Добро пожаловать на сайт compromatsaratov.ru!

Этот сайт работал для Вас с 2009 года. Compromatsaratov.ru - крупный, хорошо известный всем саратовцам
медиаресурс, зарекомендовавший себя и заслуживший доверие за долгие годы работы.

Теперь сайт продается.

По вопросам приобретения просьба обращаться на email

sale@compromatsaratov.ru

КомпроматСаратов.Ru

Нет ничего тайного, что ни стало бы явным                         

Домашняя библиотека компромата Дениса Меринкова

[Главная] [Почта]



Рожденные ползать



"

В этом году исполняется 20 лет с тех пор, как работа местных воздушных линий в Саратовской области полностью прекратилась. Рассказы представителей старшего поколения о том, что во времена СССР из Саратова можно было добраться на самолетах в Аркадак, Хвалынск, Дергачи и остальные райцентры, воспринимаются как фантастика. Ведь сейчас из “столицы Поволжья” нет рейсов даже в Санкт-Петербург и другие крупнейшие города России – какие уж там районы… Тем не менее, областная власть в числе целей Стратегии развития региона до 2025 года записала ни много ни мало “восстановление и развитие внутрирегиональной сети аэродромов”. “Газета Наша Версия” постаралась разобраться, что осталось от советского авианаследия на местах и реалистичны ли амбициозные цели чиновников по организации пассажирских авиаперевозок между Саратовом и районами с учетом нынешних экономических обстоятельств.

Как пишет ветеран “Саравиа” Анатолий Жаворонский в интереснейшей книге “В небесах и на земле” (“Очерки по истории саратовского авиапредприятия гражданской авиации в ХХ веке глазами участника событий”), началом расцвета местных воздушных линий (МВЛ) можно считать 1950-е годы. В разные годы в Саратовской области насчитывалось от 30 до 40 аэропортов МВЛ. Удельный вес пассажирских перевозок в общем объеме работ достигал 25-30% и составлял 200-280 тысяч человек.

“Сравнительно слабо развитая сеть шоссейных и железных дорог области постоянно усиливала значение авиационных перевозок, делая их конкурентоспособными и рентабельными. До сих пор воображение непредвзятого читателя поражают регулярные, ежедневные, круглогодичные полеты в отдаленные населенные пункты области”, пишет автор. Поскольку саратовская “сеть шоссейных дорог” все ещё, мягко говоря, “слабо развита”, а в некоторые райцентры можно добраться по железной дороге не каждый день, авиа-сообщение времен СССР действительно поражает воображение.

Пользователи соцсетей выкладывают на своих страницах фотографии старых сборников расписаний местных авиалиний, удивляясь, в какие глухие углы губернии и с каким завидным постоянством прежде из Саратова летали самолёты. С учетом того, что расстояние, к примеру, до Алгая и Турков составляет 280 километров, до Перелюба – 370, а еще до других 15 райцентров – более 200, не удивительно, что население предпочитало передвигаться по области по воздуху, а не тащиться на автобусах. Тем более, что и тарифы были доступными. Так, билет на самолет до Базарного Карабулака стоил 2 рубля.

Как пишет Жаворонский, большинство аэродромов имели грунтовые взлетно-посадочные полосы (ВПП). В самых отдаленных аэропортах, как правило, располагались небольшие склады для хранения авиатоплива, но постройки для персонала и пассажиров были “достаточно примитивными”.

Тем не менее, в 1970-е из саратовского аэропорта в дни пиковой нагрузки происходило до 220 (!) вылетов самолетов разных типов судов. Суточные отправки пассажиров составляли до 3,5 тысяч человек. Немалая часть этого потока приходилась на местные линии. По ним перевозили и грузы, включая почту и свежие газеты. “По количеству отправленных пассажиров выделялись Маркс и Базарный Карабулак. В праздничные дни в каждый из названных аэропортов выполнялось на самолетах АН-2 по 10-12 рейсов”, пишет автор.

Реформы 1990-х нанесли смертельный удар по местным авиалиниям. “Начатая правительством РФ с января 1992 года либерализация цен привела к убыточности воздушных перевозок из-за низкой их рентабельности. Цены на авиатопливо в стране только за 1992 год выросли почти в 200 раз! Но вынужденное повышение авиа-тарифов в 146 раз все равно не смогло покрыть издержек из-за резкого снижения платежеспособного спроса населения”, – сокрушается автор. Объем авиаперевозок стал стремительно падать, а внутри региона в ноябре 1994-го они прекратились совсем.

Останки былого благополучия

Сегодня большинство прежних советских аэродромов сложно обнаружить на местности. Грунтовые взлетно-посадочные полосы заросли, распаханы или застроены. Используются бывшие летные поля теперь по-всякому. В Базарном Карабулаке, к примеру, минувшей зимой на территории аэродрома проходили лыжные гонки в рамках Всероссийских соревнований “Лыжня России – 2014″.

“Отсутствие с 90-е годы спроса на региональные авиаперевозки по объективным причинам привело к полной ликвидации наземной инфраструктуры аэропортов местных воздушных линий. На сегодняшний день аэродромы не пригодны к эксплуатации и закрыты”, – говорится в ответе на запрос редакции комитета по транспорту за подписью зампредседателя Андрея Дармограя.

Впрочем, в ряде районов ВПП имели и твердое покрытие. Может быть, они могли бы стать фундаментом для возрождения авиаперевозок внутри области? “Аэродромы с твердым покрытием полностью разрушены и для восстановления требуются большие финансовые вложения”, – отмечают в комитете.

Ответы на уточняющие запросы редакции из администраций ряда районов, где, судя по информационным базам, были ВПП из бетона или с асфальтовым покрытием, дают понять, что советское наследие действительно сохранилось, главным образом, “в памяти народной”.

К примеру, Калининскому району от Советского Союза досталась ВПП с твердым покрытием длиной 750 метров и шириной 20. В ответ на запрос глава администрации Дмитрий Алексеев сообщил, что в настоящее время “право собственности на территорию бывшего аэродрома у кого-либо отсутствует”, равно как и асфальтовое покрытие. Более того: “территория бывшего аэродрома разделена на земельные участки для индивидуального жилищного строительства в соответствие с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Калининска, которые предоставляются многодетным семьям, стоящим в очереди на получение бесплатных земельных участков”. Как можно раздавать землю бывшего аэродрома под застройку, если она тебе не принадлежит? Как говорил известный сатирик, “вопрос, конечно, интересный”.

В Балашовском районе в годы СССР были построены несколько аэродромов. Один из них военные эксплуатируют до сих пор. Это учебный аэродром Балашовского учебного авиационного центра, который является факультетом Краснодарского военного авиаинститута. В окрестностях его летного поля находится посадочная площадка, откуда до 1992-го выполнялись рейсы местных воздушных линий.

Рядом с селом Новопокровское была ВПП с асфальтовым покрытием длиной 400 метров, между селами Терновка и Михайловка – еще одна, длиной 440 метров. Как сообщил “Газете Наша Версия” глава администрации Балашовского района Александр Москалев, все эти аэродромы “на балансе в районе не числятся, в настоящее время используются под пастбище, асфальтовое покрытие практически отсутствует”.

Перелюбскому району от СССР перепала асфальтовая ВПП еще более солидного размера, длиной в километр. Как сообщил нашему изданию глава администрации Геннадий Мотин, “территория бывшего аэродрома находится в собственности Российской Федерации”, а твердое покрытие ВПП “нуждается в капитальном ремонте”.

Петровский мираж

Петровский район области располагает сразу двумя брошенными аэродромами, и оба – военные. Экскурсии по ним, предпринятые автором, позволяют составить общее представление о том, как выглядит советское авианаследие в районах.

Рожденные ползать

Один из бывших аэродромов находится поблизости от села Рузаевка. Если не знать точно, что ищешь, о существовании остатков взлетно-посадочной полосы аэродрома в этом месте догадаться невозможно. Не исключено, что весной или осенью очевидная проплешина в поле больше бросается в глаза. Но летом, когда едешь из Петровска в Рузаевку, светлая полоса среди зеленых просторов кажется просто особенностью рельефа.

Незнакомый с историей района путешественник, свернув на грунтовку и проехав полкилометра, наверняка будет обескуражен. Ведь он вдруг окажется на обширной площадке, состоящей из массивных плит, которые с какого-то перепуга лежат в буквальном смысле в чистом поле. Границы бывшей ВПП аэродрома сегодня понять сложно. Шестиугольные бетонные плиты, которыми она была вымощена, давно потеряли товарный вид и разрушаются. Сейчас между ними красиво прорастает высокая трава и полевые цветы, образуя странные, правильной формы пустоты, напоминающие рисунком пчелиные соты. Никаких иных следов того, что когда-то здесь был аэродром, на поле возле Рузаевки найти не удалось.

Призрак советской цивилизации

Другой брошенный аэродром возле Петровска – еще более грандиозное сооружение. Это целый авиакомплекс, который кроме ВПП и всех необходимых служб включал еще и большой жилой поселок для военных. Аэродром был расформирован каких-то 15 лет назад. Но при его осмотре возникает впечатление, что с тех пор прошли столетия.

На спутниковых снимках “Яндекс” и Google, которые доступны в настоящее время, взлетно-посадочные полосы этого аэродрома выглядят целыми, производя особое впечатление на фоне рядовой городской застройки. В реальности же этих полос уже не существует. По крайней мере, автор их не обнаружил. Догадаться, что на этой территории когда-то была дорога в небо, можно лишь по неравномерно растущей траве и остаткам бетонных дорожек, которые внезапно возникают и также обрываются.

Рожденные ползать

Самый заметный объект, который дает понять, что находишься на территории бывшего аэродрома, – заброшенная 5-этажная башня командно-диспетчерского пункта, которая прячется в высоких березах. Верхний этаж, как и положено в таких случаях, был сделан в виде стеклянного восьмигранника, что обеспечивало максимальный обзор диспетчерам. Сегодня под ржавой крышей можно увидеть лишь рамы. Впрочем, это касается и любого другого окна здания – абсолютно все стекла в нем были кем-то старательно разбиты.

Даже издалека башня выглядит так, будто на территории Петровска некоторое время шла война. Жалкие лохмотья, оставшиеся от декоративной плитки на фасаде, почти не скрывают кирпичную кладку. Земля по периметру завалена битым стеклом, кирпичами и всевозможным мусором.

Рожденные ползать

Облупившаяся краска на стенах, лестницы без перил, обрушившиеся перекрытия, разбитые оконные рамы и раскуроченные дверные проемы создают ощущение, будто рядом со зданием произошел взрыв. Многочисленные метки внутри “Здесь были…”, выполненные с использованием всевозможных подручных средств и техник (от ножей до баллончиков для граффити), дают понять, что в башню многие годы не зарастала народная тропа. Что можно было утащить – украдено. Многие стены варварски “изрыты” в поисках проводки, в них пробиты огромные дыры. Что нельзя было унести – изуродовано и изгажено.

Функциональное назначение строений, сохранившихся поблизости от диспетчерской, определить невозможно, от них остались лишь коробки с выдранными оконными рамами. В капитально сделанных подземельях, разбросанных по территории, мрак, могильный холод, пустота и хлам.

На обнаруженном в одном из подземных коридоров большом рукописном (!) плакате “Обязанности диспетчера” можно прочесть любопытные подробности “из прошлой жизни”. “Коммутаторы: “Балашов – антрекот, Ртищево – директриса, Куйбышев – брегет, Сызрань – граненый, Саратов – чеканный, Энгельс – плафон”. Табличка “Время полета”: Куйбышев – 1.08, Киев – 2.56, Челябинск – 2.57, Сызрань – 0.41, Волгоград – 1.09, Казань – 0.59…

При взгляде на эти цифры бывший аэродром смотрится обломком большой и могущественной цивилизации, от которой нынешняя российская, с ее разбитыми саратовскими дорогами, нудным автобусным сообщением, редкими поездами-”кукушками” на железной дороге и единичными пассажирскими судами в нашей акватории Волги, отстает в развитии на порядки.

Огромное распахнутое пространство бывшего летного поля буйно заросло яркими цветами и ковылем. Теперь на территории брошенного аэродрома пустынно, безлюдно и тихо. Сохранившиеся подземелья – идеальное место для съемок кинофильмов про зомби и апокалипсис. Но восстанавливать там фактически нечего.

Рожденные ползать

В ответе на запрос “Газеты Наша Версия” глава Петровского района Юрий Заигралов сообщил: “В связи с тем, что объекты не являются муниципальной собственностью, полномочий по предоставлению сведений об их состоянии у администрации не имеется. Но по сведениям, полученным из неофициальных источников, аэродром был разобран, ж/б плиты вывезены в город Читу”.

Второй аэродром, судя по новостным сообщениям 10-летней давности, частично разорили не без участия местной администрации. По крайней мере, именно об этом говорится в прежних публикациях под заголовками типа “В Петровске разобрали военный аэродром”. Речь в них идет о том, что в 2003 году с летного поля у Рузаевки были похищены около 2,5 тыс. бетонных плит, а землю затем распахали тракторами. Ущерб, по оценке военных, составил 2 млн. рублей. Похищенными плитами, по данным СМИ и по словам жителей, были затем… вымощены улицы Петровска. При этом Николай Бабанский, который тогда занимал пост главы района, в комментарии “ГТРК-Саратов” заявил, что ему о разорении военного аэродрома в Рузаевке ничего не известно, а аэродром в Петровске вообще один.

Какая судьба ожидает брошенные аэродромы этого района в будущем?

(Продолжение следует)

Источник: Общественно-политическое издание “Газета Наша Версия”

N24 (274) 4 июля 2014

http://nversia.ru/rubric/view/id/7358