействии рейдерским атакам г-на Курихина на балаковские предприятия.
По депутатской декларации 2011 года объект нашего внимания оказался настоящим рантье. Вице-спикер имеет несколько нежилых зданий и помещений, кафе, автостоянку, гараж площадью 224 кв. метра, а также 11 земельных участков, один из которых площадью 1 255 кв. м предназначен для строительства жилого дома, а другой занимает часть балаковской набережной.
В негласно управляемом семейством Кискиных ОАО «Облкоммунэнерго» происходили странные вещи. Несмотря на имеющуюся прибыль, компания почти ежегодно брала кредиты. Только за 2011 год и только в Сбербанке ОАО «Облкоммунэнерго» взяло в кредит около 180 млн рублей. В 2012 году взяли около 73 млн. До этого брали еще 93 млн под залог собственных зданий.
Был у «Облкоммунэнерго» и другой источник кредитования, причем льготного. «Балаково-Банк» – доли в котором принадлежали г-ну Кискину, его жене Татьяне и сыну Глебу – приоритетно обслуживал фирмы, близкие Павлу Ипатову. По сообщениям СМИ, 3,22% акций банка принадлежали дочери губернатора Анне Ипатовой, а также родне со стороны супруги. Среди акционеров были также ЗАО «Стройэкс» и ЗАО «Таня», в котором была доля у дочери областного главы комитета по управлению имуществом Виктории Бовтуновой. Был пакет акций и у другого ипатовского соратника Леонида Мажарова. Именно связанные с этими людьми компании оперировали деньгами вкладчиков банка, стороннему бизнесу за год давали в долг менее 300 млн рублей.
При этом Михаил Кискин протолкнул идею приватизации энергосбытового предприятия. Выступая на заседании думского комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям, г-н Кискин предложил взять на контроль оценку стоимости государственного пакета и сказал: «Есть оценка, которая производилась в Самаре перед сменой руководства. Там оценили стоимость всех акций в 1,5 млрд рублей, соответственно, государственный пакет оценивается в 900 млн рублей. Мое мнение: ОАО необходимо передать в хорошие руки за соответствующую цену». По мнению аналитиков, то был намек: мол, за такие деньги госпакет никто не купит, а вот те самые 73 млн рублей (недавно взятые в кредит) – как раз красная цена предприятию, обремененному долгами и получившему годовую прибыль в размере 649 тысяч рублей. Хорошие руки, готовые принять государственные активы, уже явно были наготове.
В конце 2011 года зампред облдумы покидает пост гендиректора «Облкоммунэнерго». Его место занимает Дмитрий Романов – человек, г-ну Кискину неподконтрольный.

День дезертира
К началу 2012 года, когда противостояние г-на Ипатова со сторонниками Вячеслава Володина достигло апогея, стало понятно, что дни действующего губернатора в его прежнем качестве сочтены. В новогодние праздники директора «Облкоммунэнерго» г-на Романова арестовали при получении взятки. Михаил Кискин делает рывок в противоположный лагерь, подавая приближающейся к власти группе единороссов отчаянные сигналы лояльности. В январе на страницах его собственной балаковской газеты «Упрямые факты» г-н Кискин опубликовал дерзких интонаций письмо Павлу Ипатову: «Вы, видимо, запамятовали, Павел Леонидович, что это было ваше поручение – создать достаточное количество УК, чтобы войти в федеральную программу капитального ремонта и программу сноса ветхого и аварийного жилья. И что львиную долю заказов (и соответственно – денег) по капремонту получили подконтрольные вам предприятия. Мне лично эта неблагодарная ноша с курированием управляющих компаний не принесла ничего, кроме нервотрепки и репутации «прихватизатора». Поэтому я с легким сердцем слагаю с себя полномочия коммунального куратора г. Балаково. Что будет с УК, меня отныне больше не волнует».
Демарш г-на Кискина был связан не только с колебаниями баланса сил, но и с тем, что распоряжением губернатора контроль над тепловыми тарифами был передан в Балаково филиалу «Волжской ТГК», которая оттеснила коммунальную империю вице-спикера от одного из денежных потоков. В ответ г-н Ипатов обвинил своего бывшего протеже в развале балаковской коммуналки и низких результатах «ЕР» на последних выборах в Госдуму. Спустя недолгое время СМИ написали о якобы состоявшейся встрече Михаила Кискина и Вячеслава Володина, у которого первый пытался получить гарантии безопасности при смене власти. Параллельно г-н Володин вел переговоры с главой «Саратовэнерго» Алексеем Щербаковым, который предъявил «Облкоммунэнерго» материальные претензии с перспективой банкротства.
Поскольку г-н Кискин дезертировал совсем незадолго до весенней отставки Павла Ипатова, губернатор не успел выдавить его людей с руководящих постов в Балаково. Тем самым облдеп сохранил в своих руках контроль над городом. А вот на районном уровне преобладали сторонники г-на Ипатова, которых новая региональная власть стала потихоньку менять на своих. Кискинскими же ставленниками заинтересовалась внезапно осмелевшая прокуратура, обратившая внимание на их коммерческую аффилированность. Началось очередное, довольно тихое, очищение рядов.

Охота на Кискина
В конце 2012 года в полицию с заявлением на Михаила Кискина обратился лидер псевдокоммунистического движения «Трудовое Балаково» Анатолий Калашников, про которого говорили, что он длительное время оказывал услуги Дмитрию Аяцкову, а позже – местному единороссу Александру Соловьеву. Г-н Калашников сообщил органам, что г-н Кискин, используя все 17 компаний, управляющих жильем в Балаково, занимается незаконной личной наживой с признаками мошенничества. В возбуждении дела было отказано.
Но обыски у Михаила Кискина все же начались – в июле 2012 года. Дело по шести эпизодам преступлений, классифицированных частью 4 статьи 159 УК РФ, было заведено начальником следственной части ГУ МВД Сатиновым и завизировано заместителем прокурора Балаково. По версии следствия, г-н Кискин обладал информацией о хищении денежных средств жителей райцентра, перечисленных за содержание жилого фонда балаковскими управляющими компаниями. Обыск проводился, в том числе, в балаковских квартирах депутата, который заявил следователям, что потерял почти все свои многочисленные юрлица. Дело передали следственному комитету.
Тем временем из Балаково пришло странное сообщение. Дескать, депутат райсовета Сергей Грачев, связанный с г-ном Кискиным, возглавил местное отделение оппозиционной партии РПР-ПАРНАС. Незадолго до этого «ЕР» отказалась поддерживать г-на Кискина на выборах в облдуму, так что попытка войти туда с оппозиционного хода выглядела бы для опального политика логичной. С тем же успехом эта информация, быстро опровергнутая самим г-ном Грачевым, могла быть нацеленным против него черным пиаром. Однако слухи, что г-н Кискин поддерживает оппозицию – коммунистов и ЛДПР – из мести новым балаковским властям в лице Ивана Чепрасова, множились. И было за что мстить. В августе только что назначенный и.о. заместителя главы администрации Балакова по ЖКХ Андрей Данилов в качестве первоочередной задачи назвал установление контроля со стороны администрации над работой управляющих и обслуживающих компаний.
Сам же Михаил Кискин вовсе не спешил скидывать с себя «коммунальное бремя», чем еще недавно грозил Павлу Ипатову. Ноябрьские переговоры Ивана Чепрасова и Михаила Кискина проходили за закрытыми дверями. Коммунальная война закончилась, намекнул глава администрации журналистам. Но не тут-то было. Главным козырем кискинской оппозиции остался банк персональных данных балаковцев, которым обладал связанный с королем ЖКХ расчетный центр. Говорят, что, несмотря на требования прокурора Дмитрия Сернова передать все это добро муниципальной структуре ИРЦ, представитель кискинского «Центра расчета коммунальных платежей» Алексей Иващенко ответил категорическим отказом.

Феникс из совета директоров
В 2013 году четыре финансовых структуры – «Балаково-Банк», филиал ЗАО «ИШБАНК», банк «Открытие» и саратовское отделение Сбербанка – обратили внимание Росфинмониторинга на подозрительные сделки с участием балаковского «Центра расчета коммунальных платежей» и пятнадцати местных управляющих компаний с названиями вроде «Жилкомбыт», «Форпост» и так далее. Финансовое ведомство провело проверку, за ней последовали аналогичные действия других надзорных структур.
Учредителем расчетного центра выступал Михаил Кискин. Бухгалтерские документы для него оформляла компания «Фингрупп», возглавляемая родной дочерью экс-депутата Юлией Волковой. Она же и ее супруг Николай Волков учредили в 2007 году ряд управляющих компаний Балаково. Таким образом, на 2011 год г-н Кискин контролировал 18 из 20 управляющих компаний города. Проведенное после письма банкиров журналистское расследование показало, что Михаил Кискин, изображая уступки администрации Балаково, требующей демонополизации коммунального рынка, совершил финт ушами. А именно, зарегистрировал на родственников еще двадцать управляющих компаний, которые и «составили конкуренцию» его старым фирмам. Последние, вместо того чтобы отчитываться за деньги, полученные от фонда содействия реформированию ЖКХ, просто обанкротились. Все 17 штук. Спектакль для власти был разыгран довольно умело, потому что в 2013 году администрация передала ряду новых компаний г-на Кискина федеральные средства по программе капремонта. Среди благодетелей Михаила Кискина всплывают фамилии бывших сотрудников балаковской администрации. Так, во время получения его управляющими компаниями федеральных средств в комитете капитального строительства Балаково, ответственного за распределение субсидий, работала Анна Антонова, бывшая сотрудница БАЭС, где г-н Кискин был, как мы помним, заместителем директора. По некоторой информации, с ее помощью г-н Кискин получил десятки миллионов рублей, которые снова канули в Лету. Согласно попавшим нам в руки документам и служебным запискам силовиков, правоохранители при содействии банков установили, что деньги, полученные по федеральным программам и собранные с жильцов через расчетный центр, аккумулированы на счетах в Латвии. За прошлый год глава администрации Балаковского района Иван Чепрасов неоднократно требовал возбудить дело против директора ЦРКП Алексея Иващенко, но о результатах пока ничего неизвестно.
Администрация Балаково смогла сделать одно – перехватить блокирующий двадцатипятипроцентный пакет городских управляющих компаний. По некоторым подсчетам, оставшиеся активы в ЖКХ приносят семье г-на Кискина до миллиарда рублей в год.
Но и это еще не все. Пресса сообщила, что пока Иван Чепрасов блокировал уже и так обанкроченные управляющие компании г-на Кискина, одиозный бизнесмен совершенно неожиданно всплыл в совете директоров ставшего ему родным «Облкоммунэнерго». Причем с пакетом в 25% акций. Девять жизней Михаила Кискина еще не подошли к концу…

http://www.om-saratov.ru/po-sushchestvu/28-april-2014-i10863-mixail-kiskin-biznesmen-i-kom